ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 ноября 2010 года N 285-п
О ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА 2011 - 2013 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры от 9 октября 2013 года N 408-п
____________________________________________________________________
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры
от 03.11.2010 N 285-п (ред. 29.10.2012),
от 19.02.2011 N 41-п, от 13.05.2011 N 161-п,
от 07.10.2011 N 364-п, от 24.11.2011 N 443-п,
от 23.12.2011 N 498-п, от 14.01.2012 N 7-п,
от 17.02.2012 N 65-п, от 16.03.2012 N 102-п,
от 30.03.2012 N 122-п, от 01.06.2012 N 189-п,
от 22.09.2012 N 335-п, от 29.10.2012 N 417-п,
от 24.11.2012 N 463-п, от 09.02.2013 N 39-п,
от 05.04.2013 N 111-п, от 19.04.2013 N 134-п,
от 17.06.2013 N 226-п, от 01.07.2013 N 236-п,
от 05.09.2013 N 352-п, от 07.11.2013 N 475-п,
от 28.11.2013 N 514-п)
В соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 ноября 2007 года N 306-п "О целевых и ведомственных целевых программах Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 12 июня 2010 года N 190-рп "Об оценке результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ автономного округа", в целях создания условий для улучшения ситуации в сфере жилищного строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 13.05.2011 N 161-п)
1. Утвердить целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" (далее - Программа) (прилагается).
2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
(в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.02.2013 N 39-п)
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2011 года.
4. Опубликовать настоящее постановление в газете "Новости Югры".
5. Пункт 3.2 раздела 3 приложения к настоящему постановлению действует до 1 января 2013 года.
(п. 5 введен постановлением Правительства ХМАО - Югры от 29.10.2012 N 417-п)
5. Утратил силу. - Постановление Правительства ХМАО - Югры от 13.05.2011 N 161-п.
И.о. Губернатора
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
И.С.ПЕТРОВ
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ "СОДЕЙСТВИЕ РАЗВИТИЮ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА 2011 - 2013 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА"
(в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры
от 03.11.2010 N 285-п (ред. 29.10.2012),
от 19.02.2011 N 41-п, от 13.05.2011 N 161-п,
от 07.10.2011 N 364-п, от 24.11.2011 N 443-п,
от 23.12.2011 N 498-п, от 14.01.2012 N 7-п,
от 17.02.2012 N 65-п, от 16.03.2012 N 102-п,
от 30.03.2012 N 122-п, от 01.06.2012 N 189-п,
от 22.09.2012 N 335-п, от 29.10.2012 N 417-п,
от 24.11.2012 N 463-п, от 09.02.2013 N 39-п,
от 05.04.2013 N 111-п, от 19.04.2013 N 134-п,
от 17.06.2013 N 226-п, от 01.07.2013 N 236-п,
от 05.09.2013 N 352-п, от 07.11.2013 N 475-п,
(далее - Программа)
Наименование Программы | целевая программа "Содействие развитию жилищного строительства на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" |
Дата принятия решения о разработке Программы | |
Государственный заказчик-координатор | Департамент строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.02.2013 N 39-п) |
Основные разработчики Программы | Департамент строительства, энергетики и жилищно- коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Дата утверждения программы | постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 3 ноября 2010 г. N 285-п "О целевой программе "Содействие развитию жилищного строительства" на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года" |
Цель Программы | создание условий и механизмов для увеличения объемов жилищного строительства, одновременно способствующих обеспечению жильем граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры |
Задачи Программы | дальнейшее формирование на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры градостроительной документации и внедрение автоматизированных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности; стимулирование застройщиков по реализации проектов развития застроенных территорий; стимулирование застройщиков по реализации проектов комплексного освоения территорий в целях жилищного строительства, предусматривающих строительство жилья эконом-класса; строительство жилья в целях обеспечения граждан, формирования маневренного жилищного фонда и сектора арендного жилья (в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 29.10.2012 N 417-п, от 09.02.2013 N 39-п) |
Важнейшие целевые показатели | реализация Программы должна обеспечить достижение следующих показателей за период ее действия: 1. Объем введенного жилья составит 5199 тыс. кв. м 1.1. Доля жилья, соответствующего стандартам эконом-класса, в общем объеме введенного жилья возрастет до 67% 2. Снос ветхого и аварийного жилья составит 466,2 тыс. кв. м (в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 29.10.2012 N 417-п, от 09.02.2013 N 39-п, от 19.04.2013 N 134-п) |
Сроки реализации | 2011 - 2013 годы и период до 2015 года |
Перечень подпрограмм | 1. Градостроительная деятельность 2. Утратил силу 3. Стимулирование жилищного строительства (в ред. постановления Правительства ХМАО - Югры от 09.02.2013 N 39-п) |
Объемы и источники финансирования Программы | в целом на реализацию программы планируется направить 30300827,7 тыс. руб., в том числе: 2011 год - 8726061,3 тыс. руб., из них: бюджет автономного округа - 7808564,2 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований - 917497,1 тыс. руб.; 2012 год - 7650413,7 тыс. руб., из них: бюджет автономного округа - 6866128,6 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований - 638295,1 тыс. руб.; привлеченные средства - 142390,0 тыс. руб.; средства программы "Сотрудничество" - 3600,0 тыс. руб. 2013 год - 9551796,6 тыс. руб., из них: бюджет автономного округа - 8199476,4 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований - 909020,2 тыс. руб.; средства программы "Сотрудничество" - 34580,1 тыс. руб. 2014 год - 3104864,1 тыс. руб., из них: бюджет автономного округа - 2178464,1 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. руб.; средства программы "Сотрудничество" - 876700,0 тыс. руб. 2015 год - 1726111,9 тыс. руб., из них: бюджет автономного округа - 1726111,9 тыс. руб.; бюджеты муниципальных образований - 0,0 тыс. руб.; средства программы "Сотрудничество" - 0,0 тыс. руб. Общий объем финансовых средств, направляемых на реализацию мероприятий программы за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2011 - 2015 годах, составит - 26778745,2 тыс. руб. (в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 24.11.2012 N 463-п, от 05.04.2013 N 111-п, от 19.04.2013 N 134-п, от 01.07.2013 N 236-п, от 05.09.2013 N 352-п, от 07.11.2013 N 475-п, от 28.11.2013 N 514-п) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы (показатели социально- экономической эффективности) | 1. Повышение уровня обеспеченности населения жильем до 20,6 кв. м/чел. 2. Сокращение удельного веса аварийного и ветхого жилья в общем объеме жилищного фонда автономного округа до 4,3% 3. Утратил силу. 4. Обеспечение муниципальных образований документами территориального планирования и градостроительного зонирования до 100% 5. Утратил силу 6. Сокращение количества семей, состоящих на учете для получения жилого помещения по договору социального найма, до 39154 семей 7. Доля семей, получивших жилые помещения и улучшивших жилищные условия, из числа семей, состоящих по состоянию на 1 января 2012 года на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, составит 20,0% (в ред. постановлений Правительства ХМАО - Югры от 29.10.2012 N 417-п, от 09.02.2013 N 39-п) |
В связи с исторически сложившейся схемой экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - автономный округ) территория располагает жилым фондом (28517,4 тыс. кв. метров), не покрывающим потребности в жилье населения. Основной объем существующего сегодня жилищного фонда автономного округа был построен в период бурного промышленного освоения нефтегазовых месторождений Западной Сибири, но и тогда темпы строительства жилья не покрывали существовавшей потребности в жилье, обусловленной значительным (почти в 5 раз) приростом населения.
Сформированный в указанный период жилищный фонд в большей степени представляет временное (некапитальное) жилье с истекшим на сегодняшний день расчетным сроком эксплуатации. Согласно данным органов государственной статистики, в общем объеме жилого фонда автономного округа 6,7% относится к ветхому и аварийному жилью, требующему расселения. Дополнительно следует учитывать наличие значительного числа помещений, приспособленных для проживания, - так называемых "балков".
Указанные причины, в том числе, породили и одну из главных социальных проблем автономного округа - недостаточный (ниже среднего по стране) уровень обеспеченности населения жильем (в 2009 году - 18,5, в 2008 году - 18,2 кв. метров на человека, в среднем по России в 2009 году - 22,4, в 2008 году - 22 кв. м на человека). Количество семей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма на начало 2010 года составило 51159 семей. По данным социологических опросов, жилищными условиями сегодня не удовлетворены 60% семей автономного округа.
Указанное выше свидетельствует о необходимости внедрения новых подходов в сфере жилищного строительства. Требуется проведение комплекса мероприятий по развитию регионального строительного комплекса и расширение его потенциальных возможностей.
Практика реализации программ жилищного строительства в ряде субъектов Российской Федерации показывает эффективность применения подходов, предусматривающих реализацию проектов комплексного освоения и развития застроенных территорий в целях жилищного строительства.
При этом массовое жилищное строительство, комплексное освоение и развитие территорий невозможны без наличия достаточного количества земельных участков. Для формирования земельных участков, как конечного результата, необходима разработка системы последовательных и взаимосогласованных документов градостроительного регулирования, обеспечивающих устойчивое развитие территорий, в составе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории.
В автономном округе обеспеченность муниципальных образований на 1 октября 2010 года составляет: документами территориального планирования - 83,9%, правилами землепользования и застройки - 66,0%. Автоматизированные информационные системы обеспечения градостроительной деятельности функционируют лишь в 9 муниципальных образованиях, еще в 7 они разрабатываются и частично внедрены, в 6 осуществляется подготовка к их разработке.
Сформирован перечень территорий комплексного освоения в целях жилищного строительства, застройка которых в планируемой среднесрочной перспективе станет основным из перспективных направлений развития жилищного строительства в регионе. Общая площадь застраиваемой территории составит 3573,6 га. Планируемый ввод жилья при реализации данных проектов составит 6792,62 тыс. м2, что обеспечит жильем порядка 320 тыс. человек (20,9% от общего населения автономного округа). В том числе предусматривается застройка 9 земельных участков индивидуальным жильем (223,49 тыс. кв. м), малоэтажное строительство - 17 участков (574,57 тыс. кв. м), средней этажности - 6 участков (651,15 тыс. кв. м), многоэтажное строительство - 23 участка (3303,74 тыс. кв. м), а также строительство на 12 участках с переменной этажностью застройки (2039,67 тыс. кв. м).
Следующим этапом планирования территорий застройки в регионе является формирование перечня территорий, занимаемых аварийным, фенольным либо ветхим жилищным фондом. Критерием для таких территорий определено наличие на ней более 70% строений, отнесенных к одному из непригодных для проживания классов, от общего количества объектов на соответствующем участке.
Перечень должен быть сформирован в течение 2011 - 2012 годов и являться главным приоритетом реализации политики в области градостроительного планирования и управления. Переселение, снос и застройка определенных данным перечнем территорий станет второй очередью реализации планов по развитию жилищного строительства в автономном округе.
Помимо этого, для обеспечения планируемого ввода жилья требуется целенаправленное развитие промышленности строительных материалов. Сегодня автономный округ характеризуется зависимостью от импорта в обеспечении строительными материалами.
Требуется разработка мероприятий, направленных на развитие собственного производства строительных материалов и конструкций. Согласно укрупненным расчетам, сегодня в среднем за год строительными предприятиями для ввоза в автономный округ строительных материалов из близлежащих регионов (Свердловская, Омская, Челябинская и Тюменская области) на транспортные расходы тратится в целом 35 - 36 млрд. рублей.
Отрабатываемые в данной Программе механизмы, в том числе основанные на плановом развитии инженерной инфраструктуры в соответствии с целевой программой "Модернизация и реформирование жилищно-коммунального комплекса на 2011 - 2013 годы и на период до 2020 года", позволят обеспечить существенное увеличение темпов жилищного строительства и удовлетворения платежеспособного спроса населения на жилье. При этом в соответствии с вышеназванной и данной программами предусматривается формирование различных моделей государственно-частного партнерства в жилищном строительстве (при реализации проектов комплексной застройки), которое предусматривает финансовое содействие органов государственной власти застройщикам при реализации масштабных проектов жилищного строительства, направленное на:
комплексное градостроительное планирование территорий в целях массового строительства жилья, в том числе эконом-класса;
развитие строительства жилья, в том числе малоэтажного, которое отвечает современным стандартам энергоэффективности, экологичности и доступности гражданам со средним уровнем доходов;
обеспечение строительства жилья необходимой инженерной инфраструктурой;
упрощение порядка предоставления кредитов застройщикам, жилищным некоммерческим объединениям граждан, в том числе жилищно-строительным кооперативам, для обеспечения строительства жилья, в первую очередь эконом-класса, в том числе малоэтажного.
Программа представляет собой взаимоувязанный комплекс мероприятий, направленных на повышение доступности жилья для населения путем массового строительства жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, а также сокращение сроков решения жилищных проблем населения.
Предусмотренные Программой мероприятия согласованы по целям и задачам с приоритетным национальным проектом Российской Федерации "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", проектом Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Программа разработана с учетом основных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, и Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 14 ноября 2008 г. N 491-рп.
Цель и задачи Программы указаны в паспорте Программы.
Перечень целевых показателей реализации Программы и их прогнозируемые значения приведены в таблице 1.
Основные мероприятия Программы приведены в таблице 2.
3.1. Программой предусматривается предоставление из бюджета автономного округа бюджетам городских округов и муниципальных районов субсидий на частичное финансирование расходов на градостроительную деятельность.
Софинансирование расходов осуществляется в виде субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований.
Субсидии предусматриваются в составе бюджета автономного округа на очередной финансовый год и плановый период.
К расходам бюджетов муниципальных образований, частично финансируемым из бюджета автономного округа, относятся расходы на:
разработку документов территориального планирования (генеральные планы поселений и городских округов, схемы территориального планирования районов);