Бюджетный прогноз
муниципального образования "Город Томск"
на долгосрочный период до 2028 года
Бюджетный прогноз муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период до 2028 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", с учетом стратегических целей, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", и реализуемых национальных проектах, Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденной решением Думы Города Томска от 27.06.2006 № 224, решения Думы Города Томска от 02.06.2015 № 1300 "О формировании бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 6 лет (на 2023 - 2028 годы) на основе прогноза социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года, утвержденного постановлением администрации Города Томска от 30.08.2022 № 807,постановлением администрации Города Томска от 12.09.2023 № 769 на основании постановления администрации Города Томска от 30.12.2015 № 1349 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения бюджетного прогноза муниципального образования "Город Томск" на долгосрочный период".
(В редакции, введенной в действие с 27.02.2024 года постановлением Администрации Города Томска от 22.02.2024 года № 156 - см. предыдущую редакцию)
Долгосрочное бюджетное прогнозирование подразумевает, что параметры бюджетной, налоговой и долговой политики, включаемые в краткосрочные бюджеты, будут базироваться на ориентирах, выработанных в рамках долгосрочного планирования. В свою очередь долгосрочные планы будут регулярно актуализироваться с учетом фактических условий развития экономики, возможной переоценки списка приоритетных задач и изменений внешних условий.
Долгосрочное планирование может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для необоснованного их роста.
Таким образом, долгосрочное бюджетное планирование должно сыграть важную роль в повышении сбалансированности бюджета муниципального образования "Город Томск" и качества бюджетной политики на муниципальном уровне.
1. Основные итоги реализации бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования "город томск" за 2021- 2022 годы
Реализация бюджетной, налоговой и долговой политики муниципального образования "Город Томск" в 2021 - 2022 годах осуществлялась в сложных экономических и политических условиях, когда целый ряд внешних и внутренних факторов вызвал изменения основных параметров бюджета, не соответствующих тем ожиданиям, которые закладывались при формировании бюджета на трехлетний период.
1.1. Доходы муниципального образования "Город Томск"
Основные направления налоговой политики определяют ориентиры в налоговой сфере и являются основой для составления проекта бюджета муниципального образования "Город Томск" (далее - бюджет города) в области формирования доходной части.
В 2022 году на формирование доходной части бюджета муниципального образования "Город Томск" повлияли следующие изменения нормативных правовых актов.
1. В части поступлений налога на доходы физических лиц:
- Федеральный закон Российской Федерации от 06.12.2021 № 406-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", которым с 01.01.2022 увеличен минимальный размер оплаты труда с 12 792 руб. до 13 890 руб.;
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2022 № 973 "Об особенностях исчисления и установления в 2022 году минимального размера оплаты труда, величины прожиточного минимума, социальной доплаты к пенсии, а также об утверждении коэффициента индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, коэффициента дополнительного увеличения стоимости одного пенсионного коэффициента и коэффициента дополнительной индексации пенсий, предусмотренных абзацами четвертым - шестым пункта 1 статьи 25 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", которым с 01.06.2022 минимальный размер оплаты труда увеличен на 10% до 15 279 руб.;
- Постановление Администрации Томской области от 27.06.2022 № 295-а "Об увеличении фонда оплаты труда работников, на которых не распространяется действие указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597, от 01.06.2012 № 761 и от 28.12.2012 № 1688 и о внесении изменений в отдельные постановления Администрации Томской области", которым с 01.06.2022 на 10% увеличен фонд оплаты труда ряда работников областных государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений Томской области и работников исполнительных органов государственной власти Томской области;
- решение Думы Города Томска от 17.05.2022 № 412 "О внесении изменений в отдельные решения Думы Города Томска", которым с 01.06.2022 на 10% увеличен фонд оплаты труда муниципальным служащим муниципального образования "Город Томск".
2. В части поступлений налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения:
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30.03.2022 № 512 "Об изменении сроков уплаты налога (авансового платежа по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году", которым в целях стабилизации экономики и поддержки бизнеса на 6 месяцев организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим отдельные виды экономической деятельности, продлены сроки уплаты налога за 2021 год и авансового платежа за I квартал 2022 года. Указанные платежи разрешено вносить по частям - по одной шестой их суммы не позднее последнего числа каждого месяца, начиная с месяца, следующего за тем, в которой истек срок уплаты с учетом продления.
- Постановление Администрации Томской области от 06.05.2022 № 195а "О продлении сроков уплаты налога (авансовых платежей по налогу), уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в 2022 году", которым для организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере дошкольного образования и оказывающих услуги по дневному уходу за детьми, продлены сроки уплаты налога за 2021 год и 1 квартал 2022 года до 30.09.2022, а за 1 полугодие и 9 месяцев 2022 года - до 15.12.2022.
В целях пополнения доходной части бюджета города в 2021-2022 годах и рационального использования муниципального имущества и земель, находящихся в границах города, были приняты следующие нормативные правовые акты и реализованы следующие мероприятия:
1. Ежегодно путем внесения изменений в постановление администрации Города Томска от 21.03.2017 № 165 "О плате за пользование жилым помещением (плате за наем)" утверждается базовый размер платы с применением коэффициента соответствия. Пересмотр размера платы за наем обусловлен повышением минимального взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах. Так, с 12.03.2021 изменен базовый размер платы с применением коэффициента соответствия с 7,48748 руб. за 1 кв.м до 7,73004 руб. за 1 кв.м в месяц, с 01.02.2022 - с 7,73004 руб. за 1 кв.м до 8,05392 руб. за 1 кв.м в месяц.
2. Решением Думы Города Томска от 06.04.2021 № 141 "О внесении изменений в решение Думы Города Томска от 05.11.2019 № 1204 "Об установлении на территории муниципального образования "Город Томск" налога на имущество физических лиц" в целях недопущения кратного роста налоговой нагрузки на собственников недвижимости в городе внесены изменения в действующие ставки по налогу на имущество физических лиц.
3. Решением Думы Города Томска от 14.05.2021 № 175 "О внесении изменения в решение Думы Города Томска от 04.10.2016 № 362 "О внесении изменений в отдельные решения Думы Города Томска" в целях реализации антикризисных мероприятий по оказанию поддержки отдельным категориям арендаторов земельных участков, принявших на себя с согласия дольщиков права и обязанности организаций-застройщиков, в отношении которых введена одна из процедур, применяемых в деле о банкротстве, до 01.01.2024 продлено действие льготного коэффициент 0,01 к ставкам арендной платы за землю в отношении земельных участков, предоставленных для завершения строительства многоквартирных домов.