Паспорт подпрограммы 3
"Доступная среда"
Наименование | Подпрограмма 3 "Доступная среда" (далее - подпрограмма 3) | |||||||||||||||||||||
Соисполнитель подпрограммы 3 (ответственный | Департамент социальной защиты населения Томской области | |||||||||||||||||||||
Участники подпрограммы 3 | Департамент социальной защиты населения Томской области; Департамент по культуре и туризму Томской области; Департамент общего образования Томской области; Департамент по вопросам семьи и детей Томской области; Департамент профессионального образования Томской области; Департамент информационной политики Администрации Томской области; Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области; Департамент здравоохранения Томской области; Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области; Департамент труда и занятости населения Томской области; Департамент развития информационного общества Администрации Томской области; Департамент финансово-ресурсного обеспечения Администрации Томской области | |||||||||||||||||||||
Цель | Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (далее - МГН) в Томской области и уровня профессионального развития и занятости инвалидов | |||||||||||||||||||||
Показатели цели | Показатели цели | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |||||||||||
Доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения | 40,8 | 45,2 | 49,6 | 54,5 | 54,6 | 54,7 | 54,8 | 54,9 | 55,0 | 55,1 | ||||||||||||
Задача подпрограммы 3 | Формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми; оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в Томской области; формирование условий для повышения уровня профессионального развития и занятости инвалидов | |||||||||||||||||||||
Показатели задачи подпрограммы 3 | Показатели задачи | 2013 год | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |||||||||||
1. Доля приоритетных объектов и услуг | 11,0 | 85,0 | 90,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||||||||||
2. Доля доступных | 25,0 | 31,25 | 45,0 | 50,6 | 57,6 | 65,9 | 70,6 | 75,3 | 80,0 | 84,7 | ||||||||||||
3. Доля приоритетных объектов, доступных | - | - | 11,8 | 57,9 | 63,2 | 73,7 | 78,9 | 84,2 | 89,5 | 94,7 | ||||||||||||
4. Доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных | - | - | 11,1 | 38,9 | 50,0 | 61,1 | 66,7 | 72,2 | 77,7 | 83,3 | ||||||||||||
5. Доля приоритетных объектов, доступных | - | - | 30,4 | 52,2 | 56,5 | 65,2 | 69,6 | 73,9 | 78,3 | 82,6 | ||||||||||||
6. Доля приоритетных объектов, доступных | - | - | 50,0 | 56,3 | 62,5 | 62,5 | 68,8 | 75,0 | 81,2 | 87,5 | ||||||||||||
7. Доля общеобразова-тельных организаций, | 6,5 | 12,8 | 20,0 | 21,9 | 22,6 | 23,2 | 23,2** | 23,2** | 23,2** | 23,2** | ||||||||||||
8. Доля дошкольных образовательных организаций, | - | - | 14,9 | 16,0 | 17,6 | 18,0 | 19,0 | 20,0 | 20,0 | 20,0 | ||||||||||||
9. Доля детей-инвалидов, | - | - | - | 55,6 | 66,8 | 68,3 | 69,3 | 70,3 | 70,3 | 70,3 | ||||||||||||
10. Доля лиц | 13,9 | 14,5 | 15,0 | 54,5 | 67,5 | 68,0 | 68,5 | 69,0 | 69,0 | 69,0 | ||||||||||||
11. Доля парка подвижного состава автомобильного | 4,8 | 4,8 | 4,8 | 13,4 | 11,1/ | 12,6/ 25,6 | 14,2/ | 15,8/ | 15,8/ 29,1 | 15,8/ 29,1 | ||||||||||||
12. Доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных | - | - | 40,0 | 60,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||||||||||
13. Доля приоритетных объектов, доступных | - | - | 50,0 | 50,0 | 66,7 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||||||||||
14*. Доля граждан, признающих навыки, достоинства | - | - | - | 71,0 | - | - | - | - | - | - | ||||||||||||
15. Доля образовательных организаций, | - | - | 21,9 | 23,3 | 24,1 | 24,7 | 25,4 | 26,6 | 26,6 | 26,6 | ||||||||||||
16. Доля детей-инвалидов | - | - | 75,0 | 80,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||||||||||
17. Доля детей-инвалидов, которым созданы условия | - | - | 95,0 | 96,0 | 97,0 | 98,0 | 99,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||||||||||
18. Доля детей-инвалидов | - | - | 25,0 | 30,0 | 35,0 | 40,0 | 45,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | ||||||||||||
19. Доля инвалидов, принятых | - | - | 100,0 | 101,0 | 102,0 | 103,0 | 105,0 | 107,0 | 107,0 | 107,0 | ||||||||||||
20. Доля студентов из числа инвалидов, обучающихся | - | - | 10,0 | 9,0 | 8,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | 7,0 | ||||||||||||
21. Доля выпускников-инвалидов | - | - | - | - | - | 90,0 | 95,0 | 100,0 | 100,0 | 100,0 | ||||||||||||
Ведомственные целевые программы, входящие | Отсутствуют | |||||||||||||||||||||
Этапы и сроки реализации подпрограммы 3 | 2015 - 2020 годы I этап - 2015 год; II этап - 2016 - 2020 годы; Прогнозный период - 2021 - 2022 годы | |||||||||||||||||||||
Объем | Источники | Всего | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 год | 2019 | 2020 год | 2021 год | 2022 год | ||||||||||||
федераль-ный бюджет | 87 206,2 | 44 689,0 | 23 467,9 | 8 509,2 | 6 508,0 | 4 032,1 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||
областной бюджет | 239 756,2 | 53 851,0 | 53 851,0 | 20 057,7 | 10 399,3 | 25 399,3 | 25 399,3 | 25 399,3 | 25 399,3 | |||||||||||||
местные бюджеты | 372,5 | 145,3 | 72,8 | 19,0 | 7,9 | 7,5 | 40,0 | 40,0 | 40,0 | |||||||||||||
внебюджет-ные источники (по согласо-ванию) (прогноз) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | |||||||||||||
всего | 327 334,9 | 98 685,3 | 77 391,7 | 28 585,9 | 16 915,2 | 29 438,9 | 25 439,3 | 25 439,3 | 25 439,3 | |||||||||||||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 3 | В результате реализации мероприятий подпрограммы 3 ожидается: 1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН в Томской области, в том числе: увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов (до 84,7% к 2022 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов (до 55,1% к 2022 году); 2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, в том числе: увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты (до 94,7% к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости (до 83,3% к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения (до 82,6% к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры (до 87,5% к 2022 году); увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки маломобильных групп населения, в парке этого подвижного состава (автобусного - до 15,8%, трамвайного - до 14,6%, троллейбусного - до 29,1% к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры (до 100,0% к 2020 году); увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов (до 100,0% к 2022 году); увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности этой категории населения (до 69,0% к 2022 году); увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста (до 100,0% к 2020 году); увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста (до 100,0% к 2022 году); увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов такого возраста (до 50,0% к 2022 году); увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (до 20,0% к 2022 году); увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (до 23,2% к 2022 году); увеличение доли инвалидов, принятых на обучение по программам среднего профессионального образования (по отношению к предыдущему году) (до 107,0% к 2022 году); уменьшение доли студентов из числа инвалидов, обучающихся по программам среднего профессионального образования, выбывших по причине академической неуспеваемости (до 7,0% к 2022 году); увеличение доли выпускников-инвалидов 9-х и 11-х классов, охваченных профориентационной работой, в общей численности выпускников-инвалидов (до 100,0% к 2022 году); 3) сбор и систематизация информации о доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе увеличение доли приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН, на которые сформированы паспорта доступности, в общем количестве приоритетных объектов и услуг приоритетных сфер жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области (до 100,0% к 2022 году); 4) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов в Томской области, в том числе увеличение доли детей-инвалидов, в отношении которых осуществлялись мероприятия по реабилитации и (или) абилитации в общей численности детей-инвалидов, имеющих такие рекомендации в индивидуальной программе реабилитации или абилитации (до 70,3% к 2022 году); 5) создание на территории Томской области системы должного информационно-методического обеспечения в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов; 6) создание на территории Томской области эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов; 7) преодоление социальной разобщенности и "отношенческих" барьеров в обществе; 8) формирование на территории Томской области условий для расширения использования русского жестового языка; 9) создание условий для участия инвалидов и других МГН в культурной жизни общества наравне с другими |
* Исходя из положений приказа Минтруда России от 06.12.2012 № 575 (в редакции приказа Минтруда России от 05.04.2016 № 149) показатель "Доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан субъекта Российской Федерации, %" не является обязательным.
** Показатель остается на уровне 2018 года, так как организации, имеющие право на участие (включенные в федеральный перечень), 100% приняли участие в данном мероприятии.
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 3
Государственная социальная политика Российской Федерации в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных прав с другими гражданами и возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также Федеральным законом от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В 2008 году Российская Федерация присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, которая ратифицирована в 2012 году Федеральным законом от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов".
Конвенция о правах инвалидов устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:
на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;
на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
С 1 января 2016 года вступили в силу положения Федерального закона от 1 декабря 2014 № 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", которыми внесены изменения в 25 федеральных законов. Законодательством определены виды помощи инвалидам при предоставлении государственных услуг с учетом специфики отрасли, даны полномочия органам государственной власти на определение порядков обеспечения условий доступности для инвалидов и других МГН объектов и услуг, а также установлены полномочия на определение порядков обеспечения условий доступности объектов и услуг.
В связи с этим в Томской области осуществляется системная работа по выполнению положений Конвенции о правах инвалидов. Совершенствуется региональная законодательная база, утвержден и реализуется План мероприятий ("дорожная карта") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг на период до 2030 года. Внесены необходимые изменения в административные регламенты по оказанию государственных и муниципальных услуг.
В рамках ратификации Конвенции о правах инвалидов с 2011 года в Российской Федерации реализуется государственная программа Российской Федерации "Доступная среда", положившая начало преобразованию среды для инвалидов и являющаяся инструментом государственной политики в сфере социальной защиты инвалидов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2014 № 2136-р срок действия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" продлен до 2020 года. Государственная программа Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы".
С началом реализации государственной программы Томской области "Доступная среда на 2014 - 2016 годы", действовавшей до 1 января 2015 года, работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности приобрела комплексный характер.
Подпрограмма "Доступная среда", включенная с 2015 года в состав государственной программы "Социальная поддержка населения Томской области", нацелена на обеспечение беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН и решает задачу по повышению уровня доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов и других МГН в приоритетных сферах жизнедеятельности в Томской области.
Настоящая подпрограмма, в рамках которой в Томской области начиная с 2016 года осуществляется работа по комплексному решению проблем по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов и других МГН, разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Конвенцией Организации Объединенных Наций "О правах инвалидов" от 13.12.2006;
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р;
распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.10.2014 № 2136-р о внесении изменений в Перечень государственных программ Российской Федерации, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.11.2010 № 1950-р, в части продления срока действия государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" до 2020 года;
постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 № 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
приказом Минтруда России от 06.12.2012 № 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения";
Законом Томской области от 10 сентября 2003 года № 109-ОЗ "О социальной поддержке инвалидов в Томской области";
постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 № 119а "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации";
распоряжением Губернатора Томской области от 30.01.2013 № 22-р "О проведении в Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" и иными правовыми актами.