МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 5 апреля 2016 года N 149

О внесении изменений в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"



Приказываю:

Внести изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" с изменениями, внесенными приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21 мая 2014 года N 343, от 19 февраля 2015 года N 103, от 15 апреля 2015 года N 231, согласно приложению.

Министр
М.А.Топилин

     

     

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 5 апреля 2016 года N 149

     

Изменения, которые вносятся в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 6 декабря 2012 года N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения"



1. Преамбулу приказа изложить в следующей редакции:

"В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 49, ст.6987) приказываю:".

2. В приложении к приказу:

а) в паспорте примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения:

в абзаце втором позиции "Основания разработки Программы" слова "постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы" заменить словами "постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 года N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы";

позицию "Цель Программы" изложить в следующей редакции:

"

Цель Программы

- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН) в субъекте Российской Федерации

";

позицию "Задачи Программы" изложить в следующей редакции:

"

Задачи Программы

- формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения отношенческих барьеров в субъекте Российской Федерации;

оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативной правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в субъекте Российской Федерации;

формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, занятости, здравоохранения, культуры, образования, транспортной и пешеходной инфраструктуры, информации и связи, физической культуры и спорта в субъекте Российской Федерации

";

примечание к позиции "Задачи Программы" исключить;

позицию "Целевые показатели (индикаторы) Программы (в соответствии с показателями Государственной программы)" изложить в следующей редакции:

"

Целевые показатели (индикаторы) Программы (в соответствии с показателями Государственной программы)

- 1) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов субъекта Российской Федерации;

2) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов субъекта Российской Федерации;

3) доля приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности субъекта Российской Федерации по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг;

4) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты субъекта Российской Федерации;

5) доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста субъекта Российской Федерации;

6) доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста субъекта Российской Федерации;

7) доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости субъекта Российской Федерации;

8) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации;

9) доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

10) доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста субъекта Российской Федерации;

11) доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации;

12) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры субъекта Российской Федерации;

13) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) субъекта Российской Федерации;

14) доля станций метро, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве станций метро (при наличии данного вида транспорта в субъекте Российской Федерации) субъекта Российской Федерации;

15) доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры субъекта Российской Федерации;

16) доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения субъекта Российской Федерации;

17) доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов субъекта Российской Федерации;

18) доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан субъекта Российской Федерации.

";

примечание к позиции "Целевые показатели (индикаторы) Программы (в соответствии с показателями Государственной программы)" изложить в следующей редакции:

"Примечание. Целевые показатели (индикаторы) Программы 2, 3, 14, 18 могут быть использованы субъектом Российской Федерации.";

позицию "Сроки и этапы реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"

Сроки и этапы реализации Программы

________________годы:

I этап - 2013-2015;

II этап - 2016-2018;

III этап - 2019-2020.

Примечание. По усмотрению субъекта Российской Федерации может быть выделена иная этапность.

";

позицию "Объемы и источники финансирования Программы" изложить в следующей редакции:

"

Объемы и источники финансирования Программы

- общий объем финансирования реализации Программы составляет ____ тыс. рублей, из них:

в 2016 году - _____ тыс. рублей;

в 2017 году - _____ тыс. рублей;

в 2018 году - _____ тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета, представляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минтруда России (прогноз) ____ тыс. рублей, из них:

в 2016 году - _____ тыс. рублей;

в 2017 году - _____ тыс. рублей;

в 2018 году - _____ тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета, представляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минобрнауки России (прогноз) ____ тыс. рублей, из них:

в 2016 году - _____ тыс. рублей;

в 2017 году - _____ тыс. рублей;

в 2018 году - _____ тыс. рублей;

- объем средств федерального бюджета, представляемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Минспорта России (прогноз) ____ тыс. рублей, из них:

в 2016 году - _____ тыс. рублей;

в 2017 году - _____ тыс. рублей;

в 2018 году - _____ тыс. рублей.

Примечание. В случае, если в соответствии с Программой субъекта Российской Федерации реализуются мероприятия, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН (далее - мероприятия в сфере деятельности Минтруда России), и/или создание в дошкольных образовательных, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования детей (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам) условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (далее - мероприятия в сфере деятельности Минобрнауки России), и/или поддержку учреждений спортивной направленности по адаптивной физической культуре и спорту (далее - мероприятия в сфере деятельности Минспорта России), то необходимо указать размер средств федерального бюджета в разбивке по годам, а также по объемам, предусмотренным на мероприятия в сфере деятельности Минтруда России и/или Минобрнауки России и/или Минспорта России;

- объем средств бюджета субъекта Российской Федерации ____ тыс. рублей, из них:

в 2016 году - _____ тыс. рублей;

в 2017 году - _____ тыс. рублей;

в 2018 году - _____ тыс. рублей;

Примечание. По усмотрению субъекта Российской Федерации может быть также выделен объем средств муниципальных бюджетов в разбивке по годам.

- объем средств из внебюджетных источников ____ тыс. рублей, из них:

в 2016 году - _____ тыс. рублей;

в 2017 году - _____ тыс. рублей;

в 2018 году - _____ тыс. рублей.

";

позицию "Ожидаемые результаты реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"

Ожидаемые результаты реализации Программы

- 1) увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов субъекта Российской Федерации;

2) увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов субъекта Российской Федерации;

3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН субъекта Российской Федерации с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

4) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты субъекта Российской Федерации;

5) увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста субъекта Российской Федерации;

6) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, в общей численности детей-инвалидов данного возраста субъекта Российской Федерации;

7) увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости субъекта Российской Федерации;

8) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения субъекта Российской Федерации;

9) увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций субъекта Российской Федерации;

10) увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов данного возраста субъекта Российской Федерации;

11) увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации;

12) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры субъекта Российской Федерации;

13) увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) субъекта Российской Федерации;

14) увеличение доли станций метро, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве станций метро субъекта Российской Федерации;

15) увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры субъекта Российской Федерации;

16) увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения субъекта Российской Федерации;

17) увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов субъекта Российской Федерации;

18) увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан субъекта Российской Федерации.

";

примечание к позиции "Ожидаемые результаты реализации Программы" изложить в следующей редакции:

"Примечание. Ожидаемые результаты реализации Программы 2, 3, 14, 18 могут быть использованы субъектом Российской Федерации.";

исключить сноски 4, 5, 6, 7;

б) в разделе I "Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами" в сноске <2> слова "здравоохранение, социальная защита, образование, физическая культура и спорт, культура, транспорт, информация и связь, жилищный фонд, потребительский рынок, сфера услуг" заменить словами "здравоохранение, социальная защита, занятость, спорт и физическая культура, информация и связь, культура, транспортная и пешеходная инфраструктура";

в) в разделе IV "Перечень программных мероприятий":

после абзаца девятого дополнить абзацами десятым-двадцать вторым следующего содержания:

"В рамках реализации мероприятий по адаптации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, в том числе за счет средств федерального бюджета, могут проводиться работы:

на входах и путях движения к земельным участкам (например, устройство бордюрных пандусов, укладка тактильных полос, оборудование остановочных пунктов, наземных и подземных пешеходных переходов, закупка звукосигнальных светофоров);

на специально отведенных парковочных местах для инвалидов (например, разметка места для стоянки автомашины, установка дополнительной информации (таблички) "Инвалид");

в помещениях и их элементах:

- на входах и путях движения внутри зданий (например, расширение дверных проемов; приобретение и установка пандусов, подъемных устройств, лифтов, размеры которых предназначены для пользования инвалидов на креслах-колясках, поручней перил на лестничных маршах, тактильных напольных указателей и нанесение контрастных полос);

- в санитарно-бытовых помещениях (например, расширение дверных проемов, установка откидных опорных поручней, штанг, поворотных или откидных сидений, крючков для костылей; систем тревожной сигнализации, обеспечивающей связь с помещением постоянного дежурного персонала (поста охраны или администрации объекта).

Также внутри помещений и их элементов, в том числе за счет средств федерального бюджета, могут проводиться следующие работы:

- установка аудиовизуальных и информационных систем внутри зданий (информационные табло и пиктограммы, терминалы, "бегущие строки", звуковые и световые маяки, тактильные мнемосхемы со шрифтом Брайля, индукционные системы; кнопки вызова "помощника");

- оборудование зон оказания услуг (понижение прилавков, окон обслуживания), мест повышенного удобства с дополнительным местом для собаки-поводыря или устройства для передвижения в местах ожидания и местах приема граждан;

- приобретение кресел-колясок и/или ступенькоходов для перемещения инвалидов, использующих указанные технические средства, внутри зданий и помещений организаций здравоохранения и социального обслуживания населения.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета могут реализовываться мероприятия по модернизации подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта и/или оборудования имеющегося транспорта. При этом, адаптированный подвижной состав должен быть оснащен специальными техническими средствами, включая откидную аппарель, сигнальные кнопки, светодиодное табло с бегущей строкой для уведомления о названиях остановочных пунктов по маршруту движения, а также устройства дополнительной визуализации речевой информации для инвалидов по слуху.

Обеспечение беспрепятственного доступа для инвалидов и других МГН в административные здания и служебные помещения необходимо осуществлять за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При этом указанные объекты не включаются в перечень приоритетных объектов.

При проведении мероприятий по адаптации приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН следует руководствоваться Федеральным законом от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 1, ст.5; 2013, N 27, ст.3477), а также сводом правил СП 59.13330.2012 (актуализированная редакция СНиП 35.01.2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения").";

после абзаца двадцать седьмого дополнить абзацами двадцать восьмым-тридцать четвертым следующего содержания:

"В Программу субъекта Российской Федерации должны быть включены следующие мероприятия, которые могут софинансироваться за счет средств федерального бюджета:

организация и проведение общественно-просветительских кампаний по распространению идей, принципов и средств формирования доступной среды для инвалидов и других МГН;

обучение (профессиональная переподготовка, повышение квалификации) русскому жестовому языку переводчиков в сфере профессиональной коммуникации неслышащих (переводчик жестового языка) и переводчиков в сфере профессиональной коммуникации лиц с нарушениями слуха и зрения (слепоглухих), в том числе тифлокомментаторов;

проведение совместных мероприятий инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность (фестивали, конкурсы, выставки, спартакиады, молодежные лагеря, форумы и др.);

организация круглосуточных диспетчерских центров связи для глухих с целью оказания экстренной и иной социальной помощи;

оснащение кинотеатров необходимым оборудованием для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокоментированием.

Примечание. В случае, когда кинотеатры, расположенные на территории субъекта Российской Федерации, находятся в частной собственности, необходимо организовать взаимодействие с коммерческими организациями, осуществляющими деятельность по организации отдыха и развлечений, спорта и культуры, в части обеспечения закупки оборудования, необходимого для осуществления кинопоказов с подготовленным субтитрированием и тифлокомментированием, в целях выполнения положений, предусмотренных Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст.6928) по обеспечению инвалидам равных с другими лицами условий беспрепятственного доступа к принадлежащим им объектам и предоставляемым на них услугам. При этом, указанное мероприятие не может быть реализовано за счет средств федерального бюджета.";

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»