Действующий

Об утверждении государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Томской области" (с изменениями на 3 мая 2024 года)


Характеристика текущего состояния сферы реализации
государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Томской области"


Сельские территории Российской Федерации являются ключевым ресурсом страны, важность которого стремительно растет в условиях усиления процессов глобализации при одновременном увеличении значения природных  и территориальных ресурсов для развития страны.

Численность сельского населения Томской области на 1 января 2021 г. составила 298,8 тыс. человек, что на 1 тыс. человек больше, чем на 1 января 2020 г. (297,8 тыс. человек). За последние 5 лет доля сельского населения Российской Федерации увеличилась с 27,8 процента (на 1 января 2016 г.) до 27,9 процента  (на 1 января 2021 г.).

На территории Томской области на начало 2021 года насчитывалось  577 населенных пунктов. Томская область делится на 112 сельских поселений,  16 муниципальных районов, 4 городских округа, 3 городских поселения.  В Томской области 6 городов: Томск, Северск, Асино, Колпашево, Стрежевой  и Кедровый. В среднем на 1 муниципальный район приходится примерно  5 - 6 сельских поселений, 29 сельских населенных пунктов и 518 жителей  (1,3 тыс. жителей - с учетом городского населения), а на 1 сельское поселение - около 5 сельских населенных пунктов. При этом по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года количество сельских населенных пунктов  без населения составляло 17.

На протяжении ряда лет усиливается поляризация сельских поселений  по численности населения, что приводит к изменению исторически сложившейся сети расселения. Происходит старение сельского населения, снижение рождаемости в сельской местности, сокращение населения трудоспособного возраста, сохраняется миграция из сельских населенных пунктов в города. Общий коэффициент смертности, коэффициенты младенческой смертности и смертности  в трудоспособном возрасте в сельской местности остаются выше, чем в городе. Между городом и селом сохраняется разрыв в продолжительности жизни свыше 1,5 лет. Убыль сельского населения является как следствием демографических процессов, так и результатом недостаточного развития экономики  и инфраструктуры сельской местности.

Вместе с тем при грамотном и эффективном использовании потенциала сельских территорий может быть обеспечено устойчивое развитие экономики, высокий уровень и качество жизни сельского населения страны.

По итогам 2021 года, по информации Федеральной службы государственной статистики, достигнуты следующие результаты:

численность сельского населения на начало 2022 года составила 296,7 тыс. человек, уменьшив показатель на начало 2021 года на 2,1 тыс. человек;

общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на 1 жителя  в сельских населенных пунктах, приблизилась к значению 29 кв. метров  на человека и составила 28,81 кв. метра на человека, по Российской Федерации 28,25 кв. метра на человека;

доля площади жилищного фонда, обеспеченного всеми видами благоустройства, в общей площади жилищного фонда субъекта Российской Федерации составила 25,63 процента, превысив плановое значение 22,3 процента на 3,33 процентных пункта;

миграционный отток сельского населения составил минус 2 тыс. человек.

Вместе с тем не удалось достичь плановых значений по следующим показателям:

удельный вес сельских населенных пунктов, имеющих дороги с твердым покрытием, связанные с сетью автомобильных дорог, по данным Федерального дорожного агентства, составил 64,7 процента при плановом показателе  64,5 процента;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения составила 69,7 года, что ниже планового показателя 71,17 года;

уровень занятости сельского населения составил 62,0 процента  при плановом значении 59,8 процента, по Российской Федерации 64,9 процента;

соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств составило 79,23 процента при плановом значении 79,07 процента.

Одним из важнейших экономических показателей уровня жизни на селе является средняя начисленная заработная плата в сельском хозяйстве, охоте, рыболовстве и рыбоводстве. За 2020 год, по данным статистики, ее размер составил 34311 рублей.

В развитии социальной инфраструктуры сельских территорий наблюдаются тенденции сокращения числа организаций социальной сферы. Так, по данным статистики, количество организаций культурно-досугового типа сократилось  с 275 единиц на конец 2020 года до 273 единиц на конец 2021 года.

Физическое воспитание и воспитание культуры здорового образа жизни  в 2021 году осуществлялось через формирование на базе образовательных организаций школьных спортивных клубов, участие в региональных  и всероссийских спортивных мероприятиях и соревнованиях. Доля населения, занятого в экономике, занимающегося физической культурой и спортом, в общей численности населения, занятого в экономике, на конец 2020 года составила  25,0 процента, на конец 2021 года 28,0 процента.

Общая численность обучающихся в общеобразовательных организациях  в 2021 году составила 124870 чел., из них 39519 чел. (или 31,6%) обучались  в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности  (в городской местности - 85351 чел.).

В 2021 году 24 общеобразовательные организации, расположенные  в сельской местности и малых городах, обновили материально-техническую базу для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей. На базе  организаций - участников проекта открыты центры образования цифрового  и гуманитарного профилей "Точка роста".

В рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" в 2021 году детским технопарком "Кванториум" разработан ряд новых программ, отвечающих направлениям современной инженерии, цифровым технологиям и национальным технологическим инициативам ("Технологии живых систем", "Нейротехнологии  и когнитивные науки: на связи с каждым нейроном!", "Геномное редактирование: мир в наших руках, все от синтеза инсулина, до модификаций генома человека", "Технологии для человека", "Компьютерные игры и анимация вместе со Scratch", "Сервисы Internet of Things: Backend & Frontend разработка", "GameDev", "Виртуальный геотур: 3D-панорамы и 3D-туры"). Также активно ведется разработка онлайн-курсов на платформе Stepik. За 2021 год разработано более  20 новых курсов, число слушателей на них составляет 8034 человека. Курс "Развитие математического мышления для будущих инженеров" включен  в перечень материалов для участников национальной технологической олимпиады Junior. В рамках сетевого взаимодействия было реализовано 4 совместные программы с Сибирским государственным медицинским университетом  и 2 программы с Томским политехническим университетом.

До 2013 года главным инструментом развития сельских территорий являлась федеральная целевая программа "Социальное развитие села до 2013 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002 № 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села  до 2013 года", долгосрочная целевая программа "Социальное развитие села Томской области до 2015 года", утвержденная постановлением Администрации Томской области от 17.08.2011 № 247а "Об утверждении долгосрочной целевой программы "Социальное развитие села Томской области до 2015 года".  В 2014 - 2017 годах реализация основных направлений развития сельских территорий осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период  до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 "О федеральной целевой программе "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", государственной программы Томской области "Устойчивое развитие сельских территорий Томской области до 2020 года", утвержденной постановлением Администрации Томской области от 06.12.2013 № 520а "Об утверждении государственной программы Томской области "Устойчивое развитие сельских территорий Томской области до 2020 года".

В 2018 году федеральная целевая программа "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года" была преобразована  в подпрограмму "Устойчивое развитие сельских территорий" Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717  "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия",  а с 2019 года - в ведомственную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий" указанной Государственной программы (которая была досрочно завершена в 2020 году), на региональном уровне было принято постановление Администрации Томской области от 12.12.2014 № 485а  "Об утверждении государственной программы "Развитие сельского хозяйства  и регулируемых рынков в Томской области".

С 2020 года началась реализация государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 № 696  "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений  в некоторые акты Правительства Российской Федерации".

В соответствии с требованиями федеральной программы на территории Томской области была разработана и начала свою реализацию с 2020 года государственная программа "Комплексное развитие сельских территорий Томской области", утвержденная постановлением Администрацией Томской области  от 27.09.2019 № 358а "Об утверждении государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий Томской области" (далее - Программа).

Итоги реализации Программы за 2021 год характеризуются следующими результатами:

по показателю "Доля сельского населения в общей численности населения Томской области" - 27,3 процента при плановом значении 27,3 процента (прогнозное и плановое значение по данному показателю до 2030 года не менее 27,30 процента);

по показателю "Соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйства" - 79,23 процента при плановом значении 79,23 процента (прогнозное и плановое значение по данному показателю  до 2030 года - 80,0 процента);