Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 февраля 2019 года № 90а


О внесении изменения в постановление Администрации
Томской области от 26.11.2014 № 433а

________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2020 г. на основании
постановления Администрации Томской области от 20 сентября 2019 года № 329а
_________________________________________________________________



В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 № 119а  "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации", в целях приведения  в соответствие с Законом Томской области от 29 декабря 2018 года № 151-ОЗ  "Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"

постановляю:

Внести в постановление Администрации Томской области от 26.11.2014  № 433а "Об утверждении государственной программы "Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" ("Собрание законодательства Томской области", № 12/1 (113) от 15.12.2014) изменение, изложив государственную программу "Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области", утвержденную указанным постановлением,  в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


И.о. Губернатора Томской области
               А.М.Рожков

Приложение
     к постановлению Администрации
     Томской области
      от 28.02.2019 № 90а



Государственная программа
"Эффективное управление региональными финансами, государственными
закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области"

Паспорт
государственной программы "Эффективное управление региональными
финансами, государственными закупками и совершенствование
межбюджетных отношений в Томской области"

Наименование государственной программы

Государственная программа "Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений в Томской области" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

Департамент финансов Томской области

Соисполнители государственной программы

Департамент финансов Томской области;

Департамент государственного заказа Томской области

Участники государственной программы

Департамент финансов Томской области;

Департамент государственного заказа Томской области;

Комитет государственного финансового контроля Томской области

Цель социально-экономического развития Томской области, на реализацию которой направлена государственная программа

Эффективное управление регионом

Цель государственной программы

Эффективное управление региональными финансами, государственными закупками и совершенствование межбюджетных отношений
в Томской области

Показатели цели государственной программы
и их значения
(с детализацией
по годам реализации)

Показатели цели

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

2020
год

Прогнозный период
2021 год

Прогнозный период
2022 год

Рейтинг Томской области среди субъектов Российской Федерации
по качеству управления региональными финансами (степень качества)

II

II

II

II

II

II

II

II

II

II

Доля средств, сэкономленных
при осуществлении закупок товаров,
работ, услуг
для государствен-ных нужд
и нужд бюджетных учреждений Томской области,
в общем объеме средств (%)

7,7

11,0

7,0

7,0

7,0

7,0

7,5

7,5

7,5

7,5

Задачи государ-ственной программы

Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности и прозрачности региональных финансов.

Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области.

Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета.

Задача 4. Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования на территории Томской области.
Задача 5. Повышение эффективности системы государственных закупок в Томской области

Показатели задач государственной программы
и их значения
(с детализацией
по годам реализации)



Показатели задач

2013
год

2014
год

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

2020
год

Прогнозный период
2021 год

Прогнозный период
2022 год

Задача 1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности и прозрачности региональных финансов

Доля расходов консолидиро-ванного бюджета Томской области, формируемых
в рамках программ,
в общем объеме расходов консолидиро-ванного бюджета Томской области (%)

52

55

60

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

96,5

Задача 2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области

Доля ассигнований, выделяемых
в виде субвенций, субсидий, дотаций местным бюджетам
по утвержденным

методикам,
в общем объеме ассигнований, предоставляе-мых в этих формах (%)

80

80

85

85

90

90

90

90

90

90

Задача 3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета

Спред кредитного рейтинга Томской области
к суверенному рейтингу Российской Федерации (ступени)

5

4

3

3

?4

?4

?4

?4

?4

?4

Отношение объема государствен-ного долга
на конец года
к годовому объему доходов областного бюджета
без учета объема безвозмездных поступлений (%)

45

54

57

56

?69

?69

?67

?64

?60

?57

Задача 4. Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования на территории Томской области

Доля жителей Томской области, осведомленных
о действующей
в Томской области инфраструктуре повышения финансовой грамотности (%)

10

12

15

17

20

20

25

27

30

30

Количество граждан, охваченных мероприятиями
по повышению финансовой грамотности (человек)

8000

10000

12000

15000

15000

15000

16 500

17 000

18 000

18 000

Численность населения Томской области, вовлеченного
в обсуждение бюджетных решений (человек)

-

-

-

-

-

12053

12000

12000

12000

12000

Задача 5. Повышение эффективности системы государственных закупок в Томской области

Доля обоснованных жалоб
на действия/
бездействие уполномочен-ного учреждения
по закупкам, проведенным уполномочен-ным учрежде-нием (%)

10,6

0

5

4,8

4,6

4,4

4,2

4,0

4,0

4,0

Подпрограммы государственной программы

Подпрограмма 1 "Повышение эффективности бюджетных расходов Томской области".
Подпрограмма 2 "Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области".
Подпрограмма 3 "Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета".
Подпрограмма 4 "Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования на территории Томской области".
Подпрограмма 5 "Управление государственными закупками Томской области".
Обеспечивающая подпрограмма

Ведомственные целевые программы, входящие
в состав государ-ственной программы (далее - ВЦП)

ВЦП 1 "Создание условий для интеграции Томской области в информационную систему "Электронный бюджет".
ВЦП 2 "Совершенствование профессиональных знаний государственных гражданских служащих в сфере повышения эффективности бюджетных расходов".
ВЦП 3 "Создание условий для обеспечения равных финансовых возможностей муниципальных образований по решению вопросов местного значения".
ВЦП 4 "Эффективное управление государственным долгом Томской области".
ВЦП 5 "Создание и развитие на территории Томской области системы эффективных и доступных инструментов повышения финансовой грамотности и вовлечения населения в обсуждение бюджетных решений".
ВЦП 6 "Оптимизация процесса определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в рамках централизации закупок Томской области"

Сроки реализации государственной программы

2015 - 2020 годы

Объем
и источники финанси-рования государ-ственной программы
(с детализацией
по годам реализации, тыс. рублей)

Источники

Всего

2015
год

2016
год

2017
год

2018
год

2019
год

2020
год

Прогнозный период
2021 год

Прогнозный период
2022 год

федеральный бюджет
(по согла-сованию) (прогноз)

6 103 713,4

926 203,5

883 188,0

897 214,8

790 599,2

756 563,8

622 539,5

613 702,3

613 702,3

в т.ч. средства федерального бюджета, поступающие напрямую получателям
на счета, открытые
в кредитных организациях
или в Федераль-ном казначействе Российской Федерации (прогноз)

областной бюджет

57 168 637,1

5 575 008,1

6 309 042,1

6 511 490,7

6 496 459,3

6 789 563,8

7 402 811,7

9 042 130,7

9 042 130,7

местные бюджеты
(по согласованию (прогноз)

12 500,0

-

-

-

2 500,0

2 500,0

2 500,0

2 500,0

2 500,0

внебюджетные
источники
(по согласованию (прогноз)

6 250,0

-

-

-

1250,0

1250,0

1250,0

1250,0

1250,0

всего
по источникам

63 291 100,5

6 501 211,6

7 192 230,1

7 408 705,5

7 290 808,5

7 549 877,6

8 029 101,2

9 659 583,0

9 659 583,0

     

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации
государственной программы

Государственная программа направлена на достижение цели Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года, утвержденной постановлением Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 № 2580, "Эффективное управление регионом". Вместе с тем ответственное, эффективное  и прозрачное управление региональными финансами, государственными закупками, а также грамотно выстроенные межбюджетные отношения  с муниципальными образованиями Томской области являются одними из основных условий для достижения и других стратегических целей и задач социально-экономического развития Томской области, повышения качества жизни населения, устойчивого экономического роста, модернизации экономики Томской области, поскольку реализация соответствующих целей (задач) осуществляется в большей степени за счет средств областного бюджета; при достижении данных целей органами государственной власти Томской области осуществляются закупочные процедуры.

Наблюдавшееся в последние годы замедление темпов экономического развития повлияло на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов Томской области в 2013 году.

По итогам 2013 года рост расходов консолидированного бюджета (110,8%) значительно опередил рост доходов (102,1%). При этом темп роста расходов  в отраслях социальной сферы составил от 103,1% (социальная политика) до 139,6% (культура). Удельный вес расходов на социально-культурную сферу в расходах консолидированного бюджета увеличился с 63% в 2012 году до 65% по итогам  2013 года. Среди регионов Сибирского федерального округа Томская область  по расходам консолидированного бюджета на 1 жителя на социальную сферу (расходы на образование, культуру, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт) занимает 5-е место, уступая лишь Республике Тыва, Красноярскому краю, Республике Алтай, Иркутской области. Данный показатель по Томской области составляет 37 тыс. рублей на 1 человека за 2013 год  и превышает среднее значение по регионам Сибирского федерального округа  на 3,4%.

Значительное увеличение социальных расходов при отсутствии роста собственных доходов привело в 2013 году к ухудшению финансовых показателей областного бюджета, существенному росту государственного долга и понижению международного рейтинга кредитоспособности Томской области на одну ступень  до уровня "ВВ-".

Сложная экономическая ситуация в российской экономике повлияла  на параметры как областного, так и консолидированного бюджетов и в 2014 году.

Консолидированный бюджет Томской области исполнен с дефицитом  в 6,0 млрд. рублей, областной бюджет - практически с предельным дефицитом  в размере 5,4 млрд. рублей (14,6% к собственным доходам), обусловленным  в первую очередь невыполнением плана по налоговым и неналоговым доходам областного бюджета в сумме 3,5 млрд. рублей.

В результате принятия жестких мер по обеспечению сбалансированности областного бюджета, в том числе по оптимизации (сокращению) расходов, областной бюджет в 2013 и 2014 годах исполнен без нарушений бюджетного законодательства по предельным объемам дефицита и государственного долга.

Вместе с тем дефицитное исполнение областного бюджета за 2012 - 2017 годы привело к росту государственного долга Томской области с 6,9 млрд. рублей до 28,4 млрд. рублей, долговая нагрузка (государственный долг Томской области в процентах к объему доходов областного бюджета без учета объема безвозмездных поступлений) возросла с 25% до 69%. Плановый объем дефицита областного бюджета в 2018 году составил 4,6 млрд. рублей.

Состояние местных бюджетов характеризуется структурной несбалансированностью доходных источников и расходных обязательств.

Зависимость местных бюджетов от финансовой помощи не сокращается,  у 14 муниципальных образований она превышает 70% собственных доходов.

В 2013 году объем межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований составил 20,2 млрд. рублей или 102% к уровню 2012 года.

При этом в качестве финансовой помощи на решение вопросов местного значения в 2013 году из областного бюджета выделено 8,7 млрд. рублей.

В 2017 году на решение вопросов местного значения из областного бюджета выделено 13 млрд. рублей.

Сложившаяся в Томской области ситуация обусловливает необходимость выработки новых подходов по управлению региональными финансами, а также совершенствованию межбюджетных отношений.

Настоящая государственная программа направлена на повышение эффективности формирования и исполнения областного бюджета, повышение долговой устойчивости региональных финансов, а также на создание условий  для сбалансированности местных бюджетов.

Кроме того, данной государственной программой регулируются вопросы, связанные с реализацией комплекса мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Томской области и вовлечение население  в обсуждение и принятие бюджетных решений. Данному направлению придается особое значение, в том числе на федеральном уровне.

В Томской области, как и в Российской Федерации в целом, наблюдается достаточно низкий уровень финансовой грамотности населения. Вместе с тем компетентное финансовое поведение жителей региона является одним  из определяющих факторов эффективности социальной системы и развития финансового сектора экономики. Грамотное использование гражданами финансовых институтов также способствует росту благосостояния населения.

Вовлечение населения в обсуждение и принятие бюджетных решений через механизм инициативного бюджетирования, как показывает практика ряда регионов, также ведет к существенным положительным социально-экономическим изменениям: повышение эффективности бюджетных расходов, замедление оттока населения из депрессивных территорий, повышение доверия населения к власти, рост удовлетворенности населения качеством жизни.

С 2018 года в рамках государственной программы реализуются принципы  и механизмы инициативного бюджетирования, непосредственно направленные  на вовлечение населения в принятие и реализацию бюджетных решений  на муниципальном уровне. В рамках инициативного бюджетирования  из областного бюджета на конкурсной основе выделяются субсидии  на софинансирование проектов, предлагаемых непосредственно населением муниципальных образований Томской области, связанных с решением вопросов местного значения.

На эффективность работы органов государственной власти Томской области  в части использования бюджетных средств в целом значительно влияет и уровень качества осуществления государственных закупок.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг  для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон  № 44-ФЗ), который принципиально меняет подходы к осуществлению государственных закупок и предусматривает регулирование полного цикла закупок, включая планирование закупок, осуществление закупочных процедур,  а также последующее исполнение контрактов, содержательный аудит полученных по ним результатов, контроль в сфере закупок и осуществление постоянного мониторинга закупок.

Основными показателями, характеризующими сферу государственных закупок, являются:

доля средств, сэкономленных при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд и нужд бюджетных учреждений Томской области, в общем объеме средств. За 2014 - 2016 годы указанный показатель изменялся незначительно: в 2014 году - 11%, в 2015 году - 12,35% и в 2016 году - 10,8%;

доля обоснованных жалоб на действия/бездействие заказчика, уполномоченного органа (уполномоченного учреждения), комиссии. За 2014 - 2016 годы указанный показатель не превышал 20%: 2014 год - 8,9%, 2015 год - 0%  и 2016 год - 1,9%.

Анализ сферы государственных закупок позволяет выделить следующие проблемы:

значительное расширение сферы регулирования Закона № 44-ФЗ  (от планирования до аудита);

изменение подхода к осуществлению закупок на основании Закона № 44-ФЗ (увеличение способов закупок и усложнение порядка их проведения, введено ограничение применения таких упрощенных процедур закупок, как запрос котировок, закупка у единственного поставщика и т.д.);

наличие в Законе № 44-ФЗ противоречий и, как следствие, неоднозначность его применения.

Таким образом, для достижения цели государственной программы необходимо решить следующие задачи:

1. Внедрение механизмов, направленных на повышение эффективности  и прозрачности региональных финансов.

2. Совершенствование межбюджетных отношений в Томской области.

3. Обеспечение долговой устойчивости областного бюджета.

4. Повышение финансовой грамотности и развитие инициативного бюджетирования на территории Томской области.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»