Недействующий

О внесении изменений в постановление Администрации Томской области от 01.12.2014 № 447а


Приложение № 5
к постановлению Администрации Томской области
от 27.04.2015 № 143а

     

Паспорт подпрограммы 3
«Доступная среда»

Наименование               
подпрограммы

Подпрограмма 3 «Доступная среда» (далее - подпрограмма 3)

Соисполнители подпрограммы 3

Департамент социальной защиты населения Томской области

Участники подпрограммы 3

Департамент социальной защиты населения Томской области;
Департамент по культуре и туризму Томской области;
Департамент общего образования Томской области;

Департамент по вопросам семьи и детей Томской области;

Департамент профессионального образования Томской области;
Департамент информационной политики Администрации Томской области;   
Департамент по молодежной политике, физической культуре и спорту Томской области;
Департамент здравоохранения Томской области;
Департамент транспорта, дорожной деятельности и связи Томской области

Цель
подпрограммы 3

Обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области

Показатели цели            
подпрограммы 3
и их значения
(с детализацией по годам реализации)

Показатели цели

2013 год

Пред-шествую-щий
год реализа-ции

2015
год

2016
год

2017 год

2018 год

2019
год

2020 год

Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг
в приоритетных сферах жизнедеятель-ности, в общей численности опрошенных инвалидов
в Томской области, %

30,0

45,0

55,0

56,0

56,0

56,0

56,0

56,0

Задача подпрограммы 3

Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов
и других МГН в приоритетных сферах жизнедеятельности в Томской области

Показатели задачи подпрограммы 3 и ее значения
(с детализацией по годам реализации)

Показатели задачи

2013 год

Пред-шествую-щий год реали-зации

2015
год

2016
год

2017 год

2018
год

2019
год

2020 год

1. Доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности,
в общем количестве объектов социальной инфраструктуры
в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области, %

11,0

85,0

90,0

95,0

96,0

97,0

98,0

100,0

2. Доля доступных для инвалидов
и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры
в общем количестве приоритетных объектов в Томской области, %

25,0

31,25

45,0

46,0

46,0

46,0

46,0

46,0

3. Доля профессиональных образовательных организаций,
в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц,
не имеющих нарушений развития, в общем количестве организаций профессионального образования, %

2,8

3,7

13,3

14,8

14,8

14,8

14,8

14,8

4. Доля общеобразователь-ных организаций,
в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразователь-ных организаций, %

6,5

12,9

20,0

21,0

21,0

21,0

21,0

21,0

5. Доля парка подвижного состава городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке указанного подвижного состава в Томской области, %

34,3

34,3

35,5

35,5

35,5

35,5

35,5

35,5

6. Доля инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой
и спортом, в общей численности этой категории граждан, %

1,5

14,5

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

15,0

7. Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации,
в общей численности инвалидов, прошедших реабилитацию, %

40,0

43,0

44,0

45,0

50,0

50,0

50,0

50,0

8. Доля инвалидов, в том числе детей-инвалидов, охваченных методическими материалами
о правах инвалидов, в общей доле инвалидов, проживающих
на территории Томской области, %

4,0

4,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

5,0

9. Доля человек, положительно оценивающих отношение населения
к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных человек в Томской области, %

30,0

45,2

49,6

49,6

49,6

49,6

49,6

49,6

Ведомственные целевые программы, входящие
в состав подпрограммы 3

Отсутствуют

Сроки и этапы реализации   
подпрограммы 3

2015 - 2020 годы
Этапы:
I. 2015 год
II. 2016- 2020 годы

Объем
и источники финансирования подпрограммы 3 (с детализацией по годам реализации,
тыс. рублей)   

Источники

Всего

2015
год

2016
год

2017
год

2018 год

2019
год

2020 год

федеральный бюджет
(по согласо-ванию)

89378,0

44689,0

44689,0

0,0

0,0

0,0

0,0

областной бюджет

69202,0

53851,0

15351,0

0,0

0,0

0,0

0,0

местные бюджеты
(по согласо-ванию)

145,3

145,3

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

внебюджет-ные источники (по согласо-ванию)

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

всего
по источникам  

158725,3

98685,3

60040,0

0,0

0,0

0,0

0,0

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 3

В результате реализации мероприятий подпрограммы 3 ожидается:
1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов
и других МГН в Томской области;
2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ исполнительных органов государственной власти Томской области, органов местного самоуправления муниципальных образований Томской области
при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг
в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области;
3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов
и других МГН в Томской области с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;
4) формирование на территории Томской области условий доступности приоритетных объектов и услуг в сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
5) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов
в Томской области;
6) создание на территории Томской области системы должного информационно-методического обеспечения в системе реабилитации и социальной интеграции инвалидов;
7) создание на территории Томской области эффективно действующей системы информационного, консультативного обеспечения инвалидов и других МГН
на основе традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий с учетом особых потребностей инвалидов;
8) преодоление социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров
в обществе

     

1. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 3

В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р реабилитация и социальная интеграция инвалидов - одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации  до 2020 года.

Актуальность проблемы обеспечения для инвалидов доступной среды определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей  к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов,  комплексному подходу к ее построению.

В Томской области по состоянию на 1 января 2015 года численность инвалидов составляет 61934 человек (5,8% от общего количества населения), в том числе  3398 детей-инвалидов. Большая часть граждан данной категории (28920 человек или 46,7%) проживает на территории муниципального образования «Город Томск».

При этом в общей численности инвалидов возрастает доля трудоспособных неработающих инвалидов, количество которых в 2014 году в сравнении с предыдущим годом выросло на 4766 тыс. чел. и составило 14766 чел. Количество работающих инвалидов трудоспособного возраста в Томской области в 2014 году составило  5 819 человек или 28% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.

Анализ статистических данных по Томской области за несколько предшествующих лет выявил тенденцию к сокращению общего числа инвалидов.  Так, в  2013 году на территории Томской области проживало 62 800 инвалидов, из них 3 187 детей-инвалидов; в 2014 году 62 025 и 3 324 человека соответственно.  Это объясняется совершенствованием нормативно-правовой базы, улучшением качества лечебно-профилактической и экспертной работы, и, возможно, переходом  на новую систему установления инвалидности гражданам, утвержденную приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Вместе с тем, имеет место незначительный рост количества детей-инвалидов. Анализ состояния детской инвалидности в Томской области, проведенный ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области», показал рост показателя уровня первичной инвалидности детского населения Томской области с 18,4  в 2012 году до 19,8 на 10 тыс. чел. детского населения в 2014 году.  

Инвалидов, проживающих на территории Томской области, объединяет ряд общих проблем, требующих комплексного подхода к их решению: неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда, организация доступной среды.

Обеспечение для инвалидов доступной среды является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности десятков тысяч граждан области, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации и норм международного права.

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.

Указанное положение нашло закрепление в российском законодательстве.  В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ  «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления  и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям  и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным  и другим учреждениям), а также возможности беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Исходя из положений данного закона одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Томской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная  на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса  и достижения материальной независимости.

Настоящая подпрограмма 3, в рамках которой планируется комплексное решение проблем по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов и МГН Томской области, разработана в соответствии со следующими правовыми актами:

Конвенцией Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов»  от 13.12.2006;

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;

Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010  № 1120-р;

постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы»;

приказом Минтруда России от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;

постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 № 119а  «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации и о внесении изменения  в постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а»;

распоряжением Губернатора Томской области от 30.01.2013 № 22-р  «О проведении в Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов  и других маломобильных групп населения» и иными правовыми актами.

Следует отметить, что в последние годы реализация мероприятий, направленных на обеспечение равных прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, стала более последовательной и комплексной. Этому  во многом способствовала работа Совета по делам инвалидов при Губернаторе Томской области (далее - Совет).

В состав Совета входят руководители исполнительных органов государственной власти Томской области, представители Законодательной Думы Томской области, руководители региональных отделений федеральных структур, руководители областных общественных организаций инвалидов.

В рамках реализации государственной программы Томской области «Доступная среда на 2014 - 2016 годы», действовавшей до 1 января 2015 года, систематически велась работа по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.

На дорожных переходах в Томске устанавливались светофоры со средствами звуковой сигнализации для слепых и слабовидящих пешеходов. В 2014 году  в г. Томске установлено 117 светофоров, адаптированных для инвалидов по зрению. Закупался специализированный транспорт для перевозки инвалидов-колясочников.  В 2014 году приобретен легковой автомобиль с устройством для перевозки инвалидов-колясочников в г. Стрежевом, для свободного передвижения инвалидов-колясочников, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения, приобретено 6 автомобилей для перевозки, 4 ступенькохода.

Продолжается работа по обеспечению транспортной доступности инвалидов  за счет развития услуг социального такси. Сегодня данная реабилитационная услуга предоставляется на территории всех муниципальных образований Томской области.  В 2014 году услуги социального такси предоставлены 1638 инвалидам, среди них  116 детей-инвалидов. Расходы областного бюджета на предоставление указанной услуги в 2014 году составили 2 112,0 тыс. рублей.

Реализуются мероприятия, направленные на социокультурную реабилитацию инвалидов. Ежегодно около 30 тыс. инвалидов получают услуги социокультурной реабилитации.

Начиная с 1992 года ежегодно в Томской области проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера. Тем не менее, необходимо расширять спектр мероприятий  по социокультурной реабилитации детей-инвалидов.