Паспорт подпрограммы 3
«Доступная среда»
Наименование | Подпрограмма 3 «Доступная среда» (далее - подпрограмма 3) | ||||||||||||||
Соисполнители подпрограммы 3 | Департамент социальной защиты населения Томской области | ||||||||||||||
Участники подпрограммы 3 | Департамент социальной защиты населения Томской области; Департамент по вопросам семьи и детей Томской области; Департамент профессионального образования Томской области; | ||||||||||||||
Цель | Обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН в Томской области | ||||||||||||||
Показатели цели | Показатели цели | 2013 год | Пред-шествую-щий | 2015 | 2016 | 2017 год | 2018 год | 2019 | 2020 год | ||||||
Доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг | 30,0 | 45,0 | 55,0 | 56,0 | 56,0 | 56,0 | 56,0 | 56,0 | |||||||
Задача подпрограммы 3 | Повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг для инвалидов | ||||||||||||||
Показатели задачи подпрограммы 3 и ее значения | Показатели задачи | 2013 год | Пред-шествую-щий год реали-зации | 2015 | 2016 | 2017 год | 2018 | 2019 | 2020 год | ||||||
1. Доля приоритетных объектов социальной инфраструктуры, на которые сформированы паспорта доступности, | 11,0 | 85,0 | 90,0 | 95,0 | 96,0 | 97,0 | 98,0 | 100,0 | |||||||
2. Доля доступных для инвалидов | 25,0 | 31,25 | 45,0 | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 46,0 | 46,0 | |||||||
3. Доля профессиональных образовательных организаций, | 2,8 | 3,7 | 13,3 | 14,8 | 14,8 | 14,8 | 14,8 | 14,8 | |||||||
4. Доля общеобразователь-ных организаций, | 6,5 | 12,9 | 20,0 | 21,0 | 21,0 | 21,0 | 21,0 | 21,0 | |||||||
5. Доля парка подвижного состава городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке указанного подвижного состава в Томской области, % | 34,3 | 34,3 | 35,5 | 35,5 | 35,5 | 35,5 | 35,5 | 35,5 | |||||||
6. Доля инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой | 1,5 | 14,5 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | 15,0 | |||||||
7. Доля инвалидов, получивших положительные результаты реабилитации, | 40,0 | 43,0 | 44,0 | 45,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | 50,0 | |||||||
8. Доля инвалидов, в том числе детей-инвалидов, охваченных методическими материалами | 4,0 | 4,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | 5,0 | |||||||
9. Доля человек, положительно оценивающих отношение населения | 30,0 | 45,2 | 49,6 | 49,6 | 49,6 | 49,6 | 49,6 | 49,6 | |||||||
Ведомственные целевые программы, входящие | Отсутствуют | ||||||||||||||
Сроки и этапы реализации | 2015 - 2020 годы | ||||||||||||||
Объем | Источники | Всего | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 год | 2019 | 2020 год | |||||||
федеральный бюджет | 89378,0 | 44689,0 | 44689,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||||||
областной бюджет | 69202,0 | 53851,0 | 15351,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||||||
местные бюджеты | 145,3 | 145,3 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||||||
внебюджет-ные источники (по согласо-ванию) | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||||||
всего | 158725,3 | 98685,3 | 60040,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | 0,0 | ||||||||
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы 3 | В результате реализации мероприятий подпрограммы 3 ожидается: |
1. Характеристика текущего состояния сферы реализации подпрограммы 3
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р реабилитация и социальная интеграция инвалидов - одно из главных направлений развития социальных институтов и социальной политики в Российской Федерации до 2020 года.
Актуальность проблемы обеспечения для инвалидов доступной среды определяется большим количеством граждан с инвалидностью, приводящей к ограничению жизнедеятельности и вызывающей необходимость развития системы социальной защиты инвалидов, комплексному подходу к ее построению.
В Томской области по состоянию на 1 января 2015 года численность инвалидов составляет 61934 человек (5,8% от общего количества населения), в том числе 3398 детей-инвалидов. Большая часть граждан данной категории (28920 человек или 46,7%) проживает на территории муниципального образования «Город Томск».
При этом в общей численности инвалидов возрастает доля трудоспособных неработающих инвалидов, количество которых в 2014 году в сравнении с предыдущим годом выросло на 4766 тыс. чел. и составило 14766 чел. Количество работающих инвалидов трудоспособного возраста в Томской области в 2014 году составило 5 819 человек или 28% от общей численности инвалидов трудоспособного возраста.
Анализ статистических данных по Томской области за несколько предшествующих лет выявил тенденцию к сокращению общего числа инвалидов. Так, в 2013 году на территории Томской области проживало 62 800 инвалидов, из них 3 187 детей-инвалидов; в 2014 году 62 025 и 3 324 человека соответственно. Это объясняется совершенствованием нормативно-правовой базы, улучшением качества лечебно-профилактической и экспертной работы, и, возможно, переходом на новую систему установления инвалидности гражданам, утвержденную приказом Минтруда России от 29.09.2014 № 664н «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Вместе с тем, имеет место незначительный рост количества детей-инвалидов. Анализ состояния детской инвалидности в Томской области, проведенный ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Томской области», показал рост показателя уровня первичной инвалидности детского населения Томской области с 18,4 в 2012 году до 19,8 на 10 тыс. чел. детского населения в 2014 году.
Инвалидов, проживающих на территории Томской области, объединяет ряд общих проблем, требующих комплексного подхода к их решению: неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, снижение конкурентоспособности на рынке труда, организация доступной среды.
Обеспечение для инвалидов доступной среды является одной из важнейших социально-экономических проблем, затрагивающей права и потребности десятков тысяч граждан области, необходимость решения которой вытекает из требований законодательства Российской Федерации и норм международного права.
Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов государства - участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Указанное положение нашло закрепление в российском законодательстве. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм должны создавать инвалидам условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также возможности беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.
Исходя из положений данного закона одним из основных направлений государственной социальной политики, проводимой в Томской области в отношении инвалидов, является комплексная реабилитация инвалидов, направленная на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности инвалидов с целью восстановления их социального статуса и достижения материальной независимости.
Настоящая подпрограмма 3, в рамках которой планируется комплексное решение проблем по обеспечению безбарьерной среды для инвалидов и МГН Томской области, разработана в соответствии со следующими правовыми актами:
Конвенцией Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов» от 13.12.2006;
Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р;
Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.07.2010 № 1120-р;
постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы»;
приказом Минтруда России от 06.12.2012 № 575 «Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения»;
постановлением Администрации Томской области от 03.04.2014 № 119а «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Томской области, их формирования и реализации и о внесении изменения в постановление Администрации Томской области от 22.06.2012 № 237а»;
распоряжением Губернатора Томской области от 30.01.2013 № 22-р «О проведении в Томской области паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения» и иными правовыми актами.
Следует отметить, что в последние годы реализация мероприятий, направленных на обеспечение равных прав и возможностей людей с ограниченными возможностями здоровья, стала более последовательной и комплексной. Этому во многом способствовала работа Совета по делам инвалидов при Губернаторе Томской области (далее - Совет).
В состав Совета входят руководители исполнительных органов государственной власти Томской области, представители Законодательной Думы Томской области, руководители региональных отделений федеральных структур, руководители областных общественных организаций инвалидов.
В рамках реализации государственной программы Томской области «Доступная среда на 2014 - 2016 годы», действовавшей до 1 января 2015 года, систематически велась работа по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры.
На дорожных переходах в Томске устанавливались светофоры со средствами звуковой сигнализации для слепых и слабовидящих пешеходов. В 2014 году в г. Томске установлено 117 светофоров, адаптированных для инвалидов по зрению. Закупался специализированный транспорт для перевозки инвалидов-колясочников. В 2014 году приобретен легковой автомобиль с устройством для перевозки инвалидов-колясочников в г. Стрежевом, для свободного передвижения инвалидов-колясочников, проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты населения, приобретено 6 автомобилей для перевозки, 4 ступенькохода.
Продолжается работа по обеспечению транспортной доступности инвалидов за счет развития услуг социального такси. Сегодня данная реабилитационная услуга предоставляется на территории всех муниципальных образований Томской области. В 2014 году услуги социального такси предоставлены 1638 инвалидам, среди них 116 детей-инвалидов. Расходы областного бюджета на предоставление указанной услуги в 2014 году составили 2 112,0 тыс. рублей.
Реализуются мероприятия, направленные на социокультурную реабилитацию инвалидов. Ежегодно около 30 тыс. инвалидов получают услуги социокультурной реабилитации.
Начиная с 1992 года ежегодно в Томской области проводится Декада инвалидов, включающая мероприятия досугового, благотворительного и спортивного характера. Тем не менее, необходимо расширять спектр мероприятий по социокультурной реабилитации детей-инвалидов.