Недействующий

Об утверждении государственной программы "Развитие рынка труда в Томской области" (с изменениями на 11 декабря 2019 года)


Характеристика текущего состояния сферы
реализации подпрограммы 2


Вопросы охраны труда и регулирования социально-трудовых отношений находятся в совместном ведении Российской Федерации и Томской области (ст. 72 Конституции Российской Федерации). Полномочия Томской области в указанных сферах определены Трудовым кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", законами Томской области от 9 июля  2003 года № 83-ОЗ "Об охране труда в Томской области" и от 13 января 2003 года  № 11-ОЗ "О социальном партнерстве в Томской области". Показатели производственного травматизма, социальной стабильности в обществе являются основополагающими, влияющими на оценку населением деятельности органов исполнительной власти.

В целях комплексного подхода к регулированию интересов социальных партнеров на региональном, территориальном, отраслевом и локальном уровнях в Томской области сформированы стороны социального партнерства  из представителей власти, бизнеса и профсоюзов.

Социальное партнерство в Томской области представляет собой взаимоувязанную систему региональных (2 ед.), территориальных (17 ед.), отраслевых (27 ед.) и коллективных договоров (1327 ед.), действие которых распространяется более чем на 250 тыс. человек, более 70% от среднесписочной численности работающих по полному кругу предприятий.

Действует 14-е по счету Соглашение о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, работодателями и их объединениями. С 2009 года заключается Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Томской области.

В рамках областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений ведется диалог между Администрацией Томской области, представителями объединений профсоюзов, объединений работодателей  и достигается компромисс по вопросам социально-экономического развития региона, повышения качества жизни работников и их семей, развития эффективного рынка труда, сохранения и создания новых рабочих мест и обеспечения их трудовыми ресурсами необходимой квалификации, реализации приоритетных инвестиционных проектов и другим.

Аналогичные вопросы рассматриваются и территориальными трехсторонними комиссиями, действующими во всех муниципальных образованиях Томской области.

В рамках социального партнерства проводятся региональные этапы Всероссийского конкурса профессионального мастерства "Лучший по профессии".

Несмотря на достаточно большой накопленный опыт в развитии социального партнерства, в Томской области наблюдается тенденция снижения количества заключаемых коллективных договоров. Так, с 1661 единицы на 01.01.2012 их количество уменьшилось до 1137 единиц к 01.01.2016.

Отсутствует механизм привлечения к ответственности представителей сторон социального партнерства за невыполнение обязательств, принятых в соглашениях всех уровней, это приводит к тому, что соглашения не выполняются в полном объеме.

Решение проблем в социальном партнерстве наиболее целесообразно осуществлять с использованием программно-целевого метода с внедрением  в практику инновационных мероприятий, поскольку они требуют комплексного подхода, имеют особую значимость и приоритетность для общества, не могут быть решены в течение одного финансового года и требуют бюджетных расходов  в течение нескольких лет.

В рамках социального партнерства проводится работа по улучшению условий  и охраны труда в организациях Томской области. В областном Соглашении определены обязанности сторон по обеспечению здоровых и безопасных условий труда в процессе модернизации экономики региона.

За последние 5 лет, с 2012 года по 2016 год в Томской области наблюдается положительная динамика снижения числа производственного травматизма.  По отношению к 2012 году количество пострадавших в результате несчастных случаев на производстве сократилось почти на 25%.

Начиная с 2012 года количество смертельных несчастных случаев как увеличивалось, так и снижалось. Динамика снижения их числа более чем на 50% отчетливо наблюдается с 2014 года.

Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет показатели производственного травматизма и профессиональной заболеваемости  в Томской области имеют следующую динамику (таблица 2).

Таблица 2

Наименование показателя

Годы

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом
в 2011 - 2016 годах (по данным Государственной инспекции труда в Томской области (далее - ГИТ), чел.

19

12

15

18

11

10

Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более
в 2011 - 2016 годах (по данным Государственного учреждения Томского регионального Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ), чел.

508

475

435

442

376

363

Количество дней временной нетрудоспособности
в связи с несчастным случаем на производстве
в расчете на 1 пострадавшего (по данным ФСС РФ), день

86,1

66,9

67,3

58,7

65,2

74,1

Численность работников с установленным предварительным диагнозом профессионального заболевания по результатам проведения обязательных периодических медицинских осмотров в 2011 - 2016 годах (по данным Управления Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Томской области
(далее - Роспотребнадзор), чел.

116

63

60

54

39

29


Анализ причин и условий возникновения несчастных случаев на производстве в Томской области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация производства работ, выразившаяся в отсутствии должного контроля со стороны работодателя.

К другим причинам относятся: нарушение технологического процесса, недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда, конструктивные недостатки и недостаточная надежность машин, механизмов, нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда, в том числе нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

Многие предприятия области в последние годы занялись модернизацией условий труда, внедряют интегрированные системы управления охраной труда, основанные на международных стандартах, совершенствуют систему управления охраной труда, но, несмотря на проведенные превентивные мероприятия по охране труда, ежегодно наиболее травмоопасными отраслями в связи со спецификой своей деятельности остаются:

обрабатывающее производство;

добыча полезных ископаемых;

производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

Современный производственный процесс любой технологической сложности  в самых разных видах деятельности связан с рисками для жизни и здоровья работников, в определенных условиях приводящих не только к травмам,  но и к заболеваниям. Работники разных профессий в различной степени рискуют получить то или иное заболевание из-за условий труда на своем рабочем месте.

Статистика профзаболеваний указывает на сокращение их числа начиная  с 2012 года, что свидетельствует о том, что работодатели готовы совершенствовать условия труда, финансировать мероприятия по охране труда.

Наиболее подвержены риску профессиональных заболеваний работники предприятий транспорта и организаций нефтяной отрасли. Тяжелые условия труда  в холодных климатических условиях с наличием вахтового метода работы создают предпосылки к развитию профессиональных заболеваний. На предприятиях транспорта наиболее подвержены риску профессиональных заболеваний водители при работе на экскаваторе или другой дорожно-строительной технике. При этом развиваются вибрационная болезнь, заболевания органов слуха, опорно-двигательного аппарата и органов дыхания.