Недействующий


АДМИНИСТРАЦИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 апреля 2014 года № 141а


О внесении изменений в постановление Администрации
Томской области от 30.12.2013 № 598а

________________________________________________________
Утратило силу с 01.01.2015 г. на основании
постановления Администрации Томской области от 12 декабря 2014 года № 484а
___________________________________________________________



В целях совершенствования нормативного правового акта

постановляю:

Внести в постановление Администрации Томской области от 30.12.2013 № 598а «Об утверждении государственной программы «Развитие пассажирского транспорта на территории Томской области на 2014 - 2018 годы» («Собрание законодательства Томской области», № 1/2 (102), часть 2 от 31.01.2014) следующие изменения:

в государственной программе «Развитие пассажирского транспорта  на территории Томской области на 2014 - 2018 годы», утвержденной указанным постановлением (далее - Программа):

1. В паспорте Программы третий показатель строки «Показатели цели ГП  и их значения (с детализацией по годам реализации)» изложить в следующей редакции:

«3. Перевозка пассажиров воздушного транспорта, млн. чел.

0,49

0,55

0,61

0,68

0,76».


2. В главе 1 «Приоритетные задачи социально-экономического развития Томской области, на решение которых направлена Программа»:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Автомобильный транспорт.

Межмуниципальная маршрутная сеть включает 44 автобусных маршрута  и обеспечивает транспортную связь между областным центром и административными центрами 15 муниципальных районов (городских округов).   

Услуги по регулярным перевозкам пассажиров и багажа по межмуниципальным маршрутам пригородного и междугородного сообщения оказывают 12 перевозчиков на условиях договоров, заключенных с Администрацией Томской области. Основным перевозчиком выступает ОАО «Томскавтотранс», обслуживающее 75% маршрутов, которые преимущественно являются убыточными. Изношенность автобусного парка ОАО «Томскавтотранс» составляет 52%, а с учетом других перевозчиков - более 85% соответственно, доля автобусов межмуниципального значения со сроком эксплуатации до 5 - 7 лет - 15%. Имеющийся автобусный парк не отвечает современным техническим требованиям.

В Томской области пассажирооборот автотранспорта общего пользования снижается ежегодно. Аналогичную ситуацию можно проследить и в большинстве регионов Сибирского федерального округа, а также в целом по стране.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Пассажирооборот автотранспорта общего пользования, млн. пасс/км

Российская Федерация

138 588

133 275

нет данных

Сибирский федеральный округ:

21 250

19 745

Томская область

1 179

1 107

881

Республика Алтай

106

74

нет данных

Республика Бурятия

733

715

Республика Тыва

649

658

Республика Хакасия

394

353

Алтайский край

2 105

1 994

Забайкальский край

845

852

Красноярский край

3 958

2 583

Иркутская область

2 116

2 071

Кемеровская область

4 554

4 257

Новосибирская область

3 031

3 476

Омская область

1 580

1 605


Основные причины снижения пассажирооборота в Томской области:

1. Увеличение частного транспорта.

2. Миграция населения из муниципальных районов, городских округов  в г. Томск.

3. Износ транспортных средств.

4. Убыточность социально значимых маршрутов.

Необходимо проведение обследования пассажиропотока Томской области  на транспорте, что позволит определить плотность пассажиропотока и оценить доходную часть предприятий, так как на текущий момент отсутствует прозрачность получения доходов транспортных предприятий и сложно определить необходимость субсидирования убыточных маршрутов либо изменения количества маршрутов  и тарификации.

Мероприятие по проведению обследования пассажиропотоков будет осуществлено путем проведение конкурсной процедуры выбора подрядчика, установленной Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных  и муниципальных нужд».

Полученный в результате обследований пассажиропотоков материал будет являться основанием для корректировки маршрутной схемы, отдельных маршрутов, составления расписаний движения автобусов, организации экспрессных, полуэкспрессных, укороченных и спаренных рейсов, выбора типа автобуса, распределения их по маршрутам, назначения остановочных пунктов, то есть оптимизации маршрутной сети с дальнейшей разработкой мероприятий по улучшению обслуживания населения в часы «пик».

Также требуется принятие мер по обновлению подвижного состава,  приведению в надлежащее состояние транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции, остановочные пункты), финансовой поддержке перевозчиков, осуществляющих перевозки по социально значимым маршрутам с низким пассажиропотоком.

Мероприятие по содействию обновления подвижного состава транспортных предприятий Томской области «Предоставление субсидий юридическим лицам, организующим пассажирское сообщение, на возмещение части затрат на приобретение подвижного состава взамен самортизированных транспортных средств» приведет  к повышению уровня качества обслуживания населения, переходу на экологически чистое топливо (газ), что позволит снизить себестоимость перевозок.

Другой задачей реализации государственной программы является обеспечение доступности и повышение качества транспортных услуг. Следует обратить внимание, что в настоящее время транспортная инфраструктура не получает необходимого финансирования для развития, в результате она находится в состоянии, которое  не отвечает запросам современного рынка, а также современному уровню комфорта. Способствовать улучшению инфраструктуры Томской области и повышению качества обслуживания населения будет реализация мероприятий по реконструкции автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов, в случае отсутствия которых инфраструктура Томской области будет продолжать ухудшаться, а вместе с этим  и качество обслуживания населения.

Кроме того неотъемлемым критерием обеспечения доступности транспортных услуг для населения Томской области является наличие социально значимых маршрутов. По предварительной оценке в настоящее время межмуниципальная сеть включает порядка 50% (около 20) социально значимых маршрутов, которые  из-за низкого пассажиропотока являются убыточными. По остальным перевозчикам, не ведущим бухгалтерскую отчетность, убыточность маршрутов может быть определена по результатам ежеквартальных обследований пассажиропотоков.

В Томской области социально значимые маршруты не субсидируются.  При этом в соседних регионах ведется активная работа в данном направлении.

Если программное мероприятие «Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям на организацию пассажирских перевозок, в том числе осуществляющим пассажирские перевозки по маршрутам с низким пассажиропотоком автомобильным транспортом» не будет реализовано, это неизбежно приведет к дальнейшему сокращению предоставляемых транспортных услуг социально значимых маршрутов из-за отсутствия у перевозчиков собственных средств на покрытие убытков.

Возросшая сложность движения транспортных средств предъявляет повышенные требования к надежности и профессиональной пригодности водителя.  В настоящее время в Томской области остро стоит проблема кадрового обеспечения общественного транспорта в связи с низкой популярностью профессии. Принятие Программы позволит повысить уровень подготовки водителей пассажирского транспорта, качество обслуживания пассажиров при перевозке автомобильным транспортом, а также сократит число дорожно-транспортных происшествий.

В целях популяризации профессии водителя общественного транспорта  на территории Сибирского федерального округа, в том числе Томской области,  на протяжении 5 лет проводятся конкурсы профессионального мастерства водителей пассажирского транспорта. Включение софинансирования конкурсов профессионального мастерства водителей пассажирского транспорта в Программу будет способствовать упорядочению оказания финансовой поддержки конкурсов.»;

2) в пункте 2:

таблицу изложить в следующей редакции:

«Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Пассажирооборот внутреннего водного транспорта, млн. пасс/км

Томская область

3,2

4,7

3,6

Российская Федерация

*- в млрд. пасс/км

683,9

0,7

-

0,6

нет данных

Перевозка пассажиров внутреннего водного транспорта, млн. чел.

Томская область

0,1

0,2

0,2»;


дополнить абзацем следующего содержания:

«При отсутствии государственной поддержки перевозки по социально значимым маршрутам (например, «Каргасок - Стрежевой» и др.) будут становиться менее доступными по стоимости для населения и менее привлекательными  для перевозчика при ожидаемом снижении пассажиропотока.»;

3) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. Воздушный транспорт.

В настоящее время на территории Томской области действуют три аэропорта (Томск, Стрежевой, Пионерный - вахтовый). Около 15 бывших местных аэропортов перешли в разряд посадочных площадок, в том числе таких крупных, как Колпашево, Кедровый, Каргасок, Новый и Средний Васюган. Местные авиапассажирские перевозки существуют только в Александровском и Каргасокском районах. Острая потребность транспортной доступности авиатранспортом существует во всех северных районах области.

Острой проблемой остается изношенность воздушного парка. В 2013 году доля воздушных судов со сроком эксплуатации менее 25 лет составляет всего 5%.

Для анализа ситуации в 2011 - 2013 годах в Томской  области приведены данные по пассажиропотоку (перевозке пассажиров) воздушного транспорта.

Показатели

2011 год

2012 год

2013 год

Перевозка пассажиров воздушного транспорта, млн. чел.

Томская область

0,2

0,1

0,1

Российская Федерация

64

74

нет данных

Пассажирооборот воздушного транспорта, млн. пасс/км

Томская область

71,3

58,7

79,1

Российская Федерация
*- в млрд. пасс/км

166,8

195,8

нет данных


Влияние на увеличение пассажиропотока оказали международные перевозки  с мая 2013 года (чартерные рейсы в Анталию, Бангкок, Пхукет, Нячанг, Барселону),  а также рост перевозок на внутренних воздушных линиях (72% ВВЛ - перевозки  на линии Томск - Москва).

Мероприятия Программы по приобретению в собственность и последующей реконструкции объектов аэропортов местного значения (взлетно-посадочной полосы, привокзальной площади, административного здания) направлены на достижение приоритетных целей социальной политики государства в отношении воздушного транспорта: безопасности перевозок пассажиров, защиты прав и интересов населения, повышения качества и комфортности обслуживания.

Предоставление субсидий на возмещение части затрат на реконструкцию  и развитие объектов томского аэропорта необходимо для того, чтобы улучшить качество авиауслуг, повысить комфортность, обеспечить надежность электроснабжения аэропортового комплекса.

Предоставление субсидий на возмещение части затрат перевозчикам, осуществляющим авиапассажирские перевозки на внутриобластных и региональных маршрутах, позволит нарастить пассажиропоток по местным авиаперевозчикам  и повысить транспортную доступность для населения северных районов области,  а также создаст условия для развития межрегиональной маршрутной сети.

В случае отсутствия программных мероприятий резко сократится количество авиаперевозок на местных воздушных авиалиниях, снизится качество оказания услуг населению, что приведет к уменьшению пассажиропотока на местном уровне.

Учитывая все факторы, можно сделать вывод, что практически все виды транспорта находятся в кризисной ситуации. Отсутствие решений по вопросам транспортного обслуживания населения неизбежно приведет к серьезным экономическим и социальным проблемам.».

3. В приложении № 1 к Программе:

наименование изложить в следующей редакции:

«Показатели цели и задач государственной программы «Развитие пассажирского транспорта на территории Томской области на 2014 - 2018 годы»;

строку

«Пассажиропоток воздушного транспорта

Статистическая отчетность

тыс.
чел.

490

547

611

682

762»

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»