принят Саратовской областной Думой
25 января 2023 года
Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы, цели, принципы, направления и формы осуществления Саратовской областной Думой, комитетами, комиссиями Саратовской областной Думы, депутатами Саратовской областной Думы контрольных функций (далее - парламентский контроль).
Правовую основу осуществления парламентского контроля составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав (Основной Закон) Саратовской области, Закон Саратовской области от 29 марта 2001 года N 13-ЗСО "О Саратовской областной Думе", Закон Саратовской области от 3 марта 2004 года N 10-ЗСО "О статусе депутата Саратовской областной Думы", настоящий Закон и иные законы области, Регламент Саратовской областной Думы.
Основными целями парламентского контроля являются:
1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов области и постановлений областной Думы нормативного характера (далее - постановления областной Думы);
2) защита прав и свобод человека и гражданина;
3) укрепление законности и правопорядка;
4) выявление основных проблем в деятельности государственных органов области, повышение эффективности системы государственного управления, привлечение внимания соответствующих государственных органов и их должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;
5) противодействие коррупции;
6) выявление и устранение причин, препятствующих исполнению законов области;
7) изучение практики применения федерального законодательства и законодательства области, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование, а также повышение эффективности исполнения федерального законодательства и законодательства области.
1. Парламентский контроль осуществляется на принципах:
1) законности;
2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
3) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;
5) системности;
6) гласности;
7) объективности.
2. Информация о парламентском контроле открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.
3. Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-разыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.
1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:
1) областная Дума;
2) комитеты, комиссии областной Думы;
3) депутаты областной Думы.
2. Счетная палата области, являющаяся постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым областной Думой и подотчетным ей, участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 года N 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области".
1. Областная Дума осуществляет парламентский контроль за:
1) исполнением и соблюдением Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов области и постановлений областной Думы, в том числе в части принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами области;
2) исполнением областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и бюджетным законодательством области;
3) соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью области;
4) приведением законов области, постановлений областной Думы в соответствие с федеральными законами в срок, установленный Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
2. Областная Дума помимо парламентского контроля, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, осуществляет парламентский контроль за:
1) выполнением рекомендаций депутатских слушаний и "круглых столов";
2) выполнением решений комитетов областной Думы;
3) выполнением рекомендаций комиссий областной Думы;
4) выполнением перспективного плана законопроектных работ областной Думы.
3. Парламентский контроль также может осуществляться в иных направлениях, определяемых федеральным законодательством и законодательством области.
1. Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:
1) заслушивание областной Думой ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой, представленного Губернатором области;
2) заслушивание на заседаниях областной Думы информации Губернатора области, вице-губернатора области - руководителя аппарата Губернатора области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министров области, руководителей иных исполнительных органов области, ответов указанных должностных лиц и руководителей на вопросы депутатов областной Думы в рамках "правительственного часа";
3) заслушивание на заседаниях комитетов и комиссий областной Думы докладов, информации (в том числе информации об исполнении законов области) руководителей и должностных лиц государственных органов области;
4) направление запроса областной Думы;
5) осуществление областной Думой взаимодействия со Счетной палатой области в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 года N 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области";
6) заслушивание в соответствии с федеральным законодательством отчета должностного лица территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о деятельности территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области;
7) заслушивание областной Думой ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Саратовской области о его деятельности, ежегодного доклада Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области о результатах его деятельности, содержащего в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории области, предложения о совершенствовании их правового положения, ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области о результатах его деятельности, ежегодного отчета председателя Счетной палаты области о деятельности Счетной палаты области;
8) заслушивание в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" информации о деятельности органов местного самоуправления;
9) проведение депутатских слушаний и "круглых столов".
2. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля, указанные в пунктах 1, 2 и 6-9 части 1 настоящей статьи, проводятся в порядке, установленном Регламентом Саратовской областной Думы.
3. Парламентский контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.
1. Осуществляемый комитетами, комиссиями областной Думы парламентский контроль за исполнением законов области, постановлений областной Думы включает в себя сбор, обобщение, анализ информации о соответствующем законе области, постановлении областной Думы и оценку практики их применения путем изучения:
1) практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по оспариванию соответствующего закона области, постановления областной Думы, а также аналогичных законов, постановлений в субъектах Российской Федерации;
2) информации о практике применения закона области, постановления областной Думы, поступившей от депутатов областной Думы, государственных органов области;
3) информации, поступившей от органов местного самоуправления;
4) информации, поступившей от Общественной палаты области;
5) информации, поступившей от граждан;
6) информации, поступившей от организаций;
7) информации, содержащейся в средствах массовой информации;
8) информации, поступившей из иных источников.
2. Мероприятия по осуществлению комиссиями областной Думы парламентского контроля за исполнением законов области, постановлений областной Думы проводятся в порядке, установленном положением о соответствующей комиссии.
3. Парламентский контроль за реализацией рекомендаций, принятых по итогам мероприятий по осуществлению областной Думой парламентского контроля, а также соответствующих решений комитетов, комиссий областной Думы осуществляется профильными комитетами, комиссиями областной Думы путем:
1) сбора информации о результатах рассмотрения рекомендаций;
2) приглашения должностных лиц исполнительных органов области на заседания комитетов областной Думы для заслушивания информации о результатах рассмотрения рекомендаций.
1. Депутаты областной Думы участвуют в осуществлении парламентского контроля путем направления депутатских запросов.
2. Направление депутатами областной Думы депутатских запросов осуществляется в порядке, установленном Законом Саратовской области от 3 марта 2004 года N 10-ЗСО "О статусе депутата Саратовской областной Думы".
Парламентский контроль в сфере бюджетных отношений осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и бюджетным законодательством области.
1. Организационное обеспечение проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля (депутатских слушаний, "круглых столов", "правительственных часов") возлагается на профильные комитеты областной Думы в порядке, установленном Регламентом Саратовской областной Думы.
2. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля включаются в ежемесячные планы проведения мероприятий комитетов областной Думы.
3. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля, проводимые областной Думой с участием Счетной палаты области, включаются в план работы Счетной палаты области на очередной год и проводятся в порядке, установленном Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 года N 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области".
1. По результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля областная Дума в пределах своих полномочий вправе:
1) принять рекомендации в адрес Губернатора области, Правительства области, иных государственных органов области и органов местного самоуправления по вопросам совершенствования их деятельности по реализации законов области, постановлений областной Думы;