ЗАКОН
САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ


О парламентском контроле в Саратовской области


принят Саратовской областной Думой
25 января 2023 года

     


Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы, цели, принципы, направления и формы осуществления Саратовской областной Думой, комитетами, комиссиями Саратовской областной Думы, депутатами Саратовской областной Думы контрольных функций (далее - парламентский контроль).

Статья 2. Правовая основа осуществления парламентского контроля


Правовую основу осуществления парламентского контроля составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав (Основной Закон) Саратовской области, Закон Саратовской области от 29 марта 2001 года N 13-ЗСО "О Саратовской областной Думе", Закон Саратовской области от 3 марта 2004 года N 10-ЗСО "О статусе депутата Саратовской областной Думы", настоящий Закон и иные законы области, Регламент Саратовской областной Думы.

Статья 3. Цели парламентского контроля


Основными целями парламентского контроля являются:

1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов области и постановлений областной Думы нормативного характера (далее - постановления областной Думы);

2) защита прав и свобод человека и гражданина;

3) укрепление законности и правопорядка;

4) выявление основных проблем в деятельности государственных органов области, повышение эффективности системы государственного управления, привлечение внимания соответствующих государственных органов и их должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;

5) противодействие коррупции;

6) выявление и устранение причин, препятствующих исполнению законов области;

7) изучение практики применения федерального законодательства и законодательства области, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование, а также повышение эффективности исполнения федерального законодательства и законодательства области.

Статья 4. Принципы парламентского контроля


1. Парламентский контроль осуществляется на принципах:

1) законности;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;

5) системности;

6) гласности;

7) объективности.

2. Информация о парламентском контроле открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.

3. Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-разыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.

Статья 5. Субъекты парламентского контроля


1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:

1) областная Дума;

2) комитеты, комиссии областной Думы;

3) депутаты областной Думы.

2. Счетная палата области, являющаяся постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым областной Думой и подотчетным ей, участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 года N 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области".

Статья 6. Направления парламентского контроля


1. Областная Дума осуществляет парламентский контроль за:

1) исполнением и соблюдением Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов области и постановлений областной Думы, в том числе в части принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами области;

2) исполнением областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и бюджетным законодательством области;

3) соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью области;

4) приведением законов области, постановлений областной Думы в соответствие с федеральными законами в срок, установленный Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".

2. Областная Дума помимо парламентского контроля, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, осуществляет парламентский контроль за:

1) выполнением рекомендаций депутатских слушаний и "круглых столов";

2) выполнением решений комитетов областной Думы;

3) выполнением рекомендаций комиссий областной Думы;

4) выполнением перспективного плана законопроектных работ областной Думы.

3. Парламентский контроль также может осуществляться в иных направлениях, определяемых федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 7. Основные формы парламентского контроля


1. Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:

1) заслушивание областной Думой ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой, представленного Губернатором области;

2) заслушивание на заседаниях областной Думы информации Губернатора области, вице-губернатора области - руководителя аппарата Губернатора области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министров области, руководителей иных исполнительных органов области, ответов указанных должностных лиц и руководителей на вопросы депутатов областной Думы в рамках "правительственного часа";

3) заслушивание на заседаниях комитетов и комиссий областной Думы докладов, информации (в том числе информации об исполнении законов области) руководителей и должностных лиц государственных органов области;

4) направление запроса областной Думы;

5) осуществление областной Думой взаимодействия со Счетной палатой области в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 года N 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области";

6) заслушивание в соответствии с федеральным законодательством отчета должностного лица территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о деятельности территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области;

7) заслушивание областной Думой ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Саратовской области о его деятельности, ежегодного доклада Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области о результатах его деятельности, содержащего в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории области, предложения о совершенствовании их правового положения, ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области о результатах его деятельности, ежегодного отчета председателя Счетной палаты области о деятельности Счетной палаты области;

8) заслушивание в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" информации о деятельности органов местного самоуправления;

9) проведение депутатских слушаний и "круглых столов".

2. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля, указанные в пунктах 1, 2 и 6-9 части 1 настоящей статьи, проводятся в порядке, установленном Регламентом Саратовской областной Думы.

3. Парламентский контроль может осуществляться одновременно в нескольких формах.

Статья 8. Участие комитетов, комиссий областной Думы в осуществлении парламентского контроля


1. Осуществляемый комитетами, комиссиями областной Думы парламентский контроль за исполнением законов области, постановлений областной Думы включает в себя сбор, обобщение, анализ информации о соответствующем законе области, постановлении областной Думы и оценку практики их применения путем изучения:

1) практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов по оспариванию соответствующего закона области, постановления областной Думы, а также аналогичных законов, постановлений в субъектах Российской Федерации;

2) информации о практике применения закона области, постановления областной Думы, поступившей от депутатов областной Думы, государственных органов области;

3) информации, поступившей от органов местного самоуправления;

4) информации, поступившей от Общественной палаты области;

5) информации, поступившей от граждан;

6) информации, поступившей от организаций;

7) информации, содержащейся в средствах массовой информации;

8) информации, поступившей из иных источников.

2. Мероприятия по осуществлению комиссиями областной Думы парламентского контроля за исполнением законов области, постановлений областной Думы проводятся в порядке, установленном положением о соответствующей комиссии.

3. Парламентский контроль за реализацией рекомендаций, принятых по итогам мероприятий по осуществлению областной Думой парламентского контроля, а также соответствующих решений комитетов, комиссий областной Думы осуществляется профильными комитетами, комиссиями областной Думы путем:

1) сбора информации о результатах рассмотрения рекомендаций;

2) приглашения должностных лиц исполнительных органов области на заседания комитетов областной Думы для заслушивания информации о результатах рассмотрения рекомендаций.

Статья 9. Участие депутатов областной Думы в осуществлении парламентского контроля


1. Депутаты областной Думы участвуют в осуществлении парламентского контроля путем направления депутатских запросов.

2. Направление депутатами областной Думы депутатских запросов осуществляется в порядке, установленном Законом Саратовской области от 3 марта 2004 года N 10-ЗСО "О статусе депутата Саратовской областной Думы".

Статья 10. Особенности осуществления парламентского контроля в сфере бюджетных отношений


Парламентский контроль в сфере бюджетных отношений осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и бюджетным законодательством области.

Статья 11. Организационное обеспечение проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля


1. Организационное обеспечение проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля (депутатских слушаний, "круглых столов", "правительственных часов") возлагается на профильные комитеты областной Думы в порядке, установленном Регламентом Саратовской областной Думы.

2. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля включаются в ежемесячные планы проведения мероприятий комитетов областной Думы.

3. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля, проводимые областной Думой с участием Счетной палаты области, включаются в план работы Счетной палаты области на очередной год и проводятся в порядке, установленном Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 года N 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области".

Статья 12. Решения областной Думы по результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля


1. По результатам проведения мероприятий по осуществлению парламентского контроля областная Дума в пределах своих полномочий вправе:

1) принять рекомендации в адрес Губернатора области, Правительства области, иных государственных органов области и органов местного самоуправления по вопросам совершенствования их деятельности по реализации законов области, постановлений областной Думы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»