ЗАКОН

САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

от 30 января 2023 года N 10-ЗСО


О парламентском контроле в Саратовской области

(с изменениями на 2 октября 2024 года)
(в ред. Закона Саратовской области от 02.10.2024 N 125-ЗСО)



Принят
Саратовской областной Думой
25 января 2023 года



Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона


Настоящий Закон определяет правовые и организационные основы, цели, принципы, направления и формы осуществления Саратовской областной Думой, комитетами, комиссиями Саратовской областной Думы, депутатами Саратовской областной Думы контрольных функций (далее - парламентский контроль).



Статья 2. Правовая основа осуществления парламентского контроля


Правовую основу осуществления парламентского контроля составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации", иные федеральные законы, Устав (Основной Закон) Саратовской области, Закон Саратовской области от 29 марта 2001 года N 13-ЗСО "О Саратовской областной Думе", Закон Саратовской области от 3 марта 2004 года N 10-ЗСО "О статусе депутата Саратовской областной Думы", настоящий Закон и иные законы области, Регламент Саратовской областной Думы.



Статья 3. Цели парламентского контроля


Основными целями парламентского контроля являются:


1) обеспечение соблюдения Конституции Российской Федерации, исполнения федеральных конституционных законов, федеральных законов, Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов области и постановлений областной Думы нормативного характера (далее - постановления областной Думы);


2) защита прав и свобод человека и гражданина;


3) укрепление законности и правопорядка;


4) выявление основных проблем в деятельности государственных органов области, повышение эффективности системы государственного управления, привлечение внимания соответствующих государственных органов и их должностных лиц к выявленным в ходе осуществления парламентского контроля недостаткам в целях их устранения;


5) противодействие коррупции;


6) выявление и устранение причин, препятствующих исполнению законов области;


7) изучение практики применения федерального законодательства и законодательства области, выработка рекомендаций, направленных на совершенствование, а также повышение эффективности исполнения федерального законодательства и законодательства области.



Статья 4. Принципы парламентского контроля


1. Парламентский контроль осуществляется на принципах:


1) законности;


2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;


3) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;


4) самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля;


5) системности;


6) гласности;


7) объективности.


2. Информация о парламентском контроле открыта для общества и средств массовой информации, в том числе может распространяться посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами.


3. Осуществление парламентского контроля не подменяет осуществление правосудия, расследование преступлений, оперативно-разыскную деятельность, деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемую в пределах их компетенции. Вмешательство субъектов парламентского контроля в осуществление указанной деятельности не допускается.



Статья 5. Субъекты парламентского контроля


1. К субъектам парламентского контроля относятся действующие в целях осуществления парламентского контроля:


1) областная Дума;


2) комитеты, комиссии областной Думы;


3) депутаты областной Думы.


2. Счетная палата области, являющаяся постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым областной Думой и подотчетным ей, участвует в осуществлении парламентского контроля в случаях, порядке и формах, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 года N 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области".



Статья 6. Направления парламентского контроля


1. Областная Дума осуществляет парламентский контроль за:


1) исполнением и соблюдением Устава (Основного Закона) Саратовской области, законов области и постановлений областной Думы, в том числе в части принятия нормативных правовых актов, разработка и принятие которых предусмотрены законами области;


2) исполнением областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и бюджетным законодательством области;


3) соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью области;


4) приведением законов области, постановлений областной Думы в соответствие с федеральными законами в срок, установленный Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".


2. Областная Дума помимо парламентского контроля, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, осуществляет парламентский контроль за:


1) выполнением рекомендаций депутатских слушаний и "круглых столов";


2) выполнением решений комитетов областной Думы;


3) выполнением рекомендаций комиссий областной Думы;


4) выполнением перспективного плана законопроектных работ областной Думы;


5) выполнением предложений, содержащихся в сводном отчете по итогам мониторинга правоприменения законов области.


(п. 5 введен Законом Саратовской области от 02.10.2024 N 125-ЗСО)


3. Парламентский контроль также может осуществляться в иных направлениях, определяемых федеральным законодательством и законодательством области.



Статья 7. Основные формы парламентского контроля


1. Парламентский контроль осуществляется в следующих формах:


1) заслушивание областной Думой ежегодного отчета о результатах деятельности Правительства области, в том числе по вопросам, поставленным областной Думой, представленного Губернатором области;


2) заслушивание на заседаниях областной Думы информации Губернатора области, вице-губернатора области - руководителя аппарата Губернатора области, первого заместителя Председателя Правительства области, заместителей Председателя Правительства области, министров области, руководителей иных исполнительных органов области, ответов указанных должностных лиц и руководителей на вопросы депутатов областной Думы в рамках "правительственного часа";


3) заслушивание на заседаниях комитетов и комиссий областной Думы докладов, информации (в том числе информации об исполнении законов области) руководителей и должностных лиц государственных органов области;


4) направление запроса областной Думы;


5) осуществление областной Думой взаимодействия со Счетной палатой области в случаях и формах, предусмотренных Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Саратовской области от 27 сентября 2011 года N 125-ЗСО "О Счетной палате Саратовской области";


6) заслушивание в соответствии с федеральным законодательством отчета должностного лица территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области о деятельности территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области;


7) заслушивание областной Думой ежегодного доклада Уполномоченного по правам человека в Саратовской области о его деятельности, ежегодного доклада Уполномоченного по правам ребенка в Саратовской области о результатах его деятельности, содержащего в том числе оценку соблюдения прав и законных интересов детей на территории области, предложения о совершенствовании их правового положения, ежегодного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Саратовской области о результатах его деятельности, ежегодного отчета председателя Счетной палаты области о деятельности Счетной палаты области;


8) заслушивание в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" информации о деятельности органов местного самоуправления;


9) проведение депутатских слушаний и "круглых столов".


2. Мероприятия по осуществлению парламентского контроля, указанные в пунктах 1, 2 и 6 - 9 части 1 настоящей статьи, проводятся в порядке, установленном Регламентом Саратовской областной Думы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»