Одной из приоритетных задач Правительства области является развитие жилищного строительства и обеспечение доступным жильем населения.
На территории области в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" с 2005 года реализована областная целевая программа "обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", утвержденная Законом области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСо и долгосрочная областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 1 декабря 2010 года N 600-П. На основе указанных программ с учетом сформулированных приоритетов и заданных целей в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "о мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", государственной программы Российской Федерации "обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", разработана государственная программа Саратовской области "обеспечение населения доступным жильем и развитие жилищно-коммунальной инфраструктуры до 2020 года".
Динамика обращений граждан за различными видами услуг государственной поддержки, в том числе по предоставлению им жилых помещений нуждающимся в улучшении жилищных условий, при реализации вышеназванных программ, уменьшилась по сравнению с 2005 годом более чем в 2 раза:
на 1 января 2005 года на очереди состояло 49 400 семей,
на 1 января 2013 года в очереди на улучшение жилищных условий стоят 23 186 семей.
Данные факты свидетельствуют о том, что по разным направлениям государственной политики в сфере обеспечения населения жилыми помещениями за период с 2005 по 2013 годы улучшили свои жилищные условия более 33 353 семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таким образом, решение вопросов обеспечения населения области доступным стандартным жильем и развития жилищного строительства программным методом доказало свою эффективность.
Решение вопросов в комплексе, а это строительство стандартных жилых помещений, отвечающих современным требованиям энергоэффективности и экологичности, строительство инженерных сетей, автомобильных дорог и объектов социального значения, т. е. необходимой социальной, коммунальной инфраструктур, развитие и совершенствование системы защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан в целом, позволит создать комфортную среду обитания и жизнедеятельности населения области, не только удовлетворить жилищную потребность, но и повысить качество жизни, а так же улучшить демографическую обстановку.
Объем жилищного фонда в области по состоянию на 1 января 2013 года составляет 65,4 млн кв. м, в том числе жилищный фонд в городских поселениях составляет 47,4 млн кв. м, в сельской местности - 18,0 млн кв. м. Большая часть жилищного фонда (57,1 млн кв. м) находится в частной собственности, доля которого за последние 20 лет увеличилась в два раза и составила в 2012 году 87,4 процента жилищного фонда области. Средняя обеспеченность населения площадью жилья составляет 26,1 кв. м на человека.
С 2005 года ввод жилья в эксплуатацию в области вырос в 2,6 раза. Начиная с 2007 года годовой ввод жилья превышает 1 млн кв. м, в 2012 году за счет всех источников финансирования введено в эксплуатацию жилья общей площадью 1 235,9 тыс. кв. м.
Положительное влияние на развитие жилищного строительства оказали законодательные и организационные меры по развитию конкуренции и снижению административных барьеров в строительстве.
Кардинально изменилась ситуация с предоставлением земельных участков для жилищного строительства. С 2009 года по 2012 год муниципалитетами проведено 219 открытых аукционов, по результатам которых земельные участки общей площадью 91,06 га были предоставлены для жилищного строительства.
Благодаря сотрудничеству с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд "РЖС"), с 2010 года вовлечены в оборот 13 земельных участков, находящихся в федеральной собственности, общей площадью 571,39 га, 12 из них общей площадью 543,39 га предоставлены для комплексного освоения и развития жилищного строительства, один из них площадью 28,0 га предоставлен для строительства объекта по производству строительных материалов.
Общая площадь проектируемого и строящегося жилья на земельных участках Фонда "РЖС" составила 1 840,95 тыс. кв. м, в том числе малоэтажного жилья 142,0 тыс. кв. м, доля стандартного жилья - 60 процентов.
Значительные объемы средств на обеспечение жильем граждан, перед которыми в соответствии с законодательством есть обязательства Российской Федерации направлены из федерального бюджета.
Государственная поддержка со стороны Правительства области в рамках подпрограммы "Развитие ипотечного жилищного кредитования" направлена на улучшение жилищных условий граждан, в первую очередь, за счет развития социальной ипотеки. Порядка 25-30 процентов средств социальной ипотеки направляется на приобретение квартир во вновь построенных домах.
В связи с этим в 2005 году разработан программный комплекс по ведению учета граждан - участников ипотечного кредитования, который включает в себя все этапы участия от принятия на учет до снятия с учета и позволяет в кратчайший срок иметь полную информацию по "участнику подпрограммы".
За время действия ипотечного движения разработаны и внедрены законодательные и экономические условия для ускоренного развития ипотечного жилищного кредитования. Благодаря деятельности АО "Ипотечная корпорация Саратовской области", региональные банки получили доступ к долгосрочным финансовым ресурсам, что позволило повысить конкуренцию между банками и доступность кредитов для населения.
Ненадлежащее содержание жилищного фонда и отсутствие средств на проведение его реконструкции являются причинами ежегодного роста объемов аварийного жилищного фонда. Финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должно привести к снижению этих показателей.
В результате износа жилищного фонда растет количество инцидентов и аварий в системах тепло-, электро- и водоснабжения, что приводит к увеличению сроков ликвидации аварий и дороговизне стоимости ремонтов.
Практика реализации Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Фонд "ЖКХ") в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда показала, что 95 процентов средств направляется на строительство (приобретение) квартир на первичном рынке, что в свою очередь позволит направить инвестиции застройщикам на сумму более 4,0 млрд рублей, а в части капитального ремонта многоквартирных домов, при условии создания и развития регионального оператора.
Дальнейшая реализация указанного Федерального закона, позволит обеспечить стабильное финансирование стройинду-стрии и позволит привлечь инвестиции на внедрение современных и новых энергосберегающих технологий в жилищный и коммунальный сектора.
Вопросы, связанные с разрешением жилищных проблем граждан, являются составной частью социальной государственной политики и требуют постоянного внимания государства. Фонд "ЖКХ", выделял необходимые финансовые средства, помогает в достижении поставленных Правительством области задач.
Совместно с органами местного самоуправления, в соответствии с законодательством Российской Федерации, создаются условия для развития жилищного строительства. однако большинство муниципальных образований области не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Неразрешенными на настоящий момент проблемами в сфере жилищного строительства остаются:
невозможность улучшения жилищных условий семьям с доходами ниже среднего;