(с изменениями на 20 июля 2018 года)
________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
от 17.12.2018 N 696-П
________________________________________________
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 25.03.2014 N 171-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.05.2014 N 301-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.08.2014 N 491-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.12.2014 N 665-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.05.2015 N 216-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.07.2015 N 384-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.09.2015 N 456-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.12.2015 N 606-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 670-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 671-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.03.2016 N 86-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.04.2016 N 175-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 10.06.2016 N 286-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.08.2016 N 449-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.09.2016 N 473-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.11.2016 N 607-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2016 N 752-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2017 N 110-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2017 N 372-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.11.2017 N 589-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 28.12.2017 N 697-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.05.2018 N 261-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Губернатор области
В.В.Радаев
Государственная программа Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года"
Наименование | государственная программа Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года" (далее - государственная программа) |
Ответственный исполнитель государственной программы | министерство здравоохранения области |
Соисполнители | отсутствуют |
Участники | комитет капитального строительства области, министерство социального развития области, управление делами Правительства области, комитет по управлению имуществом области (позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П, см. предыдущую редакцию) |
Подпрограммы | подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи"; подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации"; (абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 03.12.2014 N 665-П, см. предыдущую редакцию); подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан, в том числе детей"; подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения"; подпрограмма 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";
|
Программно-целевые инструменты государственной программы | отсутствуют |
Цели | совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; повышение качества и доступности медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников |
Задачи | обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи; повышение качества и доступности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации;
развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан, в том числе детей; обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами; совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях;
(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 670-П, см. предыдущую редакцию) |
Целевые показатели государственной программы | соотношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Саратовской области - до 200 процентов в 2020 году; соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Саратовской области - до 100 процентов в 2020 году; соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Саратовской области - до 100 процентов в 2020 году; смертность от болезней системы кровообращения - до 627,6 человека на 100 тыс. населения в 2020 году; смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 182,3 человека на 100 тыс. населения в 2020 году; смертность от туберкулеза - до 4,7 человека на 100 тыс. населения в 2020 году; смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 10,2 человека на 100 тыс. населения в 2020 году; младенческая смертность - до 4,8 человека на 1000 родившихся живыми в 2020 году; ожидаемая продолжительность жизни при рождении - до 74,5 лет в 2020 году; ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения - до 73 лет в 2020 году; смертность от всех причин - до 13,6 человека на 1000 населения в 2020 году; обеспеченность населения врачами - не менее 37,2 человека на 10 тыс. населения в год; количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, - до 2,5 человека в 2020 году (позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П, см. предыдущую редакцию) |
Этапы и сроки реализации государственной программы | 2014-2020 годы |
Объемы | общий объем финансового обеспечения составляет 197733081,9 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 24066542,9 тыс. рублей, в 2015 году - 26621154,8 тыс. рублей, в 2016 году - 25775659,4 тыс. рублей, в 2017 году - 26511704,9 тыс. рублей, в 2018 году - 31534606,8 тыс. рублей, в 2019 году - 31166201,9 тыс. рублей, в 2020 году - 32057211,2 тыс. рублей, из них: областной бюджет - 65181969,3 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1383521,9 тыс. рублей, в 2015 году - 3618580,9 тыс. рублей, в 2016 году - 3622161,4 тыс. рублей, в 2017 году - 13571283,5 тыс. рублей, в 2018 году - 14419410,2 тыс. рублей, в 2019 году - 14168918,8 тыс. рублей, в 2020 году - 14398092,6 тыс. рублей, федеральный бюджет (прогнозно) - 6469219,4 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 1684296,9 тыс. рублей, в 2015 году - 1940263,0 тыс. рублей, в 2016 году - 939091,1 тыс. рублей, в 2017 году - 563843,3 тыс. рублей, в 2018 году - 894745,5 тыс. рублей, в 2019 году - 223489,8 тыс. рублей, в 2020 году - 223489,8 тыс. рублей, государственные внебюджетные фонды и иные безвозмездные поступления целевой направленности (прогнозно) - 126081893,2 тыс. рублей, в том числе: в 2014 году - 20998724,1 тыс. рублей, в 2015 году - 21062310,9 тыс. рублей, в 2016 году - 21214406,9 тыс. рублей, в 2017 году - 12376578,1 тыс. рублей, в 2018 году - 16220451,1 тыс. рублей, в 2019 году - 16773793,3 тыс. рублей, в 2020 году - 17435628,8 тыс. рублей, в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" - 548676,0 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" - 4616175,2 тыс. рублей; подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" - 2366407,9 тыс. рублей; подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" - 2114207,6 тыс. рублей; подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" - 1204776,6 тыс. рублей; подпрограмма 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" - 6651741,2 тыс. рублей; подпрограмма 8 "Развитие информатизации в здравоохранении" - 150424,4 тыс. рублей; подпрограмма 9 "Организация медицинской помощи" - 180080673,0 тыс. рублей (позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П, см. предыдущую редакцию) |
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны.
Основной целевой установкой государственной программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Саратовской области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современного медицинского оборудования, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.
Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам области с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.
Основными причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);
несвоевременное обращение за медицинской помощью;
низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;
несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
недостаточное развитие стационарзамещающих технологий;
недостаточная доступность оказания медицинской помощи сельским жителям;
неполное соответствие материально-технического оснащения учреждений порядкам и стандартам медицинской помощи.
Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы медицинской реабилитации.
Низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формирует недостаточную динамику в состоянии здоровья населения.
Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую превышает динамику обновления программ подготовки и переподготовки специалистов. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении также является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.
Разработка государственной программы обусловлена необходимостью решения следующих вопросов:
совершенствование инфраструктуры здравоохранения;
формирование единой профилактической среды;
повышение доступности и качества оказываемой медицинской помощи;
повышение уровня подготовки медицинских кадров и уровня заработной платы медицинских работников.
В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В 2007-2012 годах область принимала участие в реализации федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)", в 2007-2010 годах - в реализации федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы.
Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты: с 2006 года -приоритетный национальный проект "Здоровье", с 2011 года - программа модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2013 годы.
В значительной степени обновлена инфраструктура отрасли, укреплена материально-техническая база, внедрены современные информационные системы, созданы условия для внедрения единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи.
В области действовали долгосрочные областные целевые программы в сфере здравоохранения: "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Саратовской области" на 2011-2013 годы, "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы, "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013-2015 годы.
Реализация мер, направленных на улучшение демографической ситуации в области, программно-целевой подход к решению существующих проблем в рамках межведомственного взаимодействия позволили в 2012 году сохранить сложившиеся в предыдущие годы положительные тенденции изменения основных медико-демографических показателей.
Численность населения области на 1 января 2013 года составила 2503,3 тыс. чел., из них 1872,4 тыс. чел. (74,8 процента) - городское население, 630,9 тыс. чел. (25,2 процента) - сельские жители.
Снижение численности населения происходит из-за его естественной убыли. Естественная убыль населения наблюдается в области с 1992 года. В 2012 году в сравнении с 2011 годом естественная убыль сократилась на 23,7 процента, но, несмотря на это, число умерших превышает число родившихся в 1,3 раза.
За 2008-2012 годы показатель рождаемости в области увеличился на 10,7 процента - с 10,3 чел. на 1000 населения в 2007 году до 11,4 чел. на 1000 населения в 2012 году. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной репродуктивного возраста) в 2012 году составил 1,505 против 1,329 в 2007 году (рост на 13,2 процента).
В 2012 году в области родилось 28582 ребенка, что на 6,5 процента больше, чем за 2011 год. Показатель рождаемости превысил целевое значение и составил 11,4 чел. на 1000 населения (2011 год - 10,7 чел. на 1000 населения). Целевой показатель на 2012 год - 10,3 чел. на 1000 населения. При этом уровень рождаемости в области остается ниже, чем в среднем по России и по Приволжскому федеральному округу (Российская Федерация - 13,3 чел. на 1000 населения, Приволжский федеральный округ - 13,3 чел. на 1000 населения). По указанному показателю область занимает 11 место в Приволжском федеральном округе и 70 место в Российской Федерации.
Общая смертность населения за последние 5 лет сократилась на 7,7 процента. Среди трудоспособного населения смертность уменьшилась на 14,7 процента.
В 2012 году отмечается снижение смертности населения на 1,4 процента (648 чел.). Общий коэффициент смертности в 2012 году составил 14,3 чел. на 1000 населения (2011 год - 14,5 чел. на 1000 населения). Показатель смертности в области по-прежнему выше среднероссийского и по Приволжскому федеральному округу (Российская Федерация - 13,3 чел. на 1000 населения, Приволжский федеральный округ - 14 чел. на 1000 населения). По указанному показателю область занимает 9 место в Приволжском федеральном округе и 50 место в Российской Федерации.
Структура смертности населения в Саратовской области соответствует российской. На первом месте находятся болезни системы кровообращения, на втором - онкологические заболевания, на третьем - несчастные случаи, отравления, травмы, на четвертом - болезни органов пищеварения, на пятом -болезни органов дыхания.
В 2012 году смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 3,8 процента и составила 713,2 чел. на 100 тыс. населения (2011 год - 741,4 чел. на 100 тыс. населения).