Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 октября 2013 года N 545-П


О государственной программе Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года"

(с изменениями на 20 июля 2018 года)

________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Саратовской области
 от 17.12.2018 N 696-П
________________________________________________

_______________________________________________________________

     В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 25.03.2014 N 171-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.05.2014 N 301-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.08.2014 N 491-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 03.12.2014 N 665-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 06.05.2015 N 216-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.07.2015 N 384-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 08.09.2015 N 456-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.12.2015 N 606-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 670-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 671-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 04.03.2016 N 86-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 18.04.2016 N 175-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 10.06.2016 N 286-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 26.08.2016 N 449-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 05.09.2016 N 473-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.11.2016 N 607-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2016 N 752-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.03.2017 N 110-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2017 N 372-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.11.2017 N 589-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 28.12.2017 N 697-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.05.2018 N 261-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П.

_______________________________________________________________


На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе Саратовской области" Правительство области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить государственную программу Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года" согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и применяется к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении областного бюджета, начиная с областного бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.


Губернатор области
В.В.Радаев

     

     
Приложение
к постановлению Правительства области
от 11 октября 2013 года N 545-П

     
Государственная программа Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года"


Паспорт государственной программы
(приложение с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 26.08.2016 N 449-П, см. предыдущую редакцию).

Наименование
государственной
программы

государственная программа Саратовской области "Развитие здравоохранения Саратовской области до 2020 года" (далее - государственная программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

министерство здравоохранения области

Соисполнители
государственной
программы

отсутствуют

Участники
государственной
программы

комитет капитального строительства области, министерство социального развития области, управление делами Правительства области, комитет по управлению имуществом области

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П, см. предыдущую редакцию)

Подпрограммы
государственной
программы

подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи";

подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации";

(абзац признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 03.12.2014 N 665-П, см. предыдущую редакцию);

подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка";


подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан, в том числе детей";

подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения";

подпрограмма 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях";


подпрограмма 8 "Развитие информатизации в здравоохранении"

подпрограмма 9 "Организация медицинской помощи

Программно-целевые инструменты государственной программы

отсутствуют

Цели
государственной программы

совершенствование системы охраны здоровья граждан в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;

повышение качества и доступности медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций и их работников

Задачи
государственной программы

обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи;

повышение качества и доступности оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной медицинской помощи, медицинской эвакуации;


(абзац 3 признан утратившим силу);


развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения граждан, в том числе детей;

обеспечение системы здравоохранения высококвалифицированными и мотивированными кадрами;

совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях;


развитие информатизации в здравоохранении

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2015 N 670-П, см. предыдущую редакцию)

Целевые показатели государственной программы

соотношение средней заработной платы врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающих предоставление медицинских услуг), и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Саратовской области - до 200 процентов в 2020 году;

соотношение средней заработной платы среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Саратовской области - до 100 процентов в 2020 году;

соотношение средней заработной платы младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) и среднемесячной начисленной заработной платы наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности) в Саратовской области - до 100 процентов в 2020 году;

смертность от болезней системы кровообращения - до 627,6 человека на 100 тыс. населения в 2020 году;

смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) - до 182,3 человека на 100 тыс. населения в 2020 году;

смертность от туберкулеза - до 4,7 человека на 100 тыс. населения в 2020 году;

смертность от дорожно-транспортных происшествий - до 10,2 человека на 100 тыс. населения в 2020 году;

младенческая смертность - до 4,8 человека на 1000 родившихся живыми в 2020 году;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении - до 74,5 лет в 2020 году;

ожидаемая продолжительность жизни при рождении сельского населения - до 73 лет в 2020 году;

смертность от всех причин - до 13,6 человека на 1000 населения в 2020 году;

обеспеченность населения врачами - не менее 37,2 человека на 10 тыс. населения в год;

количество среднего медицинского персонала, приходящегося на 1 врача, - до 2,5 человека в 2020 году

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П, см. предыдущую редакцию)

 Этапы и сроки реализации государственной программы

2014-2020 годы

Объемы
финансового
обеспечения
государственной
программы

общий объем финансового обеспечения составляет 197733081,9 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 24066542,9 тыс. рублей,

в 2015 году - 26621154,8 тыс. рублей,

в 2016 году - 25775659,4 тыс. рублей,

в 2017 году - 26511704,9 тыс. рублей,

в 2018 году - 31534606,8 тыс. рублей,

в 2019 году - 31166201,9 тыс. рублей,

в 2020 году - 32057211,2 тыс. рублей,

из них:

областной бюджет - 65181969,3 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 1383521,9 тыс. рублей,

в 2015 году - 3618580,9 тыс. рублей,

в 2016 году - 3622161,4 тыс. рублей,

в 2017 году - 13571283,5 тыс. рублей,

в 2018 году - 14419410,2 тыс. рублей,

в 2019 году - 14168918,8 тыс. рублей,

в 2020 году - 14398092,6 тыс. рублей,

федеральный бюджет (прогнозно) - 6469219,4 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 1684296,9 тыс. рублей,

в 2015 году - 1940263,0 тыс. рублей,

в 2016 году - 939091,1 тыс. рублей,

в 2017 году - 563843,3 тыс. рублей,

в 2018 году - 894745,5 тыс. рублей,

в 2019 году - 223489,8 тыс. рублей,

в 2020 году - 223489,8 тыс. рублей,

государственные внебюджетные фонды и иные безвозмездные поступления целевой направленности (прогнозно) - 126081893,2 тыс. рублей, в том числе:

в 2014 году - 20998724,1 тыс. рублей,

в 2015 году - 21062310,9 тыс. рублей,

в 2016 году - 21214406,9 тыс. рублей,

в 2017 году - 12376578,1 тыс. рублей,

в 2018 году - 16220451,1 тыс. рублей,

в 2019 году - 16773793,3 тыс. рублей,

в 2020 году - 17435628,8 тыс. рублей,

в том числе по подпрограммам:

подпрограмма 1 "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи" - 548676,0 тыс. рублей;

подпрограмма 2 "Совершенствование оказания специализированной, включая высокотехнологичную, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, медицинской эвакуации" - 4616175,2 тыс. рублей;

подпрограмма 4 "Охрана здоровья матери и ребенка" - 2366407,9 тыс. рублей;

подпрограмма 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" - 2114207,6 тыс. рублей;

подпрограмма 6 "Кадровое обеспечение системы здравоохранения" - 1204776,6 тыс. рублей;

подпрограмма 7 "Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях" - 6651741,2 тыс. рублей;

подпрограмма 8 "Развитие информатизации в здравоохранении" - 150424,4 тыс. рублей;

подпрограмма 9 "Организация медицинской помощи" - 180080673,0 тыс. рублей

(позиция с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П, см. предыдущую редакцию)


1. Характеристика сферы реализации государственной программы  
(раздел с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 20.07.2018 N 404-П, см. предыдущую редакцию)


Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны.

Основной целевой установкой государственной программы является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения Саратовской области. Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современного медицинского оборудования, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

Таким образом, создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи гражданам области с учетом демографической ситуации является приоритетным направлением государственной политики в сфере здравоохранения.

Основными причинами, формирующими недостаточную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

     низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;


высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства несоответствующих принципам здорового питания продуктов, а также для обеспечения необходимого уровня физической активности);

     несвоевременное обращение за медицинской помощью;


низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

     недостаточное развитие стационарзамещающих технологий;


недостаточная доступность оказания медицинской помощи сельским жителям;

неполное соответствие материально-технического оснащения учреждений порядкам и стандартам медицинской помощи.

Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.

Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы медицинской реабилитации.

Низкая обеспеченность койками для оказания паллиативной медицинской помощи неизлечимым пациентам, низкое качество жизни неизлечимых пациентов формирует недостаточную динамику в состоянии здоровья населения.

Ключевой проблемой, до сих пор не получившей кардинального решения, является недостаточная обеспеченность отрасли квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую превышает динамику обновления программ подготовки и переподготовки специалистов. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении также является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.

Разработка государственной программы обусловлена необходимостью решения следующих вопросов:

     совершенствование инфраструктуры здравоохранения;

     
     формирование единой профилактической среды;

     
     повышение доступности и качества оказываемой медицинской помощи;


повышение уровня подготовки медицинских кадров и уровня заработной платы медицинских работников.

В последние годы значительные инвестиции государства направлены на решение указанных проблем. В 2007-2012 годах область принимала участие в реализации федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 годы)", в 2007-2010 годах - в реализации федеральной целевой программы "Дети России" на 2007-2010 годы.

Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты: с 2006 года -приоритетный национальный проект "Здоровье", с 2011 года - программа модернизации здравоохранения Саратовской области на 2011-2013 годы.

В значительной степени обновлена инфраструктура отрасли, укреплена материально-техническая база, внедрены современные информационные системы, созданы условия для внедрения единых порядков и стандартов оказания медицинской помощи.

В области действовали долгосрочные областные целевые программы в сфере здравоохранения: "Дополнительные меры по улучшению демографической ситуации в Саратовской области" на 2011-2013 годы, "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями" на 2012-2014 годы, "Кадровое обеспечение системы здравоохранения Саратовской области" на 2013-2015 годы.

Реализация мер, направленных на улучшение демографической ситуации в области, программно-целевой подход к решению существующих проблем в рамках межведомственного взаимодействия позволили в 2012 году сохранить сложившиеся в предыдущие годы положительные тенденции изменения основных медико-демографических показателей.

Численность населения области на 1 января 2013 года составила 2503,3 тыс. чел., из них 1872,4 тыс. чел. (74,8 процента) - городское население, 630,9 тыс. чел. (25,2 процента) - сельские жители.

Снижение численности населения происходит из-за его естественной убыли. Естественная убыль населения наблюдается в области с 1992 года. В 2012 году в сравнении с 2011 годом естественная убыль сократилась на 23,7 процента, но, несмотря на это, число умерших превышает число родившихся в 1,3 раза.

За 2008-2012 годы показатель рождаемости в области увеличился на 10,7 процента - с 10,3 чел. на 1000 населения в 2007 году до 11,4 чел. на 1000 населения в 2012 году. Суммарный коэффициент рождаемости (число детей, рожденных в среднем одной женщиной репродуктивного возраста) в 2012 году составил 1,505 против 1,329 в 2007 году (рост на 13,2 процента).

В 2012 году в области родилось 28582 ребенка, что на 6,5 процента больше, чем за 2011 год. Показатель рождаемости превысил целевое значение и составил 11,4 чел. на 1000 населения (2011 год - 10,7 чел. на 1000 населения). Целевой показатель на 2012 год - 10,3 чел. на 1000 населения. При этом уровень рождаемости в области остается ниже, чем в среднем по России и по Приволжскому федеральному округу (Российская Федерация - 13,3 чел. на 1000 населения, Приволжский федеральный округ - 13,3 чел. на 1000 населения). По указанному показателю область занимает 11 место в Приволжском федеральном округе и 70 место в Российской Федерации.

Общая смертность населения за последние 5 лет сократилась на 7,7 процента. Среди трудоспособного населения смертность уменьшилась на 14,7 процента.

В 2012 году отмечается снижение смертности населения на 1,4 процента (648 чел.). Общий коэффициент смертности в 2012 году составил 14,3 чел. на 1000 населения (2011 год - 14,5 чел. на 1000 населения). Показатель смертности в области по-прежнему выше среднероссийского и по Приволжскому федеральному округу (Российская Федерация - 13,3 чел. на 1000 населения, Приволжский федеральный округ - 14 чел. на 1000 населения). По указанному показателю область занимает 9 место в Приволжском федеральном округе и 50 место в Российской Федерации.

Структура смертности населения в Саратовской области соответствует российской. На первом месте находятся болезни системы кровообращения, на втором - онкологические заболевания, на третьем - несчастные случаи, отравления, травмы, на четвертом - болезни органов пищеварения, на пятом -болезни органов дыхания.

В 2012 году смертность от болезней системы кровообращения сократилась на 3,8 процента и составила 713,2 чел. на 100 тыс. населения (2011 год - 741,4 чел. на 100 тыс. населения).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»