Действующий

Об утверждении программы модернизации системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования Тамбовской области в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиям


1. Характеристика проблемы и обоснование
ее решения программно-целевыми методами


Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (18.07.2013), Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, Законом Тамбовской области от 01.10.2013 N 321-З "Об образовании в Тамбовской области", государственной программой Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677.

В Тамбовской области тенденции наращивания экономического потенциала региона за счет технологических и научно-технических инноваций сопровождались активным поиском решений модернизации профессиональной школы, основанных на выстраивании взаимодействия образования и бизнеса, внедрения международных стандартов WorldSkills в подготовку кадров.

Базовые сюжеты модернизации были определены комплексной программой развития профессионального образования Тамбовской области в 2014 году, Дорожной картой развития движения Ворлдскиллс в Тамбовской области что позволило апробировать и внедрить системные механизмы, обеспечивающие ориентацию системы подготовки кадров на потребности экономики:

механизм формирования прогнозных потребностей в кадрах на среднесрочную перспективу, учитывающий ключевые факторы развития экономики региона - демографическую ситуацию, реализацию инновационных и инвестиционных проектов;

механизм конкурсного распределения бюджетных мест;

нормативное финансирование профессиональных образовательных организаций по кластерным группам профессий.

Действует Региональный координационный центр WorldSkills Russia.

Развивалась сеть ресурсных центров и региональная система оценки и сертификации квалификаций.

В ближайшие пять лет Тамбовской области потребуется около 6 тысяч рабочих, около 4,5 тысячи специалистов со средним профессиональным образованием и около 5,9 тысячи специалистов с высшим образованием только под вновь созданные рабочие места.

Имеет место существенный дисбаланс между количеством студентов, в том числе в разрезе профессий и специальностей, и потребностями региональной экономики.

Решение новых задач потребовало внедрения принципиально иных подходов к управлению системой профессионального образования, направленных на информационную открытость, усиление значимости общественных институтов, развитие государственно-частного партнерства.

В основе созданной модели управления профессиональными образовательными организациями лежит кластерная политика.

Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе базовых общеобразовательных организаций, образовательных организаций, предприятий региона, элементов инновационной инфраструктуры.

Сформировано 6 кластерных групп по следующим направлениям: промышленность, сельское хозяйство, стройиндустрия, транспорт, информационные технологии, социальная сфера.

Координационные советы кластеров решают следующие задачи:

введение новых профессий и специальностей;

согласование и утверждение образовательных программ;

выстраивание системы оценки качества в соответствии с профессиональными стандартами;

выстраивание оптимальной инновационной инфраструктуры для подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, размещая ее как на площадках образовательных организаций, так и на площадках предприятий.

Координацию действий кластерных групп и управление программной частью бюджета осуществляет исполнительная дирекция Совета директоров базовых профессиональных образовательных организаций.

Создан в 2013 году Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года.

В настоящий момент основные элементы модели сформированы, разработана необходимая нормативная правовая база, идет ее апробация, достраиваются новые сегменты.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":

установлена новая структура подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, включающая в себя программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);

вводятся программы профессионального обучения, в том числе подготовки, повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям;

вводятся новые инфраструктурные единицы - учебные центры профессиональной квалификации, кафедры и иные структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.;

закрепляется ориентация на профессиональные стандарты федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, программ профессионального обучения, программ дополнительного профессионального образования, профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, аттестации работников сферы образования;

гарантирована общедоступность среднего профессионального образования.