В целях приведения нормативных правовых актов в соответствие с действующим законодательством и Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (18.07.2013), администрация области постановляет:
1. Утвердить программу модернизации системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования Тамбовской области в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями согласно приложению.
2. Опубликовать настоящее постановление на сайте сетевого издания "Тамбовская жизнь" (www.tamlife.ru).
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы администрации области С.А.Чеботарева.
Первый зам.главы администрации области
А.А.Сазонов
г.Тамбов
27 ноября 2015 г.
N 1374
Программа модернизации системы подготовки кадров
по наиболее востребованным и перспективным профессиям
и специальностям среднего профессионального образования
Тамбовской области в соответствии с мировыми
стандартами и передовыми технологиями
Наименование Программы | "Программа модернизации системы подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям среднего профессионального образования Тамбовской области в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями" (далее - Программа) |
Заказчик -координатор | Управление образования и науки области |
Заказчики Программы | Управление образования и науки области; |
Разработчик Программы | Управление образования и науки области |
Цель и задачи Программы | Цель:
|
Сроки реализации Программы | Программа реализуется в течение 2016-2020 гг. |
Объемы и источники | Общие затраты на реализацию Программы в 2016-2020 гг. за счет всех источников финансирования - 143 500,0 тыс. рублей: |
Программа разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", Федеральной целевой программой развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 N 497, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", Стратегией развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной коллегией Министерства образования и науки Российской Федерации (18.07.2013), Уставом (Основным Законом) Тамбовской области, Законом Тамбовской области от 01.10.2013 N 321-З "Об образовании в Тамбовской области", государственной программой Тамбовской области "Развитие образования Тамбовской области" на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением администрации области от 28.12.2012 N 1677.
В Тамбовской области тенденции наращивания экономического потенциала региона за счет технологических и научно-технических инноваций сопровождались активным поиском решений модернизации профессиональной школы, основанных на выстраивании взаимодействия образования и бизнеса, внедрения международных стандартов WorldSkills в подготовку кадров.
Базовые сюжеты модернизации были определены комплексной программой развития профессионального образования Тамбовской области в 2014 году, Дорожной картой развития движения Ворлдскиллс в Тамбовской области что позволило апробировать и внедрить системные механизмы, обеспечивающие ориентацию системы подготовки кадров на потребности экономики:
механизм формирования прогнозных потребностей в кадрах на среднесрочную перспективу, учитывающий ключевые факторы развития экономики региона - демографическую ситуацию, реализацию инновационных и инвестиционных проектов;
механизм конкурсного распределения бюджетных мест;
нормативное финансирование профессиональных образовательных организаций по кластерным группам профессий.
Действует Региональный координационный центр WorldSkills Russia.
Развивалась сеть ресурсных центров и региональная система оценки и сертификации квалификаций.
В ближайшие пять лет Тамбовской области потребуется около 6 тысяч рабочих, около 4,5 тысячи специалистов со средним профессиональным образованием и около 5,9 тысячи специалистов с высшим образованием только под вновь созданные рабочие места.
Имеет место существенный дисбаланс между количеством студентов, в том числе в разрезе профессий и специальностей, и потребностями региональной экономики.
Решение новых задач потребовало внедрения принципиально иных подходов к управлению системой профессионального образования, направленных на информационную открытость, усиление значимости общественных институтов, развитие государственно-частного партнерства.
В основе созданной модели управления профессиональными образовательными организациями лежит кластерная политика.
Потенциал образовательно-производственного кластера определяется функционированием в комплексе базовых общеобразовательных организаций, образовательных организаций, предприятий региона, элементов инновационной инфраструктуры.
Сформировано 6 кластерных групп по следующим направлениям: промышленность, сельское хозяйство, стройиндустрия, транспорт, информационные технологии, социальная сфера.
Координационные советы кластеров решают следующие задачи:
введение новых профессий и специальностей;
согласование и утверждение образовательных программ;
выстраивание системы оценки качества в соответствии с профессиональными стандартами;
выстраивание оптимальной инновационной инфраструктуры для подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, размещая ее как на площадках образовательных организаций, так и на площадках предприятий.
Координацию действий кластерных групп и управление программной частью бюджета осуществляет исполнительная дирекция Совета директоров базовых профессиональных образовательных организаций.
Создан в 2013 году Наблюдательный совет по модернизации системы профессионального образования в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Тамбовской области на период до 2020 года.
В настоящий момент основные элементы модели сформированы, разработана необходимая нормативная правовая база, идет ее апробация, достраиваются новые сегменты.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации":
установлена новая структура подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена, включающая в себя программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих);
вводятся программы профессионального обучения, в том числе подготовки, повышения квалификации и переподготовки по рабочим профессиям;
вводятся новые инфраструктурные единицы - учебные центры профессиональной квалификации, кафедры и иные структурные подразделения образовательных организаций на предприятиях, многофункциональные центры прикладных квалификаций и т.п.;
закрепляется ориентация на профессиональные стандарты федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования, программ профессионального обучения, программ дополнительного профессионального образования, профессионально-общественной аккредитации программ профессионального образования, аттестации работников сферы образования;
гарантирована общедоступность среднего профессионального образования.
Проведенный комплексный анализ ситуации позволил сформулировать три группы проблем, подлежащих разрешению в результате выполнения настоящей Программы и охватывающих смежные сферы экономики, образования и рынка труда.
Первая группа проблем связана с потребностью экономической и социальной сфер региона в кадрах нового качества, соответствующих международным стандартам:
профессионально-квалификационная структура подготовки кадров не удовлетворяет инновационные запросы экономики;
имеющиеся в регионе структуры частно-государственного партнерства органов власти образования и бизнеса не в полной мере реализуют функции формирования обоснованного прогноза региональной экономики в квалифицированных кадрах;
существующая система формирования государственного задания и государственного заказа на подготовку рабочих кадров и специалистов среднего звена недостаточно учитывает стратегические интересы региона, его социально-экономическое развитие;
отсутствует механизм формирования прогноза в рабочих кадрах и специалистах среднего звена на долгосрочную перспективу;
не развиты механизмы участия работодателей в формировании современного содержания профессионального образования.
Вторая группа проблем обусловлена недостаточной готовностью сферы образования удовлетворять потребности экономики и инновационной сферы в рабочих кадрах и специалистах среднего звена:
территориально-отраслевая структура образовательных организаций не в полной мере соответствует потребностям региона;
не развита инфраструктура переподготовки взрослого населения под инновационные запросы экономики;
востребованные на региональном рынке труда профессии и специальности часто не пользуются спросом в среде выпускников общеобразовательных организаций и их родителей;
инновационное развитие региона, модернизация производства требуют повышения уровня квалификации преподавательского состава системы профессионального образования.
Третья группа проблем относится к анализу и регулированию рынка труда:
управление кадровым потенциалом Тамбовской области требует постоянного мониторинга рынка труда и рынка образовательных услуг, в том числе данных о соответствии спроса и предложения рабочей силы по профилю и уровню квалификации в разрезе специальностей (профессий), отраслей, территорий области, однако отсутствует организационная структура, призванная решать данные задачи;
по одним и тем же специальностям и профессиям одновременно имеется неудовлетворенный спрос и избыточное предложение рабочей силы в разрезе территорий;
рынок труда и рынок образовательных услуг не имеют постоянных информационных взаимосвязей.
Использование программно-целевого метода и кластерной модели при решении указанных проблем обеспечивает единство четко структурированной и сформулированной содержательной части Программы с созданием и использованием финансовых и организационных механизмов ее реализации, а также контролем за промежуточными и конечными результатами Программы.
Реализация Программы позволит внедрить региональный стандарт кадрового обеспечения промышленного роста, включающего в себя механизмы обеспечения высокотехнологичных отраслей промышленности на основе международных стандартов подготовки кадров, систему мониторинга качества подготовки кадров, выстроить систему профессионального образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, реализацией инвестиционных проектов в территориях, возможностями развития непрерывного образования и обеспечением профессионального самоопределения обучающихся.
Комплексный подход к решению указанных проблем предполагает внедрение в регионе новых эффективных форм и стандартов подготовки рабочих и специалистов предусмотренных списком "топ-50", использование программно-целевых методов, увязывающих мероприятия по срокам, ресурсам, а также организацию процесса управления и контроля.
Основной целью Программы является:
создание условий для обеспечения подготовки кадров по наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям профессионального образования.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
создание образовательных структур, обеспечивающих лидерство в подготовке кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям и специальностям в соответствии с мировыми стандартами и передовыми технологиями;
разработка и распространение в системе среднего профессионального и высшего образования новых образовательных технологий, форм организации образовательного процесса;
консолидация ресурсов бизнеса, государства и образовательных организаций.
Система программных мероприятий охватывает реализацию вышеуказанных задач (приложение N 1 к Программе).
Комплекс мероприятий по созданию образовательных структур по подготовке кадров по профессиям из списка ТОП-50 и соответствие квалификаций выпускников международным стандартам базируется на созданном потенциале и направлен на решение следующих задач: