Недействующий


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 1 августа 2014 года N П-14-47


О внесении изменения в приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 24 октября 2013 года N П-13-96

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 01.11.2019 N П-19-109.
____________________________________________________________________


Приложение "Ведомственная целевая программа "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области" к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 24 октября 2013 года N П-13-96 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.


Министр
В.А. Эрлих


Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства и
продовольствия Омской области
от 1 августа 2014 года N П-14-47

     
"Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства и
продовольствия Омской области
от 24 октября 2013 года N П-13-96

     
Ведомственная целевая программа
"Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области"



Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области"

Наименование субъекта бюджетного планирования Омской области

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство)

Наименование ведомственной целевой программы

"Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области" (далее - Программа)

Наименование государственной программы Омской области, в рамках подпрограммы которой осуществляется реализация Программы

"Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области"

Наименование подпрограммы государственной программы, в рамках которой осуществляется реализация Программы

"Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства"

Сроки реализации Программы

2014 - 2020 годы

Цели и задачи Программы

Цель - повышение конкурентоспособности льняного подкомплекса АПК Омской области.
Задачи:
1) увеличение объемов производства льна-долгунца;
2) увеличение объемов производства льноволокна и продуктов его переработки.

Целевые индикаторы Программы

- объем производства льноволокна составит 67,13 тыс. тонн, в том числе по годам:
2014 год - 6,3 тыс. тонн;
2015 год - 7,92 тыс. тонн;
2016 год - 8,69 тыс. тонн;
2017 год - 9,68 тыс. тонн;
2018 год - 10,89 тыс. тонн;
2019 год - 11,55 тыс. тонн;
2020 год - 12,1 тыс. тонн;
- выручка от реализации льноволокна и продуктов его переработки за весь период реализации программы составит 1487,8 млн. рублей, в том числе по годам:
2014 год - 138,6 млн. рублей;
2015 год - 158,4 млн. рублей;
2016 год - 173,8 млн. рублей;
2017 год - 222,6 млн. рублей;
2018 год - 250,5 млн. рублей;
2019 год - 265,6 млн. рублей;
2020 год - 278,3 млн. рублей.

Объемы и источники финансирования Программы в целом и по годам ее реализации

- объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составит 922 882 100,00 рублей, в том числе по годам:
2014 год - 37 492 000,00 рублей;
2015 год - 181 400 000,00 рублей;
2016 год - 145 500 000,00 рублей;
2017 год - 215 423 300,00 рублей;
2018 год - 152 030 600,00 рублей;
2019 год - 121 468 700,00 рублей;
2020 год - 69 567 500,00 рублей.
Из них по источникам финансирования:
- общие расходы областного бюджета на реализацию Программы составят 187 478 100,00 рублей, в том числе по годам:
2014 год - 10 300 000,00 рублей;
2015 год - 11 400 000,00 рублей;
2016 год - 12 500 000,00 рублей;
2017 год - 59 182 300,00 рублей;
2018 год - 41 766 600,00 рублей;
2019 год - 33 370 700,00 рублей;
2020 год - 18 958 500,00 рублей;
- прогнозируемый объем финансирования из внебюджетных источников составит 735 404 000,00 рублей, в том числе по годам:
2014 год - 27 192 000,00 рублей;
2015 год - 170 000 000,00 рублей;
2016 год - 133 000 000,00 рублей;
2017 год - 156 241 000,00 рублей;
2018 год - 110 264 000,00 рублей;
2019 год - 88 098 000,00 рублей;
2020 год - 50 609 000,00 рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

- урожайность льна-долгунца в переводе на волокно в 2020 году составит 11,0 ц/га, в том числе по годам:
2014 год - 10,5 ц/га;
2015 год - 11,0 ц/га;
2016 год - 11,0 ц/га;
2017 год - 11,0 ц/га;
2018 год - 11,0 ц/га;
2019 год - 11,0 ц/га;
2020 год - 11,0 ц/га;
- прирост выручки от реализации льноволокна и продуктов его переработки (к предыдущему году) составит по годам:
2014 год - 21,1 процента;
2015 год - 14,3 процента;
2016 год - 9,7 процента;
2017 год - 28,0 процента;
2018 год - 12,5 процента;
2019 год - 6,0 процента;
2020 год - 4,8 процента
- количество существующих и создание новых рабочих мест к 2020 году составит 832 места, в том числе по годам:
2014 год - 365 мест;
2015 год - 390 мест;
2016 год - 554 места;
2017 год - 611 мест;
2018 год - 668 мест;
2019 год - 727 мест;
2020 год - 832 места

     

I. Проблема, решение которой осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин её возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне, характеристику влияния Программы на достижение цели и решение задач подпрограммы Государственной программы либо основные положительные итоги реализации Программы с описанием тенденции их развития


Переход России от плановой экономики к рыночной без проведения структурной перестройки и государственного регулирования привел к распаду сложившихся экономических, производственных и технологических связей между звеньями и отдельными предприятиями льняного подкомплекса агропромышленного комплекса (далее - АПК) России.

Из-за кризисных явлений в экономике пострадал в том числе, льняной подкомплекс АПК, который в недавнем прошлом был одной из высокорентабельных отраслей.

Сокращение производства льнопродукции было обусловлено рядом факторов, в числе которых первостепенное значение имеют диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, рост цен на теплоэнергетические ресурсы и транспортные перевозки, высокие процентные ставки по банковским кредитам, отсутствие инвестиций для ускоренного технического перевооружения предприятий льнокомплекса, низкий уровень государственной поддержки товаропроизводителей, разрушение ранее устойчивых сырьевых зон, хозяйственных связей и договорных отношений между поставщиками и потребителями льносырья, снижение покупательной способности населения внутри страны и отсутствие надежных рынков сбыта льнопродукции за пределами Российской Федерации в связи со снижением ее качества и конкурентоспособности.

Все вышеперечисленное негативным образом сказалось на состоянии льноводства и производства продукции из льноволокна не только в целом по России, но и в Омской области, отрасль практически прекратила свое существование. В Омской области большинство хозяйств, занимающихся льноводством, начиная с 1994 года, стали сокращать посевные площади льна-долгунца и к 2003 году прекратили заниматься выращиванием льна-долгунца вследствие ряда причин, льноводство из высокорентабельной отрасли превратилось в убыточную.

В настоящее время льноводству отводится важная роль в решении социальной и экономической проблем в северных районах Омской области. Особенно остро стоят вопросы наращивания объемов производства льна-долгунца и производства продукции из льноволокна, повышения качества указанной продукции, создания новых рабочих мест.

Природно-климатические условия северных районов Омской области благоприятны для выращивания льна-долгунца. За последние годы:

- посевная площадь льна-долгунца возросла с 420 гектар в 2003 году до 4918 гектар в 2013 году, в том числе:

2011 год - 2646 га;

2012 год - 4145 га;

2013 год - 4918 га;

- производство льноволокна с 0,2 тыс. тонн в 2003 году до 5,2 тыс. тонн в 2013 году, в том числе:

2011 год - 3,033 тыс. тонн;

2012 год - 4,711 тыс. тонн;

2013 год - 5,200 тыс. тонн.

В 2011 - 2013 годах льноводство, традиционное для Омской области, было возобновлено в 7 муниципальных районах Омской области: Знаменском, Тарском, Седельниковском, Большеуковском, Тевризском, Колосовском и Муромцевском.

Это стало возможным благодаря оказываемой в последние годы государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся льноводством, в рамках реализации ведомственных целевых программ "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) от 28 марта 2011 года N П-11-16, "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области на 2013 - 2015 годы", утвержденной приказом Министерства от 10 апреля 2013 года N П-13-17.

В 2013 году в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и соответствующей долгосрочной целевой программы Омской области, на объектах социального и инженерного обустройства сельских территорий освоено и профинансировано капитальных вложений на сумму 488,0 млн. рублей. Благодаря чему построено и введено в эксплуатацию 272 объекта, в том числе:

- газификации - 33, протяженностью 205,3 км;

- водоснабжения - 22, протяжённостью 65,8 км;

- водозаборные скважины - 39 единиц;

- дорожного строительства - 18 объектов, общей протяженностью 10 км;

- фельдшерско-акушерских пунктов - 3 единицы.

Кроме того, начато строительство школы на 120 учебных мест с детским садом на 80 мест в поселке Белый Яр Тевризского муниципального района Омской области;

- в д. Черноморка Полтавского муниципального района в рамках комплексной компактной застройки и благоустройства поселений в рамках пилотного проекта, введено в эксплуатацию 5,8 км поселкового водопровода;

- по жилищному строительству государственную поддержку получили 156 сельских семей, в том числе 37 - молодые специалисты и молодые семьи. Ввод жилья в 2013 году при плановом годовом показателе 12,0 тыс. кв. м составил 15,7 тыс. кв. м или 130,8 процента.

Программа разработана с учетом дальнейшей перспективы развития отрасли, на основе:

- схем территориального планирования муниципальных районов Омской области, утвержденных решениями советов муниципальных районов Омской области, и генеральных планов поселений, утвержденных решениями советов сельских поселений, в состав которых включены планы создания современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, развития производственных сил, в том числе развития льноводства и производства продукции из льноволокна (приложение N 4).

- мер, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве, на развитие которого предоставляется государственная поддержка в рамках мероприятий региональных программ, в том числе за счет государственного и муниципального жилищного фонда.

Основные направления дальнейшего развития отрасли льноводства в Омской области направлены на увеличение объемов производства льна-долгунца и продукции из льноволокна на основе повышения конкурентоспособности льняного подкомплекса АПК развития сельских территорий северных районов Омской области.

Выращиванием льна-долгунца в Омской области занимаются 22 сельскохозяйственных товаропроизводителя, в том числе 11 крестьянских (фермерских) хозяйств.

С целью обеспечения конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке льняного подкомплекса АПК Омской области необходим организационно-экономический кластерный механизм агропромышленной интеграции в льноводстве.

Создание льноводческого сектора в агропромышленном кластере Омской области предусматривает дальнейшее расширение посевных площадей льна-долгунца, создание сырьевых зон льноперерабатывающих заводов на базе повышения урожайности льна-долгунца в переводе на волокно за счет применения интенсивных технологий, совершенствование технологического процесса по первичной и глубокой переработке льносырья и повышение обеспеченности материально-техническими ресурсами и необходимыми средствами производства.

Существенным недостатком льняного подкомплекса Омской области является незавершенность технологического процесса по переработке льносырья. Для уменьшения степени загрязнения окружающей среды и недопущения накопления отходов производства льноволокна в 2014 году будет запущена линия по производству пеллет, что позволит обеспечить топливом объекты социальной сферы, имеющих пиролизные отопительные котлы. По данным мониторинга в 2014 году планируется реализовать проект по строительству завода по выпуску изо льна экологически чистого и натурального линолеума, куда будет вложено порядка 300 млн. рублей.

Также данные мониторинга свидетельствуют о том, что на 2017 год в г. Тара Омской области запланировано строительство завода по глубокой переработке льна-долгунца и выпуску продукции из льноволокна. Дополнительно, в рамках реализации Программы, сельскохозяйственные товаропроизводители планируют приобретение новых линий АКВЛ-1: для производства льноволокна в Колосовском (КФХ "Соболев Ю.М."), Тевризском (ООО "Альянс") муниципальных районах Омской области.

Требует обновления материально-техническая база льнопроизводства. Имеющаяся в льноводческих хозяйствах техника для возделывания и уборки льна-долгунца устарела, физически изношена. Технологическое оборудование не на всех предприятиях по первичной переработке льна-долгунца соответствует современным требованиям и может обеспечивать выпуск качественной конкурентоспособной продукции.

Для внедрения в производство принципиально новых технологий по производству и переработке льнопродукции требуется закупить необходимый набор машин и оборудования за счет привлечения инвестиционных вложений за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Несмотря на комплексность и глубину текущих проблем, имеется ряд фундаментальных предпосылок для достижения конкурентоспособности продукции из льноволокна в Омской области:

1) наличие агроклиматических условий северных районов Омской области, пригодных для выращивания льна-долгунца;

2) наличие собственного льноволокна, вырабатываемого сельскохозяйственными организациями Омской области.

Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит далеко за рамки текстильного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья, в том числе льноволокна.

Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каждом этапе производства продукции ограничивается предыдущим технологическим процессом.

Механизмы решения проблем должны носить системный и программно-целевой характер и охватывать все связанные со льном-долгунцом виды деятельности: от селекции семян до выпуска готовой продукции.

Создание условий для стабильного и эффективного развития льноводства предполагает комплекс мероприятий, затрагивающих большое количество хозяйствующих субъектов, в том числе льносеющих хозяйств, льнозаводов, организаций текстильной отрасли, в обеспечении загрузки производственных мощностей за счет поставок продукции сельхозпроизводства.

Реализация мероприятий программы позволит обеспечить к концу 2020 года:

1) экономический эффект:

- увеличение объемов производства льноволокна до 12,1 тыс. тонн;

- увеличение производства семян льна-долгунца до 1,17 тыс. тонн;

- увеличить выручку от реализации льноволокна и продуктов его переработки до 278,3 млн. рублей в год.

Общие результаты реализации мероприятий Программы, основанные на данных мониторинга Министерства, приведены в приложениях N 1, 2 к Программе;

2) бюджетный эффект - объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Омской области по отрасли составит 5,5 млн. рублей;

3) социальный эффект - обеспечить рост занятости населения, трудоустройства молодых специалистов, за счет сохранения существующих и создания новых 554 рабочих мест.

По данным мониторинга Министерства сельскохозяйственные товаропроизводители, планирующие участие в Программе и объем финансирования мероприятий Программы (из средств областного бюджета и внебюджетных источников) приведены соответственно в приложениях N 1, 3 к Программе.

II. Цели и задачи Программы


Целью Программы является повышение конкурентоспособности льняного подкомплекса АПК Омской области.

Для реализации данной цели предполагается решение следующих задач:

- увеличение объемов производства льна-долгунца;

- увеличение объемов производства льноволокна и продуктов его переработки.

Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для создания в перспективе целостного, эффективно развивающегося льняного комплекса региона.

Эффективно используя имеющиеся естественные преимущества, государственную поддержку и привлекая внебюджетные инвестиционные средства, льноводческий подкомплекс АПК Омской области сможет в перспективе стать источником увеличения налоговых поступлений, что соответствует стратегии развития Омской области по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»