МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 1 августа 2014 года N П-14-47
О внесении изменения в приказ Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 24 октября 2013 года N П-13-96
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Приказа Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 01.11.2019 N П-19-109.
____________________________________________________________________
Приложение "Ведомственная целевая программа "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области" к приказу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области от 24 октября 2013 года N П-13-96 изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу.
Министр
В.А. Эрлих
Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства и
продовольствия Омской области
от 1 августа 2014 года N П-14-47
"Приложение
к приказу Министерства
сельского хозяйства и
продовольствия Омской области
от 24 октября 2013 года N П-13-96
Ведомственная целевая программа
"Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области"
Паспорт
ведомственной целевой программы "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области"
Наименование субъекта бюджетного планирования Омской области | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) |
Наименование ведомственной целевой программы | "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области" (далее - Программа) |
Наименование государственной программы Омской области, в рамках подпрограммы которой осуществляется реализация Программы | "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области" |
Наименование подпрограммы государственной программы, в рамках которой осуществляется реализация Программы | "Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства" |
Сроки реализации Программы | 2014 - 2020 годы |
Цели и задачи Программы | Цель - повышение конкурентоспособности льняного подкомплекса АПК Омской области. |
Целевые индикаторы Программы | - объем производства льноволокна составит 67,13 тыс. тонн, в том числе по годам: |
Объемы и источники финансирования Программы в целом и по годам ее реализации | - объем финансовых ресурсов, необходимых для реализации Программы, составит 922 882 100,00 рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - урожайность льна-долгунца в переводе на волокно в 2020 году составит 11,0 ц/га, в том числе по годам: |
I. Проблема, решение которой осуществляется путем реализации Программы, включая анализ причин её возникновения, целесообразность и необходимость решения на ведомственном уровне, характеристику влияния Программы на достижение цели и решение задач подпрограммы Государственной программы либо основные положительные итоги реализации Программы с описанием тенденции их развития
Переход России от плановой экономики к рыночной без проведения структурной перестройки и государственного регулирования привел к распаду сложившихся экономических, производственных и технологических связей между звеньями и отдельными предприятиями льняного подкомплекса агропромышленного комплекса (далее - АПК) России.
Из-за кризисных явлений в экономике пострадал в том числе, льняной подкомплекс АПК, который в недавнем прошлом был одной из высокорентабельных отраслей.
Сокращение производства льнопродукции было обусловлено рядом факторов, в числе которых первостепенное значение имеют диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности, рост цен на теплоэнергетические ресурсы и транспортные перевозки, высокие процентные ставки по банковским кредитам, отсутствие инвестиций для ускоренного технического перевооружения предприятий льнокомплекса, низкий уровень государственной поддержки товаропроизводителей, разрушение ранее устойчивых сырьевых зон, хозяйственных связей и договорных отношений между поставщиками и потребителями льносырья, снижение покупательной способности населения внутри страны и отсутствие надежных рынков сбыта льнопродукции за пределами Российской Федерации в связи со снижением ее качества и конкурентоспособности.
Все вышеперечисленное негативным образом сказалось на состоянии льноводства и производства продукции из льноволокна не только в целом по России, но и в Омской области, отрасль практически прекратила свое существование. В Омской области большинство хозяйств, занимающихся льноводством, начиная с 1994 года, стали сокращать посевные площади льна-долгунца и к 2003 году прекратили заниматься выращиванием льна-долгунца вследствие ряда причин, льноводство из высокорентабельной отрасли превратилось в убыточную.
В настоящее время льноводству отводится важная роль в решении социальной и экономической проблем в северных районах Омской области. Особенно остро стоят вопросы наращивания объемов производства льна-долгунца и производства продукции из льноволокна, повышения качества указанной продукции, создания новых рабочих мест.
Природно-климатические условия северных районов Омской области благоприятны для выращивания льна-долгунца. За последние годы:
- посевная площадь льна-долгунца возросла с 420 гектар в 2003 году до 4918 гектар в 2013 году, в том числе:
2011 год - 2646 га;
2012 год - 4145 га;
2013 год - 4918 га;
- производство льноволокна с 0,2 тыс. тонн в 2003 году до 5,2 тыс. тонн в 2013 году, в том числе:
2011 год - 3,033 тыс. тонн;
2012 год - 4,711 тыс. тонн;
2013 год - 5,200 тыс. тонн.
В 2011 - 2013 годах льноводство, традиционное для Омской области, было возобновлено в 7 муниципальных районах Омской области: Знаменском, Тарском, Седельниковском, Большеуковском, Тевризском, Колосовском и Муромцевском.
Это стало возможным благодаря оказываемой в последние годы государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей, занимающихся льноводством, в рамках реализации ведомственных целевых программ "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области на 2011 - 2015 годы", утвержденной приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области (далее - Министерство) от 28 марта 2011 года N П-11-16, "Развитие льноводства и производства продукции из льноволокна в Омской области на 2013 - 2015 годы", утвержденной приказом Министерства от 10 апреля 2013 года N П-13-17.
В 2013 году в рамках Федеральной целевой программы "Социальное развитие села до 2013 года" и соответствующей долгосрочной целевой программы Омской области, на объектах социального и инженерного обустройства сельских территорий освоено и профинансировано капитальных вложений на сумму 488,0 млн. рублей. Благодаря чему построено и введено в эксплуатацию 272 объекта, в том числе:
- газификации - 33, протяженностью 205,3 км;
- водоснабжения - 22, протяжённостью 65,8 км;
- водозаборные скважины - 39 единиц;
- дорожного строительства - 18 объектов, общей протяженностью 10 км;
- фельдшерско-акушерских пунктов - 3 единицы.
Кроме того, начато строительство школы на 120 учебных мест с детским садом на 80 мест в поселке Белый Яр Тевризского муниципального района Омской области;
- в д. Черноморка Полтавского муниципального района в рамках комплексной компактной застройки и благоустройства поселений в рамках пилотного проекта, введено в эксплуатацию 5,8 км поселкового водопровода;
- по жилищному строительству государственную поддержку получили 156 сельских семей, в том числе 37 - молодые специалисты и молодые семьи. Ввод жилья в 2013 году при плановом годовом показателе 12,0 тыс. кв. м составил 15,7 тыс. кв. м или 130,8 процента.
Программа разработана с учетом дальнейшей перспективы развития отрасли, на основе:
- схем территориального планирования муниципальных районов Омской области, утвержденных решениями советов муниципальных районов Омской области, и генеральных планов поселений, утвержденных решениями советов сельских поселений, в состав которых включены планы создания современной социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, развития производственных сил, в том числе развития льноводства и производства продукции из льноволокна (приложение N 4).
- мер, направленных на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности и занятых в сельскохозяйственном производстве, на развитие которого предоставляется государственная поддержка в рамках мероприятий региональных программ, в том числе за счет государственного и муниципального жилищного фонда.
Основные направления дальнейшего развития отрасли льноводства в Омской области направлены на увеличение объемов производства льна-долгунца и продукции из льноволокна на основе повышения конкурентоспособности льняного подкомплекса АПК развития сельских территорий северных районов Омской области.
Выращиванием льна-долгунца в Омской области занимаются 22 сельскохозяйственных товаропроизводителя, в том числе 11 крестьянских (фермерских) хозяйств.
С целью обеспечения конкурентоспособности и устойчивого положения на рынке льняного подкомплекса АПК Омской области необходим организационно-экономический кластерный механизм агропромышленной интеграции в льноводстве.
Создание льноводческого сектора в агропромышленном кластере Омской области предусматривает дальнейшее расширение посевных площадей льна-долгунца, создание сырьевых зон льноперерабатывающих заводов на базе повышения урожайности льна-долгунца в переводе на волокно за счет применения интенсивных технологий, совершенствование технологического процесса по первичной и глубокой переработке льносырья и повышение обеспеченности материально-техническими ресурсами и необходимыми средствами производства.
Существенным недостатком льняного подкомплекса Омской области является незавершенность технологического процесса по переработке льносырья. Для уменьшения степени загрязнения окружающей среды и недопущения накопления отходов производства льноволокна в 2014 году будет запущена линия по производству пеллет, что позволит обеспечить топливом объекты социальной сферы, имеющих пиролизные отопительные котлы. По данным мониторинга в 2014 году планируется реализовать проект по строительству завода по выпуску изо льна экологически чистого и натурального линолеума, куда будет вложено порядка 300 млн. рублей.
Также данные мониторинга свидетельствуют о том, что на 2017 год в г. Тара Омской области запланировано строительство завода по глубокой переработке льна-долгунца и выпуску продукции из льноволокна. Дополнительно, в рамках реализации Программы, сельскохозяйственные товаропроизводители планируют приобретение новых линий АКВЛ-1: для производства льноволокна в Колосовском (КФХ "Соболев Ю.М."), Тевризском (ООО "Альянс") муниципальных районах Омской области.
Требует обновления материально-техническая база льнопроизводства. Имеющаяся в льноводческих хозяйствах техника для возделывания и уборки льна-долгунца устарела, физически изношена. Технологическое оборудование не на всех предприятиях по первичной переработке льна-долгунца соответствует современным требованиям и может обеспечивать выпуск качественной конкурентоспособной продукции.
Для внедрения в производство принципиально новых технологий по производству и переработке льнопродукции требуется закупить необходимый набор машин и оборудования за счет привлечения инвестиционных вложений за счет бюджетных и внебюджетных источников.
Несмотря на комплексность и глубину текущих проблем, имеется ряд фундаментальных предпосылок для достижения конкурентоспособности продукции из льноволокна в Омской области:
1) наличие агроклиматических условий северных районов Омской области, пригодных для выращивания льна-долгунца;
2) наличие собственного льноволокна, вырабатываемого сельскохозяйственными организациями Омской области.
Решение проблемы конкурентоспособности текстильной продукции выходит далеко за рамки текстильного производства, что обусловлено высокой зависимостью от качества сырья, в том числе льноволокна.
Применяемое оборудование и технологии имеют невысокую эффективность, потенциал которой на каждом этапе производства продукции ограничивается предыдущим технологическим процессом.
Механизмы решения проблем должны носить системный и программно-целевой характер и охватывать все связанные со льном-долгунцом виды деятельности: от селекции семян до выпуска готовой продукции.
Создание условий для стабильного и эффективного развития льноводства предполагает комплекс мероприятий, затрагивающих большое количество хозяйствующих субъектов, в том числе льносеющих хозяйств, льнозаводов, организаций текстильной отрасли, в обеспечении загрузки производственных мощностей за счет поставок продукции сельхозпроизводства.
Реализация мероприятий программы позволит обеспечить к концу 2020 года:
1) экономический эффект:
- увеличение объемов производства льноволокна до 12,1 тыс. тонн;
- увеличение производства семян льна-долгунца до 1,17 тыс. тонн;
- увеличить выручку от реализации льноволокна и продуктов его переработки до 278,3 млн. рублей в год.
Общие результаты реализации мероприятий Программы, основанные на данных мониторинга Министерства, приведены в приложениях N 1, 2 к Программе;
2) бюджетный эффект - объем налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет Омской области по отрасли составит 5,5 млн. рублей;
3) социальный эффект - обеспечить рост занятости населения, трудоустройства молодых специалистов, за счет сохранения существующих и создания новых 554 рабочих мест.
По данным мониторинга Министерства сельскохозяйственные товаропроизводители, планирующие участие в Программе и объем финансирования мероприятий Программы (из средств областного бюджета и внебюджетных источников) приведены соответственно в приложениях N 1, 3 к Программе.
II. Цели и задачи Программы
Целью Программы является повышение конкурентоспособности льняного подкомплекса АПК Омской области.
Для реализации данной цели предполагается решение следующих задач:
- увеличение объемов производства льна-долгунца;
- увеличение объемов производства льноволокна и продуктов его переработки.
Достижение поставленной цели обеспечит надежную основу для создания в перспективе целостного, эффективно развивающегося льняного комплекса региона.
Эффективно используя имеющиеся естественные преимущества, государственную поддержку и привлекая внебюджетные инвестиционные средства, льноводческий подкомплекс АПК Омской области сможет в перспективе стать источником увеличения налоговых поступлений, что соответствует стратегии развития Омской области по сохранению существующих и созданию новых рабочих мест.