Основой деятельности Министерства является формирование и проведение на территории Омской области единой государственной бюджетной политики, направленной на обеспечение эффективного и ответственного управления системой общественных финансов в Омской области.
В целях создания условий для дальнейшего повышения эффективности и качества управления региональными финансами на территории Омской области в 2011 - 2013 годах проводилась реализация мероприятий Программы повышения эффективности бюджетных расходов Омской области на период до 2013 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 31 марта 2011 года N 49-п.
Начиная с проекта областного бюджета на 2011 год, планирование областного бюджета полностью осуществляется в автоматизированной системе управления бюджетным процессом на основе взаимосвязанных стратегических механизмов, целей и задач, ориентированных на приоритеты социально-экономического развития Омской области. На сегодняшний день более 90 процентов расходов областного бюджета осуществляется в рамках мероприятий ведомственных и долгосрочных целевых программ Омской области.
С 2011 года в Омской области в рамках развития среднесрочного планирования осуществлен переход на планирование областного бюджета на трехлетний период. Кроме того, в целях повышения прозрачности и открытости бюджетного процесса Омской области, а также повышения эффективности бюджетных расходов Омской области путем их концентрации на приоритетных направлениях социально-экономического развития Омской области планирование принимаемых расходных обязательств Омской области осуществляется на основе их конкурсного распределения.
В целях повышения качества бюджетного планирования и управления средствами областного бюджета главных распорядителей средств областного бюджета Министерством проводится ежегодный мониторинг и оценка качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.
В целях соблюдения принципа прозрачности и открытости в Омской области обеспечен доступ для общества к информации о региональных и муниципальных финансах:
- в государственной информационной системе Омской области "Портал Правительства Омской области" (http://www.omskportal.ru), в том числе в разделе "Открытый бюджет", где в доступном для граждан формате размещена информация о бюджетном процессе Омской области, мониторинге и анализе показателей в сфере налоговой и бюджетной политики региона, а также основных параметрах областного бюджета;
- на внешнем информационном ресурсе "Аналитический центр руководителя" (http://www.omsk.ifinmon.ru), в котором формируется аналитическая отчетность о состоянии бюджета региона и муниципальных образований (результаты исполнения бюджетов, межбюджетные трансферты, долговые обязательства, структура доходов и расходов бюджетов), результаты оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса муниципальных образований Омской области, результаты мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета.
В рамках совершенствования механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, Министерством проведена работа по формированию нормативной базы для перехода к реализации государственной политики в Омской области на основе государственных программ Омской области. Совместно с органами исполнительной власти Омской области проведена работа по разработке структур государственных программ Омской области. Таким образом, начиная с 2014 года областной бюджет будет спланирован в программном формате.
В 2012 году проведена работа по организационному и методологическому содействию органам местного самоуправления Омской области по вопросам перехода к составлению трехлетнего бюджета - на очередной финансовый год и плановый период. В результате местные бюджеты на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов сформированы по всем муниципальным районам (городскому округу городу Омску) Омской области, а также по 87-ми сельским и городским поселениям Омской области.
Кроме того, в рамках стимулирования органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области к повышению финансовой дисциплины реализуется практика проведения оценки качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе городе Омске) Омской области. В целях поощрения органов местного самоуправления муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области, показавших наилучшие результаты в управлении муниципальными финансами по итогам 2012 года, из областного бюджета выделены межбюджетные трансферты 3-м муниципальным районам Омской области, получившим I степень качества организации и осуществления бюджетного процесса в муниципальных районах (городском округе городе Омске) Омской области.
В целях координации действий по осуществлению бюджетного процесса в муниципальных образованиях Омской области, а также необходимости контроля условий предоставления межбюджетных трансфертов для дотационных и высокодотационных муниципальных образований Омской области Министерством на постоянной основе проводятся мониторинги:
- исполнения условий соглашений о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджетов муниципальных образований Омской области;
- соблюдения норматива формирования расходов на оплату труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих и содержание органов местного самоуправления Омской области.
В целях снижения дифференциации в бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области в 2013 году, а также исходя из изменений федерального законодательства, усовершенствована методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городского округа города Омска) Омской области. В результате чего обеспечено выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов Омской области до единого уровня, исходя из объективных условий удорожания стоимости предоставления муниципальных услуг.
В 2014 - 2016 годы деятельность Министерства будет направлена на продолжение формирования стабильной финансовой основы для своевременного и качественного исполнения расходных обязательств Омской области с применением всех современных инструментов бюджетирования, направленных на эффективное управление общественными финансами Омской области, что будет в свою очередь способствовать социально-экономическому развитию Омской области.
Деятельность Министерства в 2014 - 2016 годы будет осуществляться в рамках реализации следующих документов:
- Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года, утвержденной Указом Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года N 93;
- Основных направлений бюджетной и налоговой политики Омской области на 2014 - 2016 годы, утвержденных Указом Губернатора Омской области от 29 июля 2013 года N 108.
Согласно указанным документам основными приоритетами в сфере финансовой, бюджетной и налоговой политики Омской области на 2014 - 2016 годы определены:
- обеспечение финансовой устойчивости областного бюджета;
- переход к формированию и исполнению областного бюджета на основе государственных программ Омской области;
- обеспечение прозрачности (открытости) бюджетного процесса Омской области посредством использования информационных ресурсов в сети "Интернет".
Исходя из приоритетов социально-экономического развития Омской области и полномочий Министерства определена цель его деятельности на 2014 - 2016 годы: повышение качества управления государственными и муниципальными финансами в Омской области.
Соответствие целей деятельности Министерства на 2014 - 2016 годы приоритетам социально-экономического развития Омской области отражено в приложении N 1 к настоящему Докладу.