Процессы социально-экономического развития, происходящие в стране, крае в последние десятилетия, сформировали новую ситуацию на рынке труда и, соответственно, новый контекст функционирования региональных систем профессионального образования. Интенсификация технологических, трудовых, интеллектуальных потоков, рост многообразия видов деятельности и образовательных услуг привели к повышению требований к результативности деятельности образовательных организаций и эффективному использованию кадровых, финансовых и материальных ресурсов.
Для повышения конкурентоспособности системы профессионального образования в стране и крае приняты нормативные правовые акты, определяющие направления развития образования и являющиеся основанием для реструктуризации системы среднего и начального профессионального образования в Красноярском крае, в их числе:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно которому с 2016 года программы подготовки рабочих кадров становятся составной частью среднего профессионального образования и должны реализовываться в техникумах или колледжах;
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части повышения эффективности деятельности государственных образовательных учреждений и реорганизации неэффективных учреждений;
Указ Губернатора Красноярского края от 24.11.2011 N 218-уг "Об утверждении Стратегии инновационного развития Красноярского края на период до 2020 года "Инновационный край - 2020", определяющий необходимость развития высокотехнологичных производств;
С целью реализации отмеченных выше задач для кадрового обеспечения экономики министерство образования Красноярского края (далее - министерство) внедряет различные модели взаимодействия краевых государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, в отношении которых министерство образования Красноярского края осуществляет функции и полномочия учредителя (далее - подведомственные учреждения), с профессиональными ассоциациями, работодателями, муниципалитетами. В результате в крае реализуются современные формы подготовки кадров, повышения квалификации педагогов отрасли, на базе подведомственных учреждений созданы высокотехнологичные центры, разработаны совместные программы развития профессионального образования с отраслевыми министерствами Красноярского края, промышленными компаниями, муниципальными образованиями Красноярского края.
(в ред. Распоряжения Правительства Красноярского края от 11.11.2015 N 1012-р)
Вместе с тем ряд подведомственных учреждений все еще продолжает осуществлять подготовку кадров, не ориентируясь на изменения рынка труда и новые потребности населения, используя оборудование, не отвечающее современному уровню развития производств, применяя устаревшие образовательные технологии. Поэтому системе не удается в полной мере обеспечить качество подготовки рабочих кадров и специалистов, необходимое для современных производств.
Для повышения эффективности функционирования системы профессионального образования, создания для этого полноценной материальной, организационной базы необходимо проведение комплекса мер, обеспечивающих институциональные изменения, концентрацию кадровых ресурсов, согласование действий всех субъектов рынка труда.
Главная идея концепции - совместными усилиями органов государственной власти края, подведомственных учреждений, работодателей и общества создание эффективной инфраструктуры среднего профессионального образования, осуществляющей подготовку конкурентоспособных на рынке труда выпускников, способных ответственно работать в различных отраслях экономики края, обеспечивая повышение производительности труда.
Реструктуризация сети подведомственных учреждений - процесс, направленный на создание нормативных, организационных, управленческих, финансовых условий для повышения эффективности образовательного процесса, создания возможностей для оперативного реагирования системы профессионального образования края на изменения социально-экономической ситуации, обеспечивающей профессиональный и личностный рост жителей края.
Реализация положений концепции позволит скоординировать усилия всех заинтересованных субъектов, выстроить процессы реструктуризации профессионального образования в крае в соответствии с современными требованиями социально-экономического развития края.