Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение безопасности дорожного ... (с изменениями на 23 октября 2013 года)(Утратило силу с 01 января 2014 года на основании постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 510-п)

2.1. Постановка общекраевой проблемы и обоснование необходимости принятия программы

Одной из самых острых социально-экономических проблем является высокая аварийность на автомобильных дорогах.

В условиях быстрого роста численности автопарка и интенсивности движения на дорогах, учитывая увеличение правонарушений, связанных  с управлением транспортом в состоянии опьянения, нарушения скоростного режима движения, происшествий по вине пешеходов, пренебрежения  к требованиям Правил дорожного движения, необходимо обеспечить реализацию Федерального закона от 10.11.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно указанному закону основной задачей государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), снижения тяжести их последствий.

Сложная обстановка с аварийностью потребовала выработки  и реализации мероприятий, направленных на снижение уровня смертности  и травматизма от ДТП населения и обеспечения роста безопасности  и благополучия граждан Красноярского края.

Поэтому была разработана и реализована краевая целевая программа «Безопасность дорожного движения в Красноярском крае» на 2006-2008 годы, утвержденная Законом Красноярского края от 15.11.2005 № 16-3997.

В ходе реализации программы удалось достигнуть планируемого сокращения количества погибших в ДТП людей на 315 человек (было запланировано снижение за период реализации программы по сравнению  с базовым 2004 годом на 10-12%, в абсолютном значении - с 78 до 93 человек). Суммарный экономический эффект от снижения количества погибших в ДТП составил 748 125,0 тыс. рублей.

Постановлением Правительства Красноярского края от 17.02.2009  № 77-п утверждена долгосрочная целевая программа «Безопасность дорожного движения в Красноярском крае» на 2009-2012 годы, у которой завершается срок реализации. Ожидается, что в ходе реализации мероприятий программы:

снизится количество лиц, погибших в результате ДТП, по сравнению  с базовым 2004 годом на 171 человек (или на 22 процента);

снизится тяжесть последствий ДТП на 4,1;

сократится количество ДТП, в расчете на 10 тысяч стоящих на учете транспортных средств на 8,6.

Комплекс мер по сокращению аварийности и снижению травматизма на дорогах Красноярского края, реализованный на протяжении ряда последних лет в рамках целевых программ по безопасности дорожного движения, привел к заметным позитивным сдвигам. Так, несмотря на сохраняющуюся тенденцию ежегодного увеличения автопарка края (только в 2011 году прирост составил почти 5 процентов к уровню 2010 года, а к уровню 2004 года на 58,6 процента), число ДТП снизилось по сравнению с 2010 годом на 0,7 процента, количество травмированных в них людей сократилось на 0,2 процента.

Реализация мероприятий, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, оказала существенное влияние на снижение количества ДТП по причине превышения водителями установленной скорости движения  (в 2011 году указанный показатель снизился по сравнению с 2010 годом  на 33,3 процента), по причине выезда на полосу, предназначенную  для встречного движения - на 12,8 процента, из-за нарушений правил маневрирования транспортными средствами - на 21,1 процент. Количество ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в том числе детей - пешеходов сократилось на 3,6 процента, удельный вес ДТП по вине данной категории участников дорожного движения, в целом, снизился на 2,5 процента.

Ряд положительных тенденций отмечается и по другим показателям. Непременным условием закрепления достигнутых результатов является дальнейшая активизация работы в данной области.

В 2011 году на улично-дорожной сети Красноярского края зарегистрировано 4948 ДТП, в которых 639 человек погибло и 6158 травмировано. По сравнению с 2010 годом число погибших возросло на 7,6 процента. Кроме того, на 0,5 увеличилась тяжесть последствий ДТП, что обусловлено ростом числа погибших в ДТП, совершенных в городах  и населенных пунктах края.

Количество людей, получивших в 2011 году травмы несовместимые  с жизнью в происшествиях, зарегистрированных в городах и населенных пунктах, возросло по сравнению с 2010 годом на 28 процентов (с 207 до 265).

Наиболее значительный рост отмечается в городе Красноярске, где количество погибших возросло на 43 процента и в абсолютном значении составило 113 человек (в 2010 году - 79 человек). При этом необходимо отметить, что более 50 процентов от общего числа погибших в краевом центре участников дорожного движения составляют пешеходы.  В г. Красноярске их число возросло по сравнению с 2010 годом  на 5,6 процента, в целом по краю - на 4 процента.

На протяжении последних пяти лет наезды на пешеходов являются одним из основных видов ДТП и составляют не менее 30 процентов  от общего числа зарегистрированных.

Основными причинами таких происшествий служат нарушения Правил дорожного движения как водителями транспортных средств, так  и пешеходами. Вместе с тем, на совершение таких нарушений как переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданный выход пешеходов  на проезжую часть во многих случаях провоцирует отсутствие  в необходимых местах тротуаров, пешеходных дорожек и переходов.

Другой не менее важной проблемой остается неудовлетворительное состояние имеющихся пешеходных переходов. По результатам проверок, проведенных в 2011 году сотрудниками Госавтоинспекции края, установлено, что из 2815 пешеходных переходов, обустроенных в настоящее время на улично-дорожной сети края, 667 (каждый четвертый от общего количества) не соответствуют установленным требованиям по эксплуатационному состоянию и оборудованию техническими средствами организации дорожного движения в необходимом количестве.

Неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали в 2011 году гибели в ДТП каждого четвертого участника дорожного движения (+47,9 процента к уровню 2010 года), в том числе в городах и населенных пунктах - каждого третьего (+51,6 процента).

Необходимо отметить, что в целом, неудовлетворительный дорожный фактор способствовал совершению каждого четвертого ДТП с пострадавшими. В числе наиболее распространенных причин таких ДТП следующие: отсутствие ограждений на опасных участках автодорог, отсутствие или неправильное применение дорожно-знаковой информации; отсутствие или недостаточность наружного освещения.

По результатам проверок, проведенных в 2011 году сотрудниками Госавтоинспекции совместно с органами прокуратуры, установлено, что из 2815 пешеходных переходов, обустроенных в настоящее время на улично-дорожной сети Красноярского края, 667 (каждый четвертый от общего количества) не соответствуют установленным требованиям по эксплуатационному состоянию и оборудованию техническими средствами организации дорожного движения.

Результаты проведенных проверок, а также анализ мест концентрации ДТП показывают, что наиболее сложная ситуация сложилась в следующих муниципальных образованиях:

Наименование муниципального образования

Удельный вес ДТП, связанных с наездами на пешеходов, (%)

Пешеходные переходы

Потребность в пешеходных ограждениях, (п. м)

имеющееся количество, (ед.)

не соответствуют требованиям, (ед.)

требуется дополнительно обустроить,
(ед.)

г. Минусинск и
Минусинский район

22,1

115

10

1

1400

Ермаковский район

14,9

19

4

2

0

Шушенский район

14,5

30

28

4

300

г. Красноярск

45,6

760

88

19

19000

Березовский район

25,7

66

9

0

0

г. Дивногорск

23,1

47

4

2

11500

Емельяновский район

20,4

72

11

2

50

г. Железногорск

47,2

281

204

0

3800

г. Ачинск и
Ачинский район

38,2

111

5

2

9650

г. Лесосибирск

32,8

67

4

1

14600

г. Назарово и
Назаровский район

35,4

61

8

3

700

Енисейский район

23,3

79

5

1

124

Эвенкийский муниципальный район

31,3

40

9

0

0

г. Зеленогорск

41,1

93

36

2

500

г. Канск

29,3

77

34

1

4000

г. Норильск

33,9

138

52

1

300

Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район

50,0

15

9

0

0


Кроме того, среди факторов, влияющих на безопасность дорожного движения, особое значение имеет скорость движения транспортных средств. Согласно статистических данных самые тяжелые ДТП происходят,  в основном, из-за нарушения скоростного режима или в ситуациях, когда превышение скорости оказалось дополнительным отягчающим фактором.

В 2011 году около 25 процентов всех ДТП произошло на автомобильных дорогах федерального и краевого значения. При этом на автомобильных дорогах вне населенных пунктов травмы, несовместимые с жизнью, получили почти 35% всех пострадавших в Красноярском крае. Основной массив таких ДТП зарегистрирован в темное время суток, а наиболее распространенной причиной их совершения стали нарушения ПДД водителями транспортных средств.

Требует принятия дополнительных мер организация работы  по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Несмотря  на то, что в 2011 году общее количество ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет и пострадавших в них несовершеннолетних уменьшилось на 3,6 процента и 3,4 процента соответственно, число погибших возросло на 52,6 процента. Особенно актуально совершенствование работы по данному направлению для г. Красноярска, поскольку каждое третье ДТП с участием детей регистрируется в краевом центре.

Кроме того, увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести, требует дальнейшего развития направления по оказанию первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП.