Одной из самых острых социально-экономических проблем является высокая аварийность на автомобильных дорогах.
В условиях быстрого роста численности автопарка и интенсивности движения на дорогах, учитывая увеличение правонарушений, связанных с управлением транспортом в состоянии опьянения, нарушения скоростного режима движения, происшествий по вине пешеходов, пренебрежения к требованиям Правил дорожного движения, необходимо обеспечить реализацию Федерального закона от 10.11.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно указанному закону основной задачей государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), снижения тяжести их последствий.
Сложная обстановка с аварийностью потребовала выработки и реализации мероприятий, направленных на снижение уровня смертности и травматизма от ДТП населения и обеспечения роста безопасности и благополучия граждан Красноярского края.
Поэтому была разработана и реализована краевая целевая программа «Безопасность дорожного движения в Красноярском крае» на 2006-2008 годы, утвержденная Законом Красноярского края от 15.11.2005 № 16-3997.
В ходе реализации программы удалось достигнуть планируемого сокращения количества погибших в ДТП людей на 315 человек (было запланировано снижение за период реализации программы по сравнению с базовым 2004 годом на 10-12%, в абсолютном значении - с 78 до 93 человек). Суммарный экономический эффект от снижения количества погибших в ДТП составил 748 125,0 тыс. рублей.
Постановлением Правительства Красноярского края от 17.02.2009 № 77-п утверждена долгосрочная целевая программа «Безопасность дорожного движения в Красноярском крае» на 2009-2012 годы, у которой завершается срок реализации. Ожидается, что в ходе реализации мероприятий программы:
снизится количество лиц, погибших в результате ДТП, по сравнению с базовым 2004 годом на 171 человек (или на 22 процента);
снизится тяжесть последствий ДТП на 4,1;
сократится количество ДТП, в расчете на 10 тысяч стоящих на учете транспортных средств на 8,6.
Комплекс мер по сокращению аварийности и снижению травматизма на дорогах Красноярского края, реализованный на протяжении ряда последних лет в рамках целевых программ по безопасности дорожного движения, привел к заметным позитивным сдвигам. Так, несмотря на сохраняющуюся тенденцию ежегодного увеличения автопарка края (только в 2011 году прирост составил почти 5 процентов к уровню 2010 года, а к уровню 2004 года на 58,6 процента), число ДТП снизилось по сравнению с 2010 годом на 0,7 процента, количество травмированных в них людей сократилось на 0,2 процента.
Реализация мероприятий, направленных на совершенствование контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, оказала существенное влияние на снижение количества ДТП по причине превышения водителями установленной скорости движения (в 2011 году указанный показатель снизился по сравнению с 2010 годом на 33,3 процента), по причине выезда на полосу, предназначенную для встречного движения - на 12,8 процента, из-за нарушений правил маневрирования транспортными средствами - на 21,1 процент. Количество ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет, в том числе детей - пешеходов сократилось на 3,6 процента, удельный вес ДТП по вине данной категории участников дорожного движения, в целом, снизился на 2,5 процента.
Ряд положительных тенденций отмечается и по другим показателям. Непременным условием закрепления достигнутых результатов является дальнейшая активизация работы в данной области.
В 2011 году на улично-дорожной сети Красноярского края зарегистрировано 4948 ДТП, в которых 639 человек погибло и 6158 травмировано. По сравнению с 2010 годом число погибших возросло на 7,6 процента. Кроме того, на 0,5 увеличилась тяжесть последствий ДТП, что обусловлено ростом числа погибших в ДТП, совершенных в городах и населенных пунктах края.
Количество людей, получивших в 2011 году травмы несовместимые с жизнью в происшествиях, зарегистрированных в городах и населенных пунктах, возросло по сравнению с 2010 годом на 28 процентов (с 207 до 265).
Наиболее значительный рост отмечается в городе Красноярске, где количество погибших возросло на 43 процента и в абсолютном значении составило 113 человек (в 2010 году - 79 человек). При этом необходимо отметить, что более 50 процентов от общего числа погибших в краевом центре участников дорожного движения составляют пешеходы. В г. Красноярске их число возросло по сравнению с 2010 годом на 5,6 процента, в целом по краю - на 4 процента.
На протяжении последних пяти лет наезды на пешеходов являются одним из основных видов ДТП и составляют не менее 30 процентов от общего числа зарегистрированных.
Основными причинами таких происшествий служат нарушения Правил дорожного движения как водителями транспортных средств, так и пешеходами. Вместе с тем, на совершение таких нарушений как переход проезжей части в неустановленном месте, неожиданный выход пешеходов на проезжую часть во многих случаях провоцирует отсутствие в необходимых местах тротуаров, пешеходных дорожек и переходов.
Другой не менее важной проблемой остается неудовлетворительное состояние имеющихся пешеходных переходов. По результатам проверок, проведенных в 2011 году сотрудниками Госавтоинспекции края, установлено, что из 2815 пешеходных переходов, обустроенных в настоящее время на улично-дорожной сети края, 667 (каждый четвертый от общего количества) не соответствуют установленным требованиям по эксплуатационному состоянию и оборудованию техническими средствами организации дорожного движения в необходимом количестве.
Неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали в 2011 году гибели в ДТП каждого четвертого участника дорожного движения (+47,9 процента к уровню 2010 года), в том числе в городах и населенных пунктах - каждого третьего (+51,6 процента).
Необходимо отметить, что в целом, неудовлетворительный дорожный фактор способствовал совершению каждого четвертого ДТП с пострадавшими. В числе наиболее распространенных причин таких ДТП следующие: отсутствие ограждений на опасных участках автодорог, отсутствие или неправильное применение дорожно-знаковой информации; отсутствие или недостаточность наружного освещения.
По результатам проверок, проведенных в 2011 году сотрудниками Госавтоинспекции совместно с органами прокуратуры, установлено, что из 2815 пешеходных переходов, обустроенных в настоящее время на улично-дорожной сети Красноярского края, 667 (каждый четвертый от общего количества) не соответствуют установленным требованиям по эксплуатационному состоянию и оборудованию техническими средствами организации дорожного движения.
Результаты проведенных проверок, а также анализ мест концентрации ДТП показывают, что наиболее сложная ситуация сложилась в следующих муниципальных образованиях:
Наименование муниципального образования | Удельный вес ДТП, связанных с наездами на пешеходов, (%) | Пешеходные переходы | Потребность в пешеходных ограждениях, (п. м) | ||
имеющееся количество, (ед.) | не соответствуют требованиям, (ед.) | требуется дополнительно обустроить, | |||
г. Минусинск и | 22,1 | 115 | 10 | 1 | 1400 |
Ермаковский район | 14,9 | 19 | 4 | 2 | 0 |
Шушенский район | 14,5 | 30 | 28 | 4 | 300 |
г. Красноярск | 45,6 | 760 | 88 | 19 | 19000 |
Березовский район | 25,7 | 66 | 9 | 0 | 0 |
г. Дивногорск | 23,1 | 47 | 4 | 2 | 11500 |
Емельяновский район | 20,4 | 72 | 11 | 2 | 50 |
г. Железногорск | 47,2 | 281 | 204 | 0 | 3800 |
г. Ачинск и | 38,2 | 111 | 5 | 2 | 9650 |
г. Лесосибирск | 32,8 | 67 | 4 | 1 | 14600 |
г. Назарово и | 35,4 | 61 | 8 | 3 | 700 |
Енисейский район | 23,3 | 79 | 5 | 1 | 124 |
Эвенкийский муниципальный район | 31,3 | 40 | 9 | 0 | 0 |
г. Зеленогорск | 41,1 | 93 | 36 | 2 | 500 |
г. Канск | 29,3 | 77 | 34 | 1 | 4000 |
г. Норильск | 33,9 | 138 | 52 | 1 | 300 |
Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район | 50,0 | 15 | 9 | 0 | 0 |
Кроме того, среди факторов, влияющих на безопасность дорожного движения, особое значение имеет скорость движения транспортных средств. Согласно статистических данных самые тяжелые ДТП происходят, в основном, из-за нарушения скоростного режима или в ситуациях, когда превышение скорости оказалось дополнительным отягчающим фактором.
В 2011 году около 25 процентов всех ДТП произошло на автомобильных дорогах федерального и краевого значения. При этом на автомобильных дорогах вне населенных пунктов травмы, несовместимые с жизнью, получили почти 35% всех пострадавших в Красноярском крае. Основной массив таких ДТП зарегистрирован в темное время суток, а наиболее распространенной причиной их совершения стали нарушения ПДД водителями транспортных средств.
Требует принятия дополнительных мер организация работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Несмотря на то, что в 2011 году общее количество ДТП с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет и пострадавших в них несовершеннолетних уменьшилось на 3,6 процента и 3,4 процента соответственно, число погибших возросло на 52,6 процента. Особенно актуально совершенствование работы по данному направлению для г. Красноярска, поскольку каждое третье ДТП с участием детей регистрируется в краевом центре.
Кроме того, увеличение количества ДТП, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести, требует дальнейшего развития направления по оказанию первой медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате таких ДТП.