(с изменениями на 22 апреля 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2014 года на основании
постановления Правительства Красноярского края от 30 сентября 2013 года N 511-п
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Красноярского края от 22 апреля 2013 года N 197-п
("Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края" http://www.zakon.krskstate.ru, 23.05.2013).
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 103 Устава Красноярского края, статьей 10 Закона Красноярского края от 28.06.2007 № 2-190 «О культуре», постановлением Правительства Красноярского края от 03.12.2008 № 211-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке, формирования и реализации долгосрочных целевых программ, Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ»
постановляю:
1. Утвердить долгосрочную целевую программу «Культура Красноярья» на 2013-2015 годы согласно приложению.
2. Опубликовать постановление в «Ведомостях высших органов государственной власти Красноярского края» и газете «Наш Красноярский край».
3. Постановление вступает в силу с 1 января 2013 года, но не ранее чем через 10 дней после его официального опубликования.
Первый заместитель
Губернатора края -
председатель
Правительства края
В.П. Томенко
Долгосрочная целевая программа
«Культура Красноярья» на 2013-2015 годы
(с изменениями на 22 апреля 2013 года)
Наименование программы | долгосрочная целевая программа |
Основание для разработки программы | статья 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации; |
Государственный заказчик программы | министерство культуры Красноярского края |
Исполнители мероприятий программы | министерство культуры Красноярского края; |
Разработчик программы | министерство культуры Красноярского края |
Главный распорядитель бюджетных средств | министерство культуры Красноярского края |
Цель и задачи программы | цель программы - создание условий, обеспечивающих равный доступ населения края к культурным благам и услугам и формирующих благоприятную среду для творческой самореализации граждан; |
Целевые индикаторы | абзац исключен с 03 июня 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 22 апреля 2013 года N 197-п, - см. предыдущую редакцию); |
Этапы и сроки реализации программы | 2013-2015 годы: |
Объемы и источники финансирования | общий объем финансирования программы - 366857,6 тыс. рублей, в том числе: |
(строка в редакции, введенной в действие с 03 июня 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 22 апреля 2013 года N 197-п, - см. предыдущую редакцию) | |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы в целом и по годам | реализация программы будет способствовать созданию условий, обеспечивающих поддержку и развитие творческих инициатив населения как основы формирования единого социально-культурного пространства Красноярского края, сохранению историко-культурного наследия Красноярского края, развитию инфраструктуры, гарантирующей доступ населения к услугам учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, повышению качества жизни населения Красноярского края; |
Система организации контроля за исполнением программы | министерство культуры Красноярского края; |
Долгосрочная целевая программа «Культура Красноярья» на 2013-2015 годы разработана с учетом основных стратегических приоритетов социально-экономического развития Красноярского края (далее - край), в числе которых повышение качества жизни населения и формирование условий для укрепления человеческого потенциала края как основы всех экономических и социальных преобразований.
В условиях перехода к инновационному типу развития эффективность и успешность экономики становится как никогда зависимой от уровня развития человеческого капитала. Творческая деятельность как основа человеческого капитала является наиболее ценным из стратегических ресурсов. В связи с этим задача создания в крае комфортной и стимулирующей среды, способной сохранять и развивать творческую атмосферу и предоставляющей человеку разнообразные возможности для творческой самореализации, становится приоритетной. Успешность ее решения в дальнейшем будет определять конкурентоспособность края.
Решение данной задачи сдерживается, в первую очередь, неравномерностью развития инфраструктуры культуры в крае, сохраняющейся дифференциацией возможностей доступа к культурным благам, слабой материально-технической базой учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, не соответствующей требованиям населения, низким уровнем развития информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, несоответствием кадрового потенциала отрасли «Культура» существующим потребностям.
Повышение духовного и творческого уровня общества на основе гуманистических ценностей становится возможным, если основными дополняющими друг друга элементами культурной политики, воспринимаемыми во взаимном воздействии их результатов, являются доступ населения к культуре и участие его в культурной жизни. Обеспечение максимальной доступности культурных благ, повышение качества и разнообразия услуг в сфере культуры является одной из задач культурной политики края.
Доступность культурных благ для населения края обеспечивается, прежде всего, сетью краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. Эта сеть по состоянию на 01.01.2012 состоит из 56 учреждений музейного типа, 1181 библиотеки, 1276 учреждений культурно-досугового (клубного) типа, 14 театров, 1 филармонии, 126 образовательных учреждений дополнительного образования детей, 6 образовательных учреждений среднего профессионального образования, 1 образовательного учреждения дополнительного профессионального образования, 3 парков культуры и отдыха, 2 зоопарков.
Одним из ключевых факторов эффективной работы учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры является их обеспеченность высококвалифицированными специалистами.
Основными проблемами в крае в этой области являются дефицит и старение кадров, недостаточно высокий уровень образования и квалификации персонала. Доля специалистов краевых государственных и муниципальных учреждений культуры, имеющих образование по профилю работы, составляет 65,7%. В учреждениях культурно-досугового (клубного) типа профильное образование имеют 50,2%. Клубы, особенно сельские, испытывают острую нехватку молодых специалистов, способных обогатить содержательную часть организации досуга с учетом новых потребностей и интересов населения, применять новые досуговые технологии. В 2011 году прирост числа специалистов в возрасте старше 50 лет составил 10,9%, в то время как в возрасте до 30 лет - 2,7%. В общедоступных библиотеках края библиотечное образование имеют 59,6% работников, слабо обновляется кадровый состав за счет молодых специалистов, их количество в библиотеках края составляет 10,1%. В музеях из числа научных сотрудников и экскурсоводов высшее образование по профилю работы имеют 32,1%, среднее специальное - 9,4%. Доля специалистов отрасли «Культура», имеющих лишь среднее общее и неполное общее образование составляет 10,9%.
Одной из главных причин сложившейся кадровой ситуации является низкая заработная плата работников отрасли «Культура». Необходимо создание материальных условий для повышения эффективности деятельности учреждений культуры и образования в области культуры.
Введение ежемесячных социальных выплат работникам краевых государственных бюджетных учреждений культуры (структурных подразделений), отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия края за высокие достижения в труде, в целях обеспечения социальных гарантий и материального стимулирования наиболее квалифицированных и ответственных работников повысит мотивацию работников, а также будет способствовать привлечению новых высококлассных специалистов.
Проведение в рамках программы семинаров, творческих лабораторий, мастер-классов и других форм повышения квалификации для специалистов муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры является почти единственной возможностью для многих из них получить новые знания, чтобы успешно работать в современных условиях, уметь учитывать местную специфику и отвечать «вызовам» времени, создавать условия, обеспечивающие реализацию творческих идей и инициатив граждан. Значительная удалённость многих населённых пунктов края и ограниченная транспортная доступность к ним требуют внедрения современных технологий повышения квалификации в условиях удалённого доступа специалистов к образовательным ресурсам (дистанционные формы повышения квалификации).
Восполнение и развитие кадрового ресурса отрасли «Культура», обеспечение прав граждан на образование, духовное совершенствование при соблюдении принципа непрерывности художественного образования является одним из приоритетных направлений культурной политики края.
В настоящее время в связи с потребностью общества в неординарной творческой личности процесс поиска талантов, создания условий для развития их творческих способностей с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности приобретает особую актуальность и должен быть направлен на максимально широкий круг детей и молодежи.
Сложившаяся в крае система поиска, поддержки и сопровождения детей, одаренных в области культуры и искусства, направлена на развитие их творческого потенциала, а также профессионального самоопределения в сфере музыкального, изобразительного, хореографического и театрального искусства. Доля учащихся детских школ искусств в общем числе учащихся общеобразовательных школ в крае составляет 11,6%.
Работа с одаренными детьми в крае на разных уровнях проявления способностей осуществляется через развитие системы творческих конкурсов, организацию мастер-классов, профильных творческих смен в период летней оздоровительной кампании, предоставление одарённым детям возможности участия во всероссийских, международных конкурсах, фестивалях и выставках за пределами края и другие формы поддержки. Значительные усилия направляются на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, осуществляющих целенаправленную работу с художественно одаренными детьми, оказывается поддержка муниципальным детским школам искусств.
Вместе с тем сохраняется потребность в приобретении учебно-методической литературы, музыкальных инструментов, специального оборудования, костюмов, автотранспорта, 54 муниципальных образовательных учреждения дополнительного образования детей в крае требуют капитального ремонта (43%).
Выявление детей и молодежи, одаренных в области культуры и искусства, обеспечение условий для их образования и творческого развития, подготовка творческих и педагогических кадров являются основными задачами образовательных учреждений среднего профессионального образования края. Численность студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования в области культуры ежегодно растет, ежегодный набор студентов за счет средств краевого бюджета в среднем составляет 630 человек. Необходимо отметить постепенное увеличение доли выпускников учреждений среднего профессионального образования, трудоустроившихся в организации культуры и искусства в первый год после окончания учебы. При этом материально-техническая база всех образовательных учреждений среднего профессионального образования в области культуры края требует существенной модернизации. Здания четырёх из шести учреждений требуют капитального ремонта.
Работу с одаренными детьми проводят не только образовательные учреждения в области культуры. В крае при учреждениях культурно-досугового типа (Дворцах и Домах культуры, клубах) работает 5731 клубное формирование для детей до 14 лет с общим числом участников свыше 74,8 тыс. человек, т. е. 52,3% от общего числа участников клубных формирований - это дети. Кроме того, учреждения культурно-досугового и клубного типов проводят многочисленные мероприятия, содействующие творческому развитиюдетей.
Таким образом, необходимо осуществлять комплексную поддержку всей сети учреждений и базовых площадок по работе с детьми, одаренными в области культуры и искусства (поддержка детских коллективов любительского художественного творчества, приобретение музыкальных инструментов и специального оборудования, мебели, автотранспорта, проведение капитального ремонта и реконструкции, мероприятий по обеспечению безопасности).
Материально-техническая база подавляющего большинства краевых государственных и муниципальных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры края очень слаба и непрерывно устаревает.
Решению материально-технических и технологических проблем учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры в крае способствовала реализация краевых целевых программ «Поддержка сельской культуры Красноярского края» на 2001-2005 годы, «Безопасность музейных и библиотечных фондов Красноярского края» на 2002-2006 годы, «Культура Красноярья» на 2007-2009 годы. В рамках долгосрочной целевой программы «Культура Красноярья» на 2010-2012 годы 818 учреждений оснащены современным высокотехнологичным оборудованием (свето- и звукотехническим, кино- и видеопроекционным), автотранспортом, компьютерной техникой, музыкальными инструментами, проведён капитальный ремонт зданий и помещений 44 учреждений, в 206 учреждениях проведены противопожарные мероприятия.
В целях развития современной инфраструктуры села принята долгосрочная целевая программа «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры сельских поселений Красноярского края» на 2012-2014 годы, в рамках которой планируется проведение капитального ремонта и реконструкции, строительство новых зданий учреждений культурно-досугового типа, отвечающих современным требованиям к организации культурно-досуговой деятельности в сельской местности.
Несмотря на принимаемые меры состояние материально-технической базы учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры продолжает ухудшаться и не способно на сегодняшний день обеспечить должное развитие культуры в крае. В период реализации долгосрочной целевой программы «Культура Красноярья» с 2007 по 2012 годы был проведен капитальный ремонт и реконструкция только 84 учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры. В рамках долгосрочной целевой программы «Развитие и модернизация материально-технической базы муниципальных учреждений культуры сельских поселений Красноярского края» на 2012-2014 годы предусмотрен капитальный ремонт и реконструкция только 28 учреждений культурно-досугового типа, расположенных в сельской местности.
Число зданий учреждений культурно-досугового типа, требующих капитального ремонта, ежегодно растет, на 01.01.2012 оно составляло 387 единиц (30,5%), находящихся в аварийном состоянии - 20 единиц (1,6%). В муниципальных районах края удельный вес зданий, требующих капитального ремонта, варьируется от 6% до 100%. В городских округах при незначительном количестве учреждений культурно-досугового типа (1-7 единиц) также отмечается высокий удельный вес зданий, требующих капитального ремонта (25-100%). Автотранспортом и оборудованием, необходимым для обслуживания жителей населенных пунктов, в которых отсутствуют учреждения культуры, оснащено только 75% районных Домов культуры, городских Домов культуры - 0%. В 2013-2015 годах предполагается завершить оснащение межпоселенческих учреждений культуры клубного типа, действующих на 01.05.2012, автотранспортом и материально-техническими ресурсами для производства культурного продукта и обеспечения социально-культурной деятельности.
Значительное число публичных библиотек размещается в приспособленных помещениях (113 библиотек - на условиях аренды), число библиотек, требующих капитального ремонта, - 95 (8,1%), находящихся в аварийном состоянии, - 10 (0,9%). Только 31 центральная библиотека имеет транспортные средства для организации внестационарного обслуживания. Число строений учреждений музейного типа, требующих капитального ремонта, - 52 (16,6%).
Высокая степень изношенности основных фондов, наряду с недостаточным финансированием мероприятий, направленных на ремонт сетей энергоснабжения, водоснабжения, приобретение первичных средств пожаротушения, систем пожарной сигнализации и другого оборудования, привела к тому, что на сегодняшний день учреждения культуры и образовательные учреждения в области культуры представляют собой одну из наименее защищенных категорий объектов с массовым пребыванием людей. Проведенный анализ показал высокую потребность в оснащении противопожарным оборудованием, замене электропроводки, горючей отделки стен, полов, обработке огнезащитным составом строительных конструкций, одежды сцены, декораций.
Оснащение значительной части краевых государственных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, техническая и технологическая модернизация которых ранее не включалась в долгосрочные целевые программы отрасли, не позволяет им эффективно решать задачу преодоления сложившихся диспропорций, вызванных различной степенью обеспеченности населения услугами в сфере культуры.
В целях достижения обозначенной в Основных направлениях стратегии культурной политики Красноярского края на 2009-2020 годы цели культурного развития края, предусматривающей формирование единого культурного и информационного пространства по принципу культурных сетей на осях «Красноярск - малые города, районные центры - сельские населенные пункты», необходимо оснащать автотранспортом и современным оборудованием как краевые государственные учреждения культуры и образовательные учреждения в области культуры, так и муниципальные учреждения, выполняющие роль опорных пунктов культурного развития для близлежащих территорий, развивать мобильные формы обслуживания, гастрольную деятельность, кинопоказ.
Безопасность учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры - это условие сохранения жизни и здоровья посетителей, работников, обучающихся, а также материальных культурных ценностей, предотвращения несанкционированного доступа, возможных несчастных случаев, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций. Практиковавшийся длительное время подход к финансированию мероприятий по обеспечению безопасности по остаточному принципу привел к тому, что муниципальные учреждения культуры и образовательные учреждения в области культуры, к безопасности которых предъявляются повышенные требования, представляют собой одну из наименее защищенных категорий объектов с массовым пребыванием людей.
В оснащении системами охранно-пожарной сигнализации и оповещения нуждаются 1665 (38,0%) муниципальных учреждений культуры края, в том числе 648 (54,3%) библиотек, 904 (70,3%) учреждения культурно-досугового типа. Не установлены системы видеонаблюдения в 81 муниципальном образовательном учреждении в области культуры. Значительное количество зданий муниципальных учреждений культуры не соответствуют требованиям действующего законодательства в области пожарной и террористической безопасности, не оснащены первичными средствами пожаротушения и тревожной сигнализацией и нуждаются в капитальном ремонте.
В рамках действовавших в 2010-2012 годах краевых целевых программ достигнуты следующие результаты в области обеспечения безопасности краевых государственных учреждений культуры и образования в области культуры:
системами охранно-пожарной сигнализации оснащены все здания и помещения краевых государственных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры, нуждавшихся в таких системах в 2009 году (за исключением зданий и помещений филиалов краевых государственных учреждений культуры);
системами видеонаблюдения оснащено 6 (100%) краевых государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования в области культуры.
В период 2013-2015 годов необходимо сконцентрировать ресурсы на решении следующих задач по обеспечению безопасности краевых государственных учреждений культуры и образовательных учреждений в области культуры:
оснащение системами охранно-пожарной сигнализации зданий и помещений филиалов краевых государственных учреждений культуры (абзац в редакции, введенной в действие с 03 июня 2013 года постановлением Правительства Красноярского края от 22 апреля 2013 года N 197-п, - см. предыдущую редакцию);
оснащение системами пожаротушения фондохранилищ краевых государственных музеев и библиотек, к которым предъявляются требования о наличии таких систем в связи с объёмом хранящегося фонда, а также краевых государственных театров, к которым предъявляются требования о наличии таких систем в связи с числом мест в зрительных залах;