ГУБЕРНАТОР НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 сентября 2024 года N 161


О внесении изменений в постановление Губернатора Новосибирской области от 20.12.2019 N 287

П о с т а н о в л я ю:

Внести в постановление Губернатора Новосибирской области от 20.12.2019 N 287 «Об утверждении перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции и плана мероприятий («дорожной карты») по содействию развитию конкуренции в Новосибирской области» следующие изменения:

1. В абзаце первом пункта 2 слова «государственной власти» исключить.

2. В пункте 3:

1) абзац первый после слов «муниципальных районов и» дополнить словами «муниципальных,»;

2) в подпункте 2 слова «до 15 марта года» заменить словами «ежегодно до 10 февраля года»;

3) абзац пятый после слов «муниципальных районов и» дополнить словами «муниципальных,».

3. В абзаце первом пункта 4 слова «до 15 февраля» заменить словами «до 1 марта».

4. В графе «Значение ключевого показателя развития конкуренции в 2025 году» перечня товарных рынков для содействия развитию конкуренции в Новосибирской области:

1) в пункте 2 цифры «0,55» заменить цифрами «0,7»;

2) в пункте 3:

а) цифры «15,6» заменить цифрами «17»;

б) цифру «4» заменить цифрой «6»;

3) в пункте 10 цифры «80,4» заменить цифрами «50,2»;

4) в пункте 35 цифры «1052» заменить цифрами «1158».

5. План мероприятий («дорожную карту») по содействию развитию конкуренции в Новосибирской области изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


Губернатор области
А.А. Травников


Приложение
к постановлению Губернатора
Новосибирской области
от 02.09.2024 N 161


«УТВЕРЖДЕН
постановлением Губернатора
Новосибирской области
от 20.12.2019 N 287

План мероприятий («дорожная карта»)
по содействию развитию конкуренции в Новосибирской области



I. Общие положения


1. Поддержка конкуренции гарантируется Конституцией Российской Федерации, является одной из основ конституционного строя Российской Федерации, а также постоянным приоритетом государственной политики.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 21.12.2017 N 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» активное содействие развитию конкуренции в Российской Федерации является приоритетным направлением деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Центрального банка Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления.

Правительством Российской Федерации в связи с завершением срока реализации Национального плана развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы, в целях дальнейшей реализации политики по развитию конкуренции 2 сентября 2021 г. принято распоряжение N 2424-р об утверждении Национального плана («дорожной карты») развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы.

На современном этапе, учитывая динамику товарных рынков, особенности внутренней и внешней политики Российской Федерации, а также политики Новосибирской области, необходим единый план мероприятий («дорожная карта») по содействию развитию конкуренции в Новосибирской области (далее - «дорожная карта»).

2. Целями «дорожной карты» являются:

повышение удовлетворенности потребителей за счет расширения ассортимента товаров, работ, услуг, повышения их качества и снижения цен;

повышение экономической эффективности и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов Новосибирской области, в том числе за счет обеспечения равного доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий, государственным и муниципальным услугам, необходимым для ведения предпринимательской деятельности в Новосибирской области, стимулирования инновационной активности хозяйствующих субъектов региона, повышения доли наукоемких товаров и услуг в структуре производства, развития рынков высокотехнологичной продукции;

стабильный рост и развитие многоукладной экономики, развитие технологий, снижение издержек в масштабе национальной экономики, снижение социальной напряженности в обществе, обеспечение национальной безопасности.

3. Предметом «дорожной карты» являются мероприятия по развитию конкуренции на товарных рынках Новосибирской области.

4. Числовые значения ключевых показателей и мероприятия по развитию конкуренции на товарных рынках Новосибирской области в «дорожной карте» определены с учетом необходимости обязательного достижения к 2025 году.

5. Наряду с мероприятиями, сформированными в целях достижения ключевых показателей развития конкуренции (далее - ключевые показатели), в «дорожной карте» предусмотрены также системные мероприятия, которые направлены на развитие конкуренции в Новосибирской области.

6. Перечень программных документов Новосибирской области, оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории Новосибирской области, служит неотъемлемым дополнением к «дорожной карте» и указан в приложении к ней.


II. Мероприятия по содействию развитию конкуренции на товарных рынках Новосибирской области


1. Рынок услуг дошкольного образования


1.1. Исходная фактическая информация в отношении ситуации и проблематики на рынке,
основные задачи и цели


По состоянию на 01.01.2023 в Новосибирской области образовательные программы дошкольного образования, присмотр и уход за детьми реализуют 1011 образовательных организаций (в 2019 году - 1050 организаций): детские сады, структурные подразделения при школах, из них число самостоятельных дошкольных образовательных организаций составляет 597 единиц (в 2019 году - 628 единиц), число воспитанников составляет 137,1 тыс. человек (в 2019 году -147,6 тыс. человек).

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 100%, доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет - 86% (в 2018 году - 48%).

Численность воспитанников в дошкольных образовательных организациях уменьшается. За последние четыре года численность воспитанников уменьшилась на 10,5 тыс. детей (на 7,1%).

В 2022 году количество негосударственных образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования, составляет 21 (в 2019 году - 23 организации), из них 14 - дошкольные образовательные организации и 7 - общеобразовательные организации, в которых открыты дошкольные группы. Число воспитанников, посещающих негосударственные образовательные организации, составляет 2 298 человек (в 2019 году - 2 632 человека).

Доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составляет 97,7%, доступность дошкольного образования для детей от 2 месяцев до 3 лет - 83,3%.

Одним из путей повышения уровня доступности дошкольного образования является поддержка и развитие негосударственного сектора дошкольного образования.

Возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления предусмотрены Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

Финансирование частных образовательных организаций осуществляется посредством предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на возмещение затрат, включающих расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).На эти цели из бюджета Новосибирской области в 2018 году было направлено 103 670,50 тыс. рублей, в 2019 году - 112 240,90 тыс. рублей, в 2021 году - 98 690,20, тыс. рублей, в 2022 году - 108 396,0 тыс. рублей.

В Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 19.03.2019 N 105-п «О Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2030 года» (далее - Стратегия), в рамках задачи по обеспечению доступности дошкольного образования на основе комплексного развития сети дошкольных образовательных организаций, в том числе за счет развития негосударственного сектора, предусмотрено:

повышение уровня доступности дошкольного образования, в том числе за счет создания дополнительных мест;

развитие вариативных, альтернативных форм дошкольного образования, поддержка негосударственного сектора дошкольного образования;

реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования как средства повышения качества дошкольного образования;

создание равных возможностей в системе дошкольного образования для разностороннего развития личности ребенка;

создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет, реализация программы психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье.

В ходе мониторинга состояния и развития конкурентной среды на рынках товаров, работ и услуг Новосибирской области за 2018 год (далее - мониторинг конкурентной среды) 40% респондентов указали на высокую конкуренцию, на отсутствие конкуренции - 2,5% опрошенных. Уровень успешности развития бизнеса составил 35%. Доля участников опроса, оценивших общие условия ведения предпринимательской деятельности как хорошие и удовлетворительные, составила 80%. Доля тех, кто считает сложным начинание с нуля нового бизнеса, составила 75%. 10% респондентов отметили, что на данном рынке есть непреодолимые административные барьеры.

Проблема: недостаточное количество образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования.

Задача: содействие развитию конкуренции на рынке услуг дошкольного образования в негосударственном секторе.

Цель: создание условий для развития конкуренции на рынке услуг дошкольного образования в негосударственном секторе.

1.2. Ключевые показатели

Наименование
ключевого показателя

Единица измерения

2018
год

2019
год

2020
год

2021
год

2022
год

2023
год

2024
год

2025
год

Доля обучающихся дошкольного возраста в частных образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, вобщей численности обучающихся дошкольного возраста в образовательных организациях, у индивидуальных предпринимателей, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования

процент

1,8

1,85

1,62

1,6

1,6

1,6

1,6

1,6

Количество частных организаций

единица

23

23

22

22

21

21

20

21

1.3. Мероприятия по содействию развитию конкуренции

N
п/п

Наименование мероприятия

Ожидаемый результат

Срок реализации

Ответственный исполнитель
(соисполнитель)

1.3.1

Информирование организаций, реализующих программы дошкольного образования, и родителей о мерах государственной поддержки в сфере дошкольного образования

повышение уровня информированности организаций и населения.

Развитие сети негосударственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования

2019-2025 годы

министерство образования Новосибирской области

1.3.2

Предоставление субсидий негосударственным образовательным организациям на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования

создание условий для привлечения негосударственных образовательных организаций

2019-2025 годы

министерство образования Новосибирской области

1.3.3

Ведение реестра негосударственных организаций, реализующих программы дошкольного образования, - получателей государственной поддержки

обеспечение прозрачности предоставления государственной поддержки организациям, реализующим программы дошкольного образования

2019-2025 годы

министерство образования Новосибирской области

1.3.4

Предоставление грантов некоммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, расположенным на территории Новосибирской области и реализующим образовательные программы дошкольного образования, на создание дополнительных дошкольных мест

создание дополнительных дошкольных мест путем организации групп.

Создание условий для осуществления образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования

2019-2025 годы

министерство образования Новосибирской области


2. Рынок услуг общего образования


2.1. Исходная фактическая информация в отношении ситуации и проблематики на рынке,
основные задачи и цели

В 2022-2023 учебном году в Новосибирской области образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования реализуют 963 образовательные организации, в том числе 28 организаций осуществляют образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.

Численность детей увеличилась на 10,4 тыс. человек и составляет 363,8 тыс. человек (в 2019 году - 336,4 тыс. человек). За последние четыре года численность обучающихся выросла на 27,4 тыс. человек (7,5%).

С каждым годом увеличивается количество негосударственных общеобразовательных организаций, в 2022 году их численность составила 19 единиц (в 2021 году - 18 единиц, в 2020 году - 16 единиц, в 2019 году - 17 единиц). Число обучающихся в негосударственных образовательных организациях - 2 308 человек (в 2021 году - 2 066 человек, в 2020 году - 1 916 человек, в 2019 году - 1 902 человека).

Спрос на услуги в частных организациях в сфере общего образования ориентирован на получение услуг, обеспечивающих индивидуальный подход в обучении и учитывающих индивидуальные потребности ребенка.

Финансирование частных образовательных организаций осуществляется посредством предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области на возмещение затрат, включающих расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг). На эти цели из бюджета Новосибирской области в 2022 году было направлено 125 796,3 тыс. рублей (в 2021 году - 104 573,1 тыс. рублей, в 2020 году - 100 551,1 тыс. рублей).

В системе образования особая роль принадлежит общему образованию. Это фундамент дальнейшего профессионального образования.

Проблемы:

1. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. При выборе общеобразовательной организации родители отдают предпочтение муниципальным (областным) общеобразовательным организациям.

2. Развитие частных школ осуществляется за счет разных источников финансирования. Если для государственных (муниципальных) образовательных организаций определяющее значение имеют средства бюджетов всех уровней, то главным источником финансирования в негосударственных школах являются средства населения, их доля превышает сумму всех других источников. Соответственно, развитие негосударственного сектора напрямую зависит от готовности населения к финансовым вложениям в общее образование.

Учитывая вышеуказанные проблемы, ключевой показатель, установленный стандартом развития конкуренции в субъектах Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04.2019 N 768-р (1% обучающихся в частных образовательных организациях), при наличии большого количества обучающихся в Новосибирской области достигнуть невозможно. При этом в Новосибирской области обеспечена возможность выбора получения общего образования в частных организациях.

Задача: содействие развитию конкуренции на рынке услуг общего образования.

Цель: создание условий для развития конкуренции на рынке услуг общего образования.

2.2. Ключевые показатели

Наименование
ключевого показателя

Единица измерения

2018
год

2019
год

2020
год

2021
год

2022
год

2023
год

2024
год

2025
год

Доля обучающихся в частных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общем числе обучающихся в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования

процент

0,52

0,53

0,55

0,55

0,55

0,55

0,7

0,7

Количество частных организаций

единица

17

17

16

16

18

21

20

21

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»