Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» следующие изменения:
В государственной программе Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области»:
1. Раздел I «Паспорт государственной программы Новосибирской области» изложить в следующей редакции:
«I. Стратегические приоритеты в сфере реализации государственной программы Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области»
1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы
Государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области» (далее - государственная программа) направлена на объединение усилий государства в сфере развития промышленного потенциала, создание системных долгосрочных стимулов для повышения конкурентоспособности промышленных компаний Новосибирской области на внутреннем и мировом рынках.
Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, в настоящее время развиваются на базе новых производственных возможностей, созданных в значительной степени при поддержке государства. В большинстве случаев предприятия в этих отраслях формируются на базе современных технологических решений, ориентируются на выпуск конкурентоспособного ассортимента, эффективно конкурируют и кооперируются с международными корпорациями.
Текущее состояние гражданских отраслей обрабатывающей промышленности Новосибирской области характеризуется значительной неоднородностью в развитии отдельных видов экономической деятельности. Фактически в настоящее время промышленность развивается в рамках двухполюсной модели, при которой в одних отраслях промышленности доминируют крупные, масштабные производства, а в других развитие идет вокруг предприятий с небольшими объемами производства, ориентированных на региональные рынки сбыта, при этом средний класс промышленности, массовые, но конкурентоспособные производства, способные конкурировать на российском рынке наравне с импортерами, в большинстве отраслей отсутствуют. Следствием возникшей неоднородности является неустойчивость развития отраслей промышленности и усиление ее структурных диспропорций.
Промышленный комплекс Новосибирской области занимает ведущее положение в экономике региона. На долю промышленности приходится 20,8% валового регионального продукта области; четвертая часть инвестиций в основной капитал; 19% от численности всех работников, занятых в экономике Новосибирской области.
Главным драйвером роста являются обрабатывающие производства - основа промышленности региона (почти 82% отгруженных товаров, работ, услуг). По итогам 2023 года наибольшие темпы роста зафиксированы по основным видам экономической деятельности в промышленности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электроэнергией, газом и паром; водоснабжение, водоотведение, утилизация отходов.
За последние десять лет в экономику региона удалось привлечь более 1531 млрд рублей инвестиций. Удалось достичь высокого уровня инвестиционной привлекательности. Новосибирская область единственная в Сибирском федеральном округе занимает место в двадцатке лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата, демонстрируя позитивную динамику (перейдя с 57 места в 2007 году на 19 место в 2017 году). При этом в сопоставимых ценах рост инвестиций составил 95,3% к уровню 2007 года. В Новосибирской области инвестиционная активность в последние годы имеет отчетливую тенденцию к снижению, доля инвестиций в валовый региональный продукт сократилась с 24,5% в 2007 году до 15% в 2016 году. Сохраняется низкий уровень привлеченных иностранных инвестиций, по итогам 2016 года объем прямых иностранных инвестиций в 6 раз ниже среднего значения по стране. Область остро ощущает недостаток в инвестициях, особенно направленных на обновление основных фондов (коэффициент износа основных фондов по состоянию на начало 2017 года составил 44,9%, в 2008 году - 44%).
Новосибирская область объективно характеризуется сегодня мощным научно-образовательным, инновационным потенциалом. Новосибирские ученые составляют 5% всего российского научного сообщества и почти половину числа ученых в Сибири. Цитируемость научных публикаций новосибирских исследователей в среднем в 2-3 раза выше средних показателей соседних регионов. Качество научных исследований в некоторых ключевых областях, например, в физических науках, по объективным показателям уже сегодня находится на мировом уровне. Вместе с тем в регионе отмечается низкий спрос на инновации, в том числе по причине низкой платежеспособности основных заказчиков регионального рынка и низкой восприимчивости реального сектора экономики к инновациям.
В 2023 году удельный вес Новосибирской области в объеме отгруженной промышленной продукции РФ составляет 1%. В объеме отгруженных промышленных товаров СФО область занимает пятое место (8,1% продукции региона) после Красноярского края, Кемеровской, Иркутской и Омской областей.
Основу промышленного комплекса Новосибирской области составляют крупные и средние организации, на долю которых приходится более 80% отгруженных промышленных товаров собственного производства. Малыми предприятиями произведено около 20% промышленной продукции.
Объем промышленного производства в Новосибирской области за последние десять лет в сравнении с 2007 годом в текущих ценах вырос в 2,6 раза.
В соответствии с опросами руководителей компаний Новосибирской области и других регионов РФ, проведенными StrategyPartnersGroup по международной методологии в 2018 году, одной из ключевых проблем является низкая доступность финансирования. Доля предпринимателей, испытавших сложности с получением кредита (доступностью заемных средств), составила 42,3% от числа опрошенных. Рынок небанковских финансовых услуг, включая страхование, лизинг, факторинг, значительно менее развит по сравнению с ведущими российскими финансовыми центрами.
Серьезными и специфическими проблемами (слабыми сторонами) развития Новосибирской области являются существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом региона и реальной низкой восприимчивостью его реального сектора к инновациям. Новосибирская область занимает лидирующие позиции в РФ по основным характеристикам научного потенциала, однако по числу использованных в производстве передовых технологий регион заметно отстает от Москвы, Санкт-Петербурга, Московской, Самарской и Нижегородской областей.
Существенный разрыв между высоким научно-техническим потенциалом и низкой восприимчивостью производственной системы региона к инновациям является одной из специфических проблем развития Новосибирской области.
Технологическое отставание промышленных предприятий, недостаток средств на финансирование НИОКР и связанные с ними технологические риски, низкая производительность труда и дефицит высококвалифицированных кадров препятствуют активному внедрению новых конкурентоспособных технологий в производство. Также ограничивающим фактором является недостаточное развитие механизмов коммерциализации и трансфера новых технологий и разработок.
2. Приоритеты и цели государственной политики в сфере реализации государственной программы
Приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития направлены на создание благоприятного предпринимательского климата и условий для ведения бизнеса, повышение эффективности государственного управления.
Государственная программа разработана в тесной взаимосвязи с государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленностии повышение ее конкурентоспособности» и описывает систему мер промышленной политики для гражданских отраслей с низким уровнем участия государства в капитале организаций промышленности.
Среди приоритетных направлений развития Новосибирской области следует выделить операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг, в том числе научные исследования и разработки, транспорт и связь, оптовую и розничную торговлю, а также обрабатывающие производства. Совокупная доля этих видов деятельности в структуре валового регионального продукта области составляет более 70%, они вносят наиболее существенный вклад и в прирост объема валового регионального продукта.
Система целеполагания и задачи государственной программы сформированы с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.10.2021 N 2765-р и Федеральным законом Федеральным законом от 31.12.2014 N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
Целью государственной программы является формирование высокотехнологичной, наукоемкой промышленности и обеспечение прироста промышленного производства к 2030 году в отраслях обрабатывающей промышленности не менее, чем на 20% по сравнению с 2023 годом.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами,
целями и показателями государственных программ Российской Федерации
Реализация государственной программы непосредственно направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года - «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство».
4. Задачи (направления) государственной программы, способыих эффективного решения
Задачами государственной программы являются: