ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 14 марта 2023 года N 168-рп


О реализации в 2023 году на территории Новосибирской области системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе

(с изменениями на 5 сентября 2023 года)

________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства области от 05.09.2023 N 626-рп

________________________________________


В целях обеспечения реализации в 2023 году на территории Новосибирской области в рамках федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» национального проекта «Демография» Плана мероприятий («Дорожной карты») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 26.12.2022 N 618-п «О Плане мероприятий («Дорожной карте») по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области в 2023 году»:

1. Утвердить прилагаемые:

модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области;

правила определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

форму анкеты-опросника для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

правила заполнения анкеты-опросника для определения индивидуальной потребности гражданина в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

перечень социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;

порядок предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;

единые стандарты социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;

форму дополнения к индивидуальной программе предоставления социальных услуг;

форму отчета о предоставлении социальных услуг по уходу, включенных в социальный пакет долговременного ухода, предоставляемых гражданину бесплатно в форме социального обслуживания на дому;

положение о региональном координационном центре;

положение о пункте проката технических средств реабилитации.

2. Определить ответственным лицом за реализацию на территории Новосибирской области пилотного проекта по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, Бахареву Елену Викторовну, министра труда и социального развития Новосибирской области.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.



Губернатор области
     А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 14.03.2023 N 168-рп

МОДЕЛЬ
системы долговременного ухода загражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области


I. Основные положения


1. Модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе, на территории Новосибирской области (далее-модель) разработана в целях реализации федерального проекта «Разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения «Старшее поколение» национального проекта «Демография» в рамках мероприятия по созданию системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами как составной части мероприятий, направленных на поддержание здоровья человека, связанного с нарушением психических и физических функций, к которым в том числе относятся: ограничение мобильности, снижение когнитивных способностей и активности, проблемы со слухом и зрением, недоедание, утрата социальных связей, депрессия и одиночество.

Долговременный уход - это ориентированный на граждан пожилого возраста и инвалидов скоординированный способ предоставления необходимой им помощи, позволяющий поддерживать их здоровье, функциональность, социальные связи, интерес к жизни.

2. Внедрение системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в уходе(далее - система долговременного ухода),осуществляется на основании Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ), Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Закона Российской Федерации от 02.07.1992 N 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов Новосибирской области.

3. В систему долговременного ухода включаются граждане, признанные нуждающимися в социальном обслуживании в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, в том числе граждане с психическими расстройствами. Приоритетным правом на включение в систему долговременного ухода обладают инвалиды и участники Великой Отечественной войны.

4. В модели используются следующие понятия:

1) система долговременного ухода - система организации и предоставления органами и организациями социальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в уходе (далее-граждане, нуждающиеся в уходе), основанная на межведомственном взаимодействии;

2) уход - совокупность действий в отношении граждан, нуждающихся в уходе, обеспечивающих безопасные условия их проживания и способствующих поддержанию оптимального уровня физического, психического и эмоционального благополучия, облегчению болезненных состояний и предотвращению возможных осложнений;

3) социальные услуги по уходу - услуги, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан, нуждающихся в уходе, сохранение их жизни и здоровья посредством осуществления ухода и систематического наблюдения за их состоянием;

4) социальный пакет долговременного ухода - гарантированные перечень и объем социальных услуг по уходу, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому гражданину, нуждающемуся в уходе, на основании определения его индивидуальной потребности в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

5) граждане, нуждающиеся в уходе, - лицастарше трудоспособного возраста и инвалиды, полностью или частично утратившие способность либо возможность осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;

6) граждане, осуществляющие уход, - лица из числа ближайшего окружения, осуществляющие уход за гражданами, нуждающимися в уходе, на основе родственных, соседских или дружеских связей;

7) первичная информация о потенциальном получателе социальных услуг - это информация, полученная от первоисточника лично либо посредством ведомственных информационных систем и иных средств связи (фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес проживания, дата рождения, контактный номер телефона, паспортные данные и др.).

5. Социальные услуги и социальные услуги по уходу, включенные в социальный пакет долговременного ухода, предоставляются гражданам, нуждающимся в уходе, на основаниях, установленных статьями 14, 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 442-ФЗ, и модели.


II. Цели и задачи внедрения системы долговременного ухода

6. Целисистемы внедрениядолговременного ухода - обеспечение гражданам, нуждающимся в уходе, поддержки их жизнедеятельности для максимально долгого сохранения привычного качества жизни, а также содействие гражданам, осуществляющимуход.

7. Задачи внедрения системы долговременного ухода:

1) совершенствование механизмов выявления граждан, нуждающихся в уходе, для включения их в систему долговременного ухода;

2) совершенствование механизма определения индивидуальной потребности граждан, нуждающихся в уходе, в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу;

3) совершенствование механизмов предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;

4) совершенствование механизма осуществления контроля качества предоставления социальных услуг по уходу, включаемых в социальный пакет долговременного ухода;

5) организация содействиягражданам, осуществляющим уход;

6) создание и развитиеинфраструктуры системы долговременного ухода, в том числе на базе негосударственных организаций;

7) подготовка (переподготовка) кадров для системы долговременного ухода;

8) организация межведомственного взаимодействия в рамках системы долговременного ухода, включая отработку механизмов обеспечения согласованности деятельности уполномоченных органов, организаций и их работников;

9) обеспечение информационной поддержки системы долговременного ухода;

10) обеспечение поддержки добровольческих (волонтерских) организаций и добровольцев (волонтеров), содействующих развитию системы долговременного ухода.

III. Участники системы долговременного ухода

8. Участниками системы долговременного ухода являются:

1) уполномоченные органы - органы государственной власти Новосибирской области, уполномоченные на осуществление полномочий в сфересоциального обслуживания, социальной защиты, охраны здоровья, образования, цифрового развития и связи на территории Новосибирской области;

2) уполномоченные ОМС - органы местного самоуправления Новосибирской области, наделенные полномочиями по обеспечению социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и разработку индивидуальных программ предоставления социальных услуг (уполномоченные ими структурные подразделения);

3) уполномоченные организации, находящиеся на территории Новосибирской области:

а) организации социального обслуживания независимо от организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание (далее - поставщики социальных услуг);

б) медицинские организации независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном  Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;

в) региональный координационный центр-структурное подразделение, созданное в организации, подведомственной органу государственной власти Новосибирской области в сфере социального обслуживания граждан, не осуществляющей предоставление социальных услуг в рамках системы долговременного ухода;

г) территориальные координационные центры-комиссии, созданные уполномоченными ОМС для определения индивидуальной потребности граждан в социальном обслуживании;

д) организации независимо от организационно-правовой формы, предоставляющие услуги по основным направлениям комплексной реабилитации и абилитации инвалидов;

е) Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области;

ж) федеральные учреждения медико-социальной экспертизы;

4) работники уполномоченных организаций, участвующие в предоставлениисоциальных, медицинских, реабилитационных и абилитационных услуг, предоставляемых в рамках системы долговременного ухода гражданам, нуждающимся в уходе, а также в обеспечении функционирования системы долговременного ухода;

5) граждане, осуществляющие уход;

6) граждане, нуждающиеся в уходе.

IV. Принципы работы в системе долговременного ухода

9. Деятельность уполномоченных органов и организацийв целях повышения эффективности их работы и оптимизации взаимодействия участников системы долговременного ухода основывается на соблюдении законности и осуществляется на следующих принципах:

1) единство общей цели, которая одинаково значима для всех участников системы долговременного ухода;

2) приоритет интересов, мнения и потребностей гражданина, нуждающегося в уходе;

3) разграничение компетенций, которые определяют полномочия участников системы долговременного ухода;

4) синхронизация действий, которые согласованы всеми участниками системы долговременного ухода, не дублируются и не противоречат друг другу;

5) коллегиальность решений, которые прорабатываются и принимаются участниками системы долговременного ухода совместно;

6) коллективная ответственность за результат, который достигается общими усилиями участников системы долговременного ухода;

7) конфиденциальность информации, получаемой и передаваемой в процессе межведомственного взаимодействия.

10. Деятельность работников уполномоченных организаций в рамках системы долговременного ухода осуществляется с согласия граждан, нуждающихся в уходе, и основывается на следующих принципах: ответственность, компетентность, индивидуальность, добровольность, конфиденциальность.

11. Медицинские организации предоставляют информацию, содержащую сведения, составляющие врачебную тайну, при наличии письменного согласия гражданина (его законного представителя) на разглашение таких сведений.


V. Выявление граждан, нуждающихся в уходе,включение их в систему долговременного ухода

12. Выявление граждан, нуждающихся в уходе,-процесс обработки информации о потенциальных получателях социальных услуг, поступившей в орган государственной власти Новосибирской области, уполномоченный в сфере социального обслуживания граждан (далее-уполномоченный органв сфере социального обслуживания граждан),в региональныйкоординационный центр или уполномоченный ОМС посредством:

1) ведомственных информационных систем и единой системы межведомственного электронного взаимодействияв рамках информационного обменасведениями о гражданах, нуждающихся в уходе, выявленных:

а) при проведении медицинских осмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения, осуществляемых в отношении определенных групп населения в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) при посещении гражданином участкового врача или иного врача, проведении диагностических исследований и лечебных процедур в медицинских организациях;

в) при взаимодействии с федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской областии иными органами государственной власти Новосибирской области, органами местного самоуправления;

2) обращения граждан, их законных представителей или иных лиц, действующих в их интересах:

а) на «горячую линию»или «телефон доверия» уполномоченных органов и организаций;

б) на единый портал государственных и муниципальных услуг или региональные порталы государственных и муниципальных услуг;

3) проведенияопросов (анкетирования), поквартирных (подомовых) обходов, осуществляемых уполномоченными ОМС, поставщиками социальных услуг, общественными организациями, добровольческими (волонтерскими) организациями, добровольцами (волонтерами).

13. Основанием для рассмотрения вопроса о включении гражданина в систему долговременного ухода является поданное в письменной или электронной форме заявление данного гражданина или его  о предоставлении социального обслуживания, либо обращение в его интересах иных граждан, государственных органов, общественных объединений непосредственнов уполномоченный ОМС,либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

14. Заявление о предоставлении социального обслуживания подается по форме, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2014 N 159н «Об утверждении формы заявления о предоставлении социальных услуг».

15. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

16. Включение гражданина, нуждающегося в уходе, в систему долговременного ухода осуществляется на основании договора о предоставлении социального обслуживания.

17. Признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, в том числе в социальных услугах по уходу, и его включение в систему долговременного ухода предполагают проведение следующих мероприятий:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»