ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 октября 2022 года N 726-рп


Об основных направлениях бюджетной, налоговой и государственной долговой политики Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-ОЗ «О бюджетном процессе в Новосибирской области»:

. Утвердить прилагаемые:

1) основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики);

2) основные направления государственной долговой политики Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.

2. Исполнительным органам государственной власти Новосибирской области при осуществлении планирования расходов и обоснования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики при составлении проектов бюджетов муниципальных образований на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.



Губернатор области
     А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 18.10.2022 N 726-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области
на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов

I. Общие положения


Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов разработаны в целях определения ограничений и приоритетов при составлении и исполнении областного бюджета Новосибирской области (далее - областной бюджет) 2023-2025 годов, определения доминирующих факторов сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.

Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов базируются на положениях Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», решениях, принятых в 2022 году Президентом Российской Федерации, основных параметрах прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов и приоритетах социально-экономического развития Новосибирской области на 2023год и плановый период 2024 и 2025 годов, одобренных Правительством Новосибирской области, положениях плана по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области.


II. Налоговая политика

Итоги реализации налоговой политики в 2021-2022 годах

В 2021 году завершился период нормализации экономического состояния после пандемии 2020 года. По мере восстановления деловой активности и снятия антиковидных ограничений акцент смещался на обеспечение устойчивых темпов роста экономики и расширение потенциала сбалансированного развития.

Отсутствие жестких карантинных ограничений для деловой активности, меры поддержки, оказанные населению и бизнесу, позволили вернуться на уровень 2020 года и со второго полугодия 2021 года выйти на устойчивую траекторию роста.

Отчетный год завершился достаточно высокой динамикой основных макроэкономических показателей. Темп роста валового регионального продукта Новосибирской области 2021 года к 2020 году составил 112,4%.

Укрепились индексы, характеризующие промышленное производство: объем отгруженных товаров увеличился до 856,1 млрд рублей (рост к 2020 году на 24,2%), индекс промышленного производства - 112% (среднероссийский показатель - 105,3%, в среднем по Сибирскому федеральному округу (далее - СФО) - 102,9%). По последнему показателю Новосибирская область занимает первое место среди субъектов СФО. Превышение показателей обеспечили такие отрасли как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, обеспечение электроэнергией и газом, водоснабжение.

Особо выделяется рост добычи полезных ископаемых: за 2021 год отгрузка увеличилась на 64,5% по сравнению с 2020 годом, составив 84,1 млрд рублей (в фактически действующих ценах). Ведущую роль сыграли совершенствования в угольном секторе: диверсификация рынка, эффективность экспортных отгрузок (начаты поставки по Северному морскому пути), ввод в эксплуатацию высокопроизводительного оборудования.

В 2021 году в регионе продолжился рост инвестиционной активности, в экономику Новосибирской области привлечено 297,9 млрд рублей инвестиций (в 2020 году - 265,7 млрд рублей). Несмотря на рост объема инвестиций в основной капитал на 6,8% в данный показатель ниже показателя по стране и по СФО (по России - 107,7%, по СФО - 108,9%).

Устойчивый потребительский спрос обеспечил рост розничной торговли - оборот розничной торговли в 2021 году достиг 671,8 млрд рублей, что выше уровня 2020 года на 13,7% в сопоставимых ценах. Оборот оптовой торговли составил 2010,1 млрд рублей, что ниже уровня 2020 года на 4% в сопоставимых ценах.

Такая динамика была обеспечена не только возросшим потребительским спросом, но и не менее возросшей инфляцией: если на конец 2020 года индекс потребительских цен составлял 104,4%, то на конец 2021 года он уже достиг 109,2%. Индекс цен производителей также демонстрирует рост 120,9% в 2021 году против 102,8% в 2020 году.

Для таргетирования инфляции Центральным банком Российской Федерации начиная с марта 2021 года были приняты меры по поэтапному увеличению ключевой ставки с 4,25% до 8,5% к декабрю 2021 года, что частично притормозило рост цен.

Таким образом, 2021 год стал для Новосибирской области экономически успешным: преодолен «провал» первого пандемийного года, возвращены темпы уверенного развития. Стабилизация ситуации позволила нарастить доходную часть консолидированного бюджета (за 2021 год собственные доходы составили  206,4 млрд рублей), чтона 26% выше показателей 2020 года.

В 2022 году условия реализации экономической политики принципиально изменились в связи с обострением геополитических событий. Введение беспрецедентных санкций со стороны иностранных государств создали новые вызовы для экономики страны.

Для преодоления последствий санкционного давления на федеральном уровне предприняты меры, направленные на стимулирование экономической и инвестиционной активности, поддержку приоритетных отраслей, сохранение доходов населения. Помимо этого, цифровизация налогового администрирования привела к принятию новых мер, направленных на увеличение собираемости налогов, а также повышению качества оказания государственных услуг.

К числу наиболее важных принятых мер следует отнести:

1. Перенос сроков уплаты налогов по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН) за 2021 год и авансового платежа за 1 квартал 2022 года (март-апрель 2022 года) на полгода (на сентябрь-октябрь) с последующей рассрочкой до 6 месяцев для представителей наиболее пострадавших отраслей.

Реализация положения обеспечит возникновение недополученных доходов 2022 года в размере 505,4 млн рублей с переносом срока их поступления на 2023 год.

2. Продление на месяц срока уплаты авансового платежа по налогу на прибыль организаций, который приходился на 28 марта 2022 года.

3. Обнуление ставки по налогу на прибыль организаций сферы  ИТ-технологий на 2022-2024 годы. Данная мера приведет к недопоступлению доходов в общей сумме 963,5 млн рублей за три года (в 2022 году - 310,9 млн рублей, в 2023 году - 316,8 млн рублей, в 2024 году - 335,8 млн рублей).

4. Для сохранения сбережений граждан, поддержки ликвидности в банковской сфере принято решение об освобождении от уплаты налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) с доходов по банковским вкладам, полученных в 2021-2022 годах, а также материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными средствами полученной в 2022-2023 годах.

5. Благодаря изменениям федерального законодательства, у субъектов Российской Федерации появилось право продлить еще на один год действие налоговой ставки в размере 0% по упрощенной и патентной системам налогообложения для новых предпринимателей, планирующих работать в научной, социальной, производственной или бытовой сферах (до 1 января 2025 года).

Также в целях обеспечения стабильных условий осуществления деятельности налогоплательщиков в условиях санкционного давления продлен период действия пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, установленных законами субъектов Российской Федерации, до 1 января 2024 года.

6. Введение института единого налогового платежа, предусматривающего уплату налогов одним платежным поручением с последующим распределением в счет причитающихся налоговых обязательств при наступлении сроков уплаты, позволит повысить собираемость доходов и снизить издержки для бизнеса.

7. Установлено право для налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций перейти в течение 2022 года на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли.

8. Правительство Российской Федерации наделено полномочиями по увеличению сроков предоставления налоговой отчетности, пересмотру неприменения ответственности за ее непредставление.

Если в период пандемии приоритетным направлением было принятие мер, призванных нивелировать экономические потрясения, то 2021 год и 1 полугодие 2022 года дали возможность вернуться к решению задач, направленных на социально-экономическое развитие и сбалансированность областного бюджета.

Основными направлениями налоговой политики в указанный период стали:

1. Актуализация налоговой нагрузки.

1.1. Для обеспечения принципов справедливости и равенства налогообложения и в соответствии с основными направлениями бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, утвержденными распоряжением Правительства Новосибирской области от 21.09.2020 N 420-рп, была начата проработка вопроса об актуализации размеров потенциально возможного годового дохода (далее - ПВГД), который в своей сути не менялся с 2013 года. За период с середины 2021 года и первый квартал 2022 года были рассчитаны новые размеры ПВГД исходя из минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ), установленного на 2022 год.

Для нормализации экономической ситуации, сложившейся после февраля 2022 года, сохранения устойчивости предприятий, занятости и рабочих мест, снижения административной нагрузки на бизнес в условиях введения санкций со стороны недружественных стран, 21 марта 2022 года был утвержден региональный План по обеспечению устойчивости экономики Новосибирской области (далее - Региональный план). Пунктом 1.1 Регионального плана предусмотрено введение моратория на принятие решений о повышении в 2022 году региональных налогов для юридических и физических лиц. Принимая во внимание введение моратория на повышение налоговой нагрузки для налогоплательщиков, дальнейшая работа по пересмотру размеров ПВГД будет продолжена в 2023 году.

1.2. В 2022 году продолжилась работа по вопросу установления пониженных ставок по УСН для налогоплательщиков, перешедших с уплаты единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) на УСН.

На основании налоговых статистических отчетов за 2020-2021 годы выполнена оценка изменения налоговой нагрузки предпринимателей. По итогам проведенного анализа было определено, что при переходе на УСН налоговая нагрузка бывших плательщиков ЕНВД не имеет значительных отклонений от налоговой нагрузки ранее действовавших плательщиков УСН и не нарушает принцип справедливого налогообложения.

2. Актуализация налогового законодательства.

2.1. В связи с прекращением действия системы налогообложения в виде ЕНВД по отдельным видам деятельности, был расширен с 4 до 34 видов перечень видов деятельности по патентной системе налогообложения (далее - ПСН), в результате чего предприниматели - бывшие налогоплательщики ЕНВД смогли продолжить свою деятельность. Количество патентов, выданных по дополнительным видам деятельности возросло со 132 до 833 единиц, что свидетельствует о востребованности данных видов деятельности.

Вместе с этим, региональное законодательство было актуализировано в соответствии с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации, расширяющими перечень основных видов деятельности на виды, востребованные на ЕНВД. Эти изменения позволили предоставить налогоплательщикам, прекратившим применение ЕНВД, дополнительные возможности для продолжения ведения бизнеса.

Положительный эффект от этих изменений заключается в увеличении количества налогоплательщиков, применяющих ПСН. Так, по итогу 2021 года общее количество предпринимателей, применяющих ПСН, возросло с 5 543 человек в 2020 году до 24 276 в 2021 году, а количество выданных патентов с 7 046 единиц до 39 890 единиц.

2.2. В 2021 году был изменен подход к расчету коэффициента при выдаче патентов для иностранных граждан в 2022 году (расчет произведен исходя из средневзвешенной заработной платы по отраслям экономики, в которых осуществляют трудовую деятельность иностранные граждане - 35 968,3 рублей). За счет увеличения коэффициента с 1,98 до 2,0096 в областной бюджет дополнительно поступило 30,9 млн рублей.

2.3. В 2021 году впервые с 2006 года проведена актуализация ставок транспортного налога. Решение согласовано с представителями органов государственной власти Новосибирской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области и стало важным шагом к улучшению содержания автомобильных дорог, поскольку упомянутый платеж - единственный источник дорожного фонда, регулирование которого находится в полномочиях регионов.

Поправки коснулись владельцев ряда транспортных средств, включая легковые автомобили, мотоциклы, снегоходы, катера, яхты, гидроциклы. Своевременно принятая мера обеспечит областной и местные бюджеты дополнительными доходами в размере около 580 млн рублей ежегодно, начиная с 2023 года. Эти средства являются дополнительным источником для финансирования дорожных работ, обеспечения ресурсами реального сектора экономики.

2.4. Учитывая положительную динамику количества налогоплательщиков, воспользовавшихся в 2019-2020 годах инвестиционным налоговым вычетом по налогу на прибыль организаций (2019 год - 10 организаций, 2020 год - 13 организаций, 2021 год - 22 организации; сумма уменьшения налога на прибыль по расходам на приобретение, изготовление, модернизацию и реконструкцию основных средств в 2019 году составила 312,8 млн рублей, в 2020 году - 424,7 млн рублей, в 2021 году - 825,4 млн рублей), принято решение о расширении сферы применения данного инструмента.

Теперь за мерой поддержки могут обратиться не только налогоплательщики, занимающиеся обрабатывающими производствами, но и те, кто профилируется на производстве электроэнергии тепловыми электростанциями, включая деятельность по обеспечению работоспособности электростанций.

2.5. В целях стимулирования развития секторов экономики, важных для Новосибирской области, было принято решение о предоставлении начиная с 2022 года на 3 года налоговых преференций для организаций сферы ИТ-технологий: снижение с 15% до 5% ставки налога по УСН для объекта налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», освобождение от уплаты налога на имущество организаций, предоставление возможности применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.

2.6. В рамках проводимой работы по догазификации объектов жилищно-коммунального хозяйства без привлечения средств населения за счет инвестиционной программы публичного акционерного общества «Газпром» развития газоснабжения и газификации Новосибирской области в период 2021-2025 годов единому оператору газификации предоставлена льгота по налогу на имущество организаций на период до 2030 года в отношении имущества -  газораспределительных сетей, построенных в процессе реализации данной программы, планируемый объем инвестиций составляет 3,1 млрд рублей. Объем выпадающих доходов областного бюджета на период 2023-2025 годов оценивается в 311,8 млн рублей.

3. Повышение собираемости налогов и недопущение роста недоимки.

3.1. Практика предыдущих лет показала высокую эффективность взаимодействия органов власти всех уровней при реализации планов, направленных на мобилизацию доходов. Начиная с 2021 года планы по мобилизации доходов региональных и местных бюджетов и по информированию граждан утверждаются на 3 года. Это способствует высокой степени организации взаимодействия заинтересованных структур в укреплении доходной части бюджета.

Данные Управления Федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее -УФНС России по Новосибирской области)о задолженности бюджетных организаций, финансируемых из местных бюджетов, перед консолидированным бюджетом Новосибирской области и государственными внебюджетными фондами, ежеквартально доводятся до сведения администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области для работы по погашению указанной задолженности. В результате задолженность бюджетных организаций по налогам и сборам в 2021 году снизилась на 69,1 млн рублей.

3.2. В целях повышения налоговой грамотности населения, в том числе стимулирования своевременного исполнения налоговых обязательств физическими лицами, министерством финансов и налоговой политики Новосибирской области разработаны рекомендации по проведению информационных кампаний на территории Новосибирской области. Данные рекомендации подготовлены с учетом практического опыта, полученного в ходе проведения разъяснительных мероприятий в период с 2016 по 2020 годы, а также с использованием теоретических основ информационного маркетинга.

В 2021 году впервые проведена информационная кампания с применением указанных рекомендаций. Результатом этого стало повышение собираемости имущественных налогов физических лиц до 96,1% («+»1,2% к 2020 году). Одновременно с этим недоимка сократилась на 6,0% или на 117 млн рублей. Благодаря слаженному взаимодействию ответственных лиц всех уровней власти, эффективным методам размещения разъяснительных материалов, повышается налоговая сознательность населения и укрепляется доверие граждан к государству.


Направления налоговой политики на 2023-2025 годы

Восстановление экономической ситуации в 2021 году и первой половине 2022 года позволяет продолжить в 2023 году ряд направлений, начатых ранее.

1. Актуализация налоговой нагрузки.

1.1. Возобновление работы по актуализации размеров ПВГД при применении ПСН.

С момента введения патентной системы в 2013 году размеры ПВГД оставались неизменными. За это время основные экономические показатели, такие как индекс потребительских цен и МРОТ, которые характеризуют сферу деятельности малого предпринимательства, выросли.

Подобная ситуация приводит к нарушению принципов равенства и справедливого налогообложения. Так, налогоплательщики, уплачивающие налоги по упрощенной или общей системам налогообложения, уплачивают их с учетом роста МРОТ, а также иных экономических показателей. Однако, налогоплательщики, применяющие ПСН, уплачивают налоги исходя из экономической ситуации 2012 года. Актуализация размеров ПВГД позволит нивелировать накопившиеся диспропорции в налогообложении.

1.2. Установление величины регионального коэффициента рынка труда исходя из принципа равных прав в части оплаты труда и доступных вакансий как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам, осуществляющим трудовую деятельность на основании патента.

Расчет регионального коэффициента основан на методике, учитывающей изменения структуры и количества иностранных граждан, занятых в отдельных отраслях экономики региона. Величина данного коэффициента должна быть максимально приближена к величине налога, уплачиваемого по ставке 13% от средневзвешенной заработной платы по всем отраслям, в которых осуществляли деятельность иностранные граждане.

1.3. В целях выравнивания налоговой нагрузки при налогообложении объектов недвижимости от кадастровой стоимости предложен к рассмотрению вопрос о снижении ограничения по площади объектов торгово-офисного назначения, облагаемых по кадастровой стоимости.

1.4. В целях стимулирования развития сферы малого и среднего предпринимательства планируется продление действия налоговой ставки в размере 0% по упрощенной и патентной системам налогообложения для новых предпринимателей, планирующих работать в научной, социальной, производственной или бытовой сферах до 2025 года. Вместе с этим, в 2022 году будет рассмотрен вопрос об установлении пониженных налоговых ставок по УСН для секторов экономики, отражающих специфику Новосибирской области.

2. Повышение собираемости налогов и снижение уровня недоимки.

2.1. Актуальность цифровой трансформации и активное использование работающим населением портативных технических устройств делает необходимым фокусирование информационных кампаний на электронных ресурсах.

Для оперативности получения налогоплательщиком информации о своих налоговых обязательствах УФНС России по Новосибирской области следует провести всесторонний анализ эксплуатации жителями региона сервиса «Личный кабинет налогоплательщика».

В случае выявления проблем, препятствующих качественному функционированию государственного информационного ресурса и повышению результативности его использования, налоговым органам совместно с органами местного самоуправления и органами исполнительной власти необходимо определить первоочередные подходы к их решению.

2.2. Для оптимизации процесса уплаты имущественных налогов физическими лицами совместно с ассоциацией «Совет муниципальных образований Новосибирской области» необходимо рассмотреть возможность уплаты крупными организациями-работодателями имущественных налогов за физических лиц путем предоставления их сотрудниками соответствующих согласий.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»