ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 21 сентября 2020 года N 420-рп


Об основных направлениях налоговой, бюджетной и государственной долговой политики Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов


В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьей 6 Закона Новосибирской области от 07.10.2011 N 112-ОЗ «О бюджетном процессе в Новосибирской области»:

1. Утвердить прилагаемые:

1) основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики);

2) основные направления государственной долговой политики Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

2. Областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области при осуществлении планирования расходов и обоснования бюджетных ассигнований областного бюджета Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области руководствоваться основными направлениями бюджетной и налоговой политики при составлении проектов бюджетов муниципальных образований на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов.

4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Председателя Правительства Новосибирской области Знаткова В.М.


Губернатор области
               А.А. Травников


УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 21.09.2020 N 420-рп

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
бюджетной и налоговой политики Новосибирской области
на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов


I. Общие положения

Основные направления бюджетной и налоговой политики Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - Основные направления) разработаны в целях формирования задач бюджетной и налоговой политики на среднесрочный период, условий и подходов, принимаемых при составлении проекта областного бюджета Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов (далее - областной бюджет), с учетом сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации и Новосибирской области, а также тенденций ее развития.

При подготовке Основных направлений были учтены положения Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года, основных параметров прогноза социально-экономического развития Новосибирской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов и приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области на2021год и плановый период 2022 и 2023 годов.


II. Налоговая политика

На протяжении 2019 года экономическое развитие региона соответствовало общим тенденциям Российской Федерации. Во 2 квартале отчетного финансового года отмечено замедление развития в ключевых отраслях экономики Новосибирской области.

По итогам 2019 года объем валового регионального продукта Новосибирской области - обобщающего показателя, демонстрирующего результат производства товаров и услуг в регионе, достиг 1 289 млрд рублей с ростом 102,9% к уровню 2018 года. Однако по оценке 2020 года валовой региональный продукт ожидается в размере 1 243,9 млрд рублей со снижением на 8% к уровню 2019года.

В экономику региона в 2019 году привлечено 248,1 млрд рублей инвестиций, что на 19,1% выше уровня 2018 года в сопоставимых ценах и значительно выше среднероссийского показателя (1,7%).

В 2019 году произошло замедление темпов роста промышленного производства (индекс промышленного производства в сопоставимых ценах составил 103,6% против 105,2% в 2018 году). Наибольшее замедление темпов роста отмечено в отрасли добычи полезных ископаемых: темп роста 2018года составил120,2% в сопоставимых ценах, по итогам 2019 года рассматриваемый индекс был отмечен на планке 106,3%.Добывающие компании объясняют ситуацию отрицательной динамикой цен на уголь на мировом рынке, недостаточным развитием «восточной» транспортной инфраструктуры, а также отказом ряда европейских стран от использования антрацита на объектах теплоэнергетического комплекса.

Общий объем оборота оптовой торговли за 2019 год составил 1 785,0 млрд рублей с индексом физического объема к уровню 2018 года 98,0%, в том числе торгующими организациями 1 528,1 млрд рублей (95,5%).

Оборот розничной торговли за 2019 год составил 535,1 млрд рублей с индексом физического объема к уровню 2018 года 102,7%, что показывает стабильную потребительскую активность населения Новосибирской области.

Индекс потребительских цен в 2019 году к декабрю 2018 года составил 102,93%, что ниже аналогичных показателей по Российской Федерации (на 0,11 п.п.) и Сибирского федерального округа (на 0,65 п.п.).

Несмотря на некоторое снижение объемов работ по виду деятельности «строительство» (98,9% относительно уровня 2018 года), Новосибирская область занимает 12 место в Российской Федерации по объемам жилищного строительства и продолжает лидировать, занимая первое место по Сибирскому федеральному округу по объему введенного жилья.

Сохранилась положительная динамика темпов роста заработной платы.По сравнению с 2018 годом среднемесячная номинальная начисленная заработная плата выросла на 9,5% и составила 39 076 рублей. При этом индекс реальной заработной платы составил 105%.

Ситуация в банковском секторе Новосибирской области в 2019 году оставалась стабильной: сохранился высокий уровень доступности банковских услуг, продолжился рост кредитного портфеля, региональными банками получен положительный финансовый результат. За 2019 год все кредитные организации Новосибирской области получили прибыль в размере 10,1 млрд рублей, что в 1,8 раза больше, чем в 2018 году. Значительный прирост прибыли связан с увеличением чистого процентного дохода и чистых комиссионных и премий.

В период 2019-2020 годов приняты решения, направленные на обеспечение и поддержание устойчивого социально-экономического развития.

1. В сфере налогообложения промышленного комплекса и инвесторов, актуализации налогового законодательства:

1.1. В связи с изменениями, внесенными в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления срока применения ряда налоговых льгот (инвесторы, осуществляющие деятельность по реализации прошедшего конкурс инвестиционного проекта; инвесторы, заключившие специальный инвестиционный контракт с Новосибирской областью; субъекты деятельности в сфере промышленности; учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры, социальной защиты и поддержки населения, имеющие доходы от предпринимательской деятельности; учреждения уголовно-исполнительной системы; организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий), до 1 января 2023 года и в целях компенсации утраченных льгот принято решение о возможности применения инвесторами нового механизма налоговой поддержки в виде инвестиционного налогового вычета.

При разработке параметров предоставления инвестиционного налогового вычета учитывалась необходимость четкого определения круга претендентов получателей преференции - поддержка должна оказываться стабильно прибыльным налогоплательщикам, реализующим эффективные для экономики региона проекты.

Поэтому данная мера предусмотрена только для налогоплательщиков отрасли «обрабатывающие производства», что позволит за счет льготы по налогу на прибыль окупить часть инвестиционных расходов на приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию объектов основных средств. В отношении научно-исследовательских работ, а также для застройщиков объектов социальной инфраструктуры, передаваемых в государственную и муниципальную собственность, решение не принято.

1.2. Ежегодно на территории Новосибирской области пересматривается коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда. Законом Новосибирской области от 28.11.2019 N 431-ОЗ «Об установлении коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда на территории Новосибирской области, на 2020 год» на 2020 год данный коэффициент установлен в размере 1,98 (против 1,77 в 2019 году). За 5 месяцев 2020 года поступило 271 млн рублей, в том числе в областной бюджет 229 млн рублей. Поступление за 2020 год ожидается в сумме 582 млн рублей.

1.3. В рамках работы по уточнению в областном законодательстве понятия «обособленный объект», используемого в патентной системе налогообложения по виду деятельности «сдача в аренду (наем) жилых помещений, дач, принадлежащих индивидуальному предпринимателю на праве собственности», были учтены изменения федерального налогового законодательства в части установления размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности на единицу физического показателя (на единицу средней численности наемных работников; на единицу автотранспортных средств, судов водного транспорта; на 1 тонну грузоподъемности транспортных средств, на одно пассажирское место; на 1 квадратный метр площади сдаваемых в аренду (наем) жилых и нежилых помещений, земельных участков; на один объект стационарной (нестационарной) торговой сети, объект организации общественного питания; на 1 квадратный метр площади объекта стационарной (нестационарной) торговой сети, объекта организации общественного питания).

1.4. Для минимизации негативных последствий в местных бюджетах в связи с отменой с 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) подготовлен проект закона, предусматривающий расширение дополнительного перечня видов деятельности по патентной системе налогообложения, включая виды деятельности, применяемые в настоящее время в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Управлением федеральной налоговой службы по Новосибирской области (далее - УФНС по НСО) с 1 апреля 2020 проводится информационная кампания по переходу на иные режимы налогообложения в связи с отменой ЕНВД с 1 января 2021 года. За 1 полугодие текущего года проведено 3 семинара для налогоплательщиков, на которых разъяснялись особенности ведения предпринимательской деятельности на иных системах налогообложения, опубликовано 24 статьи в информационной телекоммуникационной сети «Интернет» и 29 статей в прессе, изготовлена и реализована печатная продукция, в инициативном порядке проводятся дополнительные мероприятия (устное информирование плательщиков ЕНВД по телефону).

1.5. Начиная с 2020 года Новосибирская область приняла участие в эксперименте по реализации на территории Новосибирской области нового специального налогового режима - налога на профессиональный доход. Физические лица и индивидуальные предприниматели, которые переходят на новый специальный налоговый режим (самозанятые), могут платить с доходов от самостоятельной деятельности налог по льготной ставке - 4% или 6%. Это позволяет легально вести бизнес и получать доход от подработок без рисков получить штраф за незаконную предпринимательскую деятельность. За 1 полугодие 2020 года зарегистрировалось 13,5 тыс. человек, начислено налога за 5 месяцев текущего года 23,3 млн рублей.

В условиях возникновения рисков в связи с отменой ЕНВД альтернативным механизмом возможности осуществления предпринимательской деятельности является применение налога на профессиональный доход.

С целью популяризации нового специального налогового режима УФНС по НСО подготовлены материалы (листовка, аудиоролик), ориентированные на информирование о преимуществах и выгодах налога для самозанятых граждан. Информационные материалы размещаются в местах массового скопления людей и транслируются в средствах массовой информации и интернет-ресурсах. Кроме этого, управлением информационных проектов Новосибирской области проводится публикация листовок и аудиороликов на подведомственных информационных ресурсах.

1.6. В 2020 году приказом департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20.12.2019 N 5183 определен перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень) в количестве 848 объектов, что на 36 объектов больше, чем в 2019 году. Указанная мера позволила обеспечить равные условия налогообложения для собственников недвижимого имущества.

Налоговыми органами области проводится комплекс мероприятий по привлечению к налогообложению организаций - собственников помещений, не включенных в Перечень, но расположенных в зданиях, которые включены в Перечень. За 2019 год в отношении таких объектов исчислен налог на имущество организаций в сумме 0,5 млн рублей.

1.7. С 1 января 2019 года утратила силу льгота по налогу на имущество организаций для управляющих компаний технопарков. В результате рассмотрения вопроса о возможности возобновления данной льготы было признано, что резидентная политика управляющих компаний не позволяет обеспечить требуемый бюджетный эффект. Вопрос оказания финансовой поддержки возможно рассматривать через механизм выделения прямого субсидирования управляющих компаний.

2. В части повышения собираемости налогов и снижения уровня недоимки:

2.1. Проведение информационной кампании о порядке и сроках уплаты имущественных налогов физическими лицами, а также о необходимости погашения уже имеющейся задолженности, в совокупности с иными мерами работы с гражданами-налогоплательщиками, способствовало увеличению собираемости. Так, показатель собираемости имущественных налогов с физических лиц в 2019 году достиг уровня 92,8%.

2.2. В целях сокращения налоговой задолженности УФНС по НСО ежемесячно предоставляет областным исполнительным органам государственной власти Новосибирской области (далее - ОИОГВ) и органам местного самоуправления сведения об организациях, имеющих задолженность по платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также ежеквартально информирует о задолженности организаций, имеющих территориальную принадлежность к районам и городским округам области. Финансирование организаций-контрагентов с задолженностью не производится. Администрациями районов и городских округов проводятся мероприятия, побуждающие к  погашению задолженности. На заседании комиссии при Правительстве Новосибирской области по вопросам погашения задолженности по платежам в областной бюджет проводимая работа по сокращению задолженности оценена УФНС по НСО как положительная.

2.3. По результатам проведенного мониторинга соблюдения руководителями ОИОГВ, имеющих подведомственные государственные учреждения, государственные унитарные предприятия, хозяйственные общества, более 50% акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности Новосибирской области, условий начисления выплат стимулирующего характера (надбавок за качественные показатели и премий) внесены изменения в постановления, регламентирующие случаи и период неначисления данных выплат.

3. В части укрепления доходной части местных бюджетов:

3.1. Для укрепления доходной части местных бюджетов органами местного самоуправления в 2019 году были приняты планы мероприятий, направленные на уменьшение задолженности по имущественным налогам физических лиц. По итогам исполнения планов собираемость налогов с физических лиц составила 92,8% при установленном показателе 92,5%, на 38% относительно 2018 года увеличилось количество граждан, подключившихся к сервису «Личный кабинет налогоплательщика» (целевой показатель - не менее 11,1%), доля доставленных и врученных налоговых уведомлений - 94,5% (целевой показатель - не менее 93,7%).

3.2. Совместно с Главным управлением Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ГУ МВД РФ по НСО) был рассмотрен вопрос о наличии случаев массовой регистрации граждан в непригодных для жилья домах (сгоревших, перенаселенных, в аварийном состоянии, под расселение, нежилых зданиях). По результатам было принято решение, что в случае обращений граждан, зарегистрированных в непригодных для проживания жилых домах и помещениях, необходимо информировать Управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по НСО, определен специалист, уполномоченный по рассмотрению данного вопроса. До глав муниципальных районов и городских округов Новосибирской области была доведена информация о контактах уполномоченного специалиста. В течение 2019-2020 годов обращений по данному вопросу не поступало.

3.3. С целью минимизации проблем, возникающих в процессе налогообложения на территориях муниципальных образований Новосибирской области, совместно с УФНС по НСО были разработаны рекомендации в части взаимодействия с налогоплательщиками - физическими лицами (по вопросу проведения информационной кампании о необходимости вступать в наследство, по вопросу информирования граждан предоставлять в налоговые органы заявления, содержащие контактную информацию, по вопросу возможности исключения случаев начисления налогов по фактически несуществующим объектам недвижимости и транспортным средствам). Данные рекомендации были доведены до сведения глав администраций районов.

3.4. В результате проводимой мэрией г. Новосибирска работы по сокращению задолженности по платежам в бюджет задолженность по налогу на доходы физических лиц в бюджет г. Новосибирска за 2019 год снизилась на 42,3 млн рублей. Для обеспечения максимального привлечения доходов в бюджет города и сокращения недоимки по налоговым платежам осуществляется взаимодействие с налоговыми органами по координации совместных действий, заключены с УФНС по НСО соглашения по обмену информацией, необходимой для сбора налогов (выявляются организации, допустившие налоговые нарушения, руководители которых затем приглашаются на заседания комиссий).

В целях снижения задолженности по арендным платежам за земельные участки, предназначенные для жилищного строительства, мэрией г. Новосибирска осуществляется контроль за соблюдением застройщиками условий мировых соглашений. Организации, допустившие просрочку платежей по графику мирового соглашения, приглашаются на заседания комиссий по контролю за поступлением платежей за землю и исполнением условий договоров аренды земельных участков.

Мэрией г. Новосибирска принимается весь доступный комплекс мер, предусмотренных действующим законодательством и направленных на обеспечение полноты поступлений платежей за землю, а также снижение задолженности по арендной плате (включая инициирование в суде возбуждения дел о признании должников несостоятельными (банкротами).

В 2019 году удалось остановить рост задолженности за аренду земельных участков.

3.5. В 2019 году завершен комплекс мероприятий по оформлению права пользования земельными участками 14 научными учреждениями Сибирского отделения Российской академии наук, дополнительные начисления по земельному налогу в бюджет г. Новосибирска составили 49,1 млн рублей.


Направления налоговой политики на 2021-2023 годы

Восстановление ключевых макроэкономических показателей на докризисный уровень является основой стабильного социально-экономического развития Новосибирской области. В качестве приоритетной цели налоговой политики в среднесрочной перспективе выступает создание условий для обеспечения сбалансированности бюджета Новосибирской области. Достижению поставленной цели будет способствовать решение ряда задач в следующих направлениях:

1. Совершенствование действующего налогового законодательства:

1.1. Актуализация патентной системы налогообложения, действующей на территории Новосибирской области, за счет расширения дополнительного перечня видов предпринимательской деятельности и включения в него видов предпринимательской деятельности, применение которых осуществляется в рамках системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, а также корректировка действующих размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Принятие законопроекта позволит повысить популярность патентной системы налогообложения и расширит возможности предпринимателей для ее использования.

1.2. Для установления равных условий лицам, несвоевременно исполнившим свои налоговые обязательства (не оплатившим по состоянию на 01.01.2015 года как налог, так и пени, и лицам, которыми недоимка по налогу уплачена), необходимо внести дополнительные основания признания отдельной задолженности по пеням по транспортному налогу с физических лиц невозможной к взысканию при условии отсутствия недоимки по налогу. Анализ, проведенный налоговыми органами, показал, что в настоящее время в отношении 30% указанной задолженности (около 0,29 млн рублей по 30,1 тыс. налогоплательщиков) налоговые органы по различным причинам утратили возможность ее взыскания в принудительном порядке.

По данным УФНС по НСО на 01.06.2020 задолженность физических лиц по транспортному налогу по пени при отсутствии недоимки по налогу, исчисленному до 01.01.2015, составляет 70,4 млн рублей. Оценочный размер задолженности по пени, недоимка по которой погашена после 01.01.2015, составил 21,12 млн рублей (30%).

Общий размер задолженности по пени по транспортному налогу с физических лиц по состоянию на 01.06.2020 составил 343,7 млн рублей, из которых 0,98 млн рублей приходится на 100,4 тыс. налогоплательщиков, сумма обязательств которых не превышает 100 рублей на человека при условии, что недоимка по налогу уже уплачена.

1.3. В связи с ухудшением экономической ситуации необходимо сохранить численность иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами ряда отраслей, на уровне, достаточном для укомплектации низкоквалифицированных рабочих мест. Исходя из этого, целесообразно сохранить на 2021 год размер регионального коэффициента на уровне 2020 года - 1,98.

1.4. По результатам оценки эффективности налоговых льгот за 2018 год признана невостребованной льгота по налогу на прибыль организаций, предоставленная учреждениям уголовно-исполнительной системы Новосибирской области. В связи с этим данная льгота подлежит отмене. В целях приведения в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения по оценки эффективности налоговых расходов, необходимо уточнить отдельные положения законодательства Новосибирской области.

1.5. В условиях сокращения доходной части областного бюджета, обусловленного как изменением экономической ситуации в регионе, так и необходимостью введения эпидемиологических ограничений, финансирование дорожного фонда за счет общих доходов областного бюджета в требуемом объеме не может быть обеспечено. В сложившихся условиях установление оптимальных ставок транспортного налога на отдельные категории транспорта, включая «снегоходы, мотосани», «катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства», «яхты и другие парусно-моторные средства», «гидроциклы», «воздушные транспортные средства» является потенциально стабильным источником пополнения доходной части дорожного фонда.

2. Проведение оценки эффективности налоговых расходов:

2.1. В 2019 году завершено формирование на федеральном уровне нормативной правовой базы, регламентирующей общие требования к оценке эффективности налоговых расходов. Постановлением Правительства Новосибирской области от 28.10.2019 N 418-п установлен Порядок формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области и оценки налоговых расходов Новосибирской области. В соответствии с требованиями данного постановления приказом министерства финансов и налоговой политики Новосибирской области от 18.12.2019 N 76-НПА утвержден Перечень налоговых расходов Новосибирской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов в разрезе кураторов налоговых расходов по государственным программам Новосибирской области.

Ежегодная оценка налоговых расходов Новосибирской области будет осуществляться кураторами налоговых расходов в соответствии с утвержденными требованиями на основании Порядка формирования перечня налоговых расходов Новосибирской области и оценки налоговых расходов Новосибирской области, установленного постановлением Правительства Новосибирской области от 28.10.2019 N 418-п. Актуализация данного перечня (по кураторам и по госпрограммам) производится ежегодно по предложениям кураторов.

По результатам проведенной оценки за 2018 год кураторами налоговых расходов (министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и министерством природных ресурсов и экологии Новосибирской области) налоговая льгота по транспортному налогу в отношении организаций, использующих природный газ в качестве моторного топлива, признана несоответствующей целям и задачам государственных программ соответствующих кураторов и оценена как неэффективная.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»