СОВЕТ ДЕПУТАТОВ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

РЕШЕНИЕ

от 26 сентября 2018 года N 660
г. Новосибирск


О Программе комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018-2030 годы

(с изменениями на 29 сентября 2022 года)

___________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Совета депутатов г. Новосибирска от 29.09.2022 N 399 (Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования)

___________________________________________


В целях обеспечения сбалансированного, перспективного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения, на основании Градостроительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов», Генеральным планом города Новосибирска, утвержденным решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824, руководствуясь статьей 35 Устава города Новосибирска, Совет депутатов города Новосибирска

решил:

1. Утвердить Программу комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 - 2030 годы (приложение).

2. Решение вступает в силу на следующий день после его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением решения возложить на постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по градостроительству, постоянную комиссию Совета депутатов города Новосибирска по городскому хозяйству.


  Председатель Совета депутатов
  города Новосибирска
                          Д. В. Асанцев


       Мэр города Новосибирска
                         А. Е. Локоть


Приложение
к решению Совета депутатов
города Новосибирска
от 26.09.2018 N 660
(В редакции, введенной
решением Совета депутатов
 г. Новосибирска от 29.09.2022 N 399
, -
см. предыдущую редакцию)

ПРОГРАММА
комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 - 2030 годы


1. Паспорт Программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 - 2030 годы

(Раздел в редакции, введенной решением Совета депутатов
г. Новосибирска от 29.09.2022 N 399
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

Программа комплексного развитиятранспортной инфраструктуры города Новосибирска на 2018 - 2030 годы

Основание для разработки Программы

Градостроительный кодекс Российской Федерации;

 Правительства Российской Федерации от 25.12.2015 N 1440 «Об утверждении требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов»;

Генеральный план города Новосибирска, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 26.12.2007 N 824 (далее - Генеральный план);

региональные нормативы градостроительного проектирования Новосибирской области, утвержденные постановлением Правительства Новосибирской области от 12.08.2015 N 303-п;

Местные нормативы градостроительного проектирования города Новосибирска, утвержденные решением Совета депутатов города Новосибирска от 02.12.2015 N 96

Заказчик Программы и его местонахождение

Муниципальное казенное учреждение города Новосибирска «Управление дорожного строительства», 630005, город Новосибирск, ул. Фрунзе, 96

Разработчик Программы и его местонахождение

Открытое акционерное общество «Российский институт градостроительства и инвестиционного развития «Гипрогор», 119331 город Москва, проспект Вернадского, 29

Цель и задачи Программы

Цель:

сбалансированное, перспективное развитие транспортной инфраструктуры города Новосибирска в соответствии с потребностями в строительстве, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры местного значения.

Задачи:

обеспечение безопасности, качества и эффективности транспортного обслуживания населения, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих экономическую деятельность (далее - субъекты экономической деятельности), на территории города Новосибирска;

обеспечение доступности объектов транспортной инфраструктуры для населения и субъектов экономической деятельности в соответствии нормативами градостроительного проектирования;

обеспечение развития транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями населения в передвижении, субъектов экономической деятельности - в перевозке пассажиров и грузов на территории города Новосибирска (далее - транспортный спрос);

развитие транспортной инфраструктуры, сбалансированное с градостроительной деятельностью в городе Новосибирске;

создание условий для управления транспортным спросом;

создание приоритетных условий для обеспечения безопасности жизни и здоровья участников дорожного движения по отношению к экономическим результатам хозяйственной деятельности;

создание приоритетных условий движения транспортных средств общего пользования по отношению к иным транспортным средствам;

создание условий для пешеходного и велосипедного передвижения населения;

обеспечение эффективности функционирования действующей транспортной инфраструктуры

Целевые показатели (индикаторы) развития транспортной инфраструктуры

на расчетный срок

1. Показатели, характеризующие объем реконструкции и строительства объектов транспортной инфраструктуры:

1.1. Железнодорожный транспорт:

обустройство пешеходных подходов к железнодорожным остановочным пунктам - 41 ед.

1.2. Воздушный транспорт:

вертолетные площадки - 10 ед.

1.3. Метрополитен:

линии метрополитена - 24,3 км;

станции метрополитена - 19 ед.;

количество электродепо - 4 ед.

1.4. Наземный рельсовый общественный транспорт:

длина трамвайных путей - 104,3 км;

длина реконструируемых путей - 35,2 км.

1.5. Наземный безрельсовый общественный транспорт:

длина выделенных полос движения - 84,25 км.

1.6. Улично-дорожная сеть:

протяженность автомобильных дорог - 1818,245 км, из них:

строительство - 99,133 км;

реконструкция - 72,254 км;

количество транспортно-пересадочных узлов - 36 ед.;

количество автовокзалов - 2 ед.;

количество автостанций - 9 ед.

1.7. Развязки:

количество развязок - 54 ед.

1.8. Мосты:

количество автодорожных мостов через реки - 6 ед.

1.9. Велосипедный транспорт:

количество велодорожек - 44 ед., протяженность - 103,518 км.

1.10. Парковочное пространство:

количество машино-мест на перехватывающих парковках - 44423 ед.

1.11. Грузовой транспорт, транспортные средства коммунальных и дорожных служб:

количество площадок отстоя грузового транспорта на въездах в город Новосибирск - 5 ед.

2. Показатели, характеризующие эффективность функционирования транспортной инфраструктуры: уменьшение суммарных затрат времени населения на все передвижения с использованием моторизированных способов передвижения на 12 %;

уменьшение средних затрат времени всех передвижений в час пик по трудовым целям на 22,7 %;

уменьшение доли всех передвижений на индивидуальном транспорте на 17 %;

увеличение доли всех передвижений на общественном транспорте на 23,3 %;

доля всех передвижений на велосипеде - 0,002 %;

доля всех передвижений пешком - 8,5 %;

уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий на 23,3 %

Сроки и этапы реализации Программы

2018 - 2030 годы, в том числе:
I этап - 2018 - 2022 годы;
II этап - 2023 - 2030 годы

Укрупненное описание запланированных мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов транспортной инфраструктуры (групп мероприятий, подпрограмм, инвестиционных проектов)

1. Мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры по видам транспорта:

1.1. Железнодорожный транспорт:

обустройство пешеходных подходов к железнодорожным остановочным пунктам - повышение качества транспортного обслуживания и доступности станции для всех категорий пассажиров (14 ед.).

1.2. Воздушный транспорт:

строительство вертолетных площадок - улучшение условий эвакуации пострадавших (5 ед.).

2. Мероприятия по развитию транспорта общего пользования, созданию транспортно-пересадочных узлов:

2.1. Формирование транспортно-пересадочных узлов - обеспечение безопасного и комфортного обслуживания пассажиров в местах их пересадок с одного вида транспорта на другой (29 ед.).

2.2. Метрополитен:

проектирование и строительство электродепо - обеспечение дальнейшего развития метрополитена и выполнения сопутствующих мероприятий (3 ед.);

строительство станций метрополитена - обеспечение гарантированного и надежного транспортного обслуживания в часы пик и в условиях зимнего периода (6 ед.);

строительство линии метрополитена - обеспечение гарантированного и надежного транспортного обслуживания в часы пик и в условиях зимнего периода очаговых площадок жилищного строительства, жилмассивов и микрорайонов, не имеющих прямого сообщения наземным транспортом, - 8,4 км.

2.3. Наземный рельсовый общественный транспорт:

строительство трамвайных линий - обеспечение гарантированного и надежного транспортного обслуживания территорий, протяженность - 38,1 км;

реконструкция трамвайных линий - восстановление и улучшение предоставляемого уровня комфорта и удобств, протяженность - 35,2 км.

2.4. Наземный безрельсовый общественный транспорт:

обустройство выделенных полос движения - повышение эффективности провозной способности автобуса, протяженность - 79,96 км;

строительство автовокзала - развитие региональных транспортных связей (1 ед.);

строительство автостанции - развитие региональных транспортных связей (4 ед.).

3. Мероприятия по развитию инфраструктуры для легкового автомобильного транспорта, включая развитие единого парковочного пространства:

обустройство 14 ед. перехватывающих парковок;

внедрение платной парковки в центральной части Новосибирска.

4. Мероприятия по развитию инфраструктуры для пешеходного и велосипедного движения:

строительство велосипедных дорожек, общая протяженность - 100,766 км.

5. Мероприятия по развитию инфраструктуры для грузового транспорта, транспортных средств коммунальных и дорожных служб:

создание грузового каркаса улично-дорожной сети;

обустройство площадок отстоя грузового транспорта на въездах в город Новосибирск;

строительство индустриальных логистических парков (складские комплексы общего пользования, без учета складских комплексов производственных компаний);

развитие площадок для отстоя и обслуживания коммунальной техники.

6. Мероприятия по развитию сети дорог:

6.1. Улично-дорожная сеть:

строительство автомобильных дорог - увеличение плотности сети дорог и улучшение коммуникативной функции внутри городского округа, протяженность - 99,133 км;

реконструкция автомобильных дорог - восстановление и улучшение предоставляемого уровня комфорта и удобств, снижение уровня дорожно-транспортных происшествий, протяженность - 72,254 км.

6.2. Транспортные развязки - обеспечение безопасности при помощи вертикального разведения транспортных потоков без возможности столкновения (13 ед.).

6.3. Мостовые переходы - снижение нагрузки существующих мостов, обеспечение связи берегов, беспрепятственное пересечение естественных и искусственных преград, в том числе:

мостовые переходы через реку Обь - 1 ед.;

мостовые переходы через реку Иню - 1 ед.;

мостовые переходы прочие (в том числе пешеходные) - 1 ед.

6.4. Путепроводы - обеспечение безопасности при помощи вертикального разведения транспортных потоков без возможности столкновения (5 ед.).

7. Мероприятия по повышению безопасности дорожного движения:

проведение профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в образовательных учреждениях в рамках уроков ОБЖ и внеклассных мероприятий;

обновление дорожной разметки на пешеходных переходах вблизи детских образовательных учреждений;

установка пешеходных ограждений вблизи детских образовательных учреждений и мест массового скопления людей

Объемы и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования Программы на 2018 - 2030 годы (в ценах соответствующих лет) составляет 166106743 тыс. руб., в том числе:

за счет средств федерального бюджета - 60442095 тыс. руб.;

за счет средств областного бюджета Новосибирской области - 40039775 тыс. руб.;

за счет средств бюджета города Новосибирска - 52400388 тыс. руб.;

за счет средств внебюджетных источников - 13224485 тыс. руб.


2. Характеристика существующего состояния транспортной инфраструктуры города Новосибирска

2.1. Анализ положения Новосибирской области в структуре пространственной организации Российской Федерации, анализ города Новосибирска в структуре пространственной организации субъектов Российской Федерации


Новосибирская область расположена на юго-востоке Западно-Сибирской равнины. Площадь территории области 178 тыс. кмІ. Протяжённость области с запада на восток - 642 км, с севера на юг - 444 км. Новосибирская область занимает центральное место в западной, наиболее заселенной и урбанизированной, части Сибирского федерального округа.

Город Новосибирск является административным центром Новосибирской области и Сибирского федерального округа, а также центром Новосибирской агломерации.

Город находится на юго-востоке Новосибирской области и Западно-Сибирской равнины. Площадь территории города - 50040 гектаров, протяженность с севера на юг - 43 км, с запада на восток - 25 км.

Город Новосибирск является крупнейшим транспортно-логистическим узлом Сибири, где сходятся железные дороги алтайского и кузбасского направлений и транссибирская железнодорожная магистральная линия.

2.2. Социально-экономическая характеристика города Новосибирска, характеристика градостроительной деятельности на территории города Новосибирска, включая деятельность в сфере транспорта, оценка транспортного спроса


Город Новосибирск является третьим по численности населения городом Российской Федерации, его постоянное население на 01.01.2017 года составляло 1602,9 тыс. человек.

Демографическая ситуация в городе Новосибирска характеризуется процессом роста населения. С 2011 года прирост населения составил 130 тыс. чел.: с 1,47 млн. человек на 01.01.2011 до 1,6 млн. чел на 01.01.2017. Согласно демографическому прогнозу население Новосибирска к 2030 году вырастет до 1780 тыс. человек, что соответствует среднему варианту демографического прогноза городского населения Новосибирской области, сделанному Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области.

Основу экономической базы города Новосибирска составляют промышленность, торговля и сфера услуг, транспорт, строительство, наука и научное обслуживание. Город успешно развивается при отсутствии крупных ресурсодобывающих предприятий, что отличает его от большинства крупных городов Сибири.

В городе осуществляют деятельность 108,4 тыс. предприятий и организаций и 45,1 тыс. индивидуальных предпринимателей. В экономике города занято более 800 тыс. человек, из них более половины работает на крупных и средних предприятиях и в организациях города, около четверти - в малых и микропредприятиях.

Особенность промышленности города состоит в том, что в нем отсутствует сырьевая отрасль, на 90 % промышленные предприятия Новосибирска - обрабатывающие. Высокого уровня достигли оборонная, авиационная, ракетно-космическая промышленность, радиоэлектроника, производство средств связи. На предприятиях ведутся прикладные разработки в области нанотехнологий, микроэлектроники, лазерных, био-, лучевых, . В настоящее время производство промышленной продукции растет в городе быстрее, чем в целом по стране. Благодаря большому научному потенциалу города Новосибирск является научным центром Сибири.

Главные планировочные факторы, определяющие территориальное развитие и своеобразие сложившейся структуры города Новосибирска:

структура, образуемая трассой Транссибирской железнодорожной магистрали и примыкающих путей;

ось, образуемая рекой Обь с притоками;

сохранившиеся лесные массивы и водные пространства;

значительные по площади промышленные зоны в местах концентрации крупных градообразующих промышленных предприятий и объектов инженерной инфраструктуры;

магистральная улично-дорожная сеть, линии и станции метрополитена;

размещение исторически сложившегося общегородского центра;

трассировка общегородских магистральных улиц, выполняющих роль композиционного и планировочного каркаса города.

В связи с нерациональным расположением ряда промышленных объектов город имеет сложносочиненную структуру. Были потеряны ценные площадки для городского развития. Связь некоторых частей внутри города затруднена, что вызывает определенные территориальные проблемы.

В настоящее время основные мероприятия в городе направлены на улучшение структурной связанности территории путем преобразования планировочной структуры и транспортной инфраструктуры. Следует развивать систему озеленения городских территорий, создавая «зеленый каркас», что позволит проявить потенциал береговой (пойменной) зоны города. Административные меры и планировочные решения в области транспортной инфраструктуры позволят улучшить структурную связь территории городского округа.

Улично-дорожная сеть (далее - УДС) города Новосибирска как базовый элемент градостроительной структуры за все время существования города прошла ряд эволюционных изменений. Улично-дорожная сеть была устроена по квадратно-гнездовому принципу вокруг центральной оси - Николаевского (Красного) проспекта. Первые генеральные планы города сохраняли развитие УДС в этой же градостроительной логике. Карты города 1955 и 1975 годов фиксируют бурный рост новой застройки уже на обоих берегах реки Оби, причем дислокация новых пятен застройки не была подчинена задаче оптимизации транспортной работы в городе. На этом этапе наметился «догоняющий» тренд развития УДС города по отношению к его градостроительному развитию, что не было критичным из-за тотальной ориентации города на общественный транспорт. В 1980-х, и особенно в 2000-х годах темпы градостроительного развития и его хаотичные векторы окончательно оторвались от темпов и планов развития УДС, что в комплексе с растущей автомобилизацией предопределило существующую транспортную ситуацию в городе.

Градостроительная деятельность на территории города Новосибирска осуществляется на основании:

схемы территориального планирования Новосибирской агломерации Новосибирской области, утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.04.2014 N 186-п;

Генерального плана;

государственных программ и стратегий социально-экономического развития;

ведомственных целевых и муниципальных программ.

Программа позволит объединить и упорядочить существующие мероприятия по развитию транспортной инфраструктуры, реализация которых заложена в документах планирования различного уровня.

Оценка транспортного спроса населения города Новосибирска произведена путем оценки объемов передвижений жителей следующими способами:

на индивидуальном транспорте;

на общественном транспорте;

на велосипеде;

пешком.

По результатам моделирования существующей транспортной ситуации в городе Новосибирске в утренний час пик были рассчитаны значения долей транспортных передвижений от суммарного количества передвижений, полученного в результате калибровки модели в пиковый период, которое составило около 184 тыс. (таблица 1).

Таблица 1

N
п.

Способ передвижения

Доля передвижений

1

2

3

1

На индивидуальном транспорте

0,467

2

На общественном транспорте

0,43

3

На велосипеде

0,001

4

Пешком

0,102


Транспортный спрос на УДС характеризуется загрузкой участков, определенной на основе макромодели. Сложившиеся условия дорожного движения в Новосибирске характеризуются затруднениями, однако пока не наблюдается заторов продолжительностью более 2 часов. Доля участков УДС, работающих в режиме перегрузки в часы пик, составляет 38 %.

Проблемы дорожных заторов происходят не только из-за недостаточного уровня развития УДС. Во многом они обусловлены направлением основных потоков (трудовые маятниковые миграции с окраин города и из Ленинского и Кировского районов в Центральный и Железнодорожный районы), что создает неравномерную нагрузку на отдельных участках.

Несовершенными являются схемы организации дорожного движения на таких ключевых развязках, как площадь Инженера Будагова, развязка Большевистская ул. - Октябрьский мост, узел Площадь Энергетиков - Площадь Труда, площадь Карла Маркса. Перегрузки на данных пересечениях влекут за собой эффект «ударной волны» лучами по всем направлениям, приходящимся на указанные развязки. Подходящие к данным развязкам улицы, имеющие запас пропускной способности, оказываются в заторовых ситуациях.

2.3. Характеристика функционирования и показатели работы
транспортной инфраструктуры по видам транспорта

2.3.1. Воздушный транспорт

Вблизи города Новосибирска располагается один из крупнейших аэропортов Российской Федерации - Толмачево (пассажиропоток в 2016 году - 4097490 пассажиров, 8 место в России). Толмачево - крупнейший в восточной части страны транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией. Пропускная способность на внутренних авиалиниях составляет 1800 пассажиров в час, на международных - 1300 пассажиров в час. Аэропорт имеет две взлетно-посадочные полосы I и II категории ICAO. Аэропорт связан регулярными рейсами с большинством крупных аэропортов России и стран СНГ, а также с рядом стран дальнего зарубежья (Китай, Германия, Турция и другие).

2.3.2. Железнодорожный транспорт

Через территорию Новосибирска проходит несколько магистральных линий железнодорожного транспорта общероссийской колеи 1520 мм с пассажирским движением в пригородном и дальнем сообщении. Конфигурация железнодорожных линий образует кольцевую структуру в пределах города, с двумя мостовыми переходами через реку Обь (в однопутном и двухпутном исчислении). Все радиальные ходы электрифицированы на постоянном токе (1,5 - 3 кВ). Протяженность железных дорог в границах городского округа превышает 110 км (без учета параллельных путей). Вокзал Новосибирск-Главный является одним из крупнейших в России: он занимает площадь около 29 тыс. кв. м и может вмещать одновременно до 3,9 тыс. пассажиров.

С целью развития железнодорожных перевозок в пригородно-городском сообщении в ближайшие годы планируется установить турникетные комплексы на остановочной железнодорожной платформе «Центр», а также открыть новую железнодорожную станцию за станцией Иня-Восточная. При этом в среднесрочной инвестиционной программе ОАО «РЖД» на 2017 - 2019 годы мероприятий по повышению пропускной способности железнодорожных участков и станций в пределах города Новосибирска не запланировано.

2.3.3. Автомобильный транспорт


В структуре транспортного потока на улицах города Новосибирска преобладают легковые автомобили, доля которых составляет 80 - 90 % от общего потока, доля грузовых автомобилей - 5 - 10 %, а доля автобусов - 6 - 10 %. В структуре грузового потока доля автомобилей грузоподъемностью до 6 т составляет 90 - 95 %, доля тяжелых машин (грузоподъемностью более 10 т) не превышает 1 %, а доля автомобилей грузоподъемностью 6 - 10 т составляет порядка 6 %.

В структуре транспортного потока на мостах преобладают легковые автомобили, доля которых составляет 75 - 80 % от общего потока, доля грузовых автомобилей представлена 15 - 20 %, а доля автобусов не превышает 8 %. В структуре грузового потока доля автомобилей грузоподъемностью до 6 т достигает 70 %, доля тяжелых машин (грузоподъемностью более 10 т) - 20 - 22%, а доля автомобилей грузоподъемностью 6 - 10 т составляет 8 - 10%. Присутствие машин с высокой грузоподъемностью объясняется разрешением использовать мостовые переходы для грузового движения и для пропуска транзитного транспорта.

Интенсивность движения транспортных потоков на выезде из города достигает от 3000 до 6000 физ. ед./час в оба направления. В структуре транспортного потока доля легковых автомобилей составляет 70 - 75 % от общего потока, доля грузовых автомобилей - 20 - 25%, а доля автобусов - 5 - 7 %. В структуре грузового потока доля автомобилей грузоподъемностью до 6 т достигает 65 - 70%, доля тяжелых машин (грузоподъемностью более 10 т) - 25 - 30 %, а доля автомобилей грузоподъемностью 6 - 10 т составляет 5 - 8 %.

Разделение транспортных средств в общем потоке по видам представлено в .

Таблица 2
(В редакции, введенной
решением Совета депутатов
 г. Новосибирска от 29.09.2022 N 399
, -
см. предыдущую редакцию)

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»