Подпрограмма
«Земельные ресурсы и инфраструктура» государственной программы
Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного
строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы»
I. ПАСПОРТ
подпрограммы государственной программы Новосибирской области
Наименование государственной программы | Государственная программа Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы» (далее - государственная программа) |
Наименование подпрограммы | Подпрограмма«Земельные ресурсы и инфраструктура»государственной программы (далее - подпрограмма) |
Основные разработчики подпрограммы | Министерство строительства Новосибирской области (далее - Минстрой НСО) |
Государственный заказчик подпрограммы | Минстрой НСО |
Руководитель подпрограммы | Заместитель Председателя Правительства - министр строительства Новосибирской области Боярский С.В. |
Цели и задачи подпрограммы | Цель подпрограммы: содействие эффективному использованию земельных участков под жилищное строительство. Задачи подпрограммы: 1. Обеспечение инженерной инфраструктурой площадок комплексной застройки. 2. Решение вопросов завершения строительства и ввода вэксплуатацию объектов жилищного строительства, покоторым застройщиком по истечении одного года содня, установленного договором об участии встроительстве многоквартирного дома, не исполнены обязательства по вводу многоквартирного дома вэксплуатацию и передаче гражданам жилых помещений. 3. Создание условий для вовлечения в жилищное строительство земельных участков, находящихся в федеральной собственности,неиспользуемых по назначению и пригодных для жилищного строительства. 4. Создание условий для вовлечения в жилищное строительство земельных участков, находящихся в частной собственности |
Сроки (этапы) реализации подпрограммы | Период реализации подпрограммы - 2017-2020 годы. Этапы реализации подпрограммы не выделяются |
Объемы финансирования подпрограммы (с расшифровкой по источникам и годам финансирования) | Прогнозные объемы финансирования подпрограммы на 2017-2020 годы составляют 231 578,9 тыс. рублей, в том числе по годам: 2017 год - 63 157,9 тыс. рублей; 2018 год - 84 210,5 тыс. рублей; 2019 год - 84 210,5 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; по источникам финансирования: средства областного бюджета -220 000,0 тыс. рублей, из них: 2017 год - 60 000,0 тыс. рублей; 2018 год - 80 000,0 тыс. рублей; 2019 год - 80 000,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; средства местных бюджетов -11 578,9 тыс. рублей, из них: 2017 год - 3 157,9 тыс. рублей; 2018 год -4 210,5 тыс. рублей; 2019 год - 4 210,5 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей; внебюджетных источников - 0,0 тыс. рублей, из них: 2017 год - 0,0 тыс. рублей; 2018 год - 0,0 тыс. рублей; 2019 год -0,0 тыс. рублей; 2020 год - 0,0 тыс. рублей |
Основные целевые индикаторы подпрограммы | Площадь земельных участков, обеспеченных инженерной инфраструктурой; площадь жилья, ввод которого потенциально возможен вграницах площадок комплексной застройки, обеспеченных инженерной инфраструктурой; количество земельных участков, предоставленных многодетным семьям на бесплатной основе, обеспеченных инженерной инфраструктурой; количество «проблемных» объектов, обеспеченных инженерной инфраструктурой и благоустройством придомовой территории; площадь земельных участков, в отношении которых сформирован перечень земельных участков, находящихся в федеральной собственности,неиспользуемых по назначению и пригодных для жилищного строительства; площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, в отношении которых приняты решения о комплексном устойчивом развитии территорий |
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы, выраженные в количественно измеримых показателях | За счет реализации подпрограммы планируется: проведение работ по обеспечению инженерной инфраструктурой 109,8 га земельных участков, что составляет 2,78% от общей площади земельных участков комплексной застройки, формируемых муниципальными образованиями, на которых необходимо проведение работ по обеспечению инженерной инфраструктурой; к концу 2019 года обеспечить инженерной инфраструктурой и благоустройством придомовой территории 28«проблемных» объектов -100% от общего количества «проблемных» объектов, по которым требуется обеспечение инженерной инфраструктурой и благоустройство придомовой территории, удовлетворяющих критериям отбора для получения государственной поддержки, что позволит защитить права и законные интересы 790 граждан, пострадавших от действий недобросовестных застройщиков; обеспечить ежегодное формирование и направлениев Единый институт развития в жилищной сфереперечняземельных участков, находящихся в федеральной собственности,неиспользуемых по назначению и пригодных для жилищного строительства за весь период реализации подпрограммы площадью 1500 га; создать условия для вовлечения неэффективно используемых земельных участков площадью 50 га, находящихся вчастной собственности,в отношении которых будут приняты решения о комплексном устойчивом развитии территорий |
II. Характеристика сферы деятельности подпрограммы
В настоящее время на территории Новосибирской области осуществляется освоение 125 площадок комплексного жилищного строительства общей площадью 5327 га с объемом жилищного строительства порядка 15,5 млн. кв.м.
Освоение данных площадок находится в разной степени готовности от подготовки документации по планировке территории (проектов планировки территории, проектов межевания), инженерного обустройства площадок (строительство сетей электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, канализационных сетей) до непосредственного жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования.
На территории г. Новосибирска в освоении находится 18 площадок комплексного многоэтажного жилищного строительства, такие как микрорайон «Родники», «Европейский берег», «Ключ-Камышенский», «Плющихинский», «Тихвинский», «Весенний», «Южно-Чемской», «Чистая Слобода», «Ересненский», «Новомарусино», «Дивногорский» и другие. В границах данных площадок в период 2016-2020 годов планируется построить 3,2 млн. кв.мжилья.
Порядка 95 площадок общей площадью 3900 га осваивается в муниципальных районах Новосибирской области по направлению малоэтажного и индивидуального жилищного строительства.
Низкое обеспечение площадок объектами инженерной инфраструктуры, предназначенных под жилищное строительство, значительно ограничивает темпы жилищного строительства.В большинстве случаев по сложившейся практике инженерное обустройство строительных площадок осуществляется за счет средств застройщика, который впоследствии безвозмездно передает комплекс инженерных сооружений муниципальному образованию. Затраты, понесенные на инженерное обеспечение объекта капитального строительства, включаются застройщиком в себестоимость такого объекта, от чего происходит удорожание стоимости квадратного метра жилья и, соответственно, снижается доступность жилья для населения. Доля затрат на инженерное обустройство площадок комплексной застройки составляет до 30-40% от общей сметной стоимости строительства.
В основном органы местного самоуправления не имеют комплексных планов развития систем инженерной инфраструктуры, основанных на зафиксированных в документах территориального планирования прогнозах роста потребления соответствующих ресурсов и услуг с учетом прогнозируемых объемов жилищного, промышленного и иных видов строительства, а также средств на инженерную подготовку площадок комплексной застройки.
Предоставление субсидий местным бюджетам на инженерное обустройство площадок комплексной застройки - это тот механизм, использование которого может дать устойчивый импульс для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного, в том числе малоэтажного, строительства.
В целях организации комплексного, в первую очередь малоэтажного, жилищного строительства АО «Агентство развития жилищного строительства Новосибирской области» (далее - АО «АРЖС НСО») на площадке комплексного жилищного строительства в п. Ложок Барышевского сельсовета Новосибирского района по итогам 2015 годаосуществлено строительство скважинных водозаборов, газопровода высокого давления, кабельной линии 10 Кв, трансформаторных подстанций, магистральных сетей водоснабжения и канализования, внутриквартальных дорог, тротуаров, наружного освещения. По итогам 2015 года работ выполнено на сумму более 32 млн. рублей.
Задача по обеспечению земельных участков, предоставляемых для многодетных семей, инженерной инфраструктурой при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований определена Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».
Для решения социальных проблем многодетных семей Законом Новосибирской области от 05.12.2016 N 112-ОЗ «Об отдельных вопросах регулирования земельных отношений на территории Новосибирской области» предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих трех и более детей.
Порядок учета и рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной собственности Новосибирской области, утвержден постановлением администрации Новосибирской области от 19.04.2010 N 133-па «Об утверждении Порядка учета и рассмотрения заявлений о бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в собственности Новосибирской области».
Предоставление земельных участков многодетным семьям сдерживается определенными факторами:
отсутствие требуемого объема земельных участков под жилищное строительство, обустроенных инженерной инфраструктурой;
обременительные условия подключения к системам инженерной инфраструктуры;
недостаточный объем средств, выделяемых из бюджетов всех уровней на развитие инженерной инфраструктуры новых земельных участков.
При осуществлении строительства жилого дома для многодетной семьи значительные затраты возникают при подключении жилого дома к инженерной инфраструктуре.
Субсидии бюджетам муниципальных образований Новосибирской области позволяют комплексно обеспечить инженерной инфраструктурой земельные участки, формируемые муниципальными образованиями, и предоставлять многодетным семьям участки, обеспеченные инженерной инфраструктурой.
В целях реализации вопросов по завершению строительства и ввода в эксплуатацию «проблемных» объектов Минстроем НСО осуществляется постоянная системная работа с обманутыми дольщиками.
Для завершения строительства «проблемных» объектов и снижения финансовой нагрузки на граждан, вложивших денежные средства в их строительство, целесообразно оказание государственной поддержки для подключения данных объектов к инженерным сетям и благоустройства придомовой территории, что позволит решить часть проблем с завершением строительства данных объектов.
Правительством Новосибирской области совместно с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (в настоящее время - Единый институт развития в жилищной сфере АО «АИЖК») (далее - Единый институт развития) в рамках реализации Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» осуществляется взаимодействие по вовлечению в оборот земельных участков федеральной собственности.
В рамках взаимодействия Единым институтом развития рассматриваются вопросы территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, вопросы архитектурно-строительного проектирования, а также обустройства территорий посредством строительства объектов инфраструктуры.
В настоящее время вовлечены в оборот в целях жилищного строительства и осуществляется освоение земельных участков Фонда «РЖС» в районе п. Краснообск Новосибирского района общей площадью 24,0 га, в п. Мичуринский Искитимского района общей площадью 228,0 га, земельных участков в с. Новолуговое Новосибирского района общей площадью порядка 174,73 га, а также земельных участков в п. Элитный Новосибирского района общей площадью более 185,0 га, в р.п. Коченево Коченевского района площадью 6,9 га.
В рамках реализации Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» по вопросам строительства жилья экономического класса с обязательствами застройщиков по продаже жилых помещений по фиксированной цене отдельным категориям граждан Фондом «РЖС» проведены два аукциона на право заключения договора безвозмездного срочного пользования земельным участком и заключения договора аренды земельного участка, предусматривающих обязательства застройщиков по продаже жилых помещений экономического класса отдельным категориям граждан по фиксированной цене, в отношении двух земельных участков: в г. Куйбышеве Куйбышевского района площадью 1,1 га и в п. Элитный Новосибирского района площадью 5 га.