(с изменениями на 13 сентября 2018 года)
_____________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства области от 13.09.2018 N 341-рп
_____________________________________
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11.01.2016 N 2-р «О рабочей группе» и в целях реализации пункта 35 плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», постановления Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы»:
1. Утвердить прилагаемую концепцию развития системы ранней помощи в Новосибирской области на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Министерству труда и социального развития Новосибирской области (Фролов Я.А.) совместно с министерством образования Новосибирской области (Федорчук С.В.), министерством здравоохранения Новосибирской области (Иванинский О.И.) во взаимодействии с федеральным казенным учреждением «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Новосибирской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Барковская О.С.):(Абзац в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 13.09.2018 N 341-рп, - см. предыдущую редакцию)
1) в срок до 01.01.2017 разработать план мероприятий («дорожную карту») по реализации Концепции (далее - план мероприятий);
2) обеспечить реализацию плана мероприятий в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на указанные цели в законе об областном бюджете, а также доводимых лимитов бюджетных обязательств.
3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на временно исполняющего обязанности заместителя Губернатора Новосибирской области Нелюбова С.А.(Пункт в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 13.09.2018 N 341-рп, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.Ф. Городецкий
КОНЦЕПЦИЯ
развития системы ранней помощи в Новосибирской области
на период до 2020 года
I. Общие положения
Настоящая Концепция разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08.2016 N 1839-р «Об утверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжением Губернатора Новосибирской области от 11.01.2016 N 2-р «О рабочей группе» и в целях реализации пункта 35 плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 167-р «Об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 года», постановления Правительства Новосибирской области от 29.12.2012 N 628-п «Об утверждении Стратегии действий в интересах детей Новосибирской области на 2012-2017 годы».
В соответствии с вышеперечисленными правовыми актами на территории Новосибирской области необходимо обеспечить доступность и эффективность ранней помощи детям от 0 до 3 лет, имеющим ограничения жизнедеятельности, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и установленной инвалидностью, детям с генетическими нарушениями, а также детям группы риска (далее - дети целевой группы).
Целью развития системы ранней помощи в Новосибирской области является организация эффективного межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных и общественных организаций, участвующих в оказании ранней комплексной помощи детям целевой группы, обеспечивающего раннее выявление отклонений в развитии, оптимальное развитие и адаптацию детей с нарушениями жизнедеятельности, интеграцию семьи и ребенка в общество, профилактику и снижение выраженности нарушений развития, повышение доступности образования для детей целевой группы.
Достижение цели обеспечивается проведением комплекса мероприятий по созданию на территории Новосибирской области региональной модели ранней помощи с опорой на материально-технические и кадровые ресурсы, сформированные в процессе реализации государственных программ Новосибирской области, реализуемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.
В число решаемых при этом основных задач входят повышение эффективности оказания государственных услуг в сфере реабилитации и абилитации детей, нуждающихся в ранней помощи, повышение их доступности для получателей, обеспечение максимальной полноты охвата нуждающихся, а также своевременности ранней диагностики отклонений.
Стратегия реализации идей концептуальной схемы развития системы ранней помощи в Новосибирской области отражена в государственных программах Новосибирской области, реализуемых областными исполнительными органами государственной власти Новосибирской области.
II. Основные понятия Концепции
Дети целевой группы - дети от рождения до 3 лет, имеющие ограничения жизнедеятельности, в том числе дети с ОВЗ и установленной инвалидностью, дети с генетическими нарушениями, а также дети группы риска.
Дети группы риска - дети с риском развития стойких нарушений функций организма и ограничений жизнедеятельности, а также дети из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности. К детям из группы социального риска развития ограничений жизнедеятельности относятся дети_сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, помещенные в образовательные, медицинские и социальные организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - дома ребенка, детские дома, детские дома-интернаты и другие, а также дети из семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации, дети из семей с несовершеннолетними родителями, дети из семей, созданных бывшими воспитанниками детских домов и интернатов.
Индивидуальная программа ранней помощи и сопровождения ребенка и семьи - документ, определяющий объем, сроки, порядок и содержание предоставляемых услуг программы ранней помощи конкретному ребенку и семье по программе ранней помощи. Индивидуальная программа ранней помощи формируется междисциплинарной командой специалистов в соответствии с примерным перечнем услуг ранней помощи на основе межведомственного взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая негосударственные организации, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации. Междисциплинарная команда специалистов - группа специалистов, работающих в организации, предоставляющей услуги ранней помощи, и участвующих в разработке и реализации программ ранней помощи.
Программа ранней помощи - программа, направленная на обеспечение реализации в Новосибирской области комплекса услуг ранней помощи, оказываемых на основе межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области, органов местного самоуправления, медицинских, образовательных организаций и организаций социального обслуживания, негосударственных организаций, в том числе социально ориентированных некоммерческих организаций.
Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг на межведомственной основе, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, сопровождение и поддержка семьи, повышение компетентности родителей (законных представителей).
Специалист в сфере ранней помощи - специалист, имеющий высшее образование в области дошкольной или специальной педагогики или психологии детей раннего возраста, а также дополнительное профессиональное образование по программе повышения квалификации «Ранняя помощь».
Служба ранней помощи - структурное подразделение организации здравоохранения, образовательных организаций, организаций социального обслуживания, организаций негосударственной формы собственности или самостоятельная организация, деятельность которой направлена на раннее выявление отставания и нарушений в развитии; разработку и реализацию индивидуальной программы помощи ребенку с активным участием родителей; координацию и взаимодействие с другими службами, участвующими в развитии и социализации ребенка; сохранение кровной семьи для ребенка с нарушениями развития и инвалидностью.
Услуги по индивидуальной программе ранней помощи - услуги по медицинской, социальной, психолого-педагогической абилитации и реабилитации и сопутствующие услуги - скрининг психофизиологических нарушений и ресурсов; медицинская, психолого-педагогическая, социальная диагностика; реабилитация и абилитация, проводимые при активном участии семьи, волонтеров и представителей общественных организаций. Услуги оказываются детям целевой группы в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с возможностью пролонгации оказания этих услуг до достижения ребенком возраста 8 лет, осуществляющейся при наличии у него выраженных нарушений структур и функций организма и/или значительных ограничениях жизнедеятельности.
Целевые группы - группы, на которые направлена деятельность системы ранней помощи, среди них: дети целевой группы; родители (лица их замещающие).
III. Основные организационные структуры, формирующие систему ранней помощи в Новосибирской области
В Новосибирской области эффективную помощь детям целевых групп и их семьям оказывают:
1. Областные исполнительные органы государственной власти Новосибирской области, органы местного самоуправления.
В рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 N 322-п «Об утверждении государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы» (далее - государственная программа Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2020 годы»), реализовано основное мероприятие «Реализация комплекса мер «За равные возможности», направленное на повышение качества жизни семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья. (Абзац в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 13.09.2018 N 341-рп, - см. предыдущую редакцию)
В 2015 году основное мероприятие «Реализация комплекса мер «За равные возможности» государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2020 годы» было отмечено дипломом Всероссийского конкурса региональных социальных программ на премию А.П. Починка - 2015. В рамках реализации основного мероприятия в Новосибирской области обеспечено: совершенствование системы ранней диагностики; развитие служб ранней помощи, лекотек, отделений альтернативной коммуникации; развитие служб, обеспечивающих выездное и дистанционное сопровождение семей, воспитывающих детей с особенностями здоровья; надомное обслуживание семей с детьми; поддержка открытия групп кратковременного пребывания детей-инвалидов; внедрение новых технологий и форм работы с детьми, имеющими сочетанные нарушения в здоровье, с незрячими и слабовидящими детьми; поддержка родителей (законных представителей), в том числе их обучение, прокат средств реабилитации.(Абзац в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 13.09.2018 N 341-рп, - см. предыдущую редакцию)
В настоящее время в целях материальной поддержки семей с детьми-инвалидами осуществляются 5 видов региональных выплат, с 2014 года предусмотрена новая выплата семьям, воспитывающим 3-х и более детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, ежемесячная компенсация расходов по присмотру и уходу за детьми-инвалидами в домашних условиях. Особое внимание уделяется семьям, принявшим на воспитание детей с ОВЗ(1). За каждого принятого на воспитание ребенка на основании медицинского заключения осуществляется доплата к вознаграждению приемного родителя в размере 20% от его базовой части.
_________________________
В 2015 году в приемных семьях в Новосибирской области воспитывались 615 детей с ОВЗ, в I квартале 2016 года - 641 ребенок с ОВЗ.(1)
В городе Новосибирске предоставляются дополнительные меры социальной поддержки детям-инвалидам по оказанию адресной социальной помощи: на дорогостоящее лечение, не входящее в территориальную программу государственных гарантий обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, на оплату технических средств реабилитации для детей. Выплачиваются ежеквартальные пособия для детей-инвалидов из неполных семей в размере 2000 рублей на ребенка.
В рамках реализации пилотного проекта по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра на территории Новосибирской области (проект поддержан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации) принято распоряжение Губернатора Новосибирской области от 20.08.2015 N 171-р «Об утверждении межведомственного плана действий по оказанию комплексной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям с расстройствами аутистического спектра на территории Новосибирской области», в рамках которого внедряется эффективная модель межведомственного взаимодействия.
2. Реабилитационные организации в системе социального обслуживания и здравоохранения.
К реабилитационным организациям социального обслуживания для детей целевой группы в Новосибирской области относятся 4 Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями (1 - государственное учреждение, 3 - муниципальных учреждения), 5 центров помощи семье и детям (3 - государственных, 2 - муниципальных) и детский дом-интернат:
ГАУ СО НСО «Реабилитационный Центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» (для лиц с дефектами умственного и физического развития) (реабилитация и абилитация детей в стационарной и полустационарной форме; услуги служб ранней помощи, альтернативной коммуникации, персональных помощников);
МБУ г. Новосибирска Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Олеся» (полустационарное социальное обслуживание и реабилитация);
МБУ г. Новосибирска «Центр реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Надежда» (реабилитация и абилитация детей с онкологическими заболеваниями, предоставление социальных услуг без обеспечения проживания);
МБУ «Комплексный социально-оздоровительный центр «Обские зори» (реабилитация в режиме оздоровительных заездов);
ГБУ НСО «Областной центр социальной помощи семье и детям «Радуга» (предоставление временного проживания беременным женщинам и матерям с детьми в возрасте от 0 до 3 лет);
ГАУ НСО «Областной центр социальной помощи семье и детям «Морской залив» (реабилитация детей с генетическими нарушениями (фенилкетонурия и целиакия) и их семей осуществляется с 2012 года в рамках государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшение социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2020 годы» в виде заездов детей (с 3 до 11 лет) и их родителей длительностью 14 дней);(Абзац в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 13.09.2018 N 341-рп, - см. предыдущую редакцию)
ГАУ НСО «Центр социальной помощи семье и детям «Семья» (комплексная реабилитация детей в возрасте от 3 лет, профилактика социального сиротства);
МБУ г. Новосибирска Городской центр помощи семье и детям «Заря» (комплексная помощь семьям с детьми до 7 лет в отделениях: реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями и медицинской реабилитации);
МБУ «Центр социальной помощи семье и детям «Юнона» (г. Бердск) (комплексная реабилитация и абилитация детей с ограниченными умственными и физическими возможностями (дневной стационар, выезд на дом), профилактика хронизации заболеваний, предупреждение инвалидизации детей, оказание комплексной помощи беременным женщинам);
ГАСУ СО НСО «Ояшинский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (региональная инновационная площадка по реабилитации и абилитации детей-инвалидов в возрасте от 1 года до 18 лет с аномалиями умственного развития и адаптации молодых инвалидов старше 18 лет; семейные заезды «Яркий мир», в рамках которых организованы курсы интенсивной реабилитации детей-инвалидов в возрасте от 1 года совместно с родителями на базе временного стационара).
По данным министерства труда и социального развития Новосибирской области на 01.07.2016 в Новосибирской области социальные услуги (в том числе реабилитационные) получили 6305 семей, воспитывающих 6446 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет. Среди них количество детей-инвалидов в возрасте до 7 лет - 1643 ребенка (в том числе от 0 до 3 лет - 286 детей, от 3 до 7 лет - 1357 детей).(Абзац в редакции, введенной распоряжением Правительства области от 13.09.2018 N 341-рп, - см. предыдущую редакцию)
Медицинская реабилитация детей целевой группы осуществляется в следующих медицинских организациях:
в городских поликлиниках, центральных районных больницах, центральных городских больницах - амбулаторно (по месту прикрепления ребенка);
ГБУЗ НСО «ДГКБ N 3» (дневной и круглосуточный стационар) и ГБУЗ НСО «НРБ N 1» (круглосуточный стационар) - стационарно;
в домах ребенка: ГКУЗ НСО «Специализированный дом ребенка N 1 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» и ГКУЗ НСО «Специализированный дом ребенка N 2 для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» (для детей, оставшихся без попечения родителей). На базе домов ребенка осуществляется неврологическая и ортопедическая реабилитация детей целевой группы.
В 2015 году прошли медицинскую реабилитацию 2442 ребенка от 0 до 4 лет (согласно статистической форме N 30) в амбулаторных условиях, условиях дневного стационара и стационарных условиях (в том числе санаторно-курортное лечение получили 15 детей).
В течение ряда лет в региональной системе реабилитационных организаций эффективно работают и развиваются элементы системы ранней помощи детям целевой группы. Отработка и закрепление механизмов межведомственного взаимодействия областных исполнительных органов государственной власти и организаций, оказывающих услуги семьям, воспитывающим детей-инвалидов и детей с ОВЗ, создаст условия для эффективных изменений с акцентом на получении быстрой и доступной ранней помощи.
3. Образовательные организации.
В настоящее время в Новосибирской области развивается Служба психолого-педагогического, медико-социального и правового сопровождения образования, осуществляющая комплексную диагностику и психолого-педагогическую реабилитацию детей целевой группы и включающая в себя образовательные организации, ППМС-центры, ПМПК, консультативные пункты:
ГБУ НСО Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям «ОЦДК» и 11 консультативных пунктов для родителей (законных представителей) (центральная ПМПК, консультации по вопросам получения детьми дошкольного образования в семье);
МКУ ДПО г. Новосибирска «Городской центр образования и здоровья «Магистр» (территориальная ПМПК, профилактика снижения уровня здоровья участников образовательного процесса);
Центр психолого-педагогической поддержки для детей с проблемами развития и социальной адаптации «Эмпатия» при ЧОУ школа «АВРОРА» (ранняя помощь на коммерческой основе);
МКУ ДО г. Новосибирска «Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А.И. Бороздина» (реабилитационная помощь детям с ОВЗ раннего возраста и детям-инвалидам);
МКОУ г. Новосибирска «Специальная (коррекционная) начальная школа N 60 «Сибирский лучик» (реабилитация детей-инвалидов дошкольного возраста);
247 дошкольных образовательных организаций (более 900 групп комбинированной и компенсирующей направленности);
10 филиалов ГБУ НСО «ОЦДК» в муниципальных районах НСО (Барабинский, Карасукский, Каргатский, Куйбышевский, Купинский, Мошковский, Ордынский, Сузунский, Татарский, Тогучинский районы);
6 ППМС-центров в муниципальных образованиях НСО (г. Бердск, г. Обь, г. Новосибирск, Болотнинский, Новосибирский и Чулымский районы);
территориальные ПМПК.
В 2015 году в ППМС-центрах, консультативных пунктах и ПМПК услуги по проведению комплексной психолого-педагогической диагностики, консультированию и определению специальных образовательных условий для детей с ОВЗ получили более 200 семей с детьми в возрасте от рождения до 3 лет.