ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 декабря 2014 года N 546-п
О внесении изменений в постановление Правительства
Новосибирской области от 17.09.2012 N 430-п
______________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 31.12.2014 N 576-п
______________________
Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. В пункте 4 слова «Колончина К.В.» заменить словами «Шевченко В.В.».
2. Долгосрочную целевую программу «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. В Порядке финансирования мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы» подпункты 2, 3 пункта 4 изложить в следующей редакции:
«2) на основании государственных контрактов, заключаемых по итогам размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;»
3) путем предоставления государственным бюджетным и автономным учреждениям Новосибирской области субсидий на иные цели на реализацию мероприятий Программы в соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 14.10.2013 N 435-п «О субсидиях государственным бюджетным учреждениям Новосибирской области и государственным автономным учреждениям Новосибирской области».
Губернатор области
В.Ф.Городецкий
«Долгосрочная целевая программа
«Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся
молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы»
I. Паспорт Программы
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы» (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 21.05.2012 N 128-рп «О разработке долгосрочной целевой программы «Выявление и поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области на 2013-2017 годы» |
Основные разработчики Программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Государственный заказчик-координатор Программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Руководитель Программы | Министр образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, министерство культуры Новосибирской области, департамент физической культуры и спорта Новосибирской области, министерство региональной политики Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (по согласованию), государственными бюджетными, автономными и казенными образовательными организациями Новосибирской области, государственными организациями Новосибирской области, подведомственными министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области |
Цель и задачи Программы | Цель Программы - создание условий для выявления и развития одаренности у детей и учащейся молодежи в Новосибирской области, оказание поддержки и сопровождение одаренных детей и талантливой учащейся молодежи, способствующие их профессиональному и личностному становлению. Задачи Программы: 1. Развитие инфраструктуры и материально-технической основы деятельности по выявлению, развитию, поддержке и сопровождению одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области. 2. Совершенствование нормативно-правового регулирования, организационно-управленческих механизмов системы работы с молодыми талантами, и ее научно-методическое сопровождение. 3. Совершенствование и реализация системы мероприятий, направленных на выявление и развитие способностей одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области. 4. Повышение доступности услуг системы дополнительного образования детей и молодежи в Новосибирской области. 5. Развитие и реализация системы мер адресной поддержки и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и талантливой учащейся молодежи в Новосибирской области. 6. Организация системной подготовки и повышения квалификации педагогических работников и наставников в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики по работе с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью в Новосибирской области |
Сроки (этапы) реализации Программы | 2013-2017 годы (этапы не выделяются) |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы) | Прогнозные объемы финансирования Программы в 2013-2017 годах из областного бюджета Новосибирской области составляют 420396,3 тыс. рублей, из них: в 2013 году - 159844,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей. Средства областного бюджета Новосибирской области по исполнителям мероприятий Программы: по министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - 372205,5 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 129754,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; по министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области - 16961,3 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 16110,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; по министерству культуры Новосибирской области - 17364,5 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 6980,0 тыс. рублей; в 2017 году- 0,0 тыс. рублей; по департаменту физической культуры и спорта Новосибирской области - 1601,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 1500,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей; по министерству региональной политики Новосибирской области - 12264,0 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 5500,0 тыс. рублей; в 2017 году - 0,0 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы | 1. Доля детей и учащейся молодежи, принимающих участие в мероприятиях всероссийского и международного уровней, от общего числа детей и учащейся молодежи в Новосибирской области, за счет реализации мероприятий Программы составит 0,7%-0,9% (значение 2012 года - 0,5%) 2. Доля победителей и призеров мероприятий всероссийского и международного уровней от общего числа детей и учащейся молодежи, принимающих участие в них от Новосибирской области, за счет реализации мероприятий Программы составит 48%-52 % (значение 2012 года - 45%) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях | В результате реализации Программы ожидается: создание 3 региональных и 13 муниципальных ресурсных центров развития и поддержки одаренных детей и талантливой учащейся молодежи; увеличение доли муниципальных районов и городских округов Новосибирской области, разработавших и реализующих муниципальные целевые программы по работе с молодыми талантами, от общего числа муниципальных образований Новосибирской области, до 37,1% (значение 2012 года - 0%); поддержание доли детей и учащейся молодежи, участвующих в областных мероприятиях, направленных на выявление и развитие одаренности, от общего числа детей и учащейся молодежи в Новосибирской области, на уровне 14%; увеличение охвата детей в возрасте 5-18 лет программами дополнительного образования (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5-18 лет, до 86% (значение 2012 года - 66%); увеличение доли образовательных организаций, работающих с молодыми талантами, разработавших и реализующих программы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей и учащейся молодежи в Новосибирской области, от общего числа образовательных организаций, работающих с молодыми талантами, до 34% (значение 2012 года - 3%); количество педагогических работников и наставников, работающих с молодыми талантами, прошедших подготовку и повышение квалификации в различных формах по работе с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью в Новосибирской области, составит более 2900 человек |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | http://minobr.nso.ru/Documentation/Pages/programs.aspx |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
Основным источником социального и экономического прогресса являются новые разработки и технологии. В процессе их создания и распространения ощутимо возрастает значимость интеллектуального и творческого потенциала общества, направленного на создание новых знаний и технологий, востребованных как национальной, так и мировой экономикой.
Особую роль в формировании и реализации творческого и интеллектуального потенциала играет работа с одаренными детьми и талантливой молодежью. Именно это направление образовательной деятельности является источником пополнения человеческого капитала.
Определение данного направления деятельности образовательных институтов как приоритетного, вне зависимости от их уровня или ведомственной принадлежности, нашло свое отражение в государственной образовательной политике:
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Поручения Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации, президиума Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству и президиума Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию от 22.04.2010 и от 27.02.2012).
Послание Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22.12.2011.
Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о разработке региональных программ по выявлению и развитию молодых талантов субъектам Российской Федерации от 06.03.2012.
Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденная Президентом Российской Федерации от 03.04.2012.
Указ Президента Российской Федерации «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» от 07.05.2012 N 599.
Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, утвержденный заместителем Председателя Правительства Российской Федерации от 26.05.2012 N 2405п-П8.
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761.
При разработке Программы в качестве исходных были использованы следующие понятия:
система дополнительного образования детей - сеть образовательных организаций, основное предназначение которых - развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства;
дополнительное образование детей - целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ; составная (вариативная) часть , позволяющая обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно;
внеурочная (внеклассная) деятельность - деятельность, организуемая педагогическими работниками с обучающимися во внеурочное время, для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, дискотеки, походы, экскурсии), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях, для выявления и реализации их потенциальных возможностей и интересов;
система психолого-педагогического сопровождения молодых талантов - система поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, социализации; комплексная технология, направленная на преобразование социальной ситуации развития одаренного ребенка, усиливающая факторы, способствующие развитию личности одаренного ребенка, и нейтрализующая блокирующие факторы;
адресная поддержка одаренных детей и талантливой учащейся молодежи - обеспечение условий для личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения одаренного ребенка;
специализированные образовательные организации, образовательные организации, реализующие образовательные программы общего или дополнительного образования, направленные на выявление и развитие определенного вида одаренности;
ресурсные центры развития и поддержки одаренных детей - центры, созданные на базе государственных и муниципальных профессиональных образовательных организаций, высшего профессионального образования Новосибирской области, координирующие и обеспечивающие образовательную деятельность по работе с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью; создание на их базе комплекса материально-технических, организационно-методических, психолого-педагогических условий для выявления, развития, поддержки и сопровождения одаренных детей и талантливой учащейся молодежи;
современные лаборатории - лаборатории, созданные на базе государственных и муниципальных образовательных организаций в системе общего и дополнительного образования, направленные на развитие интеллектуальной одаренности и технического творчества детей и молодежи, позволяющие с помощью доступного программного обеспечения и специального оборудования производить сложные предметы и устройства (инновационный продукт);
одаренность (талант) - системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, спортивных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми;
одаренный (талантливый) ребенок, подросток, молодой человек - личность, которая выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности (интеллектуальной, творческой, спортивной, лидерской).
По критерию «вид деятельности» в Программе указаны следующие виды одаренности:
в практической деятельности - одаренность в ремеслах, спортивная и организационная одаренность;
в познавательной деятельности - интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественнонаучных и математических, гуманитарных наук, интеллектуальных игр и т.д.);
в художественно-эстетической деятельности - хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;
в коммуникативной деятельности - лидерская одаренность;
в духовно-ценностной деятельности - одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.
Практика организации работы с одаренными детьми и молодежью в Новосибирской области существует с 60-х годов XX века. Ключевым элементом складывающейся системы стало олимпиадное движение, а также предметная и научно-техническая подготовка детей и молодежи специализированными организациями. Создание таких организаций было инициировано и поддержано Сибирским отделением Академии наук СССР. В это время были созданы Клуб юных техников (КЮТ), физико-математическая школа-интернат имени академика М.А. Лаврентьева (ФМШ) для одаренных учащихся из сельских и отдаленных районов Сибири, Дальнего Востока и республик Средней Азии.
Особенностью данной системы стала интеграция науки, высшей школы, общего и дополнительного образования. По замыслу М.А. Лаврентьева такая система обеспечивала преемственность в подготовке научных и инженерных кадров для Сибирского отделения Академии наук.
Опыт создания образовательных комплексов в Новосибирской области был использован в сфере музыкального искусства, физической культуры и спорта. Так, например, далеко за пределами Новосибирской области известны воспитанники Новосибирской специальной музыкальной школы-колледжа (Вадим Репин, Максим Венгеров) и Новосибирского колледжа Олимпийского резерва (Евгений Подгорный).
Дальнейшее расширение использования наиболее успешных практик работы с одаренностью детей и молодежи привело к интенсивному развитию в настоящее время и распространению таких форм работы как:
обучение на базе образовательных организаций общего и дополнительного образования, специализирующихся на работе с одаренными детьми и молодежью: общеобразовательные организации, имеющие статус лицея, гимназии, организации с углубленным изучением отдельных предметов (математического и естественнонаучного, художественного, музыкального и спортивного профилей);
постоянное расширение и совершенствование проводимых массовых мероприятий: олимпиад, конкурсов, фестивалей, соревнований, игр, акций и др.;
организация каникулярных школ и профильных (творческих) смен, учебно-тренировочных сборов, научно-исследовательских экспедиций;
адресная поддержка одаренных детей и молодежи.
Развивается и организационная инфраструктура работы с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью в Новосибирской области (далее - молодые таланты).
В системе общего образования по образовательным программам, ориентированным на создание условий для развития интеллектуальной, предметной одаренности, сегодня работают: 21 гимназия, 23 лицея, 20 школ с углубленным изучением предметов (из них - 31 общеобразовательная организация со специализированными классами математического и естественнонаучного направлений), Специализированный учебно-научный центр Новосибирского государственного университета (ранее - физико-математическая школа).
Система профессиональных образовательных организаций, высшего профессионального образования является дополнительным ресурсом в решении задач развития одаренности детей и молодежи. Отдельные направления работы с одаренными детьми, обеспеченные кадровым потенциалом и ресурсной базой, включены в программы деятельности 28 профессиональных образовательных организаций, 43 ВУЗов.
Система образовательных организаций сферы культуры включает:
91 муниципальное учреждение дополнительного образования детей (детские музыкальные, художественные школы и школы искусств);
4 государственных профессиональных образовательных организации среднего и высшего профессионального образования (художественное училище, музыкальный колледж, колледж культуры и искусств, театральный институт);
3 федеральных образовательных организации профессионального образования - консерватория (академия) им. М.И. Глинки, хореографический колледж, Новосибирская музыкальная школа (колледж).
В сфере физической культуры и спорта работают 92 организации спортивной направленности.
Система дополнительного образования детей в Новосибирской области включает 279 организаций: в системе образования - 138 муниципальных организаций и 4 областных центра дополнительного образования детей, в том числе государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» (детская интеллектуальная одаренность гуманитарного, естественнонаучного направлений). В системе культуры - 96 организаций, в системе физической культуры и спорта - 11, в системе молодежной политики - 30.
Необходимо отметить, что наряду с организационной инфраструктурой, ориентированной на развитие одаренности детей, принятие нового образовательного стандарта общего образования также закладывает методологический и методический фундамент организации образовательного процесса с учетом необходимости развития у детей одаренности и талантов.
Вместе с отмеченными позитивными фактами, анализ современного состояния работы с одаренными детьми и талантливой учащейся молодежью в Новосибирской области позволяет выявить ряд проблем и противоречий.
1. Проблема координации межведомственных усилий, а также усилий различных уровней власти и субъектов образовательной деятельности. Слабое обеспечение преемственности и последовательности в решении задач выявления и развития одаренности, включающих компоненты по сопровождению и поддержке молодых талантов на различных уровнях образовательной системы.
Последствиями данной группы проблем являются:
неэффективное использование имеющихся ресурсов при наличии многообразия предлагаемых и управляемых разными структурами программ, проектов, моделей мероприятий;
диспропорция, как в содержании реализуемых направлений дополнительного образования, так и в целевом назначении мероприятий по работе с одаренными детьми. Анализ направлений выявил преобладание спортивного (33%) и художественного направлений (33%) над техническим (4%), спортивно-техническим (3%), эколого-биологическим (4%) направлениями. Остальные 23% распределяются между культурологическим, туристско-краеведческим и другими направлениями. Кроме того, 85% мероприятий направлено на выявление детской одаренности, и только оставшиеся 15% на развитие одаренности.
2. Проблема снижения потенциала существующей многоуровневой и многофункциональной образовательной среды, необходимой для развития способных и одаренных детей и молодежи. Данная проблема в Новосибирской области проявляется в снижении охвата программами дополнительного образования детей: за четыре последних года охват снизился на 16,3%. Кроме того, снижается и качество ресурсной базы общего и дополнительного образования. Прежде всего страдают наиболее затратные виды программ: научно-исследовательские, технические, спортивно-технические. Сегодня разработка и реализация мероприятий, направленных на активную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и спортивную деятельность, требует соответствующего материально-технического обеспечения: комплекты образовательной робототехники, цифровые лаборатории, современные станки дерево- и металлообработки для школьников, современное лабораторное оборудование для научно-технического творчества; парк новых музыкальных инструментов и спортивных снарядов.
3. Острый дефицит компетентных педагогических кадров, работающих с молодыми талантами на всех уровнях образования и образовательных организаций Новосибирской области. По результатам мониторинга 53% учителей муниципальных районов Новосибирской области не получали специальной подготовки на курсах повышения квалификации в направлении развития и поддержки детской одаренности. В 10 муниципальных районах Новосибирской области (29%) учителя прошли однодневные и трехдневные семинары при Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и Специализированном учебно-научном центре Новосибирского государственного университета. Не ведется системной работы по повышению психолого-педагогических компетенций педагогов, педагогов-психологов, тьюторов. Недостаточными являются механизмы, стимулирующие педагогов к профессиональному и личностному развитию по вопросам обучения и сопровождения молодых талантов.