__________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства
области от 13.04.2015 N 137-п
__________________
Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 07.10.2011 N 437-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы» следующие изменения:
1. В преамбуле слова «постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» заменить словами «постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».
2. Пункт 3 после слов «возложить на» дополнить словами «временно исполняющего обязанности».
3. Долгосрочную целевую программу «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Временно и.о.губернатора области
В.Ф.Городецкий
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие онкологической службы Новосибирской области
на 2012-2015 годы»
(далее - Программа)
I. Паспорт Программы
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012_2015 годы» |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 26.09.2011 N 429-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой Программы «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012_2015 годы» |
Основные разработчики Программы | Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Государственные заказчики (государственный заказчик- координатор) Программы | Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Руководитель Программы | Министр здравоохранения Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий | Министерство здравоохранения Новосибирской области, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Цели и задачи Программы | Цель: снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований. Задача 1. Повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний. Задача 2. Развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология» стандартов. Задача 3. Внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения онкологических заболеваний. Задача 4. Повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области |
Сроки (этапы) реализации Программы | Этапы не выделяются |
Объемы финансирования (с расшифровкой | Общий объем финансирования за 2012-2015 годы, всего - 1179626,0 тыс. рублей, из них средства областного бюджета Новосибирской области - 1179626,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 год - 74615,0 тыс. рублей; 2013 год - 988345,0 тыс. рублей; 2014 год - 64266,0 тыс. рублей; 2015 год - 52400,0 тыс. рублей. Средства Программы по исполнителям: министерство здравоохранения Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области, всего - 165260,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 24615,0 тыс. рублей; 2013 год - 35845,0 тыс. рублей; 2014 год - 64266,0 тыс. рублей; 2015 год - 52400,0 тыс. рублей; министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области: областной бюджет Новосибирской области, всего - 1002500,0 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 50000,0 тыс. рублей; 2013 год - 952500,0 тыс. рублей; 2014 год - 0,0 тыс. рублей; 2015 год - 0,0 тыс. рублей |
Важнейшие целевые индикаторы. | Важнейшие целевые индикаторы: смертность от новообразований (в том числе злокачественных) населения Новосибирской области, человек на 100 тыс. населения; одногодичная летальность больных со злокачественными новообразованиями, %; доля больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст., %; доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), от общего числа больных, впервые взятых на учет в текущем году, %, охват населения информационно-просветительскими мероприятиями по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний, ежегодно, чел; количество государственных бюджетных учреждений здравоохранения Новосибирской области, оснащенных медицинским оборудованием в рамках реализации Программы; удельный вес больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, %; количество медицинских работников, прошедших обучение в рамках Программы, ежегодно, чел. (в 2012 году - 33 чел., с 2013 года мероприятия по повышению квалификации медицинских работников реализуются в рамках ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Новосибирской области на 2013-2017 годы»). В результате реализации мероприятий Программы к концу 2015 года планируется: смертность от новообразований (в том числе злокачественных) населения Новосибирской области до 203,8 человек на 100,0 тыс. населения; снижение доли больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учет в текущем году, до 21,2%; снижение одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями до 26,2%; увеличение доли больных с выявленными злокачественными новообразованиями на I-II ст. до 51,2%; увеличение удельного веса больных злокачественными новообразованиями, состоящих на учете с момента установления диагноза 5 лет и более, до 47,8% |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | http://zdrav.nso.ru/deyatelnost/celprog/Pages/default.aspx |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
1. Краткий анализ текущего состояния онкологической службы
Новосибирской области
Одной из сложнейших социальных и медицинских проблем является заболеваемость злокачественными новообразованиями.
Заболеваемость населения Новосибирской области злокачественными новообразованиями в 2010 году составила 429,5 человека на 100 тыс. жителей (по Российской Федерации в 2010 году - 364,2 человека на 100 тыс. жителей). Уровень заболеваемости населения Новосибирской области онкологическими заболеваниями стабильно высокий. Ежегодно у более 10 тыс. человек выявляются онкологические заболевания (2010 год - 10693 человека, 2009 год - 10675 человек, 2008 год - 10689 человек).
Прирост абсолютного числа заболевших злокачественными новообразованиями в сравнении с 2001 годом составил 12,1%. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями в 2010 году (как и в предшествующие годы) были опухоли кожи (14,0%), трахеи, бронхов, легких (12,2%), молочной железы (10,0%). В конце 2010 года на учете в онкологических учреждениях состояли под наблюдением 57793 больных злокачественными новообразованиями (2,2% населения Новосибирской области), что на 45,4% выше, чем в 2001 году (39736 человек).
Среди причин смертности населения Новосибирской области смертность от злокачественных новообразований занимает 2 место среди всех причин и составляет 16%. В 2010 году показатель смертности от злокачественных новообразований составил 223,1 человека на 100 тыс. населения (2001 год - 212,6 человека на 100 тыс. населения; по Российской Федерации в 2009 году - 206,9 человека на 100 тыс. населения). Структура смертности от злокачественных новообразований мужского и женского населения имеет существенные различия. Около трети (28,3%) случаев смерти мужчин обусловлены опухолями трахеи, бронхов, легких. Опухоли желудка являются причиной смерти 13,8% мужчин, мочевыделительной системы - 7,1%, предстательной железы - 5,8%, ободочной кишки - 5,6%, прямой кишки - 5,4%.
В структуре смертности женщин наибольший удельный вес имеют опухоли молочной железы - 17,3%. Далее в порядке убывания следуют новообразования желудка - 12,3%, ободочной кишки - 9,2%, трахеи, бронхов, легких - 6,4%, прямой кишки - 6,2%, яичников - 5,8%, тела - 4,7% и шейки матки - 4,7%.
При этом у 5% пациентов развитие рака молочной железы связано с наследственными мутациями в генах BRCA 1 и 2. У носительницы мутации BRCA 1 и 2 вероятность развития в течение жизни злокачественных новообразований молочных желез и/или яичников достигает 90%.
Росту заболеваемости злокачественными новообразованиями способствуют:
старение населения Новосибирской области, как и в целом по стране (вероятность возникновения злокачественных новообразований рассматривается как функция возраста);
ухудшение экологических условий;
недостаточная медицинская профилактика злокачественных новообразований;
недостатки организации и качества оказания медицинской помощи по лечению предраковых заболеваний.
Одной из важных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях Новосибирской области. В Новосибирской области показатель поздней выявляемости составляет 23,6%. Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение онкологическим диспансером, 48,4% больных имели I и II стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения. Показатель активной выявляемости злокачественных новообразований в 2010 году составил 10,9%. По сравнению с 2001 годом доля больных, выявленных активно, применительно ко всем злокачественным новообразованиям, выросла на 31,3%, однако остается ниже среднероссийского на 15,5%.
Вышеуказанные проблемы явились следствием:
недостаточной системной работы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний населения Новосибирской области;
недостаточного материально-технического оснащения медицинских организаций Новосибирской области, занимающихся диспансерным наблюдением пациентов с опухолевой и предопухолевой патологией;
недостаточного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями современными и эффективными лекарственными средствами: химиопрепаратами и препаратами таргетной терапии;
недостаточной заботы граждан о собственном здоровье (курение, злоупотребление алкогольной продукцией и др.).
Онкологическая служба Новосибирской области представлена следующим образом.
Плановая медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями на территории Новосибирской области оказывается в рамках первичной медико-санитарной и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках первичной медико-санитарной помощи плановая медицинская помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, врачей-хирургов и врачей-онкологов) в 90 медицинских организациях Новосибирской области, включая лечебно-профилактические учреждения федерального подчинения.
В Новосибирской области работают 13 первичных онкологических кабинетов в районах области и 33 кабинета в городе Новосибирске. В районах области работают 4 врача-онколога (в городах Искитиме и Бердске - врачи, ответственные за оказание онкологической помощи, в 2011 году заканчивают клиническую ординатуру по онкологии). В остальных районах онкологическая помощь оказывается врачами-совместителями. В городе Новосибирске укомплектованность районными онкологами составляет 97,0%.
Только 10 центральных районных больниц Новосибирской области имеют лицензию на оказание онкологической помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи. В городе Новосибирске все медицинские организации, имеющие первичные онкологические кабинеты, имеют лицензию на данный вид медицинской помощи.
Специализированная онкологическая помощь гражданам, проживающим на территории Новосибирской области, оказывается в следующих медицинских организациях:
Таблица N 1
N | Наименование учреждения | Профиль коек | Количество коек |
1 | ГБУЗ НСО «Новосибирский областной онкологический диспансер» | Онкологические | 240 |
Радиологические | 70 | ||
2 | ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница N 1» | Онкологические | 310 |
Радиологические | 95 | ||
3 | ГБУЗ НСО «Городская детская клиническая больница скорой медицинской помощи» | Онкологические для детей | 20 |
4 | ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» | Гематологические для взрослых | 65 |
5 | ГБУЗ НСО «Городская клиническая больница N 2» | Гематологические для взрослых | 70 |
6 | ГБУЗ НСО «Новосибирская центральная районная больница» | Гематологические для детей | 60 |
7 | ФГУ «Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. академика Е.Н. Мешалкина» | Онкологические | 17 |
Рост онкологической заболеваемости с высоким уровнем смертности населения Новосибирской области и наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременной адаптации возможностей системы здравоохранения. Планируемые Программой мероприятия (проведение профилактических обследований населения, оснащение онкологической службы современным медицинским оборудованием, информационно-пропагандистские кампании в средствах массовой информации) не финансируются в достаточной степени в рамках текущей деятельности министерства здравоохранения Новосибирской области и подведомственных учреждений.
С учетом вышеизложенного можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:
низкий уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни;
неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области;
необходимость внедрения современных методов медикаментозного лечения, в том числе таргетной терапии;
недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по онкологии (с 2013 года мероприятия по повышению квалификации медицинских работников реализуются в рамках ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Новосибирской области на 2013-2017 годы»).
2. Обоснование необходимости решения существующих проблем
онкологической службы Новосибирской области программно-целевым методом
Масштабы развития проблемной ситуации свидетельствуют о том, что вопрос об изменении состояния онкологической службы Новосибирской области не может быть решен в рамках текущего финансирования. Наиболее эффективным методом решения существующих проблем является применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволяет обеспечить:
высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер;
оперативное применение эффективных механизмов реализации Программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий Программы;
системный подход к формированию комплекса взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
длительный горизонт планирования, позволяющий оценить долгосрочные эффекты;
контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.
Кроме того, использование программно-целевого метода позволит скоординировать потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах для достижения поставленных целей и сконцентрировать усилия на следующих приоритетных направлениях по снижению смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области:
организации информационной политики, направленной на ориентирование населения на ведение здорового образа жизни;
разработке и реализации мер, направленных на профилактику и раннее выявление злокачественных новообразований;
совершенствовании системы специализированной онкологической медицинской помощи.
Включенные в Программу мероприятия решают задачи, которые не могут быть реализованы в рамках текущего финансирования министерства здравоохранения Новосибирской области и подведомственных учреждений.
Реализация Программы будет способствовать улучшению демографической ситуации на территории Новосибирской области за счет снижения смертности от злокачественных новообразований населения Новосибирской области.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
Основной целью Программы является снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний;
развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.11.2012 N 915н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология» стандартов;
повышение эффективности мероприятий по внедрению современных методов профилактики и диагностики рака;
повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области (с 2013 года мероприятия по повышению квалификации медицинских работников реализуются в рамках ведомственной целевой программы «Развитие кадрового потенциала системы здравоохранения Новосибирской области на 2013-2017 годы»).