ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26 сентября 2011 года N 429-рп


Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы
«Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы»


В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:

1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее – Концепция).

2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Кравченко О.В.) на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы».

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на министра здравоохранения Новосибирской области Кравченко О.В.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 26.09.2011 N 429-рп



КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Развитие онкологической службы
Новосибирской области на 2012-2015 годы»


I. Цели и задачи долгосрочной целевой программы
«Развитие онкологической службы Новосибирской области
на 2012-2015 годы»

(далее - программа)

Одним из основных приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области является улучшение демографической ситуации, в частности - снижение уровня смертности населения. Онкологические заболевания являются одной из главных причин смертности населения Новосибирской области, в том числе населения трудоспособного возраста. Программа способствует реализации этого приоритетного направления. Это обусловлено тем, что:

Целью программы является снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний;

развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных стандартов;

повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области.

Кроме того, в рамках текущей деятельности министерством здравоохранения Новосибирской области совместно с подведомственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области будут реализовываться меры, направленные на решение задачи по повышению эффективности управления онкологической службой Новосибирской области.

II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и
решения задач программы с разбивкой по временным периодам

Цель/задачи,
требующие решения
для достижения цели

Показатель

Единица
измерения

Период реализации
программы (по годам)

Примечание

2012

2013

2014

2015

Цель: снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований

смертность населения Новосибирской области от онкологических заболеваний

человек на 100 тыс.
населения
(не более)

220,1

216,0

214,0

210,0

Информация по всем целевым индикаторам предоставляется в Минздрав НСО на основании  государственных форм статистической отчетности (форма N 35) - март года, следующего за отчетным.
2010 г. - 223,1 человека на 100 тыс. населения.
2011 г. - 221,2 человека на 100 тыс. населения.

доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учёт в текущем году

%

48,8

49,2

49,8

50,0

2010 г. - 48,4%;
2011 г. - 48,6%

доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учёт в предыдущем году

%
(не более)

29,8

29,0

28,2

27,0

2010 г. - 30,2%;
2011 г . - 30,0%

доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учёт в текущем году

%
(не более)

23,2

23,0

22,8

22,5

2010 г. - 23,6%;
2011 г. - 23,4%

Задача 1. Повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний

охват населения информационно-просветительскими мероприятиями по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний, ежегодно

чел.

200000

200000

200000

200000

Задача 2. Развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных стандартов

пропускная способность поликлиники областного онкологического диспансера

пациентов в год

75800

76900

78000

79500

2011 г. - 73600

пропускная способность стационара областного онкологического диспансера

пациентов в год

6750

6850

6950

7010

2011 г.  - 6670

Задача 3. Повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области

количество медицинских работников, прошедших обучение в рамках программы, ежегодно

чел.

29

23

28

40


III. Анализ проблемы


Одной из сложнейших социальных и медицинских проблем является заболеваемость злокачественными новообразованиями.

Заболеваемость населения Новосибирской области злокачественными новообразованиями в 2010 году составила 413,2 человека на 100 тыс. жителей (по Российской Федерации в 2009 году - 355,8 человека на 100 тыс. жителей). Уровень заболеваемости населения Новосибирской области онкологическими заболеваниями стабильно высокий. Ежегодно у более 10 тыс. человек выявляются онкологические заболевания (2010 год - 10693 человека, 2009 год - 10675 человек, 2008 год - 10689 человек).

Прирост абсолютного числа заболевших злокачественными новообразованиями в сравнении с 2001 годом составил 12,1 %. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями в 2010 году (как и в предшествующие годы) были опухоли кожи (14,0 %), трахеи, бронхов, легких (12,2 %), молочной железы (10,0 %). В конце 2010 года на учете в онкологических учреждениях состояли под наблюдением 57793 больных злокачественными новообразованиями (2,2 % населения Новосибирской области), что на 45,4 % выше, чем в 2001 году (39736 человек).

Среди причин смертности населения Новосибирской области смертность от злокачественных новообразований занимает 2 место среди всех причин и составляет 16 %. В 2010 году показатель смертности от злокачественных новообразований составил 223,1 человека на 100 тыс. населения (2001 год - 212,6 человека на 100 тыс. населения; по Российской Федерации в 2009 году - 206,9 человека на 100 тыс. населения). Структура смертности от злокачественных новообразований мужского и женского населения имеет существенные различия. Около трети (28,3%) случаев смерти мужчин обусловлены опухолями трахеи, бронхов, легких. Опухоли желудка являются причиной смерти 13,8% мужчин, мочевыделительной системы - 7,1%, предстательной железы - 5,8%, ободочной кишки - 5,6%, прямой кишки - 5,4%.

В структуре смертности женщин наибольший удельный вес имеют опухоли молочной железы - 17,3%. Далее в порядке убывания следуют новообразования желудка - 12,3%, ободочной кишки - 9,2%, трахеи, бронхов, легких - 6,4%, прямой кишки - 6,2%, яичников - 5,8%, тела - 4,7% и шейки матки - 4,7%.

Росту заболеваемости злокачественными новообразованиями способствуют:

старение населения Новосибирской области, как и в целом по стране (вероятность возникновения злокачественных новообразований рассматривается как функция возраста);

ухудшение экологических условий;

недостаточная медицинская профилактика злокачественных новообразований;

недостатки организации и качества оказания медицинской помощи по лечению предраковых заболеваний.

Одной из важных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях Новосибирской области. В Новосибирской области показатель поздней выявляемости составляет 23,6%. Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение онкологическим диспансером, 48,4% больных имели I и II стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения. Показатель активной выявляемости злокачественных новообразований в 2010 году составил 10,9%. По сравнению с 2001 годом доля больных, выявленных активно, применительно ко всем злокачественным новообразованиям, выросла на 31,3%, однако остается ниже среднероссийского на 15,5%.

Вышеуказанные проблемы явились следствием:

недостаточной системной работы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний населения Новосибирской области;

недостаточного материально-технического оснащения лечебных учреждений Новосибирской области, занимающихся диспансерным наблюдением пациентов с опухолевой и предопухолевой патологией;

недостаточного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями современными и эффективными лекарственными средствами: химиопрепаратами и препаратами таргетной терапии;

недостаточной заботы граждан о собственном здоровье (курение, злоупотребление алкогольной продукцией и др.).

Онкологическая служба Новосибирской области представлена следующим образом.

Плановая медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями на территории Новосибирской области оказывается в рамках первичной медико-санитарной и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.

В рамках первичной медико-санитарной помощи плановая медицинская помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, врачей-хирургов и врачей-онкологов) в 90 учреждениях здравоохранения области, включая  центральные районные больницы, муниципальные поликлиники,  городские больницы, а также учреждения здравоохранения ведомственного и федерального подчинения.

В Новосибирской области работают 13 первичных онкологических кабинетов в районах области и 33 кабинета в городе Новосибирске. В районах области работают 4 врача-онколога (в городах Искитиме и Бердске - врачи, ответственные за оказание онкологической помощи, в 2011 году заканчивают клиническую ординатуру по онкологии). В остальных районах онкологическая помощь оказывается врачами-совместителями. В городе Новосибирске укомплектованность районными онкологами составляет 97,0%.

Только 10 центральных районных больниц Новосибирской области имеют лицензию на оказание онкологической помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи. В городе Новосибирске все лечебно-профилактические учреждения, имеющие первичные онкологические кабинеты, имеют лицензию на данный вид медицинской помощи.

Специализированная онкологическая помощь населению Новосибирской области оказывается в следующих медицинских учреждениях:


Таблица N 1

N
п/п

Наименование учреждения

Профиль коек

Количество коек

1

ГБУЗ НСО «Новосибирский областной онкологический диспансер»

Онкологические

240

Радиологические

70

2

МБУЗ г. Новосибирска «ГКБ N 1»

Онкологические

310

Радиологические

95

3

МУЗ «НМДКБ СП N 3»

Онкологические для детей

20

4

ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница»

Гематологические
для взрослых

65

5

МБУЗ г. Новосибирска «ГКБ N 2»

Гематологические
для взрослых

70

6

МУЗ «Новосибирская центральная районная больница»

Гематологические
для детей

60

7

ФГУ «ННИИПК им. академика Е.Н. Мешалкина»

Онкологические

17


Рост онкологической заболеваемости с высоким уровнем смертности населения Новосибирской области и наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременной адаптации возможностей системы здравоохранения. Планируемые программой мероприятия (проведение профилактических обследований населения, оснащение онкологической службы современным медицинским оборудованием, информационно-пропагандистские кампании в средствах массовой информации) не финансируются в достаточной степени в рамках текущей деятельности министерства здравоохранения Новосибирской области и подведомственных учреждений.

С учетом вышеизложенного можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:

низкий уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни;

неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области;

недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по онкологии.

Анализ деятельности онкологической службы Новосибирской области и основных индикаторных показателей определил ключевые проблемы, требующие решения в рамках реализации программы.

IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода


Учитывая социальную значимость проблемы и необходимость разработки комплексного и системного решения, обеспечивающего снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований, применение программно-целевого подхода позволит обеспечить:

высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер, направленных на достижение поставленной цели;

оперативное применение эффективных механизмов реализации программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий программы;

системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;

долгосрочное  планирование, позволяющее оценить отдаленный результат;

контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.


V. Механизм реализации программы, система управления


Общее управление и контроль за ходом реализации мероприятий программы осуществляет заказчик-координатор - министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - заказчик-координатор).

Заказчик-координатор осуществляет свои функции во взаимодействии с государственным заказчиком - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - заказчик) и органами местного самоуправления в Новосибирской области.

Заказчик-координатор при реализации программы выполняет следующие функции:

управление реализацией программы;

общую координацию деятельности участников программы в пределах их компетенции;

нормативно-правовое обеспечение реализации программы;

подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, представление заявки на финансирование программы, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации программы;

осуществление деятельности по комплексному информационному сопровождению реализации программы, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации и рекламных носителях;

осуществление контроля исполнения программы, в том числе за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований и материально-технических ресурсов, направляемых на реализацию программы;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»