В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:
1. Утвердить прилагаемую концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы» (далее – Концепция).
2. Министерству здравоохранения Новосибирской области (Кравченко О.В.) на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы «Развитие онкологической службы Новосибирской области на 2012-2015 годы».
3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на министра здравоохранения Новосибирской области Кравченко О.В.
Губернатор области
В.А.Юрченко
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Развитие онкологической службы
Новосибирской области на 2012-2015 годы»
(далее - программа)
Одним из основных приоритетов социально-экономического развития Новосибирской области является улучшение демографической ситуации, в частности - снижение уровня смертности населения. Онкологические заболевания являются одной из главных причин смертности населения Новосибирской области, в том числе населения трудоспособного возраста. Программа способствует реализации этого приоритетного направления. Это обусловлено тем, что:
Целью программы является снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний;
развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных стандартов;
повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области.
Кроме того, в рамках текущей деятельности министерством здравоохранения Новосибирской области совместно с подведомственными учреждениями здравоохранения Новосибирской области будут реализовываться меры, направленные на решение задачи по повышению эффективности управления онкологической службой Новосибирской области.
Цель/задачи, | Показатель | Единица | Период реализации | Примечание | |||
2012 | 2013 | 2014 | 2015 | ||||
Цель: снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований | смертность населения Новосибирской области от онкологических заболеваний | человек на 100 тыс. | 220,1 | 216,0 | 214,0 | 210,0 | Информация по всем целевым индикаторам предоставляется в Минздрав НСО на основании государственных форм статистической отчетности (форма N 35) - март года, следующего за отчетным. |
доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на I и II стадиях заболевания, в общем числе больных, впервые взятых на учёт в текущем году | % | 48,8 | 49,2 | 49,8 | 50,0 | 2010 г. - 48,4%; | |
доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учёт в предыдущем году | % | 29,8 | 29,0 | 28,2 | 27,0 | 2010 г. - 30,2%; | |
доля больных злокачественными новообразованиями, выявленных на поздней стадии заболевания (IV стадия), в общем числе больных, впервые взятых на учёт в текущем году | % | 23,2 | 23,0 | 22,8 | 22,5 | 2010 г. - 23,6%; | |
Задача 1. Повышение грамотности населения Новосибирской области по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний | охват населения информационно-просветительскими мероприятиями по вопросам профилактики и диагностики онкологических заболеваний, ежегодно | чел. | 200000 | 200000 | 200000 | 200000 | |
Задача 2. Развитие материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области на основе утвержденных стандартов | пропускная способность поликлиники областного онкологического диспансера | пациентов в год | 75800 | 76900 | 78000 | 79500 | 2011 г. - 73600 |
пропускная способность стационара областного онкологического диспансера | пациентов в год | 6750 | 6850 | 6950 | 7010 | 2011 г. - 6670 | |
Задача 3. Повышение квалификации медицинских работников онкологической службы Новосибирской области | количество медицинских работников, прошедших обучение в рамках программы, ежегодно | чел. | 29 | 23 | 28 | 40 |
Одной из сложнейших социальных и медицинских проблем является заболеваемость злокачественными новообразованиями.
Заболеваемость населения Новосибирской области злокачественными новообразованиями в 2010 году составила 413,2 человека на 100 тыс. жителей (по Российской Федерации в 2009 году - 355,8 человека на 100 тыс. жителей). Уровень заболеваемости населения Новосибирской области онкологическими заболеваниями стабильно высокий. Ежегодно у более 10 тыс. человек выявляются онкологические заболевания (2010 год - 10693 человека, 2009 год - 10675 человек, 2008 год - 10689 человек).
Прирост абсолютного числа заболевших злокачественными новообразованиями в сравнении с 2001 годом составил 12,1 %. Наиболее часто встречающимися злокачественными новообразованиями в 2010 году (как и в предшествующие годы) были опухоли кожи (14,0 %), трахеи, бронхов, легких (12,2 %), молочной железы (10,0 %). В конце 2010 года на учете в онкологических учреждениях состояли под наблюдением 57793 больных злокачественными новообразованиями (2,2 % населения Новосибирской области), что на 45,4 % выше, чем в 2001 году (39736 человек).
Среди причин смертности населения Новосибирской области смертность от злокачественных новообразований занимает 2 место среди всех причин и составляет 16 %. В 2010 году показатель смертности от злокачественных новообразований составил 223,1 человека на 100 тыс. населения (2001 год - 212,6 человека на 100 тыс. населения; по Российской Федерации в 2009 году - 206,9 человека на 100 тыс. населения). Структура смертности от злокачественных новообразований мужского и женского населения имеет существенные различия. Около трети (28,3%) случаев смерти мужчин обусловлены опухолями трахеи, бронхов, легких. Опухоли желудка являются причиной смерти 13,8% мужчин, мочевыделительной системы - 7,1%, предстательной железы - 5,8%, ободочной кишки - 5,6%, прямой кишки - 5,4%.
В структуре смертности женщин наибольший удельный вес имеют опухоли молочной железы - 17,3%. Далее в порядке убывания следуют новообразования желудка - 12,3%, ободочной кишки - 9,2%, трахеи, бронхов, легких - 6,4%, прямой кишки - 6,2%, яичников - 5,8%, тела - 4,7% и шейки матки - 4,7%.
Росту заболеваемости злокачественными новообразованиями способствуют:
старение населения Новосибирской области, как и в целом по стране (вероятность возникновения злокачественных новообразований рассматривается как функция возраста);
ухудшение экологических условий;
недостаточная медицинская профилактика злокачественных новообразований;
недостатки организации и качества оказания медицинской помощи по лечению предраковых заболеваний.
Одной из важных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях Новосибирской области. В Новосибирской области показатель поздней выявляемости составляет 23,6%. Из числа больных злокачественными новообразованиями, взятых под наблюдение онкологическим диспансером, 48,4% больных имели I и II стадии заболевания, при которых достигаются наилучшие результаты лечения. Показатель активной выявляемости злокачественных новообразований в 2010 году составил 10,9%. По сравнению с 2001 годом доля больных, выявленных активно, применительно ко всем злокачественным новообразованиям, выросла на 31,3%, однако остается ниже среднероссийского на 15,5%.
Вышеуказанные проблемы явились следствием:
недостаточной системной работы по профилактике и ранней диагностике онкологических заболеваний населения Новосибирской области;
недостаточного материально-технического оснащения лечебных учреждений Новосибирской области, занимающихся диспансерным наблюдением пациентов с опухолевой и предопухолевой патологией;
недостаточного обеспечения пациентов с онкологическими заболеваниями современными и эффективными лекарственными средствами: химиопрепаратами и препаратами таргетной терапии;
недостаточной заботы граждан о собственном здоровье (курение, злоупотребление алкогольной продукцией и др.).
Онкологическая служба Новосибирской области представлена следующим образом.
Плановая медицинская помощь больным с онкологическими заболеваниями на территории Новосибирской области оказывается в рамках первичной медико-санитарной и специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи.
В рамках первичной медико-санитарной помощи плановая медицинская помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических учреждениях здравоохранения на основе взаимодействия врачей первичного звена здравоохранения (участковых врачей-терапевтов, врачей общей практики, врачей-хирургов и врачей-онкологов) в 90 учреждениях здравоохранения области, включая центральные районные больницы, муниципальные поликлиники, городские больницы, а также учреждения здравоохранения ведомственного и федерального подчинения.
В Новосибирской области работают 13 первичных онкологических кабинетов в районах области и 33 кабинета в городе Новосибирске. В районах области работают 4 врача-онколога (в городах Искитиме и Бердске - врачи, ответственные за оказание онкологической помощи, в 2011 году заканчивают клиническую ординатуру по онкологии). В остальных районах онкологическая помощь оказывается врачами-совместителями. В городе Новосибирске укомплектованность районными онкологами составляет 97,0%.
Только 10 центральных районных больниц Новосибирской области имеют лицензию на оказание онкологической помощи в рамках первичной медико-санитарной помощи. В городе Новосибирске все лечебно-профилактические учреждения, имеющие первичные онкологические кабинеты, имеют лицензию на данный вид медицинской помощи.
Специализированная онкологическая помощь населению Новосибирской области оказывается в следующих медицинских учреждениях:
Таблица N 1
N | Наименование учреждения | Профиль коек | Количество коек |
1 | ГБУЗ НСО «Новосибирский областной онкологический диспансер» | Онкологические | 240 |
Радиологические | 70 | ||
2 | МБУЗ г. Новосибирска «ГКБ N 1» | Онкологические | 310 |
Радиологические | 95 | ||
3 | МУЗ «НМДКБ СП N 3» | Онкологические для детей | 20 |
4 | ГБУЗ НСО «Государственная Новосибирская областная клиническая больница» | Гематологические | 65 |
5 | МБУЗ г. Новосибирска «ГКБ N 2» | Гематологические | 70 |
6 | МУЗ «Новосибирская центральная районная больница» | Гематологические | 60 |
7 | ФГУ «ННИИПК им. академика Е.Н. Мешалкина» | Онкологические | 17 |
Рост онкологической заболеваемости с высоким уровнем смертности населения Новосибирской области и наносимый в связи с этим социально-экономический ущерб требуют своевременной адаптации возможностей системы здравоохранения. Планируемые программой мероприятия (проведение профилактических обследований населения, оснащение онкологической службы современным медицинским оборудованием, информационно-пропагандистские кампании в средствах массовой информации) не финансируются в достаточной степени в рамках текущей деятельности министерства здравоохранения Новосибирской области и подведомственных учреждений.
С учетом вышеизложенного можно выделить следующие основные проблемы, требующие первоочередного решения:
низкий уровень мотивации населения на ведение здорового образа жизни;
неполное соответствие стандартам оснащения материально-технической базы онкологической службы Новосибирской области;
недостаточный уровень подготовки врачей первичного звена по онкологии.
Анализ деятельности онкологической службы Новосибирской области и основных индикаторных показателей определил ключевые проблемы, требующие решения в рамках реализации программы.
IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода
Учитывая социальную значимость проблемы и необходимость разработки комплексного и системного решения, обеспечивающего снижение смертности населения Новосибирской области от злокачественных новообразований, применение программно-целевого подхода позволит обеспечить:
высокий уровень координации, обеспечивающий взаимодействие при выработке общих подходов в реализации мер, направленных на достижение поставленной цели;
оперативное применение эффективных механизмов реализации программы, позволяющих, в том числе, повысить бюджетную ответственность исполнительных органов государственной власти Новосибирской области в части реализации мероприятий программы;
системный подход к формированию комплекса взаимосвязанных по ресурсам и срокам мероприятий для достижения поставленных целей;
долгосрочное планирование, позволяющее оценить отдаленный результат;
контроль эффективности расходования средств областного бюджета Новосибирской области.
Общее управление и контроль за ходом реализации мероприятий программы осуществляет заказчик-координатор - министерство здравоохранения Новосибирской области (далее - заказчик-координатор).
Заказчик-координатор осуществляет свои функции во взаимодействии с государственным заказчиком - министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - заказчик) и органами местного самоуправления в Новосибирской области.
Заказчик-координатор при реализации программы выполняет следующие функции:
управление реализацией программы;
общую координацию деятельности участников программы в пределах их компетенции;
нормативно-правовое обеспечение реализации программы;
подготовку в установленном порядке предложений об уточнении перечня программных мероприятий на очередной финансовый год, представление заявки на финансирование программы, уточнение затрат и сроков исполнения по отдельным программным мероприятиям, а также механизмов реализации программы;
осуществление деятельности по комплексному информационному сопровождению реализации программы, в том числе в печатных и электронных средствах массовой информации и рекламных носителях;
осуществление контроля исполнения программы, в том числе за целевым и эффективным использованием бюджетных ассигнований и материально-технических ресурсов, направляемых на реализацию программы;