ПЛАН
мероприятий («дорожная карта») «Изменения в системе образования Новосибирской области,
направленных на повышение эффективности и качества»
В 2014-2018 годах в системе образования Новосибирской области будут проводиться институциональные изменения, предполагающие реорганизацию образовательных организаций и образовательных программ с целью приведения в соответствие сети образовательных организаций потребностям населения.
В 2013 году 17 общеобразовательных организаций с малым количеством детей присоединились к другим, более крупным дневным общеобразовательным организациям (в том числе лицеям, гимназиям); 1 начальная школа в связи с отсутствием детей закрыта.
13 общеобразовательных организаций изменили вид (тип) (2 крупные общеобразовательные школы получили статус учреждений с углубленным изучением отдельных предметов; 8 школ с малым количеством детей изменили вид средней (основной) общеобразовательной школы на основную (начальную) общеобразовательную школу; 1 специальная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стала специальной (коррекционной) школой; 2 начальные школы_детский сад стали детскими садами).
Существенно сократилось количество вечерних школ - с 41 до 28: 6 вечерних школ присоединились к дневным школам или другим, более крупным вечерним школам, 7 вечерних школ ликвидированы (при этом в дневных школах открыты классы очно-заочной или заочной формы обучения). Численность детей сократилась на 1582 человека (на 21,3%).
В 2014 году в планах действий органов местного самоуправления Новосибирской области предусмотрена оптимизация 38 образовательных организаций общего образования, включая дошкольные.
Оптимизация структуры сети профессиональных образовательных организаций, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, проводилась с 2011 года. В результате оптимизации количество профессиональных образовательных организаций сократилось на 29 единиц. Одновременно проведена оптимизация штатного состава учреждений профессионального образования - штатная численность уменьшена в учреждениях на 1305 единиц, или на 22%.
В 2014 году продолжится оптимизация сети профессиональных образовательных организаций (будут реорганизованы 4 профессиональные образовательные организации). В 2015 году планируется создать в качестве юридических лиц 3 многофункциональных центра прикладных квалификаций на базе профессиональных образовательных организаций.
Продолжится реализация областных проектов, направленных на повышение качества образования:
«Разработка и внедрение модели системы управления качеством образования в общеобразовательных учреждениях Новосибирской области»: участвует 105 образовательных учреждений, из них 37% являются сельскими образовательными учреждениями. В образовательных учреждениях обучается более 59 тыс. учеников, работает более 4 тыс. учителей;
«Развитие сети специализированных классов математического и естественно-научного направлений»: участвует 41 общеобразовательное учреждение, открыто 148 специализированных классов с углубленным изучением математики, физики, химии, биологии;
«Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве Новосибирской области». Проект реализуется в 114 школах, 2,5 тыс. детей имеют возможность обучаться в школах по месту жительства и получать квалифицированную психолого-педагогическую и медико-социальную помощь и поддержку;
«Школа - центр физической культуры и здорового образа жизни»: на базе 44 школ-участников проекта созданы детско-юношеские спортивные клубы и спортивные команды, в систему работы школ внедрен мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности обучающихся, проводится работа по повышению качества преподавания физической культуры для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, имеющих ослабленное здоровье;
«Сетевая дистанционная школа Новосибирской области». Количество учреждений - участников проекта - 64, в них 6,5 тыс. детей осваивают образовательные программы с использованием электронного обучения и дистанционных технологий.
I. Изменения в дошкольном образовании, направленные на повышение эффективности и качества услуг
в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту
1. Основные направления
Реализация мероприятий, направленных на ликвидацию очередности на зачисление детей в дошкольные образовательные организации, включает в себя:
реализацию двух долгосрочных целевых программ «Развитие сети образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования на территории Новосибирской области на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2010 N 288-п, и «Строительство и реконструкция объектов образования Новосибирской области на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 21.03.2013 N 115-п, предусматривающих создание дополнительных мест в государственных (муниципальных) образовательных организациях различных типов, а также развитие вариативных форм дошкольного образования;
обновление требований к условиям предоставления услуг дошкольного образования и мониторинг их выполнения; создание условий для привлечения негосударственных организаций в сферу дошкольного образования;
доступность дошкольного образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования для всех категорий граждан независимо от социального и имущественного статуса и состояния здоровья.
Обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования включает в себя:
внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования;
кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
разработку и внедрение независимой системы оценки качества дошкольного образования;
проведение аттестации педагогических работников организаций дошкольного образования с последующим их переводом на эффективный контракт.
Введение эффективного контракта в дошкольном образовании (в соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р) включает в себя:
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками организаций дошкольного образования;
разработку и внедрение механизмов эффективного контракта с руководителями образовательных организаций дошкольного образования в части установления взаимосвязи между показателями качества предоставляемых государственных (муниципальных) услуг организацией и эффективностью деятельности руководителя образовательной организации дошкольного образования;