ПЛАН
социально-экономического развития Новосибирской области
на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов
I. Общие положения
План социально-экономического развития Новосибирской области на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов (далее - План) разработан в соответствии со ст. 11 Закона Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области» с целью конкретизации на период 2014-2016 годов основных направлений деятельности органов исполнительной власти по решению приоритетных задач социально-экономического развития региона, определенных в Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, и в Программе социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.
В связи с планомерно проводимой работой по переходу на программный бюджет, в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации в качестве механизма реализации основных направлений приведен перечень целевых и государственных программ, планируемых к реализации в плановом периоде до 2016 года, что позволяет обеспечить четкую взаимоувязку решаемых задач, бюджетных ресурсов и результатов деятельности органов власти.
1. Анализ социально-экономического развития Новосибирской области в 2011_2013 годах
Итоги социально-экономического развития Новосибирской области в 2011 и 2012 годах свидетельствуют о стабильном развитии экономики региона. По ряду макроэкономических показателей область имеет результаты, превосходящие среднероссийский уровень и средние показатели по Сибирскому федеральному округу.
Рост физического объема ВРП Новосибирской области обусловлен увеличением объема промышленного производства, ростом оборота оптовой и розничной торговли, положительной динамикой объема строительных работ. Объем инвестиций в основной капитал в 2012 году увеличился по сравнению с 2010 годом в сопоставимой оценке в 1,2 раза. В структуре инвестиций в основной капитал возросла доля привлеченных средств с 48% в 2010 году до 61,2% в 2012 году. Наметилась тенденция роста иностранных инвестиций в экономику Новосибирской области: с 435 млн. долларов США в 2010 году до 771,5 млн. долларов США в 2012 году.
В последние годы Новосибирская область уверенно лидирует среди субъектов Сибирского федерального округа по темпам и масштабам жилищного строительства; за два года введено более 3 млн. кв. метров жилья.
Темп роста потребительской активности (оборота розничной торговли) за два года составил 114,5% к уровню 2010 года в сопоставимой оценке при росте потребительских цен в среднегодовом исчислении на 12,6%. Реальные денежные доходы населения Новосибирской области выросли на 8,8% к уровню 2010 года.
В 2011 и 2012 годах Новосибирская область удерживала лидерство среди субъектов Сибирского федерального округа по уровню реализации трудового потенциала (в 2012 году самый высокий уровень занятости населения - 65,1% к численности населения в возрасте от 15 до 72 лет и один из самых низких уровень общей безработицы - 5,6% к численности экономически активного населения; самый низкий уровень официально зарегистрированной безработицы - 1,2%); в Новосибирской области растет потребность в работниках, заявленная организациями в органы государственной службы занятости (в 2010 году - 22,7 тыс. человек, в 2011 году - 25,3, в 2012 году - 27,9 тыс. человек).
В 2012 году в Новосибирской области зафиксирован естественный прирост населения, который составил 913 человек; уровень рождаемости в регионе сложился выше, чем в среднем по России: 13,9 родившихся на 1 000 человек населения против 13,3 в среднем по РФ.
Динамика основных показателей социально-экономического развития
(2012 год в % к 2010 году, в сопоставимой оценке)
В 2013 году в Новосибирской области сохраняются опережающие среднероссийские темпы развития экономики.
Экономический рост в области обеспечивается созданием благоприятного предпринимательского климата, повышением деловой активности, развитием общественной, транспортной и инженерной инфраструктуры.
В сфере промышленного производства с начала 2013 года высокими темпами развиваются добывающие виды деятельности. Индекс производства по виду экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» - 117,5%, что в большей степени обусловлено увеличением добычи угля ЗАО «Сибирский Антрацит». В Новосибирской области при государственной поддержке продолжается реализация инвестиционного проекта «Развитие ЗАО «Сибирский антрацит», в результате производство антрацита вырастет до 9,5 млн. тонн в год.
Среди обрабатывающих производств наибольший прирост отмечен в производстве транспортных средств и оборудования (113,2%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (106,2%), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (103,3%). При этом по остальным видам обрабатывающих производств уровень соответствующего периода 2012 года не достигнут.
Объем производства электрической энергии на территории Новосибирской области с начала года практически сохранился на уровне соответствующего периода 2012 года. В структуре потребления электроэнергии наибольшую долю составляют промышленные потребители (30%), население и непромышленные потребители (по 18%), и железнодорожный транспорт (12%). Доля сельхозпотребителей в общем объеме составляет около 3%.
По итогам 2013 года значение индекса промышленного производства Новосибирской области ожидается на уровне 103,4%.
Основной потенциал экономики Новосибирской области связан с развитием наукоемких инновационных производств. В Новосибирской области создается и активно развивается инфраструктура инновационной деятельности: технопарки («Технопарк Новосибирского Академгородка», технопарк «Новосибирск», технопарк в сфере биотехнологий в наукограде Кольцово), бизнес-инкубаторы, в том числе при образовательных учреждениях, центры развития инновационных компетенций. Ставшая традиционной Сибирская венчурная ярмарка позволяет соединить интересы инвесторов, производителей и инноваторов, способствует развитию культуры венчурного предпринимательства в регионе.
Государственная политика в сфере инвестиционного развития региона сосредоточена на совершенствовании системы мер стимулирования модернизации производств, расширения и создания высокотехнологичных, наукоемких инновационных производств, создании объектов транспортно-логистической и инженерной инфраструктуры, технологических и промышленных парков.
Продолжается создание и реконструкция объектов инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры Промышленно-логистического парка. С начала 2013 года статус резидента Промышленно-логистического парка получили девять инвесторов (ЗАО «Корпорация «Глория Джинс» (заявленный объем инвестиций - 1 620 млн. рублей), ООО «Восточная снековая компания» (заявленный объем инвестиций - 198 млн. рублей), ООО ЗКПД «АРМАТОН» (1 500 млн. рублей), ООО «Теплопром» (2 287 млн. рублей), OOО «НПО «Базальт» (2 300 млн. рублей). ООО «Сибалюкс Ресурс» (70 млн. рублей), ООО «АРНЕГ» (600 млн. рублей), ООО «Рексам Беверидж Кэн Наро-Фоминск» (2 700 млн. рублей), ООО «Волтар» (700 млн. рублей).
Результативность проводимой в регионе инвестиционной и экономической политики подтверждает оценка рейтингового агентства Fitch Rating на уровне «ВВВ-», прогноз «Стабильный», что отражает хорошие операционные показатели региона, высокую способность самостоятельно финансировать капитальные расходы. В регионе сократились бюрократические барьеры для бизнеса, упростились процедуры согласования и получения разрешительной документации.
В 2013 году государственную поддержку получают более 20 инвестиционных проектов, в том числе поддержаны такие проекты как «Приобретение и эксплуатация комбинированных дорожных машин на базе SCANIA при содержании автомобильных дорог в Новосибирской области» ОАО «Новосибирскавтодор» и «Организация производства цементно-песчаных строительных смесей» ООО «Геркулес-Сибирь».
Ожидаемый объем инвестиций в основной капитал на территории Новосибирской области по итогам 2013 года составит 183,2 млрд. рублей, что превысит показатель 2012 года на 5,2%.
Инвестиционная политика в агропромышленном комплексе области направлена, в первую очередь, на модернизацию производственной базы, внедрение новых, передовых технологий. В целях повышения уровня развития животноводства реализуются мероприятия по развитию молочного, мясного скотоводства, строительства животноводческих комплексов по производству молока и мяса.
В 2013 году ведется строительство животноводческих комплексов (ферм), после ввода в эксплуатацию которых будет создано 2 300 и реконструировано 1 120 скотомест. Реализуются проекты по строительству свиноводческих и птицеводческих комплексов, заводов по переработке продукции растениеводства.
В 2013 году на 9,3 тыс. га (на 0,4%) по сравнению с 2012 годом увеличены посевные площади сельскохозяйственных культур. Сев в регионе проведен высокорепродуктивными семенами. Для получения запланированного урожая внесена 31 тыс. тонн минеральных удобрений. Валовой сбор зерновых культур составил более 2 730 тысяч тонн при достаточно высокой средней урожайности 18,1 ц/га. Значение индекса производства сельскохозяйственной продукции по итогам 2013 года ожидается на уровне 108% к 2012 году.
Объем работ по виду деятельности «строительство» в 2013 году превысит показатель 2012 года на 5,2%.