Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 05.07.2011 N 284-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы» следующие изменения:
1. В преамбуле слова «администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» заменить словами «Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».
2. Долгосрочную целевую программу «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Новосибирской области Соболева А.К.
Губернатор области
В.А.Юрченко
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение
в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов
Новосибирской области на 2011-2013 годы»
I. Паспорт Программы
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы» (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 22.11.2010 N 222-рп «О разработке проекта концепции долгосрочной целевой программы «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы»; распоряжение Правительства Новосибирской области от 21.03.2011 N 89-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы» |
Основные разработчики Программы | Департамент по охране животного мира Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) Программы | Департамент по охране животного мира Новосибирской области (далее - департамент) |
Руководитель Программы | Руководитель департамента - Стукало М.М. |
Исполнители основных мероприятий Программы | Департамент, государственное казенное учреждение Новосибирской области «Природоохранная инспекция» (далее - ГКУ НСО «Природоохранная инспекция»), научно-исследовательские организации и учреждения, юридические лица, индивидуальные предприниматели (далее - охотпользователи) |
Цели и задачи Программы | Целью Программы является обеспечение на территории Новосибирской области сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов как основы для развития охотничьего хозяйства. Задачи: 1. Повышение продуктивности охотничьих угодий. 2. Совершенствование форм и методов государственного охотничьего контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, производственного охотничьего контроля и способов охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания. 3. Организация и проведение государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, обеспечение исполнения функций по ведению государственного охотхозяйственного реестра и выдаче охотничьих билетов. 4. Удовлетворение спроса охотников на получение возможности осуществления охоты, выбора ими условий охоты и получения услуг в сфере охотничьего хозяйства. |
Сроки (этапы) реализации Программы | Сроки реализации - 2011-2013 годы |
Объемы финансирования | Общий объем финансирования Программы - 195357,9 тыс. руб. В том числе по источникам финансирования: областной бюджет Новосибирской области (далее - областной бюджет) - 20908,6 тыс. руб.; внебюджетные источники - 174449,3 тыс. руб. В том числе по годам: 2011 год - 93323,1 тыс. руб.: областной бюджет - 17008,6 тыс. руб.; внебюджетные источники - 76314,5 тыс. руб.; 2012 год - 56149,3 тыс. руб.: областной бюджет - 3450,0 тыс. руб.; внебюджетные источники - 52699,3 тыс. руб.; 2013 год - 45885,5 тыс. руб.: областной бюджет - 450,0 тыс. руб.; внебюджетные источники - 45435,5 тыс. руб. |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные | Важнейшие целевые индикаторы: темп роста поголовья охотничьих животных; снижение уровня браконьерства; количество созданных зон охраны охотничьих ресурсов регионального значения; количество муниципальных районов, имеющих общедоступные охотничьи угодья. Реализация Программы позволит достичь следующих результатов: увеличить поголовье охотничьих животных, в том числе: лося - на 25%, косули - на 24%, зайцев - на 8%, соболя - на 10%, водоплавающей дичи - на 5%, дикого кабана - на 50% (к аналогичному показателю 2010 года); увеличить объем продукции охотничьего хозяйства, потребляемой населением Новосибирской области и реализуемой на экспорт, на 5% (по сравнению с аналогичным показателем 2010 года); довести в закрепленных за охотпользователями охотничьих угодьях численность марала до 20 голов, подсадных уток до 200 особей, фазана и перепела до 2000 особей каждого вида; снизить уровень браконьерства на 30 процентных пунктов по сравнению с уровнем 2010 года; создать 30 зон охраны охотничьих ресурсов; довести долю общедоступных охотничьих угодий в каждом муниципальном районе Новосибирской области до 20% от общей площади каждого района (за исключением Барабинского, Купинского, Татарского и Тогучинского районов). Реализация Программы будет способствовать: переходу 25 охотничьих хозяйств на интенсивные формы ведения хозяйства, включающие в себя такие, как: дичеразведение, содержание охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, выпуск (расселение) части животных в естественную среду обитания, развитие охотничьей инфраструктуры. Планируется, что к концу реализации Программы доля охотхозяйств, занимающихся разведением, содержанием, расселением охотничьих животных, составит 60% от общего их количества; снижению количества нарушений законодательства в области охоты и сохранению охотничьих ресурсов к уровню 2010 года на 20%; сокращению численности животных и птиц, наносящих ущерб охотничьему хозяйству, в том числе птиц семейства врановых, на 10% к аналогичному показателю 2010 года. Реализация Программы позволит: разработать документ территориального охотустройства - схему размещения, использования и охраны охотничьих угодий Новосибирской области; получить сведения об экспликации охотничьих угодий, о площади закрепленных охотничьих угодий, их фактическом состоянии и соответствии действующему законодательству; получить не менее 90% учетных карточек с достоверными и объективными данными результатов учета численности охотничьих ресурсов (по каждому виду); наполнить государственный охотхозяйственный реестр актуальной документированной информацией; получить научно-исследовательские рекомендации по отдельным группам животных, а также по осуществлению мероприятий в области организации и ведения охотничьего хозяйства. Реализация Программы будет способствовать привлечению дополнительных средств из внебюджетных источников на развитие отрасли (в 2013 году на рубль бюджетных средств будет привлечено более 10 рублей внебюджетных средств). Объем планируемых поступлений в бюджеты всех уровней за период реализации Программы составит 49118,6 тыс. руб., в том числе: в федеральный бюджет - 34000,0 тыс. руб. (в том числе сборы за заключение охотхозяйственных соглашений, за предоставление разрешения на добычу охотничьих ресурсов и др.); в областной бюджет - 2369,25 тыс. руб. (сборы за пользование объектами животного мира); в местный бюджет - 12749,25 тыс. руб. (в виде штрафов за нарушения правил охоты и сумм возмещения ущерба, нанесенного животному миру) |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | http://ohotnadzor.nso.ru/Documentation/Pages/programs.aspx |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
1. Краткий анализ текущего состояния сферы действия Программы
Анализ развития охотничьего хозяйства Новосибирской области показывает, что все процессы, произошедшие в экономике и охотничьем хозяйстве страны за последние годы, самым непосредственным образом отразились на состоянии охотничьего хозяйства Новосибирской области.
До середины 90-х годов на территории области функционировало 5 охотничье-промысловых хозяйств, 72 охотхозяйства спортивного направления и 1 опытное охотхозяйство. До охотпользователей доводились планы по сдаче государству пушнины, мяса диких животных и другой продукции. Они активно участвовали в охране и повышении продуктивности охотничьих ресурсов.
За последние 15 лет охотничье хозяйство как отрасль народного хозяйства практически полностью пришло в упадок, в том числе и вследствие разрушения структуры ее управления, нацеленной на стимулирование роста производства охотхозяйственной и другой сопутствующей продукции. Прекратили свое существование все имевшиеся в области охотничье-промысловые хозяйства.
Полностью сохранились охотничьи хозяйства системы Росохотрыболовсоюза, Межрегионального военно-охотничьего общества и спортивного общества «Динамо» в основном благодаря тому, что стимулирование их деятельности осуществлялось за счет поступления членских и вступительных взносов, а также взимания платы за оказание различного рода услуг.
В настоящее время работа, проводимая в рамках развития охотничьих хозяйств, не всегда дает ожидаемый эффект, что в свою очередь приводит к возникновению ряда проблем, требующих первоочередных мер по их решению, таких как:
недостаточная активность охотпользователей в проведении мероприятий, направленных на воспроизводство охотничьих ресурсов и осуществление комплекса биотехнических мероприятий;
недостаток финансирования государственного охотничьего надзора и его слабая материально-техническая оснащенность;
отсутствие актуального государственного охотхозяйственного реестра;
отсутствие достаточного научного обеспечения деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов;
нерациональное использование охотничьих ресурсов.
Крайне слабая эффективность работы охотпользователей по охране охотничьих ресурсов, их воспроизводству и проведению биотехнических мероприятий не только не обеспечивает рост численности ряда видов охотничьих животных, но и не поддерживает их поголовье на уровне, необходимом хотя бы для простого воспроизводства.
Несмотря на то, что важнейшим условием развития охотничьего хозяйства является сохранение ресурсного потенциала и увеличение роста численности охотничьих ресурсов, за последние годы эффективных мер, направленных на реализацию этого необходимого условия, либо не предпринималось, либо они были недостаточны. В результате недостаточного внимания к проблеме воспроизводства охотничьих ресурсов наблюдается тенденция к снижению численности отдельных видов охотничьих животных и сохранению низкой продуктивности охотничьих угодий.
Одной из причин, вызывающих рост браконьерства, является недостаточное финансирование государственного охотничьего надзора и его слабая материально-техническая оснащенность, а также ослабление производственного контроля, осуществляемого охотпользователями.
Недостаточное материально-техническое обеспечение государственных охотничьих инспекторов автотранспортными средствами (37% используют физически изношенные, едва работающие автомобили) не позволяет на данном этапе обеспечить надежный заслон хорошо оснащенным и обеспеченным по последнему слову техники браконьерам.
Оснащение материально-технической базы, обеспечивающей успешное проведение рейдов по охране охотничьих ресурсов и пресечению правонарушений, является необходимой мерой для увеличения показателя выявления правонарушений и снижения уровня браконьерства в Новосибирской области.
Отсутствие достоверных данных о состоянии численности охотничьих животных осложняет процесс принятия правильных управленческих решений, что ведет к нерациональному использованию охотничьих ресурсов, а в ряде случаев и к сокращению численности отдельных видов охотничьих животных.
Учитывая важность развития охотничьего хозяйства, изучение основ его функционирования актуально в рамках научно-исследовательской деятельности. Необходима разработка мер, способствующих созданию научно обоснованной системы, направленной на решение задач в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
Закрепление охотничьих угодий за охотпользователями на протяжении нескольких лет осуществлялось бессистемно, без проведения конкурсов, без учета интересов развития охотничьего хозяйства области и местного населения. Нерациональное закрепление охотничьих угодий, осуществлявшееся до последнего времени по заявительному принципу, привело к полному игнорированию интересов населения и перспектив развития охотничьего хозяйства Новосибирской области.
В результате этого общедоступных охотничьих угодий в 6 районах области практически не осталось, а в остальных районах 72% таких угодий находятся в удаленных, труднодоступных и заболоченных местах. Решением данной проблемы может стать закрепление на законодательном уровне доли общедоступных охотничьих угодий, которое будет обеспечено за счет составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий.
2. Обоснование необходимости решения существующей (ожидаемой) проблемы
или изменения текущего состояния сферы действия
программно-целевым методом
Анализ существующих проблем показывает, что вопросы охраны и устойчивого использования охотничьих ресурсов приобретают в настоящее время особое значение.
Учитывая совокупность таких факторов, как затратность большинства планируемых мероприятий, необходимость привлечения для их реализации средств из различных источников финансирования, целесообразнее всего решать поставленные задачи и выполнять планируемые мероприятия в рамках программно-целевого подхода.
III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
Целью Программы является обеспечение на территории Новосибирской области сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов как основы для развития охотничьего хозяйства.
Задачи Программы:
1. Повышение продуктивности охотничьих угодий.
2. Совершенствование форм и методов государственного охотничьего контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, производственного охотничьего контроля и способов охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания.
3. Организация и проведение государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, обеспечение исполнения функций по ведению государственного охотхозяйственного реестра и выдаче охотничьих билетов.
4. Удовлетворение спроса охотников на получение возможности осуществления охоты, выбора ими условий охоты и получения услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Целевые индикаторы с указанием планируемых значений по годам приведены в приложении N 1 к настоящей Программе.
Методика расчета целевых индикаторов и источники получения данных по ним представлены в таблице.
Таблица
Методика расчета целевых индикаторов долгосрочной целевой
программы «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение
в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области
на 2011-2013 годы»
N п/п | Наименование целевого индикатора | Методика расчета | Источник получения данных |
1 | Количество охотхозяйств, участвующих в программе и перешедших на интенсивные формы ведения хозяйства, включающие в себя: дичеразведение, содержание охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, выпуск (расселение) части животных в естественную среду обитания, развитие охотничьей инфраструктуры, ед. | На основании отчетных данных, представленных | Ежегодные отчеты юридических лиц -охотпользователей |
2 | Темп роста поголовья охотничьих животных, к показателю 2010 года, | На основании учетов охотничьих ресурсов. Рассчитывается по формуле: | |
3 | Темп роста объема продукции охотничьих хозяйств, потребляемой населением области и реализуемой на экспорт, | На основании отчетных данных, предоставленных охотпользователями. | Ежегодные отчеты юридических лиц - охотпользователей |
4 | Снижение уровня браконьерства к уровню 2010 года, в процентных пунктах | Для целей настоящей Программы под «уровнем браконьерства» понимается уровень выявляемости правонарушений | Количество ВП - из охотхозяйственного реестра. Количество ПП - |
5 | Количество созданных зон охраны охотничьих ресурсов регионального значения | По материалам внутрихозяйственного охотустройства «Схема использования и охраны охотугодья» | Схема использования и охраны охотугодья |
6 | Доля учетных карточек с достоверными и объективными данными результатов учета численности охотничьих ресурсов | Рассчитывается по формуле: | Количество ДК - из отчета Западно- Сибирского филиала государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова» Российской академии сельхозяйственных наук. Количество ВК - из ведомости зимнего маршрутного учета закрепленных угодий юридических лиц - охотпользователей и общедоступных охотничьих угодий государственных инспекторов |
7 | Количество районов, имеющих общедоступные охотничьи угодья, ед. | По материалам внутрихозяйственного охотустройства «Схема использования и охраны охотугодья» | Схема использования и охраны охотугодья |
8 | Количество охотничьих хозяйств, улучшивших охотничью инфраструктуру (создавших новые или модернизировавших имеющиеся объекты инфраструктуры), ед. | На основании отчетных данных, предоставленных ответственными исполнителями (охотпользователями) по мероприятиям Программы 1, 2, 3, 4, 5 задачи 4 | Ежегодные отчеты юридических лиц - охотпользователей |
IV. Система мероприятий Программы
Перечень мероприятий Программы с указанием количественных характеристик и стоимости по годам, а также сроков реализации и ответственных исполнителей приведен в к настоящей Программе.
V. Механизмы реализации Программы и система управления
реализацией Программы
Государственным заказчиком Программы является департамент, осуществляющий функции в сфере охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания в соответствии с установленными полномочиями.
Департамент осуществляет управление реализацией Программы, координацию деятельности участников, оперативный контроль за ходом программных мероприятий и мониторинг результатов реализации, выявляет отклонения фактически достигнутых значений целевых индикаторов от плановых значений, устанавливает причины и определяет меры по устранению отклонений.
Департамент осуществляет свои функции во взаимодействии с ГКУ НСО «Природоохранная инспекция», научно-исследовательскими организациями и учреждениями и охотпользователями, являющимися ответственными исполнителями мероприятий Программы.
Научно-исследовательские организации в рамках реализации Программы являются ответственными за выполнение мероприятий в части научного обеспечения деятельности в области охраны объектов животного мира и регулирования их использования. Взаимоотношения по выполнению научно-исследовательских работ между департаментом и научно-исследовательскими организациями будут строиться на договорной основе по конкретным мероприятиям Программы, требующим научного сопровождения.
ГКУ НСО «Природоохранная инспекция» в рамках реализации Программы является ответственным за обеспечение функционирования государственных природных заказников регионального значения. Взаимодействие департамента с ГКУ НСО «Природоохранная инспекция», являющимся подведомственным департаменту учреждением, основывается на о департаменте и Уставе ГКУ НСО «Природоохранная инспекция», а также Новосибирской области от 06.12.2001 N 198-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области».
Охотпользователи в рамках реализации Программы осуществляют функции по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты. Взаимодействие департамента с охотпользователями основывается на Федеральном законе от 24.07.2009 N 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановлении Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 490 «О ставках платы за единицу площади охотничьего угодья при заключении охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений», приказах Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.04.2010 N 121 «Об утверждении Порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов», от 06.09.2010 N 344 «Об утверждении Порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных», от 06.09.2010 N 345 «Об утверждении Положения о составе и порядке ведения государственного охотхозяйственного реестра, порядке сбора и хранения содержащейся в нем документированной информации и предоставления ее заинтересованным лицам», от 29.06.2010 N 228 «Об утверждении порядка принятия документа об утверждении лимита добычи охотничьих ресурсов, внесения в него изменений и требований к его содержанию», о департаменте. Охотпользователи, являющиеся участниками Программы, при осуществлении совместных действий принимают добровольные обязательства, которые подтверждаются их письменными предложениями с указанием конкретных мероприятий, планируемых объемов финансовых затрат на период реализации Программы.
Формирование общедоступных охотничьих угодий в муниципальных районах Новосибирской области будет осуществляться департаментом во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов Новосибирской области при проведении работ по составлению схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий.
В целях эффективного проведения расследований правонарушений в области охоты и привлечения нарушителей к установленной законодательством ответственности, адекватной тяжести совершенного ими административного правонарушения или правонарушения с признаками уголовно наказуемого деяния будет обеспечено взаимодействие департамента с органами прокуратуры и судами.