В целях совершенствования организации работы по развитию охотничьего хозяйства в Новосибирской области, в соответствии с постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:
1. Утвердить концепцию долгосрочной целевой программы «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы».
2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Гергерта В.А.
Губернатор области
В.А.Юрченко
КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Развитие охотничьего хозяйства и научное обеспечение
в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов Новосибирской области на 2011-2013 годы»
(далее - Программа)
Целью Программы является обеспечение на территории Новосибирской области сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов как основы для развития охотничьего хозяйства.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
1. Повышение продуктивности охотничьих угодий.
2. Совершенствование форм и методов государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, производственного контроля и способов охраны охотничьих ресурсов и среды их обитания.
3. Организация и проведение государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания, обеспечение исполнения функций по ведению государственного охотхозяйственного реестра и выдаче охотничьих билетов.
4. Научное обеспечение деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
5. Удовлетворение спроса охотников на получение возможности осуществления охоты, выбора ими условий охоты и получения услуг в сфере охотничьего хозяйства.
Цель/задачи, требующие решения для достижения цели | Целевые индикаторы | Единица измерения | Период реализации | ||
2011 | 2012 | 2013 | |||
Цель: обеспечение на территории Новосибирской области сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов как основы для развития охотничьего хозяйства. | |||||
Задача 1: | Индикаторы: |
% |
|
|
|
Задача 2: | Индикаторы: |
|
|
|
|
Задача 3: | Индикаторы: |
|
|
|
|
Задача 4: | Индикаторы: |
|
|
|
|
Задача 5: | Индикаторы: |
|
|
|
|
*- при составлении схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий;
** - нарастающим итогом.
Анализ развития охотничьего хозяйства Новосибирской области показывает, что все деструктивные процессы, произошедшие в экономике и охотничьем хозяйстве страны, самым непосредственным образом отразились на состоянии охотничьего хозяйства Новосибирской области (далее - область).
До середины 90-х годов на территории области функционировало 5 охотничье-промысловых хозяйств, 72 охотхозяйства спортивного направления и 1 опытное охотхозяйство. До государственных охотничье-промысловых хозяйств, кооперативных звероводческо-промысловых хозяйств и общественных организаций доводились планы по сдаче государству пушнины, мяса диких животных и другой продукции. Они активно участвовали в охране и приумножении охотничьих ресурсов.
За последние 15 лет охотничье хозяйство как отрасль народного хозяйства практически полностью пришло в упадок, в том числе и вследствие разрушения самой структуры её управления, ранее направляемой государством на стимулирование роста производства охотхозяйственной и другой сопутствующей продукции. Прекратили своё существование все имевшиеся в области охотничье-промысловые хозяйства: 3 государственных охотничье-промысловых хозяйства и 2 кооперативных звероводческо-промысловых хозяйства. В сфере их деятельности на постоянной или временной основе трудилось около 1 тыс. человек.
Полностью сохранились охотничьи хозяйства системы Росохотрыболовсоюза, Межрегионального военно-охотничьего общества и спортивного общества «Динамо», в основном благодаря тому, что стимулирование их деятельности осуществлялось за счёт поступления членских и вступительных взносов, а также взимания платы за оказание различного рода услуг. Однако эти общества, решая свои узкие интересы, не способствовали развитию охотничьего хозяйства области.
После распада охотничье-промысловых хозяйств полностью исчезли многофункциональные формы хозяйствования в сфере охотничьего хозяйства области и на смену им пришли монохозяйства - новые субъекты хозяйствования, созданные в различных организационно-правовых формах, что привело к резкому сокращению рабочих мест в сфере охотничьего хозяйства и изменению характера организационных форм ведения охотничьего хозяйства.
В настоящее время работа, проводимая в рамках развития охотничьих хозяйств, не всегда дает ожидаемый эффект, что приводит к возникновению ряда проблем, требующих первоочередных мер по их решению, таких, как:
1. Недостаточная активность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - охотпользователи) в проведении мероприятий, направленных на воспроизводство охотничьих ресурсов и осуществление комплекса биотехнических мероприятий.
2. Недостаточное финансирование государственного охотничьего надзора.
3. Отсутствие актуальных баз данных по государственному мониторингу охотничьих ресурсов и среды их обитания и государственному охотхозяйственному реестру.
4. Отсутствие достаточного научного обеспечения деятельности в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
5. Нерациональное использование охотничьих ресурсов.
Низкая эффективность работы охотпользователей по охране охотничьих ресурсов, их воспроизводству и проведению биотехнических мероприятий, не обеспечивающая рост численности ряда видов охотничьих животных, не поддерживает их поголовье на уровне, необходимом для эффективного воспроизводства.
Несмотря на то, что важнейшим условием развития охотничьего хозяйства является сохранение ресурсного потенциала и увеличение роста численности охотничьих ресурсов, за последние годы эффективных мер, направленных на реализацию этого необходимого условия либо не предпринималось, либо они были недостаточны. В результате недостаточного внимания к проблеме воспроизводства охотничьих ресурсов наблюдается тенденция к снижению численности отдельных видов охотничьих животных и сохранению низкой продуктивности охотничьих угодий.
Одной из причин, вызывающих рост браконьерства, является недостаточное в прежние годы финансирование государственного охотничьего надзора и его слабая материально-техническая оснащённость, а также ослабление производственного контроля, осуществляемого охотпользователями.
Слабое материально-техническое обеспечение государственных охотничьих инспекторов автотранспортными средствами (37% используют физически изношенные автомобили) не позволяет на данном этапе обеспечить надёжный заслон хорошо оснащённым и обеспеченным по последнему слову техники браконьерам.
Оснащение материально-технической базы, обеспечивающей успешное проведение рейдов по охране охотничьих ресурсов и пресечению правонарушений, является мерой по снижению уровня браконьерства в области.
Отсутствие достоверных данных о состоянии численности охотничьих животных не даёт возможности принимать правильные управленческие решения, что ведёт к нерациональному использованию охотничьих ресурсов, а в ряде случаев и к сокращению численности отдельных видов охотничьих животных.
Учитывая важность развития охотничьего хозяйства, изучение основ его функционирования актуально в рамках научно-исследовательской деятельности. Необходима разработка мер, способствующих созданию научно обоснованной системы, направленной на решение задач в области и сохранения охотничьих ресурсов.
Закрепление охотничьих угодий за охотпользователями на протяжении нескольких лет осуществлялось бессистемно, без проведения конкурсов, без учёта интересов развития охотничьего хозяйства области и местного населения.
Нерациональное закрепление охотничьих угодий, осуществлявшееся до последнего времени по заявительному принципу, привело к полному игнорированию интересов населения и перспектив развития охотничьего хозяйства в области.
В результате этого угодий общего пользования в 6 районах области практически не осталось, а в остальных районах 72% таких угодий находятся в удалённых, труднодоступных и заболоченных местах. Решением данной проблемы может стать создание на законодательном уровне доли общедоступных охотничьих угодий. Реализация этого условия может быть обеспечена в результате составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий.
Анализ существующих проблем показывает, что вопросы охраны и устойчивого использования охотничьих ресурсов приобретают в настоящее время особое значение.
Учитывая совокупность таких факторов, как затратность большинства планируемых мероприятий, необходимость привлечения для их реализации средств из различных источников финансирования и осуществления контроля за ходом выполнения, определения мер по устранению отклонений от ожидаемых результатов (в случае их возникновения), целесообразнее всего решать и выполнять поставленные цель и задачи, планируемые мероприятия в рамках программно-целевого подхода.
В сложившейся ситуации единственным способом решения совокупности проблем является программно-целевой подход, обеспечивающий необходимый уровень адресной поддержки развития охотничьего хозяйства и научного обеспечения в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов области и позволяющий добиться значительной концентрации ресурсов, направленных на эффективное выполнение мероприятий программы.
Правовой основой разработки и реализации Программы является законодательство Российской Федерации и Новосибирской области.
Программа реализуется за счёт средств федерального и областного бюджетов, а также внебюджетных источников: государственного бюджетного учреждения Новосибирской области «Областная экологическая инспекция» (далее - ГБУ НСО «Областная экологическая инспекция») и собственных средств охотпользователей, что не потребует дополнительного финансирования из бюджетных источников.
Средства федерального бюджета, средства ГБУ НСО «Областная экологическая инспекция» и собственные средства охотпользователей - прогнозные объёмы на условиях софинансирования мероприятий.
Департамент по охране животного мира Новосибирской области (далее - Департамент) осуществляет свои функции во взаимодействии с ГБУ НСО «Областная экологическая инспекция», научно-исследовательскими организациями и охотпользователями.
Охотпользователи, являющиеся участниками Программы, при осуществлении совместных действий, принимают добровольные обязательства, которые подтверждаются их письменными предложениями с указанием конкретных мероприятий, объёмов финансовых затрат на период реализации Программы.
ГБУ НСО «Областная экологическая инспекция» осуществляет свои функции в рамках реализации Программы в соответствии с полномочиями в сфере использования природных ресурсов, охраны окружающей среды, развития и функционирования сети особо охраняемых природных территорий регионального значения и на основании Закона Новосибирской области от 06.12.2001 N 198-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Новосибирской области».
Для выполнения работ в рамках перечня мероприятий и работ по реализации Программы могут привлекаться независимые консультанты, эксперты, общественные и научные организации. Взаимоотношения по выполнению научно-исследовательских работ между департаментом и научно-исследовательскими организациями будут строиться на договорной основе по конкретным мероприятиям Программы, требующим научного сопровождения.
Промежуточные и окончательные итоги работы по мероприятиям будут рассматриваться департаментом с привлечением научно-исследовательских организаций, ГБУ НСО «Областная экологическая инспекция» и охотпользователей.
1. Условия и схемы финансирования.
Финансирование программных мероприятий, реализуемых департаментом, будет осуществляться за счёт средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций в виде субвенций, выделяемых областному бюджету Новосибирской области (далее - областной бюджет) на осуществление переданных полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, и средств областного бюджета, выделяемых на осуществление полномочий органов государственной власти Новосибирской области в сфере охоты и сохранения охотничьих ресурсов в порядке, установленном законодательством области.
Мероприятия по обеспечению деятельности государственных природных заказников регионального значения, предусмотренные в Программе, планируется финансировать как за счёт средств областного бюджета, так и за счёт собственных средств ГБУ НСО «Областная экологическая инспекция».
2. Система управления реализацией Программы включает в себя общее руководство (координацию) и контроль, осуществляемые департаментом, за ходом её реализации.
Промежуточные и окончательные итоги работы по мероприятиям будут рассматриваться департаментом с привлечением научно-исследовательских организаций, ГБУ НСО «Областная экологическая инспекция» и охотпользователей.
Управление реализацией Программы, координацию деятельности участников, оперативный контроль за ходом программных мероприятий и мониторинг результатов их реализации осуществляет департамент.
С целью осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы, выявления отклонений от предусмотренных значений индикативных показателей, установления причин и определения мер по их устранению, промежуточные итоги работы рассматриваются департаментом с привлечением научно-исследовательских организаций, ГБУ НСО «Областная экологическая инспекция» и охотпользователей.
Координация совместной деятельности всех участников Программы будет осуществляться советом при Губернаторе Новосибирской области по вопросам охраны и устойчивого использования объектов животного мира Новосибирской области.
Основной целью Программы является обеспечение на территории области сохранения, воспроизводства и устойчивого использования охотничьих ресурсов как основы для развития охотничьего хозяйства.
Для решения проблем, освещённых в концепции Программы, необходимо разработать подходы по реализации государственной политики в области охраны и использования охотничьих ресурсов и выработать меры, направленные на обеспечение охраны и устойчивого использования охотничьих ресурсов, сохранения биологического разнообразия.
Существует несколько вариантов решения проблемы:
1. Сведение к минимуму участия государственных органов исполнительной власти, охотпользователей и иных заинтересованных лиц в ситуации, сложившейся в сфере охотничьего хозяйства. Указанный сценарий поведения приведёт к усугублению проблем, существующих на данном этапе, таких как увеличение пресса браконьерства, наносящего заметный ущерб охотничьим ресурсам, сохранение экстенсивных форм ведения охотничьего хозяйства большинством охотпользователей, снижение роста численности ряда охотничьих животных, общее снижение продуктивности охотничьих угодий, и не будет способствовать воспроизводству и рациональному использованию охотничьих ресурсов.
2. Усиление государственного контроля, введение запретов при отсутствии стимулирования и мотивации деятельности охотхозяйств к осуществлению воспроизводственных, биотехнических мероприятий и повышению продуктивности охотничьих угодий. Результатом выбора указанного пути может стать сокращение охотхозяйств, деятельность которых направлена не только на потребление, но и на повышение продуктивности угодий и увеличение численности охотничьих ресурсов.
Учитывая недостатки указанных выше вариантов, можно сделать вывод, что обеспечение взаимодействия органов исполнительной власти различных уровней, осуществляющих государственные функции управления на территории Новосибирской области, научно-исследовательских организаций, пользователей животным миром и общественных объединений, позволит выработать ряд эффективных мер и осуществить скоординированные действия в решении вопросов устойчивого и рационального использования охотничьих ресурсов.
Решить проблемы сохранения охотничьих ресурсов и повышения уровня эффективности государственного охотничьего контроля и надзора за соблюдением законодательства в области охраны и использования охотничьих ресурсов, повышение роли производственного контроля в осуществлении охраны охотничьих ресурсов в закреплённых охотничьих угодьях позволят следующие мероприятия:
проведение инвентаризации охотничьих ресурсов и охотничьих угодий, создание зон охраны охотничьих ресурсов;
выполнение комплекса воспроизводственных и биотехнических мероприятий;