ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 04 декабря 2013 года N 532-п
О внесении изменений в постановление Правительства
Новосибирской области от 21.12.2011 N 571-п
_______________________
- Утратило силу -
- постановление Правительства области
от 23.01.2015 N 22-п
_______________________
Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 21.12.2011 N 571-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012-2015 годах» следующие изменения:
1. В наименовании, пункте 1 постановления слова «в 2012-2015 годах» заменить словами «в 2012-2016 годах».
2. Долгосрочную целевую программу «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012-2016 годах» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.А.Юрченко
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального
и местного значения в Новосибирской области в 2012-2016 годах»
I. Паспорт
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа «Развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в Новосибирской области в 2012-2016 годах» (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 05.12.2001 N 848 «О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» |
Основные разработчики программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик-координатор) программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области |
Руководитель программы | Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий программы | Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области во взаимодействии с государственным казенным учреждением Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области», органами местного самоуправления в Новосибирской области |
Цели и задачи программы | Цель программы: развитие автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения для обеспечения внутриобластных перевозок в интересах экономики и населения Новосибирской области и для усиления роли города Новосибирска как крупнейшего транспортного узла восточной части России. Примечание: транспортный узел - географический пункт, в котором сходятся разные виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, городской и др.) и происходит взаимная передача (пересадка) грузов и пассажиров с одного вида транспорта на другой. Задачи программы: 1. Развитие и модернизация автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. 2. Обеспечение сохранности и восстановления сети автомобильных дорог (далее - автодороги) регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них. 3. Обеспечение восстановления и развития улично-дорожной сети в муниципальных образованиях за счет субсидий из областного бюджета Новосибирской области и местных бюджетов |
Сроки (этапы) реализации программы | 2012-2016 годы (этапы не выделяются) |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы) | Показатель
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб. |
Исполнители мероприятий программы: министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области | |
Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации программы, выраженные в количественно измеримых показателях | Важнейшие целевые индикаторы программы: Показатель
79,0
56,5
70,7
37,2
3/221
31,1
174,4
60,5
9/93,1
15 Реализация программы позволит: 1. Обеспечить развитие и модернизацию автодорог в зоне Новосибирского транспортного узла (строительство, реконструкция и ремонт дорог и дорожных сооружений в 7 муниципальных районах и 5 городских округах). 2. Обеспечить сохранность, восстановление и модернизацию сети автодорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них (за счет средств, выделенных на содержание автодорог, ремонт 1086,6 км дорог и 75 мостов). 3. Обеспечить восстановление и развитие улично-дорожной сети поселений в 30 муниципальных районах и 5 городских округах Новосибирской области. 4. Увеличить плотность автодорог регионального и межмуниципального значения с твердым покрытием на 1,1 км/1000 кв.км территории по сравнению с 2011 годом. 5. Увеличить удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования на 1,6 процентных пунктов (далее - проц.п.) по сравнению с 2011 годом. 6. Снизить долю автодорог, не соответствующих нормативу, на 2,4 проц.п. по сравнению с 2011 годом |
Электронный адрес размещения программы в сети Интернет |
*Прогнозные объемы.
II. Обоснование необходимости разработки программы
1. Краткая характеристика проблемы
В настоящее время автодорожная сеть в Новосибирской области в целом сформирована. Она включает в себя 23521,3 км автодорог общего пользования, в том числе: 3262,5 км автодорог регионального значения, 9475,9 км автодорог межмуниципального значения, 10782,9 км автодорог местного значения.
Наиболее важными автодорогами регионального значения, обеспечивающими связь с соседними регионами, являются:
автодорога К-12 Новосибирск - Колывань - Томск;
автодорога К-17р Новосибирск - Кочки - Карасук - Павлодар;
автодорога К-18р Новосибирск - Ордынское - Камень-на-Оби;
автодорога К-19р Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий.
В государственной собственности Новосибирской области находятся автодороги регионального и межмуниципального значения, общей протяженностью 12739,9 км, из них с усовершенствованным типом покрытия - 3451,7 км, с переходным (щебеночным) типом покрытия - 6605,9 км, грунтовых автодорог - 2682,4 км.
Структура автодорог регионального и межмуниципального значения
Усовершенствованный тип | Переходный тип покрытия (км) | Грунто-вые (км) | ||||||
цементо-бетон | асфальто-бетон | черный щебень | всего | щебень, | грунто-щебень | всего | ||
Автодороги регионального значения | 69,2 | 1722,1 | 297,4 | 2088,7 | 957,6 | 111,9 | 1069,5 | 104,3 |
Автодороги межмуниципаль-ного значения | 66,8 | 1003,7 | 292,5 | 1363,0 | 4371,1 | 1165,3 | 5536,4 | 2578,1 |
Всего | 136,0 | 2725,8 | 589,9 | 3451,7 | 5328,7 | 1277,2 | 6605,9 | 2682,4 |
В настоящее время состояние автодорожной сети не соответствует тенденциям автомобилизации и перспективным задачам развития транспортного комплекса Новосибирской области. Требуется коренная модернизация и восстановление автодорожной сети.
Показатели развития автодорожной сети регионов
Сибирского федерального округа
Плотность автодорог общего пользования на 1000 кв.км территории | Место по Российской Федерации, | Плотность автодорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв.км территории | Место по Российской Федерации,ед. | Удельный вес автодорог с твердым покрытием в общей длине автодорог общего пользования, % | |
Российская Федерация | 44 | 37 | 83,5 | ||
Сибирский федеральный округ | 26 | 21 | 81,1 | ||
Республика Алтай | 42 | 61 | 32 | 64 | 76,1 |
Республика Бурятия | 20 | 66 | 18 | 66-67 | 88,1 |
Республика Тыва | 26 | 64 | 18 | 66-67 | 70,2 |
Республика Хакасия | 44 | 60 | 43 | 59 | 97,9 |
Алтайский край | 123 | 42 | 103 | 44 | 83,5 |
Забайкальский край | 54 | 57 | 37 | 62 | 69,2 |
Красноярский край | 5,8 | 79 | 5,6 | 77-78 | 96 |
Иркутская область | 18 | 68 | 16 | 68 | 87,8 |
Кемеровская область | 85 | 51 | 83 | 50 | 97,4 |
Новосибирская область | 76 | 53 | 60 | 57 | 78,3 |
Омская область | 115 | 44 | 80 | 52 | 69,1 |
Томская область | 17 | 69 | 13 | 71 | 78,5 |
По плотности автодорог общего пользования на 1000 кв.км территории Новосибирская область на 38,2% уступает Алтайскому краю, на 33,9% - Омской области, на 10,5% - Кемеровской области. По плотности автодорог общего пользования с твердым покрытием на 1000 кв. км территории Новосибирская область на 41,7% уступает Алтайскому краю, на 27,7% - Кемеровской области, на 25% - Омской области.
Новосибирская область существенно уступает значительному числу регионов Сибирского федерального округа по удельному весу автодорог с твердым покрытием в общей протяженности автодорог общего пользования. Доля грунтовых дорог в сети автодорог общего пользования Новосибирской области составляет 21,1%.
Сеть автодорог общего пользования в Новосибирской области имеет значительную степень износа. Это вызвано тем, что при постоянном увеличении интенсивности дорожного движения и росте парка транспортных средств в 2002_2006 годах после ликвидации дорожных фондов серьезно снизились темпы строительства и капитального ремонта автодорог. В 2007-2008 годах удалось обеспечить существенное увеличение объемов финансирования дорожного строительства, однако вследствие кризисных явлений в экономике в 2009 году эти объемы были снижены.
Из 267 мостов на сети автомобильных дорог общего пользования в Новосибирской области 6% находится в аварийном состоянии и 21% в неудовлетворительном, что существенно снижает пропускную способность и безопасность автодорожной сети. В ближайшие годы должны быть предприняты серьезные меры по ремонту и капитальному ремонту искусственных сооружений.
В настоящее время сеть муниципальных автодорог и улично-дорожная сеть муниципальных образований часто не имеет необходимой финансовой основы не только для строительства и реконструкции, но даже и для содержания. Процесс оформления автомобильных дорог и улично-дорожной сети в собственность муниципальных образований должен сопровождаться закреплением в бюджетах данных муниципальных образований соответствующих финансовых средств на содержание и реконструкцию этих объектов.
Автодорожная сеть Новосибирской области призвана решать две стратегические задачи: во-первых - обеспечивать развитие Новосибирской агломерации и Новосибирского транспортного узла; во-вторых - обеспечивать внутриобластные автомобильные перевозки в интересах экономики и населения Новосибирской области, в том числе сельского населения.
В настоящее время идет активный процесс развития Новосибирской агломерации, вызванный процессами развития рынка труда, концентрации наиболее привлекательных рабочих мест в городе Новосибирске, ростом жилых массивов, созданием новых промышленных, транспортных, логистических объектов в пригородной зоне, формированием целых зон экономического развития.
Город Новосибирск находится в центре нехарактерного для восточной части страны по плотности заселения региона, где на территории с радиусом 600_650 км проживает около 14 миллионов человек. Транспортное обеспечение жизнедеятельности этого региона во многом осуществляется посредством транспортной инфраструктуры Новосибирской области. Важнейшую роль в этом процессе играют автомобильный транспорт и автодорожная сеть общего пользования.
Такая ситуация, в свою очередь, требует активного развития автодорожной инфраструктуры, обеспечивающей потребности как Новосибирской агломерации (трудовая маятниковая миграция населения, доставка грузов для нужд города и так далее), так и соседних регионов, развивающих свои связи с Новосибирским транспортным узлом.
На среднесрочную и долгосрочную перспективу ожидается существенное увеличение нагрузки на автодорожную сеть в зоне Новосибирского транспортного узла.
Для адекватного обеспечения возрастающей интенсивности автомобильного движения в этой зоне потребуется:
во-первых, строительство Юго-Западного автодорожного транзита с мостовым переходом через р. Обь в черте города Новосибирска и обеспечение стыковки федеральных трасс М-51 «Байкал» и М-52 «Чуйский тракт»;
во-вторых, развитие автомобильных дорог в зоне Новосибирского транспортного узла, модернизация и реконструкция автодорог, имеющих межрегиональное значение, в том числе входов-выходов в город Новосибирск: К_12 Новосибирск - Колывань - Томск, К-17р Новосибирск - Кочки - Карасук - Павлодар, К-18р Новосибирск - Ордынское - Камень-на-Оби, К-19р Новосибирск - Ленинск-Кузнецкий, «Советское шоссе».
Одновременно с этим на среднесрочную и долгосрочную перспективу можно ожидать увеличения нагрузки и на всю остальную автодорожную сеть Новосибирской области, напрямую не связанную с развитием Новосибирского транспортного узла.
Данная ситуация будет усугубляться тем, что недоремонт автодорог будет сохраняться. Несмотря на сокращение автодорог, не соответствующих нормативу, их доля в 2016 году будет составлять 29%. Доля грунтовых автодорог также будет сокращаться, но, тем не менее, в 2016 году они будут составлять около 20% от сети автодорог общего пользования.
В этой ситуации основные действия должны быть направлены на мероприятия по обеспечению в полной мере:
1) содержания автодорог и искусственных сооружений на них, при котором должно быть приостановлено разрушение автодорог и обеспечена их сохранность, безопасность дорожного движения;
2) ремонта автодорог и искусственных сооружений на них, который также должен приостановить разрушение автодорог и обеспечить доведение их до состояния, соответствующего уровню нормативных нагрузок;
3) ликвидации (реконструкции) наиболее неблагоприятных участков автодорог с высокой повторяемостью дорожно-транспортных происшествий;
4) высокого качества ремонтных работ, при котором может быть достигнута эксплуатационная надежность и долговечность автодорог и искусственных сооружений на них.
В целях обеспечения финансовой основы для содержания, ремонта и строительства муниципальных автодорог и улично-дорожной сети поселений, структурирования средств, передаваемых муниципальным образованиям из областного бюджета Новосибирской области в виде субсидий, закрепления целевого назначения средств, направляемых на содержание и развитие муниципальных автодорог и улично-дорожной сети поселений, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации с 1 января 2014 года решениями представительных органов муниципальных образований создаются муниципальные дорожные фонды. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны установить дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты, исходя из зачисления в местные бюджеты не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации от указанного налога. Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.
В этой связи муниципальными образованиями реализуются мероприятия по оформлению прав муниципальной собственности на автомобильные дороги общего пользования местного значения и дорожные сооружения на них, а также на земельные участки, занимаемые ими.
Наиболее тяжелая ситуация наблюдается в функционировании искусственных сооружений на муниципальной автодорожной сети. В этой связи основным приоритетом дорожно-строительной программы, финансируемой за счет субсидий из областного бюджета Новосибирской области муниципальным образованиям, на 2012-2016 годы являются мероприятия по ремонту, реконструкции и строительству искусственных сооружений на муниципальных автодорогах и улично-дорожной сети поселений.