_______________________
- Утратило силу с 01.01.2015 -
- постановление Правительства области
от 01.12.2014 N 466-п
_______________________
Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 01.07.2011 N 283-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы» следующие изменения:
долгосрочную целевую программу «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы» изложить в редакции согласно приложению.
Губернатор области
В.А.Юрченко
Долгосрочная целевая программа
«Комплексная региональная программа развития профессионального
образования на 2011-2015 годы»
I. Паспорт Программы
Наименование Программы | Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы | Распоряжение Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы» |
Основные разработчики Программы | Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный заказчик - координатор) Программы | Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области |
Руководитель Программы | Министр труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области. Государственные образовательные учреждения Новосибирской области, реализующие программы начального и среднего профессионального образования (далее - учреждения профессионального образования). Предприятия и организации, привлекаемые в соответствии с действующим законодательством (социальные партнеры) |
Цель и задачи Программы | Цель: создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовку высококлассных специалистов для Сибири в целом по отдельным специальностям. Задачи: 1. Изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда. 2. Структурная перестройка системы профессионального образования Новосибирской области. 3. Модернизация материально-технической базы образовательных учреждений. 4. Повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства. 5. Создание привлекательных условий обучения в учреждениях профессионального образования. 6. Создание системы независимой оценки качества профессионального образования. 7. Создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования |
Сроки (этапы) реализации Программы | Программа рассчитана на период с 2011 по 2015 годы. Ее реализация будет осуществляться в 3 этапа: первый этап - с июля 2011 года по декабрь 2011 года, подготовительный этап; второй этап - с начала 2012 года до декабря 2014 года, реализация основных программных мероприятий; третий этап - с начала 2015 года по декабрь 2015 года, заключительный этап: анализ, обобщение результатов деятельности по реализации Программы |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы) | Общий объем финансирования Программы составляет 1 706,0 миллионов рублей, из них: 2011 год - 127,2 млн. руб.: областной бюджет Новосибирской области - 42 млн. руб.; федеральный бюджет - 58,2 млн. руб.; внебюджетные источники финансирования, в том числе: средства предприятий и организаций (работодателей) - 17 млн. руб.; средства учреждений профессионального образования - 10 млн. руб.; 2012 год - 340,3 млн. руб.: областной бюджет Новосибирской области - 196,4 млн. руб.; федеральный бюджет - 34,9 млн. руб.; внебюджетные источники финансирования, в том числе: средства предприятий и организаций (работодателей) - 73 млн. руб.; средства учреждений профессионального образования - 36 млн. руб.; 2013 год - 357,8 млн. руб.: областной бюджет Новосибирской области - 221,7 млн. руб.; федеральный бюджет - 22,2 млн. руб.; внебюджетные источники финансирования, в том числе: средства предприятий и организаций (работодателей) - 78 млн. руб.; средства учреждений профессионального образования - 35,9 млн. руб.; 2014 год - 439,8 млн. руб.: областной бюджет Новосибирской области - 218,1 млн. руб.; федеральный бюджет - 100,0 млн. руб.; внебюджетные источники финансирования, в том числе: средства предприятий и организаций (работодателей) - 85,6 млн. руб.; средства учреждений профессионального образования - 36,1 млн. руб.; 2015 год - 440,7 млн. руб.: областной бюджет Новосибирской области - 218,1 млн. руб.; федеральный бюджет - 100,0 млн. руб.; внебюджетные источники финансирования, в том числе: средства предприятий и организаций (работодателей) - 86 млн. руб.; средства учреждений профессионального образования - 36,6 млн. руб |
Важнейшие целевые индикаторы. | Важнейшие целевые индикаторы: доля лиц принятых на программы начального, среднего профессионального образования по востребованным профессиям/специальностям и направлениям подготовки, 100% к 2015 году от общей численности принятых; доля реализуемых основных профессиональных образовательных программ по востребованным профессиям/специальностям и направлениям подготовки, 100% к 2015 году, от общего количества реализуемых основных профессиональных образовательных программ; доля лиц, обучающихся по программам профессионального образования, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию, не менее 90% к 2015 году от общей численности обучающихся (в 2010 году процедуры профессионально-общественной аккредитации отсутствовали); доля педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования, участвующих в программах стажировок в организациях, в условиях производства, на базе ресурсных центров, в том числе за рубежом, от общей численности педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования, не менее 20% к 2015 году. Вся совокупность целевых индикаторов, с характеризующими их количественными значениями, приведена в приложении N 1 к Программе. Ожидаемые результаты реализации Программы: К 2015 году в результате реализации Программы в Новосибирской области будет сформирована сеть учреждений профессионального образования, ориентированная на подготовку востребованных высококвалифицированных рабочих и специалистов по программам, прошедшим профессионально-общественную аккредитацию. Будет создано 20 отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов. В структуре учащихся в учреждениях профессионального образования увеличится доля обучающихся, поступивших после окончания полной (средней) общеобразовательной школы (до 20% к 2015 году относительно 17,5% в 2010 году). Учреждения профессионального образования станут площадками по реализации профессиональных программ для всех возрастных категорий трудоспособного населения, обеспечивая возможность получения образования в течение всей жизни. Создание министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области отраслевых координационных Советов, объединяющих предприятия и организации одной отрасли (работодателей), и учреждения профессионального образования (не менее 20 к 2015 году), позволит создать организационные механизмы, обеспечивающие тесное взаимодействие работодателей с учреждениями профессионального образования при формировании региональной компоненты программ профессионального образования (100% профессиональных программ к 2015 году), проведения процедур аттестации выпускников (будут аттестованы 100% выпускников 2015 года), организации учебно-производственной практики, участия специалистов предприятий в образовательном процессе (не менее 20 % от общего числа педагогов). В учреждениях профессионального образования будет модернизирована учебно-производственная база, позволяющая получить профессиональное образование в соответствии с требованиями современного производства и сферы услуг Новосибирской области; для учащихся будет создана безопасная, комфортная бытовая среда. Таким образом, система профессионального образования станет эффективным ресурсом, обеспечивающим экономику области высококвалифицированными рабочими и специалистами, подготовленными по профессиональным программам, соответствующим потребностям предприятий и организаций перспективных отраслей экономики Новосибирской области |
Электронный адрес размещения Программы в сети Интернет | www.mintrud.nso.ru |
II. Обоснование необходимости разработки Программы
Программа развития профессионального образования разработана в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 25.04.2011 N 150-рп «Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы».
В Новосибирской области идет процесс структурной перестройки экономики, ее главный вектор - развитие высокотехнологических производств, которые должны обеспечить конкурентоспособность экономики Новосибирской области.
При этом система начального и среднего профессионального образования, призванная обеспечить экономику высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами, медленно реагирует на меняющуюся ситуацию. Причиной этому является наличие проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в переходе области на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области.
Этими проблемами являются:
отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и переподготовку рабочих и специалистов, что существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки;
недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности технического профессионального образования (в 2010 году по городу Новосибирску 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 17,5% выпускников - в учреждения начального и среднего профессионального образования);
следствием низкой мотивации выпускников школ к выбору в пользу начального и среднего профессионального образования является невысокая наполняемость учреждений профессионального образования (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по области 65%, по состоянию на 01.09.2010);
устаревшая материально-техническая база большинства учреждений профессионального образования затрудняет и снижает качество подготовки рабочих кадров и специалистов (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, оценка на 01.11.2010);
отсутствие эффективной системы социального партнерства в профессиональном образовании сдерживает выработку профессиональных стандартов и создание системы независимой оценки качества профессионального образования (по состоянию на 01.03.2011 в Новосибирской области работает только один координационный отраслевой совет, утвержденный органом исполнительной власти Новосибирской области, - по подготовке специалистов легкой промышленности);
несоответствие качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним со стороны предприятий и организаций, осуществляющих прием на рабочие места (далее - работодатели);
неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в учреждениях профессионального образования усугубляет процесс старения педагогических кадров, является причиной низких темпов повышения профессиональных квалификаций и недостаточного притока специалистов из реального сектора экономики.
Объектом регулирования Программы является сеть и система управления учреждениями начального и среднего профессионального образования, подведомственными министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (далее - учреждения профессионального образования), условия и механизмы ее взаимодействия с работодателями.
Предметом регулирования Программы является структура, материально-техническая оснащенность и качество подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.
Программа устанавливает меры по реализации образовательной политики в сфере профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов для экономики Новосибирской области.
В сферу действия Программы входят учреждения начального и среднего профессионального образования, подведомственные министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, реализующие программы начального и среднего профессионального образования, программы профессиональной подготовки, общеобразовательные учреждения, учреждения высшего профессионального образования, работодатели, общественные организации и система их взаимоотношений.
Понятия и термины, используемые в Программе
Сеть учреждений профессионального образования - совокупность образовательных учреждений, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области, реализующих преемственные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, программы переподготовки, повышения квалификации безработных граждан, проживающих в Новосибирской области, на базе государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования Новосибирской области;
ресурсный центр профессионального образования - учреждение профессионального образования или структурное подразделение государственных образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального или дополнительного профессионального образования Новосибирской области по отраслевому принципу в целях объединения усилий в повышении качества подготовки специалистов и рабочих кадров на основе современных технологий и учебно-материальной базы;
многофункциональный центр прикладных квалификаций - образовательное учреждение или структурное подразделение учреждения начального профессионального образования или среднего профессионального образования, основной задачей которого является реализация программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих по договорам с предприятиями и организациями, службами занятости, физическими лицами;
центр сертификации профессиональных квалификаций рабочих кадров и специалистов среднего звена - некоммерческая автономная организация, осуществляющая деятельность в соответствии с ГОСТ Р 51000.9-97 «Система аккредитации в Российской Федерации. Общие критерии для органов, проводящих сертификацию персонала» независимую объективную сертификацию персонала для отраслей экономики и социальной сферы;
социальное сотрудничество - совокупность взаимоотношений организационного, образовательного, экономического характера между учреждениями профессионального образования и предприятиями, организациями (далее - работодателями), общественными организациями, представляющими интересы работодателей, органами исполнительной власти по обеспечению целенаправленной политики в формировании и развитии трудовых ресурсов на основе общности социально-экономических интересов;
областное задание на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов и рабочих кадров - задание, определяющее количество учебных мест в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований, для подготовки специалистов и рабочих кадров, профессиональной переподготовки и повышения их квалификации и уровня профессиональных знаний за счет средств областного бюджета Новосибирской области;
профессионально-общественная аккредитация - оценка реализуемых программ профессионального образования со стороны общественных структур с участием ведущих работодателей (ассоциаций, объединений работодателей и т.п.).
III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы
Цель Программы имеет долгосрочный характер, ее достижение невозможно обеспечить в рамках одного периода бюджетного планирования.
Задачи развития профессионального образования требуют комплексного подхода и должны решаться с учетом Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007 N 474, Схемы территориального планирования Новосибирской области, утвержденной постановлением администрации Новосибирской области от 07.09.2009 N 339-па, Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011_2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10_ОЗ.
Для реализации Программы необходимо привлечение финансовых средств из различных источников. Основными источниками финансирования Программы развития являются областной и федеральный бюджеты, средства работодателей, собственные средства учреждений профессионального образования.
Применение программно-целевого подхода позволит выявить и решить первоочередные проблемы системы образования, определить приоритеты в управлении процессом развития системы профессионального образования, сконцентрировать ресурсы и скоординировать усилия учреждений профессионального образования и социальных партнеров по достижению единой цели.
Новосибирская область и город Новосибирск традиционно являются центрами концентрации научных исследований, разработок и выпуска продукции по таким ключевым направлениям инновационного развития российской экономики, как авиастроение, медицинские и биотехнологические технологии, стратегические информационные технологии, а также, отчасти - космические технологии и медицинские технологии. Программа развития профессионального образования Новосибирской области будет ориентирована на подготовку рабочих и специалистов для производств и лабораторий по ключевым направлениям инновационного развития.
Программа развития профессионального образования Новосибирской области на 2011-2015 годы определяет основные цели и задачи в сфере развития системы профессионального образования и трудовых ресурсов Новосибирской области, механизмы достижения целей и целевые индикаторы, которыми будет измеряться эффективность развития системы профессионального образования.
Целью Программы является создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей экономику Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовку высококлассных специалистов для Сибири в целом по отдельным специальностям.
Для этого потребуется решить следующие задачи:
изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в учреждениях профессионального образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда;
структурная перестройка системы профессионального образования;
модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;
повышение эффективности управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развитие системы социального партнерства;
создание привлекательных условий обучения в учреждениях профессионального образования;
создание системы независимой оценки качества реализации программ профессионального образования;
создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования.
Перспективное количество учреждений начального и среднего профессионального образования Новосибирской области к 2015 году составит 55 учреждений профессионального образования (2011 год - 62, 2012 год - 85, 2013 год - 62, 2014 год - 55).
Цели и задачи Программы с обозначением целевых индикаторов приведены в Приложении N 1 к Программе.
Информация о фактических значениях целевых индикаторов формируется на основе данных, представляемых в министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области учреждениями профессионального образования, а также ведомственной отчетности министерства труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области.
Для расчета целевых индикаторов используется следующая методика:
доля лиц, принятых на программы начального, среднего профессионального образования по востребованным профессиям/ специальностям и направлениям подготовки, от общей численности принятых (на 31 декабря отчетного года) рассчитывается, как:
а1/в1*100%,
где:
а1 - численность лиц, принятых по востребованным профессиям/ специальностям и направлениям подготовки, в1 - общая численность лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования;
доля реализуемых основных профессиональных образовательных программ по востребованным профессиям/специальностям и направлениям подготовки от общего количества реализуемых основных профессиональных образовательных программ рассчитывается, как:
а2/в2*100%,
где:
а2 - количество реализуемых основных профессиональных образовательных программ по востребованным профессиям/специальностям и направлениям подготовки, в2 - общее количество реализуемых основных профессиональных образовательных программ в учреждениях профессионального образования;
доля образовательных учреждений, обеспечивающих интеграцию образовательных программ общего, начального (среднего) профессионального образования, от общего количества образовательных учреждений профессионального образования рассчитывается, как:
а3/в3*100%,
где:
а3 - количество учреждений профессионального образования, обеспечивающих интеграцию образовательных программ общего, начального (среднего) профессионального образования, в3 - общее количество учреждений профессионального образования;
доля учреждений профессионального образования, реализующих инновационные образовательные программы, от общего числа образовательных учреждений профессионального образования рассчитывается, как:
а4/в4*100%,
где:
а4 - количество учреждений профессионального образования, реализующих инновационные образовательные программы, в4 - общее количество учреждений профессионального образования;
доля учреждений профессионального образования, реализующих интегрированные многоуровневые образовательные программы, от общего числа образовательных учреждений профессионального образования рассчитывается, как
а5/в5*100%,
где: