ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 25 апреля 2011 года N 150-рп

г. Новосибирск


Об утверждении Концепции долгосрочной целевой программы
«Комплексная региональная программа развития профессионального
образования на 2011-2015 годы»


В соответствии с Законом Новосибирской области от 15.12.2007 N 166-ОЗ «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области», постановлением администрации Новосибирской области от 13.10.2008 N 289-па «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы».

2. Министерству труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (Шмидт И.В.) до 01.06.2011 на основании Концепции разработать проект долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на 2011-2015 годы».

3. Контроль за исполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Новосибирской области – министра труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области Шмидта И.В.

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Новосибирской области
от 25.04.2011 N 150-рп




КОНЦЕПЦИЯ
долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования
на 2011-2015 годы»


(далее - Концепция)


I. Система целей и задач


Концепция  долгосрочной целевой программы «Комплексная региональная программа развития профессионального образования на  2011-2015 годы» (далее -

программа) определяет основные цели и задачи в сфере развития начального и среднего профессионального образования и трудовых ресурсов Новосибирской области, механизмы достижения целей и целевые индикаторы, которыми будет измеряться эффективность развития системы профессионального образования.

Концептуальной целью является создание эффективной системы профессионального образования, обеспечивающей сферу производства и услуг Новосибирской области квалифицированными специалистами и рабочими кадрами, подготовку высококлассных специалистов для Сибири в целом по отдельным специальностям.

Для этого потребуется решить следующие задачи:

изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда;

структурная перестройка системы  профессионального образования;

модернизация материально-технической базы образовательных учреждений;

повышение эффективности  управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развитие системы социального партнерства;

создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение рабочим профессиям;

создание системы независимой оценки качества профессионального образования;

создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования и их материального стимулирования.

II. Система целевых индикаторов, обеспечивающих измеримость результатов достижения целей и решения задач

Решение указанных задач развития в рассматриваемом периоде должно обеспечить качественные изменения в сфере профессионального образования  Новосибирской области, которые будут характеризоваться следующими целевыми индикаторами к 2015 году.

1. Изменение содержания и повышение качества образовательного процесса в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с учетом требований регионального рынка труда:

доля выпускников образовательных учреждений, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, после завершения обучения, не менее 80% (61% - 2010 год);

доля образовательных учреждений, обеспечивающих интеграцию образовательных программ общего, начального (среднего) профессионального образования, не менее 42% (30% - 19 учреждений профессионального образования в 2010 году).

2. Структурная  перестройка системы  профессионального образования:

доля учреждений профессионального образования, реализующих инновационные образовательные программы, не менее 50% (19% - 2010 год);

доля  учреждений профессионального образования, реализующих интегрированные многоуровневые образовательные программы, не менее 50% (10% - 2010 год);

доля учреждений профессионального образования, реализующих с предприятиями реального сектора экономики совместные образовательные проекты, не менее 100% (20% - 2010 год).

3. Модернизация материально-технической базы учреждений, реализующих программы профессионального образования:

количество учреждений профессионального образования с обновленной лабораторной и производственной базой, не менее 40 учреждений (10 учреждений - 2010 год);

количество отраслевых ресурсных центров подготовки, переподготовки и повышения квалификации высококвалифицированных рабочих кадров и специалистов, не менее 20 центров (6 - 2010 год).

4. Повышение эффективности  управления системой профессионального образования, создание и внедрение государственно-общественных моделей взаимодействия, развития системы социального партнерства:

число отраслевых координационных советов, принимающих участие в аттестационных процедурах, в процедурах оценки качества образования учреждений профессионального образования, не менее 10 (1 - 2010 год);

доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях профессионального образования (совместителей из числа практических работников предприятий и организаций), не менее 20% (2% - 2010 год).

5. Создание целостной системы профессиональной ориентации молодежи на обучение по рабочим профессиям:

доля поступивших в учреждения профессионального образования, получивших квалифицированную помощь по профессиональной ориентации с помощью  специализированных служб и организаций, не менее 60% (20% - 2010 год);

доля поступивших в учреждения профессионального образования, получивших соответствующее профильное образование, не менее 30% (10% - 2010 год).

6. Создание системы независимой оценки качества профессионального образования:

доля выпускников программ профессионального образования, профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, не менее 80% (на момент принятия концепции механизм проведения процедур не разработан).

7. Создание эффективной системы управления кадрами профессионального образования:

число педагогических и руководящих работников учреждений профессионального образования, повышающих  квалификацию  с использованием  накопительной системы и зачетных единиц по индивидуальным образовательным траекториям, не менее 50 человек ежегодно (20% от числа педагогов, ежегодно участвующих в повышении квалификации, на момент принятия концепции механизм не разработан);

число педагогических работников учреждений профессионального образования, участвующих в программах стажировок в условиях производства, на базе ресурсных центров, не менее 50 человек ежегодно (20% от числа педагогов, ежегодно участвующих в повышении квалификации, на момент принятия концепции механизм не разработан);

увеличение средней заработной платы мастеров производственного обучения и педагогов учреждений профессионального образования до средней заработной платы в экономике Новосибирской области (75% - 2010 год).

III. Анализ ситуации, ключевые проблемы развития

С начала 90-х годов произошли кардинальные изменения в экономике Новосибирской области, в основном связанные с изменением структуры отраслей в экономике области, ростом доли услуг в структуре валового регионального продукта. Это  привело к существенным изменениям в системе профессионального образования - резко ослабли связи с базовыми предприятиями, фактически прекратились инвестиции в развитие учебно-материальной базы учреждений профессионального образования, возникло несоответствие перечня реализуемых профессиональных образовательных программ  запросам предприятий и организаций.

В период с 2000-го года в экономике области происходит процесс преодоления последствий переходного периода и выход на инновационный путь развития.

Основными направлениями  развития экономики Новосибирской области становятся: силовая электроника, электро- и энергомашиностроение, транспорт и логистика, информационные технологии, строительство, приборостроение, биомедицинские технологии, топливно-энергетический и металлургический комплексы. Развивается комплекс предприятий легкой промышленности и сервиса. Получили новые импульсы производство и переработка сельскохозяйственной продукции.

В области идет процесс структурной перестройки экономики, ее главный вектор - развитие высокотехнологических производств,  которые должны обеспечить конкурентоспособность экономики Новосибирской области.

При этом система профессионального образования, призванная обеспечить экономику высококвалифицированными рабочими кадрами и специалистами, медленно реагирует на меняющуюся ситуацию.

Причиной этому является наличие  проблем в структуре и механизме функционирования системы профессионального образования, без преодоления которых невозможно обеспечить эффективную функцию системы профессионального образования в  переходе области на инновационный путь развития, повышающий конкурентоспособность, социальную и инвестиционную привлекательность Новосибирской области.

Этими проблемами являются:

отсутствие перспективного заказа работодателей на подготовку и  переподготовку рабочих и специалистов, что  существенно затрудняет формирование оптимальной структуры подготовки;

недостаточная наполняемость контингентом учащихся учреждений профессионального образования является причиной низкой эффективности бюджетных расходов и медленных темпов обновления основных фондов (средний коэффициент наполняемости - отношение фактического количества учащихся к проектной мощности учреждения составляет в среднем по области - 65%, по состоянию на 01.09.2010);

устаревшая материально-техническая база большинства учреждений профессионального образования затрудняет подготовку рабочих кадров и специалистов, удовлетворяющих потребности развивающейся экономики области (износ учебно-производственного, лабораторного оборудования составляет 90% в 59 из 65 учреждений начального и среднего профессионального образования, подведомственных министерству труда, занятости и трудовых ресурсов  Новосибирской области, оценка на 01.11.2010);

отсутствие эффективной системы социального партнерства в профессиональном образовании сдерживает выработку профессиональных стандартов и создание системы независимой оценки качества профессионального образования (по состоянию на 01.03.2011 в области работает только один координационный отраслевой совет - по подготовке специалистов легкой промышленности);

недостаточная мотивация большинства выпускников школ к выбору рабочих профессий и специальностей в силу непривлекательности технического профессионального образования (в 2010 году по г. Новосибирску 82,5% выпускников 11-х классов поступили в высшие учебные заведения и лишь 17,5% выпускников - в учреждения начального и среднего профессионального образования);

несоответствие качества подготовки выпускников учреждений профессионального образования требованиям, предъявляемым к ним со стороны предприятий и организаций, осуществляющих прием на рабочие места выпускников учреждений профессионального образования (в дальнейшем - работодатели);

неэффективная система стимулирования профессионального роста руководящих и педагогических работников в учреждениях профессионального образования усугубляет процесс старения педагогических кадров, низкие темпы повышения профессиональных квалификаций и недостаточный приток специалистов из реального сектора экономики.

IV. Обоснование необходимости решения проблемы в рамках
программно-целевого подхода


Цель Концепции имеет долгосрочный характер, ее достижение невозможно обеспечить в рамках очередного финансового года и последующего планового периода.

Задачи развития профессионального образования требуют комплексного подхода и должны решаться с учетом Стратегии социально-экономического развития Новосибирской области на период до 2025 года, утвержденной постановлением Губернатора Новосибирской области от 03.12.2007  N 474, Схемы территориального планирования Новосибирской области, утвержденной Программы социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области N 10-ОЗ от 02.12.2010.

Основными источниками финансирования программы развития профессионального образования Новосибирской области являются областной и федеральный бюджеты, средства работодателей, собственные средства образовательных учреждений.

Программно-целевой подход к разработке программы развития системы профессионального образования позволяет сформулировать цели управления профессиональным образованием на основе согласованного заказа - органов государственной власти, предпринимателей, педагогического профессионального сообщества, выявить и решить первоочередные проблемы системы образования, определить приоритеты в управлении процессом развития системы профессионального образования.

V. Механизмы реализации программы, система управления


Концепция разработана в соответствии с распоряжением Правительства Новосибирской области от 31.01.2011 N 32-рп и Программой социально-экономического развития Новосибирской области на 2011-2015 годы, утвержденной Законом Новосибирской области от 02.12.2010 N 10-ОЗ.

С целью обеспечения эффективного управления развитием системы профессионального образования, обеспечения межотраслевого взаимодействия, привлечения работодателей и экспертного сообщества  предполагается создать совет по развитию профессионального образования при Губернаторе Новосибирской области.

Учитывая, что развивающаяся экономика области требует быстрых результатов обновления системы профессионального образования, необходимо определить приоритетные мероприятия и механизмы.

В изменении содержания и повышении качества образовательного процесса:

сформировать нормативную правовую базу участия работодателей в разработке образовательных профессиональных программ;

организовать проведение мониторинга и разработку среднесрочного прогноза потребностей рынка труда (в разрезе территорий и отраслей) и формирование на его основе государственного задания на обучение рабочих и специалистов;

создать систему стимулирования предприятий и образовательных учреждений в разработке и реализации образовательных проектов,  направленных на повышение профессиональных компетенций рабочих и специалистов  в приоритетных отраслях экономики области.

В структурной перестройке системы профессионального образования:

сформировать сеть ресурсных центров на базе учреждений профессионального образования в приоритетных отраслях экономики Новосибирской области, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, программы дополнительного профессионального образования, программы повышения квалификации и переподготовки, как центры профессионального образования, обеспечивающие получение профессиональных компетенций на протяжении всей жизни;

сформировать оптимальную сеть учреждений профессионального образования в сельской местности, реализующих программы начального и среднего профессионального образования, программы повышения квалификации и переподготовки, как центры профессионального образования, обеспечивающие подготовку трудовых ресурсов для сферы производства и услуг одного или нескольких муниципальных районов Новосибирской области;

обеспечить во взаимодействии с ведущими предприятиями отрасли развитие специализированных учреждений профессионального образования, ориентированных на подготовку рабочих кадров и специалистов по профессиональным образовательным программам для данной отрасли;

согласовать с органами местного самоуправления, работодателями, центрами занятости населения и учреждениями профессионального образования схемы взаимодействия и координации совместной деятельности по профориентации обучающихся школ, учащейся молодежи и содействию в трудоустройстве выпускников образовательных учреждений;

оказать организационную и методическую поддержку органам местного самоуправления в создании муниципальных центров образования с целью реализации программ общего образования и программ профессиональной подготовки на базе имущественных комплексов неперспективных учреждений профессионального образования;

обеспечить создание сети колледжей - государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих преемственные и интегрированные образовательные программы основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального (базового и повышенного уровней) и среднего профессионального (базового и повышенного уровней) образования, обеспечивающих обучающимся возможность последовательного повышения своего общеобразовательного и профессионального уровней, профессиональных компетенций и роста конкурентоспособности выпускников на рынке труда.

В модернизации материально-технической базы образовательных учреждений, образовательных программ:

организовать проведение имущественного аудита, передачу невостребованного недвижимого имущества в казну Новосибирской области;

обеспечить обновление учебно-производственного парка и оборудования на принципах софинансирования с отраслевыми работодателями;

сформировать нормативную правовую базу, направленную на стимулирование участия работодателей в управлении образовательными учреждениями и развитии материально-технической базы;

обеспечить  приоритетное обновление информационно-коммуникационной среды для образовательных учреждений, имеющих соответствующий кадровый потенциал - педагогов или мастеров производственного обучения, прошедших соответствующую подготовку, имеющих первую или высшую квалификационную категорию, владеющих информационно-коммуникационными технологиями.

В повышении эффективности управления системой профессионального образования:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»