_____________________________
- Утрачивает силу с 01.01.2015 -
- постановление Правительства области
от 15.09.2014 N 352-п
______________________________
Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 23.05.2011 N 215-п «О долгосрочной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области на 2011-2015 годы» следующие изменения:
1. В пункте 3 слова «Горнина Л.В.» заменить словами «Соболева А.К.».
2. Долгосрочную целевую программу «Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области на 2011-2015 годы» изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор области
В.А.Юрченко
«ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области
на 2011-2015 годы»
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей в Новосибирской области на 2011-2015 годы» (далее - программа) |
Наименование, дата и номер правового акта о разработке программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» |
Основные разработчики программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Государственный заказчик (государственный | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Руководитель программы | Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области |
Исполнители основных мероприятий программы | Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области во взаимодействии с органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области |
Цели и задачи программы | Цель программы: государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Задачи программы: 1. Предоставление молодым семьям - участникам программы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса. 2. Создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья |
Сроки (этапы) реализации программы | 2011-2015 годы |
Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий программы) | Объемы финансирования программы в 2011-2015 годах составляют всего 623 079,9 тыс. рублей, из них: 2011 год - 31 196,6 тыс. рублей; 2012 год - 157 740,6 тыс. рублей; 2013 год - 147 880,9 тыс. рублей; 2014 год - 144 880,9 тыс. рублей; 2015 год - 141 380,9 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет (прогнозный объем на условиях софинансирования) - 120 064,2 тыс. рублей, из них: 2011 год - 18 880,9 тыс. рублей; 2012 год - 44 540,6 тыс. рублей; 2013 год - 18 880,9 тыс. рублей; 2014 год - 18 880,9 тыс. рублей; 2015 год - 18 880,9 тыс. рублей; бюджет Новосибирской области (далее - областной бюджет) - 494 015,7 тыс. рублей, из них: 2011 год - 12 315,7 тыс. рублей; 2012 год - 113 200,0 тыс. рублей; 2013 год - 126 000,0 тыс. рублей; 2014 год - 123 000,0 тыс. рублей; 2015 год - 119 500,0 тыс. рублей; местные бюджеты (прогнозный объем на условиях софинансирования) - 9 000,0 тыс. рублей, из них: 2011 год - 0 тыс. рублей; 2012 год - 0 тыс. рублей; 2013 год - 3 000,0 тыс. рублей; 2014 год - 3 000,0 тыс. рублей; 2015 год - 3 000,0 тыс. рублей. Объемы финансирования программы в 2011-2015 годах составляют всего 623 079,9 тыс. рублей, в том числе: по министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области - 614 079,9 тыс. рублей, из них: 2011 год - 31 196,6 тыс. рублей; 2012 год - 157 740,6 тыс. рублей; 2013 год - 144 880,9 тыс. рублей; 2014 год - 141 880,9 тыс. рублей; 2015 год - 138 380,9 тыс. рублей; по органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Новосибирской области - 9 000,0 тыс. рублей, из них: 2011 год - 0 тыс. рублей; 2012 год - 0 тыс. рублей; 2013 год - 3 000,0 тыс. рублей; 2014 год - 3 000,0 тыс. рублей; 2015 год - 3 000,0 тыс. рублей. Суммы средств, выделяемые из федерального, областного и местных бюджетов, подлежат ежегодному уточнению, исходя из возможностей бюджетов всех уровней |
Важнейшие целевые индикаторы. | Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием кредитных и заемных средств) при оказании содействия за счет средств федерального, областного и местных бюджетов в 2011-2015 годах. Успешное выполнение мероприятий программы в 2011_2015 годах позволит: улучшить жилищные условия 1083 молодых семей; создать условия для повышения доступности жилья для молодых семей; привлечь в жилищную сферу дополнительные финансовые средства: собственные средства граждан, средства кредитных и других организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, в том числе ипотечные, на общую сумму около 800,0 млн. рублей (прогнозные объемы); укрепить семейные отношения и снизить социальную напряженность в обществе; улучшить демографическую ситуацию в Новосибирской области; оказать содействие развитию системы ипотечного жилищного кредитования |
Программа реализуется в соответствии с приоритетным национальным проектом «Доступное и комфортное жилье - гражданам России».
Программа разработана в соответствии с требованиями и условиями «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, а также требованиями постановления Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации».
Программа предусматривает оказание бюджетной поддержки в решении жилищных вопросов молодых семей, что является важным фактором стимулирования и закрепления положительных тенденций в изменении демографической ситуации в Новосибирской области.
В настоящей программе вправе принимать участие молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая условиям «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (далее - подпрограмма).
Поддержка молодых семей в целях улучшения жилищных условий является важнейшим направлением социальной политики Новосибирской области.
В целях реализации указанного приоритетного направления оказание государственной поддержки при приобретении жилья или строительстве индивидуального жилья с 2004 года осуществлялось на территории Новосибирской области в рамках областной целевой «Создание механизмов обеспечения жильем молодых семей в Новосибирской области на 2004-2011 годы» (далее - ОЦП).
Количество молодых семей, улучшивших жилищные условия за период реализации , составило 1668 молодых семей, в том числе:
859 семьями (или 51% от общего количества улучшивших) получены субсидии на улучшение жилищных условий из федерального бюджета при рождении ребенка (2005-2006 гг.) и в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 N 285 «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» (2006_2010 гг.) на общую сумму в размере 312,9 млн. рублей;
726 семей (или 44%) ежемесячно получали субсидии из областного бюджета на погашение части процентной ставки по ранее оформленному жилищному кредиту на общую сумму в размере 100,4 млн. рублей;
83 семьи приобрели жилье на условиях долевого участия в подготовке инженерных сетей и коммуникаций при строительстве молодежных жилищных комплексов при софинансировании из областного и местных бюджетов.
В органах местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области (далее - органы местного самоуправления) на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на 1 января 2010 года состояли 8174 молодых семьи (или 16% от общего количества нуждающихся), из них 2120 семей (или 25,9% от количества состоящих на учете) изъявили желание принять участие в .
Кроме того, за период с 2004 по 2010 год были разработаны механизмы государственной поддержки молодых семей, проживающих в Новосибирской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при оформлении кредитов на приобретение (строительство) жилья.
Так, в 2004-2008 годах более чем 3500 молодым семьям предоставлены субсидии на компенсацию части процентной ставки по жилищным кредитам на приобретение или строительство жилья, частичную оплату первоначальных взносов при жилищном кредитовании.
В целях снижения влияния экономического кризиса на строительный и ипотечный рынки в Новосибирской области в 2009-2011 годах гражданам предоставлялась государственная поддержка в виде компенсации части расходов по оплате первоначального взноса и процентов при кредитовании на приобретение жилых помещений у застройщиков в многоквартирных жилых домах, введенных (вводимых) в эксплуатацию в 2008-2011 годах. В рамках данного направления улучшили свои жилищные условия около 3000 молодых семей.
Актуальность государственной поддержки молодых семей при кредитовании на приобретение (строительство) жилья определяется высокой стоимостью жилья и ипотечных жилищных кредитов.
Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода, они не в состоянии внести первоначальный взнос при получении ипотечного жилищного кредита. Молодые семьи, в основном, являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения уплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
Проблема отсутствия отдельного жилья у молодых семей имеет определенную общественную значимость, поскольку влечет за собой значительные негативные последствия, в том числе:
рождение первого или последующих детей откладывается на неопределенный срок;
возникновение конфликтных ситуаций в социуме молодых семей и последующего депрессивного психологического состояния супругов, характеризующегося проявлением различных форм асоциального поведения;
распад молодых семей уже в течение первых трех лет после заключения брака.
Поддержка молодых семей при решении жилищной проблемы станет основой стабильных условий жизни для этой наиболее активной части населения, повлияет на улучшение демографической ситуации в Новосибирской области.
Целью программы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Задачами программы являются:
обеспечение предоставления молодым семьям - участникам программы социальных выплат на приобретение жилья экономкласса или строительство индивидуального жилого дома экономкласса (далее - социальные выплаты);
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, дополнительных финансовых средств кредитных и других организаций, предоставляющих кредиты и займы, в том числе ипотечных жилищных кредитов, для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.
Целевым индикатором программы является количество молодых семей, улучшивших жилищные условия (в том числе с использованием кредитных и заемных средств) при оказании содействия за счет средств бюджетов всех уровней. Значение целевого индикатора определяется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Новосибирской области (далее - министерство) на основании оплаченных молодыми семьями свидетельств на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома.
Эффективность программы и реализуемых мер по обеспечению жильем молодых семей определяется степенью достижения запланированных значений целевого индикатора, предусмотренного .
Цели и задачи программы, планируемые значения целевого индикатора приведены в приложении 1 к программе.
Основными принципами реализации программы являются:
добровольность участия в программе молодых семей;
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках программы из федерального, областного и местных бюджетов на улучшение жилищных условий, только один раз.
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение цели и задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Реализация системы мероприятий программы осуществляется по следующим направлениям:
нормативное правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
финансовое обеспечение реализации программы;
организационное обеспечение реализации программы.
Основными мероприятиями по нормативно-организационному и финансовому обеспечению реализации программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий, а также подготовка необходимых нормативных правовых документов для планирования и использования средств областного бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период.
Организационные мероприятия на областном уровне включают:
сбор данных о молодых семьях, участвующих в программе, предоставляемых органами местного самоуправления, для формирования единой информационной базы по Новосибирской области об участниках программы;
определение ежегодного объема средств областного бюджета, направляемых на реализацию мероприятий программы;
подготовка пакета документов на участие в конкурсе на получение средств федерального бюджета в рамках подпрограммы;
заключение соглашения с государственным заказчиком (Министерством регионального развития Российской Федерации) о реализации ;
отбор муниципальных образований Новосибирской области (далее - муниципальные образования) для участия в программе, расчет и распределение иных межбюджетных трансфертов между муниципальными образованиями;
заключение соглашений с администрациями муниципальных образований о реализации программы;
отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых молодым семьям в качестве социальной выплаты;
отбор уполномоченных организаций, осуществляющих оказание услуг для молодых семей - участников программы по приобретению жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья (при необходимости);
определение исполнителей программы в Новосибирской области;
осуществление контроля за реализацией программы на областном и муниципальном уровнях в пределах полномочий министерства;
обеспечение освещения целей и задач программы, хода ее реализации в средствах массовой информации;
оказание методологической помощи органам местного самоуправления в реализации мероприятий программы;
проведение мониторинга реализации программы на областном уровне, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов.
Кроме того, перечень мероприятий программы, требующих финансирования, приведен в приложении N 2 к программе.
Организационные мероприятия на муниципальном уровне определяются муниципальными программами в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Новосибирской области.
1. Механизмы реализации программы
Механизм реализации программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам программы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, предусмотренными (далее - Правила).
Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи, помимо права на получение средств социальной выплаты, дополнительных средств - собственных средств или средств, полученных по кредитному договору (договору займа) на приобретение (строительство) жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала.
Условием участия в программе и предоставления социальной выплаты является согласие совершеннолетних членов молодой семьи на обработку органами местного самоуправления персональных данных о членах молодой семьи. Согласие должно быть оформлено в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О персональных данных».
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома (далее - свидетельство), которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в программе. Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный государственным заказчиком программы для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.