ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 ноября 2012 года N 517-п


Об утверждении региональной программы «Развитие предприятий промышленности
строительных материалов и индустриального домостроения на территории Новосибирской области
 на 2012-2020 годы»

(с изменениями на 14 сентября 2015 года)

_____________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п

_____________________________________________


В целях исполнения пункта 9 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 25.04.2011 N ВП-П9-23пр, реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, одобренной Правительством Российской Федерации и утвержденной приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 30.05.2011 N 262, а также содействия обеспечению строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями для обеспечения планируемых темпов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, модернизации жилищного фонда на территории Новосибирской области, Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

1. Утвердить региональную программу «Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Новосибирской области на 2012-2020 годы» (далее – Программа).

2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Сёмку С.Н.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Новосибирской области
от 20.11.2012 N 517-п
(В редакции, введенной
 постановлением Правительства
 области от 14.09.2015 N 340-п
, -
см. предыдущую редакцию)

РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие предприятий промышленности строительных материалов
и индустриального домостроения на территории Новосибирской области
на 2012-2020 годы»

(далее - Программа)


I. Паспорт Программы

(В редакции, введенной постановлением Правительства
 области от 14.09.2015 N 340-п
, - см. предыдущую редакцию)

Наименование Программы

Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Новосибирской области на 2012_2020 годы

Основание для разработки Программы

Пункт 9 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по развитию строительного комплекса в Российской Федерации» от 25.04.2011 N ВП-П9-23 пр

Заказчик Программы

Министерство строительства Новосибирской области

Основные разработчики Программы

Министерство строительства Новосибирской области

Государственный заказчик - координатор Программы

Министерство строительства Новосибирской области

Участники Программы

Министерство строительства Новосибирской области, министерство экономического развития Новосибирской области, министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами (по согласованию)

Цель и задачи Программы

Целью Программы является увеличение объема производства современных высококачественных, конкурентоспособных ресурсов и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций на  территории Новосибирской области с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения планируемых темпов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда;

повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов.

Задачами Программы являются:

стимулирование строительства новых предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе ранее не выпускаемых на территории Новосибирской области;

модернизация и техническое перевооружение действующих производств по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций;

создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных, высокотехнологичных и инновационных производств строительных материалов, изделий и конструкций;

привлечение инвестиций;

оказание государственной поддержки инвестиционным проектам, направленным, в том числе, на реализацию мероприятий по модернизации, перевооружению и развитию производства строительных материалов, изделий и конструкций

Целевые индикаторы Программы

Увеличение объема производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций;

уровень использования производственных мощностей;

объем жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры

Источники финансирования мероприятий

За счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе средств, направленных на финансирование мероприятий, предусмотренных в действующих на территории Новосибирской области программах:

долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012_2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.09.2011 N 383-п;

ведомственная целевая программа «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2010-2012 годы», утвержденная приказом руководителя департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области от 10.02.2010 N 11;

ведомственная целевая программа «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2013-2017 годы», утвержденная приказом министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 29.08.2012 N 307;

государственная программа Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в  Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 20.02.2015 N 68-п;

государственная программа Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п;

государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 28.07.2015  N 291-п

Срок реализации Программы

В период с 2012 по 2020 годы

Ожидаемые результаты реализации Программы

Техническое перевооружение и модернизация производственной базы промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Новосибирской области, обеспечение строительного рынка высококачественными, конкурентоспособными  строительными материалами, изделиями и конструкциями. Обеспечение снижения стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов за счет применения новых энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций, ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных технологий.

Обеспечение потребности в строительных материалах и конструкциях в Новосибирской области для решения задач по возведению прогнозируемых объемов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года.

Показатели эффективности:

увеличение объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций:

железобетонные изделия:

2012/2011 - 115,97%;

2013/2012 - 103,2%;

2014/2013 - 100,9%;

2015/2014 - 108,5%;

2016/2015 - 105,3%;

2017/2016 - 100,0%;

2018/2017 - 114,4%;

2019/2018 - 103,3%;

2020/2019 - 100,0%;

2020/2010 - 176,2%;

цемент:

2012/2011 - 117,2%;

2013/2012 - 112,3%;

2014/2013 - 102,2%;

2015/2014 - 101,6%;

2016/2015 - 102,9%;

2017/2016 - 102,7%;

2018/2017 - 102,1%;

2019/2018 - 102,1%;

2020/2019 - 102,1%;

2020/2010 - 135,0%;

нерудные строительные материалы:

2012/2011 - 134,8%;

2013/2012 - 98,5%;

2014/2013 - 101,2%;

2015/2014 - 100,2%;

2016/2015 - 100,3%;

2017/2016 - 102,2%;

2018/2017 - 100,0%;

2019/2018 - 102,9%;

2020/2019 - 100,0%;

2020/2010 - 144,2%;

стеновые материалы:

2012/2011 - 108,6%;

2013/2012 - 98,6%;

2014/2013 - 121,4%;

2015/2014 - 113,9%;

2016/2015 - 109,7%;

2017/2016 - 102,8%;

2018/2017 - 100,0%;

2019/2018 - 102,4%;

2020/2019 - 102,7%;

2020/2010 - 196,5%;

уровень использования производственных мощностей:

железобетонные изделия:

2012/2011 - 100,0%;

2013/2012 - 100,5%;

2014/2013 - 101,1%;

2015/2014 - 101,0%;

2016/2015 - 101,9%;

2017/2016 - 100,0%;

2018/2017 - 100,7%;

2019/2018 - 101,4%;

2020/2019 - 103,4%;

2020/2010 - 120,0%;

цемент:

2012/2011 - 101,9%;

2013/2012 - 105,1%;

2014/2013 - 106,3%;

2015/2014 - 102,9%;

2016/2015 - 104,3%;

2017/2016 - 104,2%;

2018/2017 - 104,2%;

2019/2018 - 104,0%;

2020/2019 - 100,0%;

2020/2010 - 145,3%;

нерудные строительные материалы:

2012/2011 - 105,1%;

2013/2012 - 104,8%;

2014/2013 - 105,2%;

2015/2014 - 106,1%;

2016/2015 - 102,9%;

2017/2016 - 103,5%;

2018/2017 - 104,2%;

2019/2018 - 104,5%;

2020/2019 - 100,0%;

2020/2010 - 174,5%;

стеновые материалы:

2012/2011 - 114,5%;

2013/2012 - 111,7%;

2014/2013 - 103,3%;

2015/2014 - 106,6%;

2016/2015 - 103,2%;

2017/2016 - 103,0%;

2018/2017 - 102,8%;

2019/2018 - 102,6%;

2020/2019 - 100,0%;

2020/2010 - 213,5%;

темп роста годового объема ввода жилья на территории Новосибирской области:

2012/2011 - 104,4%;

2013/2012 - 109,7%;

2014/2013 - 133,6%;

2015/2014 - 78,2%;

2016/2015 - 104,4%;

2017/2016 - 103,7%;

2018/2017 - 103,6%;

2019/2018 - 104,5%;

2020/2019 - 104,3%;

2020/2010 - 159,4%


II. Общие положения

Основной целью развития промышленности строительных материалов является увеличение объема производства конкурентоспособных, энергоэффективных и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций на территории Новосибирской области, с учетом имеющейся региональной сырьевой базы, способных обеспечить планируемые темпы жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда.

Продукция отрасли должна содержать широкую номенклатуру строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям товарного рынка. В то же время развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно быть экономически обосновано, с учетом изучения спроса на них, оптимального использования имеющейся региональной сырьевой базы отрасли.

Программа и отраженные в ней направления развития ориентированы на максимальное повышение эффективности работы строительного комплекса Новосибирской области.

Актуальность разработки Программы обусловлена необходимостью ускоренного развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Новосибирской области и обеспечения соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли, спросу как на территории Новосибирской области, так и за ее пределами.

Нормативные правовые акты в сфере действия Программы:

Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, одобренная Правительством Российской Федерации и утвержденная приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 30.05.2011 N 262;

Бюджетный кодекс Российской Федерации;

Закон Новосибирской области от 20.09.2002  «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области»;

Закон Новосибирской области от 15.12.2007  «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области»;

Закон Новосибирской области от 14.04.2007 N 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области»;

- Абзацы в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию:

постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 N 104-п «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области»;

постановление Губернатора Новосибирской области от 12.05.2014 N 81 «О Совете по инвестициям Новосибирской области»;

государственная программа Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 20.02.2015 N 68-п;

государственная программа Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015_2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п;

государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п.

- Абзац утратил силу - постановление Правительства области от 14.09.2015 N 340-п - см. предыдущую редакцию

В настоящей Программе используются следующие понятия и определения:

инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами являются юридические лица;

инвестиционный проект - комплекс действий, связанных с инвестированием средств в расширение и (или) совершенствование  компании. В самом общем смысле, инвестиционным проектом называется план или программа вложения капитала с целью последующего получения прибыли;

строительный комплекс - это совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также реализацию государственной политики в жилищной сфере;

строительные материалы - это материалы для возведения  и , используемые при строительстве, реконструкции и ремонте различных зданий и сооружений;

импортная продукция - это любая продукция (вещи), имеющая материальную, вещественную форму, ввезенная в страну из-за границы для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить;

хозяйствующий субъект - , коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая , приносящую ей ;  или , ведущее  от своего имени, осуществляющее экономические, . Это осуществляющие , реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные , а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, , ассоциации, , межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью;

юридические лица - организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие основные признаки юридического лица:

1) независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;

2) наличие имущества, обособленного от имущества участников;

3) право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;

4) право осуществлять от своего имени экономические операции;

5) право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;

6) самостоятельная имущественная ответственность.

Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать (при наличии) и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)

III. Строительные материалы, являющиеся
объектом рассмотрения Программы


Одной из основных проблем промышленности строительных материалов Новосибирской области является недостаточный объем инвестиций, направляемых на модернизацию и техническое перевооружение производства. Невысокая прибыль, снижение доступности кредитования предприятий (организаций) строительного комплекса негативно сказываются на развитии их собственного потенциала, а также сроках реализации и окупаемости проектов модернизации производства.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)

В связи с увеличением объемов строительства, возрастающими требованиями заказчиков, необходимостью применения современных материалов, инновационных технологий в строительстве зданий и сооружений, а также устранением дефицита определенных видов материалов, перед предприятиями (организациями) строительного комплекса Новосибирской области встают задачи по выработке направлений комплексного решения вопросов их развития, повышению технического и технологического уровня производства, по расширению ассортимента, улучшению качества, снижению себестоимости выпускаемой продукции, разработке новых схем сбыта.

Отсутствие в ряде районов Новосибирской области производства местных строительных материалов является одним из главных сдерживающих факторов роста объемов строительства. Привозные материалы являются дорогими для местного потребителя за счет транспортных затрат. Так, например, в структуре себестоимости нерудных материалов до 90% составляют затраты на их транспортировку.

Сфера производства строительных материалов и стройиндустрии Новосибирской области включает более 370 предприятий (организаций) с общей численностью работающих свыше 17,9 тысяч человек. В силу особенностей распределения на территории Новосибирской области запасов минерально-сырьевой базы, местоположения основных потребителей продукции отрасли значительная часть предприятий по производству строительных материалов и стройиндустрии расположена в восточной части Новосибирской области. Это, в первую очередь, город Новосибирск, город Бердск, Новосибирский, Искитимский, Тогучинский, Черепановский, Маслянинский районы. В других районах Новосибирской области предприятия отрасли представлены незначительно или же полностью отсутствуют.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см.предыдущую редакцию)

При принятии решения о строительстве новых предприятий по производству строительных материалов следует обеспечить сбалансированное размещение производственных мощностей на территории Новосибирской области с учетом перспективного спроса на строительные материалы и наличие сырьевой базы.

В Новосибирской области имеются значительные запасы сырья, используемого в промышленности строительных материалов. Практически во всех районах Новосибирской области разведаны месторождения кирпичных суглинков, реже встречаются месторождения строительных камней, песка, песчано-гравийных смесей, известняков, керамзитового сырья.

Основными видами продукции, выпускаемой предприятиями Новосибирской области, являются: железобетонные изделия и конструкции, стеновые материалы, цемент (приложение N 2 к Программе). Отсутствуют производства листового стекла, эффективных теплоизоляционных материалов, современных рулонных кровельных материалов, декоративно-облицовочных материалов.

На сегодняшний день, оценочно, мощности предприятий стройиндустрии Новосибирской области составляют:

производство кирпича - более 500 млн. штук условного кирпича в год;

производство железобетонных изделий - 600 тыс. куб. м в год;

производство цемента - более 1500 тыс. тонн в год;

добыча нерудных материалов более 7,0 млн. куб. м в год.

Существующие на действующих предприятиях строительной индустрии технологии требуют больших затрат труда, материалов, энергии, недостаточно автоматизированы и механизированы. Износ основного технологического оборудования составляет более 50%. В этой связи требуются значительные капиталовложения в модернизацию производства, внедрение новых технологий и оборудования (приложение N 4 к Программе).

Производство железобетонных изделий.

Всего в Новосибирской области железобетонные изделия производят около 30 предприятий, из них наиболее крупных 14 заводов. Область обеспечивает себя железобетонными изделиями на 70%, что не достаточно для планируемых объемов жилищного строительства на период до 2020 года без ввода дополнительных мощностей, а как следствие - прогнозируется более выраженный дефицит железобетонных изделий местного производства.

Активно развивающимся сегментом промышленности стройиндустрии Новосибирской области в последние годы является сегмент железобетонных изделий для крупнопанельного домостроения. Доля сегмента в общем объеме областного производства железобетонных изделий выросла с 2003 года с 8% до 17%.

Основная доля заводов по производству железобетонных изделий сконцентрирована в черте города Новосибирска.

     Производство стеновых материалов.

Несмотря на внедрение новых конструктивных и технологических решений строительства зданий и сооружений, объемы производства строительного кирпича являются ярким индикатором развития строительной отрасли и региональной инвестиционной активности.

В настоящее время в Новосибирской области функционирует 16 заводов -

изготовителей керамического кирпича. Основная доля заводов по производству кирпича располагается в городе Новосибирске, Маслянинском районе, Черепановском районе и г. Бердске.

Производство щебня.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»