(с изменениями на 14 сентября 2015 года)
_____________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п
_____________________________________________
В целях исполнения пункта 9 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 25.04.2011 N ВП-П9-23пр, реализации Стратегии развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, одобренной Правительством Российской Федерации и утвержденной приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 30.05.2011 N 262, а также содействия обеспечению строительного рынка высококачественными строительными материалами, изделиями и конструкциями для обеспечения планируемых темпов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, модернизации жилищного фонда на территории Новосибирской области, Правительство Новосибирской области
п о с т а н о в л я е т:
1. Утвердить региональную программу «Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Новосибирской области на 2012-2020 годы» (далее – Программа).
2. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Сёмку С.Н.(Пункт в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)
Губернатор области
В.А.Юрченко
РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Развитие предприятий промышленности строительных материалов
и индустриального домостроения на территории Новосибирской области
на 2012-2020 годы»
(далее - Программа)
(В редакции, введенной постановлением Правительства
области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)
Наименование Программы | Развитие предприятий промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Новосибирской области на 2012_2020 годы |
Основание для разработки Программы | Пункт 9 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина «О мерах по развитию строительного комплекса в Российской Федерации» от 25.04.2011 N ВП-П9-23 пр |
Заказчик Программы | Министерство строительства Новосибирской области |
Основные разработчики Программы | Министерство строительства Новосибирской области |
Государственный заказчик - координатор Программы | Министерство строительства Новосибирской области |
Участники Программы | Министерство строительства Новосибирской области, министерство экономического развития Новосибирской области, министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области во взаимодействии с хозяйствующими субъектами (по согласованию) |
Цель и задачи Программы | Целью Программы является увеличение объема производства современных высококачественных, конкурентоспособных ресурсов и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций на территории Новосибирской области с учетом потребностей и имеющейся региональной сырьевой базы для полного обеспечения планируемых темпов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда; повышение доли предприятий, осуществляющих внедрение новых технологий производства строительных материалов. Задачами Программы являются: стимулирование строительства новых предприятий по производству строительных материалов, изделий и конструкций, в том числе ранее не выпускаемых на территории Новосибирской области; модернизация и техническое перевооружение действующих производств по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций; создание новых ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных, высокотехнологичных и инновационных производств строительных материалов, изделий и конструкций; привлечение инвестиций; оказание государственной поддержки инвестиционным проектам, направленным, в том числе, на реализацию мероприятий по модернизации, перевооружению и развитию производства строительных материалов, изделий и конструкций |
Целевые индикаторы Программы | Увеличение объема производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций; уровень использования производственных мощностей; объем жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры |
Источники финансирования мероприятий | За счет средств областного бюджета Новосибирской области, в том числе средств, направленных на финансирование мероприятий, предусмотренных в действующих на территории Новосибирской области программах: долгосрочная целевая программа «Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Новосибирской области на 2012_2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.09.2011 N 383-п; ведомственная целевая программа «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2010-2012 годы», утвержденная приказом руководителя департамента развития промышленности и предпринимательства Новосибирской области от 10.02.2010 N 11; ведомственная целевая программа «Техническое перевооружение промышленности Новосибирской области на 2013-2017 годы», утвержденная приказом министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области от 29.08.2012 N 307; государственная программа Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 20.02.2015 N 68-п; государственная программа Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015-2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п; государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п |
Срок реализации Программы | В период с 2012 по 2020 годы |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Техническое перевооружение и модернизация производственной базы промышленности строительных материалов, изделий и конструкций в Новосибирской области, обеспечение строительного рынка высококачественными, конкурентоспособными строительными материалами, изделиями и конструкциями. Обеспечение снижения стоимости строительства и эксплуатационных затрат на содержание объектов за счет применения новых энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций, ресурсосберегающих, экономически эффективных и экологически безопасных технологий. Обеспечение потребности в строительных материалах и конструкциях в Новосибирской области для решения задач по возведению прогнозируемых объемов жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда на период до 2020 года. Показатели эффективности: увеличение объемов производства основных видов строительных материалов, изделий и конструкций: железобетонные изделия: 2012/2011 - 115,97%; 2013/2012 - 103,2%; 2014/2013 - 100,9%; 2015/2014 - 108,5%; 2016/2015 - 105,3%; 2017/2016 - 100,0%; 2018/2017 - 114,4%; 2019/2018 - 103,3%; 2020/2019 - 100,0%; 2020/2010 - 176,2%; цемент: 2012/2011 - 117,2%; 2013/2012 - 112,3%; 2014/2013 - 102,2%; 2015/2014 - 101,6%; 2016/2015 - 102,9%; 2017/2016 - 102,7%; 2018/2017 - 102,1%; 2019/2018 - 102,1%; 2020/2019 - 102,1%; 2020/2010 - 135,0%; нерудные строительные материалы: 2012/2011 - 134,8%; 2013/2012 - 98,5%; 2014/2013 - 101,2%; 2015/2014 - 100,2%; 2016/2015 - 100,3%; 2017/2016 - 102,2%; 2018/2017 - 100,0%; 2019/2018 - 102,9%; 2020/2019 - 100,0%; 2020/2010 - 144,2%; стеновые материалы: 2012/2011 - 108,6%; 2013/2012 - 98,6%; 2014/2013 - 121,4%; 2015/2014 - 113,9%; 2016/2015 - 109,7%; 2017/2016 - 102,8%; 2018/2017 - 100,0%; 2019/2018 - 102,4%; 2020/2019 - 102,7%; 2020/2010 - 196,5%; уровень использования производственных мощностей: железобетонные изделия: 2012/2011 - 100,0%; 2013/2012 - 100,5%; 2014/2013 - 101,1%; 2015/2014 - 101,0%; 2016/2015 - 101,9%; 2017/2016 - 100,0%; 2018/2017 - 100,7%; 2019/2018 - 101,4%; 2020/2019 - 103,4%; 2020/2010 - 120,0%; цемент: 2012/2011 - 101,9%; 2013/2012 - 105,1%; 2014/2013 - 106,3%; 2015/2014 - 102,9%; 2016/2015 - 104,3%; 2017/2016 - 104,2%; 2018/2017 - 104,2%; 2019/2018 - 104,0%; 2020/2019 - 100,0%; 2020/2010 - 145,3%; нерудные строительные материалы: 2012/2011 - 105,1%; 2013/2012 - 104,8%; 2014/2013 - 105,2%; 2015/2014 - 106,1%; 2016/2015 - 102,9%; 2017/2016 - 103,5%; 2018/2017 - 104,2%; 2019/2018 - 104,5%; 2020/2019 - 100,0%; 2020/2010 - 174,5%; стеновые материалы: 2012/2011 - 114,5%; 2013/2012 - 111,7%; 2014/2013 - 103,3%; 2015/2014 - 106,6%; 2016/2015 - 103,2%; 2017/2016 - 103,0%; 2018/2017 - 102,8%; 2019/2018 - 102,6%; 2020/2019 - 100,0%; 2020/2010 - 213,5%; темп роста годового объема ввода жилья на территории Новосибирской области: 2012/2011 - 104,4%; 2013/2012 - 109,7%; 2014/2013 - 133,6%; 2015/2014 - 78,2%; 2016/2015 - 104,4%; 2017/2016 - 103,7%; 2018/2017 - 103,6%; 2019/2018 - 104,5%; 2020/2019 - 104,3%; 2020/2010 - 159,4% |
Основной целью развития промышленности строительных материалов является увеличение объема производства конкурентоспособных, энергоэффективных и энергосберегающих строительных материалов, изделий и конструкций на территории Новосибирской области, с учетом имеющейся региональной сырьевой базы, способных обеспечить планируемые темпы жилищного, социально-культурного, промышленного строительства, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, а также модернизации жилищного фонда.
Продукция отрасли должна содержать широкую номенклатуру строительных материалов, изделий и конструкций, отвечающих всем требованиям товарного рынка. В то же время развитие производственных мощностей по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций должно быть экономически обосновано, с учетом изучения спроса на них, оптимального использования имеющейся региональной сырьевой базы отрасли.
Программа и отраженные в ней направления развития ориентированы на максимальное повышение эффективности работы строительного комплекса Новосибирской области.
Актуальность разработки Программы обусловлена необходимостью ускоренного развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на территории Новосибирской области и обеспечения соответствия объемов производства, качества и ассортимента продукции предприятий отрасли, спросу как на территории Новосибирской области, так и за ее пределами.
Нормативные правовые акты в сфере действия Программы:
Стратегия развития промышленности строительных материалов и индустриального домостроения на период до 2020 года, одобренная Правительством Российской Федерации и утвержденная приказом Министра регионального развития Российской Федерации от 30.05.2011 N 262;
Бюджетный кодекс Российской Федерации;
Закон Новосибирской области от 20.09.2002 «О мерах государственной поддержки товаропроизводителей в Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 15.12.2007 «О прогнозировании, программах и планах социально-экономического развития Новосибирской области»;
Закон Новосибирской области от 14.04.2007 N 97-ОЗ «О государственном регулировании инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области»;
- Абзацы в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию:
постановление Правительства Новосибирской области от 19.03.2014 N 104-п «О государственной поддержке инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Новосибирской области»;
постановление Губернатора Новосибирской области от 12.05.2014 N 81 «О Совете по инвестициям Новосибирской области»;
государственная программа Новосибирской области «Стимулирование развития жилищного строительства в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 20.02.2015 N 68-п;
государственная программа Новосибирской области «Стимулирование инвестиционной и инновационной активности в Новосибирской области на 2015_2021 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 01.04.2015 N 126-п;
государственная программа Новосибирской области «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности в Новосибирской области на 2015-2020 годы», утвержденная постановлением Правительства Новосибирской области от 28.07.2015 N 291-п.
- Абзац утратил силу - постановление Правительства области от 14.09.2015 N 340-п - см. предыдущую редакцию
В настоящей Программе используются следующие понятия и определения:
инвестор - субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий вложение собственных, заемных и (или) привлеченных средств, в соответствии с законодательством Российской Федерации и Новосибирской области и обеспечивающие их целевое использование. Инвесторами являются юридические лица;
инвестиционный проект - комплекс действий, связанных с инвестированием средств в расширение и (или) совершенствование компании. В самом общем смысле, инвестиционным проектом называется план или программа вложения капитала с целью последующего получения прибыли;
строительный комплекс - это совокупность производственных и непроизводственных отраслей, включая управление, обеспечивающих осуществление инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений, а также реализацию государственной политики в жилищной сфере;
строительные материалы - это материалы для возведения и , используемые при строительстве, реконструкции и ремонте различных зданий и сооружений;
импортная продукция - это любая продукция (вещи), имеющая материальную, вещественную форму, ввезенная в страну из-за границы для использования на внутреннем рынке страны, удовлетворения потребностей, которые сама страна не в силах обеспечить;
хозяйствующий субъект - , коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая , приносящую ей ; или , ведущее от своего имени, осуществляющее экономические, . Это осуществляющие , реализацию либо приобретение товаров, оказание услуг и выполнение работ частные, государственные и иные , а также их филиалы и представительства, акционерные общества и иные товарищества, , ассоциации, , межотраслевые, региональные и другие объединения предприятий, организации и учреждения, банки, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные и другие фонды, иные объединения и граждане, занимающиеся самостоятельной предпринимательской деятельностью;
юридические лица - организация, учреждение, предприятие, фирма, выступающие в качестве единого, самостоятельного носителя прав и обязанностей, имеющие основные признаки юридического лица:
1) независимость его существования от входящих в его состав отдельных лиц;
2) наличие имущества, обособленного от имущества участников;
3) право приобретать, пользоваться и распоряжаться собственностью;
4) право осуществлять от своего имени экономические операции;
5) право выступать от своего имени в суде в качестве истца или ответчика;
6) самостоятельная имущественная ответственность.
Юридическое лицо имеет свое фирменное наименование, устав (юридический адрес), а также печать (при наличии) и расчетный счет в банке. Юридическое лицо проходит государственную регистрацию и заносится в государственный реестр.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)
Одной из основных проблем промышленности строительных материалов Новосибирской области является недостаточный объем инвестиций, направляемых на модернизацию и техническое перевооружение производства. Невысокая прибыль, снижение доступности кредитования предприятий (организаций) строительного комплекса негативно сказываются на развитии их собственного потенциала, а также сроках реализации и окупаемости проектов модернизации производства.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см. предыдущую редакцию)
В связи с увеличением объемов строительства, возрастающими требованиями заказчиков, необходимостью применения современных материалов, инновационных технологий в строительстве зданий и сооружений, а также устранением дефицита определенных видов материалов, перед предприятиями (организациями) строительного комплекса Новосибирской области встают задачи по выработке направлений комплексного решения вопросов их развития, повышению технического и технологического уровня производства, по расширению ассортимента, улучшению качества, снижению себестоимости выпускаемой продукции, разработке новых схем сбыта.
Отсутствие в ряде районов Новосибирской области производства местных строительных материалов является одним из главных сдерживающих факторов роста объемов строительства. Привозные материалы являются дорогими для местного потребителя за счет транспортных затрат. Так, например, в структуре себестоимости нерудных материалов до 90% составляют затраты на их транспортировку.
Сфера производства строительных материалов и стройиндустрии Новосибирской области включает более 370 предприятий (организаций) с общей численностью работающих свыше 17,9 тысяч человек. В силу особенностей распределения на территории Новосибирской области запасов минерально-сырьевой базы, местоположения основных потребителей продукции отрасли значительная часть предприятий по производству строительных материалов и стройиндустрии расположена в восточной части Новосибирской области. Это, в первую очередь, город Новосибирск, город Бердск, Новосибирский, Искитимский, Тогучинский, Черепановский, Маслянинский районы. В других районах Новосибирской области предприятия отрасли представлены незначительно или же полностью отсутствуют.(Абзац в редакции, введенной постановлением Правительства области от 14.09.2015 N 340-п, - см.предыдущую редакцию)
При принятии решения о строительстве новых предприятий по производству строительных материалов следует обеспечить сбалансированное размещение производственных мощностей на территории Новосибирской области с учетом перспективного спроса на строительные материалы и наличие сырьевой базы.
В Новосибирской области имеются значительные запасы сырья, используемого в промышленности строительных материалов. Практически во всех районах Новосибирской области разведаны месторождения кирпичных суглинков, реже встречаются месторождения строительных камней, песка, песчано-гравийных смесей, известняков, керамзитового сырья.
Основными видами продукции, выпускаемой предприятиями Новосибирской области, являются: железобетонные изделия и конструкции, стеновые материалы, цемент (приложение N 2 к Программе). Отсутствуют производства листового стекла, эффективных теплоизоляционных материалов, современных рулонных кровельных материалов, декоративно-облицовочных материалов.
На сегодняшний день, оценочно, мощности предприятий стройиндустрии Новосибирской области составляют:
производство кирпича - более 500 млн. штук условного кирпича в год;
производство железобетонных изделий - 600 тыс. куб. м в год;
производство цемента - более 1500 тыс. тонн в год;
добыча нерудных материалов более 7,0 млн. куб. м в год.
Существующие на действующих предприятиях строительной индустрии технологии требуют больших затрат труда, материалов, энергии, недостаточно автоматизированы и механизированы. Износ основного технологического оборудования составляет более 50%. В этой связи требуются значительные капиталовложения в модернизацию производства, внедрение новых технологий и оборудования (приложение N 4 к Программе).
Производство железобетонных изделий.
Всего в Новосибирской области железобетонные изделия производят около 30 предприятий, из них наиболее крупных 14 заводов. Область обеспечивает себя железобетонными изделиями на 70%, что не достаточно для планируемых объемов жилищного строительства на период до 2020 года без ввода дополнительных мощностей, а как следствие - прогнозируется более выраженный дефицит железобетонных изделий местного производства.
Активно развивающимся сегментом промышленности стройиндустрии Новосибирской области в последние годы является сегмент железобетонных изделий для крупнопанельного домостроения. Доля сегмента в общем объеме областного производства железобетонных изделий выросла с 2003 года с 8% до 17%.
Основная доля заводов по производству железобетонных изделий сконцентрирована в черте города Новосибирска.
Производство стеновых материалов.
Несмотря на внедрение новых конструктивных и технологических решений строительства зданий и сооружений, объемы производства строительного кирпича являются ярким индикатором развития строительной отрасли и региональной инвестиционной активности.
В настоящее время в Новосибирской области функционирует 16 заводов -
изготовителей керамического кирпича. Основная доля заводов по производству кирпича располагается в городе Новосибирске, Маслянинском районе, Черепановском районе и г. Бердске.
Производство щебня.