Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 06 августа 2012 года N 370-п


О внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области
от 10.08.2011 N 334-п

__________________________
- Утратило силу с 01.01.2015 -
- постановление Правительства области
 от 24.11.2014 N 463-п

_________________________


Правительство Новосибирской области

п о с т а н о в л я е т:

Внести в постановление Правительства Новосибирской области от 10.08.2011 N 334-п «Об утверждении долгосрочной целевой программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы» следующие изменения:

1. Преамбулу изложить в следующей редакции:

«В соответствии с постановлением Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации» и в целях создания социально-экономических и организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействия их активному участию в жизни общества, Правительство Новосибирской области п о с т а н о в л я е т:».

2. Пункт 2 изложить в редакции:

«2. Министерству финансов и налоговой политики Новосибирской области (Голубенко В.Ю.) совместно с министерством социального развития Новосибирской области (Пыхтин С.И.), министерством культуры Новосибирской области (Ярославцева Н.В.), министерством труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области (Шмидт И.В.), департаментом физической культуры и спорта Новосибирской области (Братцев В.Г.) при подготовке областного бюджета Новосибирской области на 2012 и последующие годы предусмотреть дополнительные ассигнования на реализацию Программы».

3. Пункт 3 изложить в редакции:

«3. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Губернатора Новосибирской области Колончина К.В.».

4. Долгосрочную целевую программу «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы» изложить в редакции согласно приложению к настоящему постановлению.

     

     Губернатор области
     В.А.Юрченко


Приложение
к постановлению Правительства
Новосибирской области
от 06.08.2012 N 370-п

«УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Новосибирской области
от 10.08.2011 N 334-п

ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Повышение качества жизни граждан пожилого возраста
в Новосибирской области на 2012-2016 годы»


I. Паспорт Программы

Наименование Программы

Долгосрочная целевая программа «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы» (далее - Программа)

Наименование, дата и номер правового акта о разработке Программы

Распоряжение Правительства Новосибирской области
от 07.07.2011 N 291-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы»

Основные разработчики Программы

Министерство социального развития Новосибирской области; министерство культуры Новосибирской области; министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области

Государственный заказчик Программы

Министерство социального развития Новосибирской области

Руководитель Программы

Министр социального развития Новосибирской области

Исполнители основных мероприятий Программы

Министерство социального развития Новосибирской области;

министерство культуры Новосибирской области;

министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;

министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;

департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;

органы местного самоуправления

Цель и задачи Программы

Цель: создание социально-экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействие их активному участию в жизни общества.

Задачи:

принятие мер, направленных на укрепление социальной защищенности граждан пожилого возраста;

содействие укреплению здоровья граждан пожилого возраста;     оптимизация среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста;

совершенствование социального обслуживания граждан пожилого возраста (в том числе, проживающих в сельской местности);

поддержание жизненной активности граждан пожилого возраста, содействие их социальной адаптации и упрочению социальных связей;

содействие повышению профессионального уровня специалистов социальных служб

Сроки (этапы) реализации Программы

Программа реализуется в I этап (2012-2016 годы)

Объемы финансирования (с расшифровкой по годам и источникам финансирования и исполнителям мероприятий Программы)

Источники расходов

Финан- совые затраты, тыс.руб.

в том числе по годам

2012

2013

2014

2015

2016

Всего финансовых затрат,

в том числе:

363846,5

69749,7

73524,2

73524,2

73524,2

73524,2

областной бюджет

328146,5

62609,7

66384,2

66384,2

66384,2

66384,2

внебюджет-ные источники

35700,0

7140,0

7140,0

7140,0

7140,0

7140,0

Важнейшие целевые индикаторы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы, выраженные в количественно измеримых показателях

Доля инвалидов, ветеранов войны и вдов погибших (умерших) участников войны, социально-бытовые условия проживания которых улучшены, от их общего количества;

охват социальным обслуживанием в соответствии с требованиями национальных стандартов вновь выявленных граждан пожилого возраста, нуждающихся в социальном обслуживании, в рамках Программы;

доля ветеранов труда, охваченных санаторно-оздоровительными услугами в рамках Программы;

доля ветеранов войны, охваченных санаторно-оздоровительными услугами в рамках Программы;

доля граждан пожилого возраста, занимающихся

физической культурой;

доля граждан пожилого возраста, проживающих в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания, которым улучшены социально-бытовые условия проживания;

доля ветеранов войны и труда, проживающих в государственных учреждениях стационарного социального обслуживания в номерах повышенной комфортности, от общего количества ветеранов войны и труда, проживающих в этих учреждениях;

доля граждан пожилого возраста, вовлеченных в мероприятия по поддержанию их социальной активности и адаптации.

Программа в целом направлена на создание условий для          повышения качества жизни граждан пожилого возраста и носит социальный характер. В рамках реализации Программы ожидается:

создание условий для обслуживания граждан пожилого возраста на безвозмездной основе путем привлечения до 300 волонтеров (на 66 человек больше аналогичного показателя 2011 года);

создание условий для оказания неотложных социальных           и социально-медицинских услуг пожилым людям, проживающим в отдаленных населенных пунктах, путем обеспечения 10 мобильных бригад автомобильным транспортом и для обеспечения обслуживания граждан на дому - 7% социальных работников 8 муниципальных районов и городских округов велосипедами;

приведение в соответствие санитарно-эпидемиологическим нормам, обеспечение технологическим кухонным и холодильным оборудованием в 13 государственных учреждениях стационарного социального обслуживания (81% от общего количества указанных учреждений) 20 пищеблоков и обеденных залов;

открытие пункта проката средств реабилитации и ухода за гражданами пожилого возраста, обеспечивающего к концу 2016 года средствами реабилитации и предметами ухода более 500 человек;

организация экспериментального кризисного отделения           для временного проживания граждан пожилого возраста, ежегодно обеспечивающего поддержку не менее 50 гражданам пожилого возраста, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

организация обучения по профессиям, востребованным на рынке труда, современным информационным технологиям и навыкам пользования персональным компьютером и сетью Интернет, художественным промыслам и ремеслам для реализации самозанятости 2750 граждан пожилого возраста;

оснащение в 30 районах области 30 физкультурно-оздоровительных клубов спортивным инвентарем для систематических занятий физической культурой, в результате чего не менее 500 граждан пожилого возраста будут иметь возможность заниматься физической культурой;

организация выездных мероприятий в рамках активного отдыха и развития социального туризма для 200 граждан пожилого возраста

     

II. Обоснование необходимости разработки Программы

     
1. Объект, предмет регулирования и сфера действия Программы


Объектом являются условия жизнедеятельности граждан пожилого возраста, проживающих на территории Новосибирской области.

Предмет регулирования - дополнительная система мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста, направленная на повышение качества их жизни и степени социальной защищенности, содействие активному участию в жизни общества.

     Сфера действия - социальная.

Программа является дополнительным механизмом реализации Федерального  от 10.12.1995 N 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Федерального  от 02.08.1995 N 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Основанием для разработки Программы являются:

поручение Президента Российской Федерации (от 27 ноября 2010 года N Пр-3464ГС) и Правительства Российской Федерации (от 6 декабря 2010 года N АЖ_П12-8307);

постановление Правительства Новосибирской области от 30.01.2012 N 42-п «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ Новосибирской области, их формирования и реализации»;

Правительства Новосибирской области от 07.07.2011 N 291-рп «Об утверждении концепции долгосрочной целевой программы «Повышение качества жизни граждан пожилого возраста в Новосибирской области на 2012-2016 годы»;

«Укрепление здоровья населения, повышение демографического потенциала Новосибирской области, формирование здорового образа жизни и условий его реализации на период до 2015 года», утвержденная распоряжением Губернатора Новосибирской области от 15.06.2009 N 151-р «Об утверждении концепции «Укрепление здоровья населения, повышение демографического потенциала Новосибирской области, формирование здорового образа жизни и условий его реализации на период до 2015 года».

В данной Программе заложены основы по организации мероприятий, связанных с поддержанием жизненной активности граждан пожилого возраста, повышением их социальной адаптации, упрочением социальных связей, реализованы мероприятия, направленные на развитие сети учреждений социального обслуживания и социальных служб; вовлечение граждан пожилого возраста в активную общественную жизнь; оказание им адресной социальной помощи.

Настоящая Программа разработана в целях создания социально-экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействия их активному участию в жизни общества.

2. Характеристика проблемы


На 01.01.2011 в Новосибирской области проживает 579 тыс. граждан пожилого возраста (22% от общей численности населения Новосибирской области).

По прогнозу Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Новосибирской области в 2030 году число лиц в возрасте 60 лет и старше увеличится до 627 тыс. человек, а их доля составит 24,5%, т.е. каждый четвертый житель области будет старше 60 лет.

В Новосибирской области принят ряд законодательных актов, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста: Законы Новосибирской области « Новосибирской области», « поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», « поддержки граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», - за счет средств областного бюджета Новосибирской области решаются вопросы по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, высокотехнологичной медицинской помощи, предоставлению услуг по зубо-, глазо- и слухопротезированию, а также оздоровлению на базе госпиталей ветеранов войн, где ежегодно получают комплексное лечение около 8000 человек.

Вместе с тем требуют решения проблемы, возникающие в связи с особенностями физических и духовных потребностей граждан пожилого возраста: изменение структуры медицинского обслуживания; развитие системы социально-психологической помощи (особенно одиноким гражданам пожилого возраста).

Эти проблемы могут быть решены только при тесном сотрудничестве областных исполнительных органов государственной власти Новосибирской области и общественных организаций.

Для выявления проблем граждан пожилого возраста, наиболее востребованных социальных услуг и принятия мер по укреплению социальной защищенности граждан пожилого возраста необходимо постоянно проводить мониторинг социально-экономического положения вышеназванной категории граждан. По результатам мониторинга будут выявляться граждане пожилого возраста, нуждающиеся в социальной помощи, и будет приниматься решение об оказании натуральной, материальной помощи или социального обслуживания.

В целях укрепления здоровья граждан пожилого возраста в 2010 году открыта муниципальная гериатрическая больница на 250 мест, планируется внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания современных геронтотехнологий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний немедикаментозными средствами. Ежегодно в рамках Программы медицинскую помощь получат более 4000 граждан пожилого возраста.

Для оказания консультативной помощи с посещениями малоподвижных граждан на дому в отдаленных районах Новосибирской области ежемесячно формируются выездные медицинские бригады врачей-специалистов из областных государственных учреждений здравоохранения Новосибирской области.

В целях профилактики заболеваний и активного долголетия планируется организовать работу «школ здоровья».

В настоящее время в Новосибирской области существует развитая система стационарных учреждений социального обслуживания - это 16 учреждений мощностью 4,7 тыс. мест, 31 отделение (дом) милосердия и дом-интернат малой вместимости, 12 специальных домов для одиноких престарелых, в которых проживает 1141 человек из числа граждан пожилого возраста.

Поддержание учреждений социального обслуживания в рабочем состоянии, повышение социально-бытовых и комфортных условий проживания в них граждан пожилого возраста является важным направлением деятельности социальных служб.

Однако большая часть учреждений социального обслуживания нуждается в укреплении материально-технической базы, внедрении современных систем охранно-пожарной сигнализации, средств технического контроля, оповещения, совершенствовании связи.

В течение 2010 года на капитальный и текущий ремонт в 13 государственных стационарных учреждениях социального обслуживания израсходовано 50091,5 тыс. руб., что позволило улучшить социально-бытовые условия проживания более 400 гражданам пожилого возраста.

В 2011 году на эти цели выделено 62822,0 тыс. руб., что позволит улучшить условия проживания 635 граждан пожилого возраста.

В 2012-2016 годах планируется улучшить условия проживания еще 3100 человек.

В Новосибирской области создана нормативная правовая база по организации социального обслуживания граждан пожилого возраста. Для усиления социальной защищенности граждан пожилого возраста планируется совершенствовать механизмы социального стационарного и надомного обслуживания на основе социологических исследований и результатов мониторинга социально-экономического положения граждан, их потребностей в социальных услугах.

Несмотря на принимаемые меры, увеличивается количество одиноких граждан пожилого возраста, полностью или частично потерявших способность к самообслуживанию, а, следовательно, увеличивается потребность в надомном и стационарном социальном обслуживании этих граждан.

На 1 января 2011 года социальное обслуживание на дому предоставляется 18,3 тыс. граждан пожилого возраста. Растет число граждан пожилого возраста, нуждающихся в социально-медицинском обслуживании на дому.

В связи с увеличением потребности в социальном обслуживании необходима организация работы мобильных бригад для оказания неотложных социальных и социально-медицинских услуг гражданам пожилого возраста, проживающим в отдаленных малонаселенных пунктах.

С 2002 года на базе Новосибирского государственного технического университета работает Народный факультет. За время существования факультета основам геронтологии, психологии, социальной работы, экологии, генетики, компьютерной грамотности, страховой защиты бесплатно обучено более тысячи человек из числа граждан пожилого возраста.

Организация народных университетов позволяет целенаправленно и системно проводить работу по ознакомлению граждан пожилого возраста с природой возникновения отдельных заболеваний, методами их профилактики и лечения в домашних условиях, а также практическими приемами и способами оказания само- и взаимопомощи, пропаганде здорового образа жизни, обучать навыкам пользования компьютером и сетью Интернет.

Работа в данном направлении в городах и районах Новосибирской области будет продолжена.

Многие граждане пожилого возраста чувствуют свою неприспособленность и социальную невостребованность в современных социально-экономических условиях. Затрудняются социальные контакты граждан пожилого возраста, уменьшаются возможности для их полноценного участия в жизни общества.

Для граждан пожилого возраста усиливаются ограничения доступа к приносящей доход посильной занятости или трудоустройству, в то время как возможность самореализации в труде служит необходимым условием продления периода активной жизни.

Все это обуславливает необходимость формирования и развития на уровне Новосибирской области политики, направленной на усиление социальной защищенности граждан пожилого возраста, создания условий для их активного участия в жизни общества, содействия повышению уровня социальной адаптации.

Для повышения уровня трудовой занятости граждан пожилого возраста планируется усилить работу по организации профессионального обучения (профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации) и ориентированию на самозанятость.

Одной из основных проблем граждан пожилого возраста является социальное одиночество и отсутствие возможностей для реализации своих творческих возможностей. С целью полноценного возвращения граждан пожилого возраста в социум, преодоления их изоляции и расширения социальных контактов используются такие организационные формы работы, как социальные клубы общения. На территории Новосибирской области работает более 230 клубных объединений, охватывающих более 5000 граждан пожилого возраста. Эффективным средством активизации деятельности социальных клубов общения будет проведение ежегодных областных фестивалей клубов общения граждан пожилого возраста.

Для эффективной работы с пожилыми людьми необходимы грамотные специалисты и социальные работники. Многие из них не имеют возможности постоянно повышать свой профессиональный уровень, так как большинство учреждений социального обслуживания находятся в районах области, где нет соответствующих учебных заведений. Это существенно снижает качество социальных услуг, оказываемых гражданам пожилого возраста.

Повышение квалификации социальных работников, методическое сопровождение социальной работы позволит решить эту проблему и обеспечить социальных работников необходимыми знаниями и навыками.

Важным направлением работы является проведение конкурсов на звание «Лучший социальный работник», что способствует созданию положительного имиджа данной профессии.

Все вышеназванное говорит о необходимости продолжения практики реализации целевых программ, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста.

III. Цели, задачи и целевые индикаторы Программы


Цель Программы: создание социально-экономических, организационных условий для повышения качества жизни граждан пожилого возраста, степени их социальной защищенности, содействие их активному участию в жизни общества.

Реализация поставленной цели может быть достигнута через системный подход к решению проблем граждан пожилого возраста.

Задачи Программы:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»