ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2013 года N 230-ПП
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В МУРМАНСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(в редакции постановлений Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 543-ПП, от 23.10.2013 N 616-ПП, от 22.11.2013 N 681-ПП/17)
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 "О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 2570-Р Правительство Мурманской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы (далее - Программа).
2. Определить Управление государственной службы занятости населения Мурманской области уполномоченным исполнительным органом государственной власти по реализации Программы и государственным заказчиком - координатором Программы.
3. Министерству финансов Мурманской области (Дурягин Р.А.) предусмотреть при формировании областного бюджета на 2013 - 2015 годы средства на финансирование расходов на реализацию программных мероприятий.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области принять участие в реализации Программы.
5. Контроль за реализацией Программы возложить на заместителя Губернатора Мурманской области Поронову Т.М.
Врио Губернатора
Мурманской области
А.ТЮКАВИН
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОКАЗАНИЕ СОДЕЙСТВИЯ ДОБРОВОЛЬНОМУ ПЕРЕСЕЛЕНИЮ В МУРМАНСКУЮ ОБЛАСТЬ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА РУБЕЖОМ" НА 2013 - 2015 ГОДЫ
(ДАЛЕЕ - ПРОГРАММА)
(в ред. постановлений Правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 543-ПП, от 23.10.2013 N 616-ПП, от 22.11.2013 N 681-ПП/17)
Наименование Программы | "Оказание содействия добровольному переселению в Мурманскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2013 - 2015 годы |
Дата согласования проекта Программы Правительством РФ | Согласована распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.08.2013 N 1480-Р |
Уполномоченный орган исполнительной власти Мурманской области, ответственный за реализацию Программы (далее - Уполномоченный орган) | Управление государственной службы занятости населения Мурманской области |
Государственные заказчики Программы | 1. Управление государственной службы занятости населения Мурманской области. 2. Министерство здравоохранения Мурманской области |
Государственный заказчик - координатор Программы | Управление государственной службы занятости населения Мурманской области |
Цель Программы | Привлечение дополнительных трудовых ресурсов в регион |
Задачи Программы | 1. Увеличение миграционного притока населения трудоспособного возраста. 2. Увеличение числа квалифицированных специалистов |
Исполнители основных мероприятий Программы | Министерство здравоохранения Мурманской области, Управление государственной службы занятости населения Мурманской области |
Сроки реализации Программы | 2013 - 2015 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | Общие затраты на реализацию Программы за счет средств бюджета Мурманской области составят 3339,9 тыс. рублей, в том числе: в 2013 году - 1113,3 тыс. рублей; в 2014 году - 1113,3 тыс. рублей; в 2015 году - 1113,3 тыс. рублей. Общие затраты на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составят 1662,7 тыс. рублей, в том числе: - в 2013 году - 1662,7 тыс. рублей. Средства бюджета Мурманской области по исполнителям мероприятий Программы: По Министерству здравоохранения Мурманской области - 2421,9 тыс. рублей, в том числе из областного бюджета: в 2013 году - 807,3 тыс. рублей; в 2014 году - 807,3 тыс. рублей; в 2015 году - 807,3 тыс. рублей. По Управлению государственной службы занятости населения Мурманской области - 2580,7 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - в 2013 году - 306,0 тыс. рублей; в 2014 году - 306,0 тыс. рублей; в 2015 году - 306,0 тыс. рублей; из федерального бюджета - в 2013 году - 1662,7 тыс. рублей |
позиция в ред. постановления Правительства Мурманской области | |
Основные показатели эффективности Программы | 1. Количество участников Программы, переселившихся в Мурманскую область. 2. Доля расходов бюджета Мурманской области на реализацию предусмотренных Программой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки участников Государственной программы, в том числе с предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Мурманской области на реализацию указанных мероприятий. 3. Доля трудоспособных соотечественников из числа переселившихся. 4. Доля участников Программы, имеющих профессиональную квалификацию, из числа переселившихся |
Ожидаемые конечные результаты | 1. Количество участников Программы, переселившихся в Мурманскую область: 2013 год - 140 человек; 2014 год - 140 человек; 2015 год - 140 человек. 2. Доля трудоспособных соотечественников из числа переселившихся: 2013 год - 78%; 2014 год - 75%; 2015 год - 75%. 3. Доля участников Программы, имеющих профессиональную квалификацию, из числа переселившихся: 2013 год - 85%; 2014 год - 90%; 2015 год - 95% |
Реализация Программы | Реализацию Программы осуществляют: - Управление государственной службы занятости населения МО; - Министерство здравоохранения МО; - Министерство труда и социального развития МО; - Министерство образования и науки МО; - Комитет по культуре и искусству МО; - Управление ФМС России по Мурманской области (по согласованию); - органы местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области (по согласованию) |
Программа направлена на объединение трудового потенциала соотечественников, проживающих за рубежом, с потребностями развития Мурманской области и способствует смягчению последствий миграционного оттока населения трудоспособного возраста, в том числе квалифицированных специалистов. Основным принципом реализации Программы является обеспечение осознанного выбора соотечественниками Мурманской области как места своего будущего проживания и работы (учебы) с учетом ее социально-экономического положения и возможностей.
Основной и наиболее существенной причиной сокращения численности населения Мурманской области остается миграционная убыль. В 2011 году в общем объеме миграционного оборота (сумма прибывших и выбывших) 75% пришлось на граждан трудоспособного возраста, 13% - младше трудоспособного возраста и 12% - старше трудоспособного возраста. Выбыло из региона граждан трудоспособного возраста на 24% больше, чем прибыло. Миграционная убыль трудоспособного населения составила 3567 человек.
На протяжении длительного периода до 2011 года на территории Мурманской области наблюдалась естественная убыль населения вследствие низкой рождаемости. В 2011 году коэффициент рождаемости сложился равным коэффициенту смертности, а в 2012 году впервые за многие годы отмечен естественный прирост населения Мурманской области (+ 387 человек). Коэффициент естественного прироста населения составил 0,5 человека на 1000 населения.
В прогнозном периоде демографическая ситуация в регионе будет формироваться под воздействием ожидаемого значительного сокращения численности женщин фертильного возраста (в 2016 году к уровню 2011 года на 11%, или 18 тыс. человек), особенно женщин в возрасте 20 - 29 лет - на 30%, и населения в трудоспособном возрасте (ежегодно в среднем на 2%) в сочетании с миграционным оттоком. Прогнозируется постепенное снижение рождаемости (коэффициент рождаемости с 11,7 на 1000 населения в 2012 году снизится до 10,5 в 2016 году).
Сохранение тенденции снижения уровня смертности практически по всем возрастным группам благодаря реализуемому комплексу мер, направленных на повышение качества оказания медицинской помощи, профилактику заболеваний и снижение уровня смертности в результате управляемых причин, позволит в прогнозном периоде не допустить увеличения уровня смертности.
В результате на фоне ожидаемого увеличения доли лиц старших возрастов коэффициент смертности в период 2013 - 2014 годов в целом по региону сохранится на уровне 11,2 на 1000 населения и в 2015 году снизится до 11,1. На 2013 - 2014 годы прогнозируется сохранение тенденции естественного прироста населения. В 2015 - 2016 годы будет наблюдаться естественная убыль населения (до -0,6 промилле в 2016 году).
В 2013 - 2016 годах, согласно демографическому прогнозу, численность населения области, в т.ч. в трудоспособном возрасте, будет сокращаться, но более медленными темпами, чем в предыдущие годы, за счет уменьшения миграционного оттока населения. В прогнозном периоде миграционная убыль оценивается в понижательном тренде за счет возможного привлечения трудовых ресурсов и снижения миграции местного населения в связи с реализацией инвестиционных проектов. Миграционная убыль к 2016 году сократится почти на 2,5 тыс. человек по сравнению с 2012 годом.
В итоге среднегодовая численность населения Мурманской области в 2015 году составит 764,2 тыс. человек, в 2016 - 758 тыс. человек.
Снижение численности населения приведет к дальнейшему сокращению трудовых ресурсов. Кроме того, формирование трудовых ресурсов в прогнозируемом периоде будет обусловлено демографическими ограничениями, связанными с увеличением в численности населения доли лиц старше трудоспособного возраста и уменьшением доли лиц моложе трудоспособного возраста. В 2015 году численность трудовых ресурсов составит 521,2 тысячи человек, сократившись по сравнению с 2011 годом на 3,2%. В 2015 году в экономике области будет занято 422,0 тысячи человек, что на 1,3% меньше, чем в 2011 году.
В связи с незначительным количеством соотечественников, переселяющихся в регион в рамках Программы, существенного влияния миграционной нагрузки на численность населения не ожидается.
Одновременно с трудоспособным населением в миграционных потоках регион стабильно теряет высококвалифицированные кадры - лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование.
В 2011 году из региона выбыло лиц с высшим профессиональным образованием на 62% больше, чем прибыло, в том числе в трудоспособном возрасте - на 50%. В миграционной убыли населения в возрасте 14 лет и старше каждый второй имел высшее профессиональное образование, каждый шестой - среднее профессиональное образование. Убыль лиц, имеющих высшее и среднее профессиональное образование, приводит к потере высококвалифицированных кадров, что может стать стагнирующим фактором развития экономики региона.
В регионе наблюдается несоответствие структуры предлагаемых вакансий профессионально-квалификационному составу граждан, обратившихся в органы государственной службы занятости за содействием в трудоустройстве. В настоящее время наиболее острой и определяющей проблемой для рынка труда является низкое качество рабочей силы.
Модернизация экономики и создание новых высокопроизводительных рабочих мест делает актуальной потребность региона в профессиональных кадрах требуемой квалификации. Одним из способов уменьшения кадрового дефицита также является привлечение к участию в Программе специалистов из-за рубежа.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Мурманской области на 2013 - 2016 годы, изменение структуры видов экономической деятельности в составе ВРП не предвидится, в этой связи распределение численности занятых в экономике области по видам экономической деятельности не претерпит существенных изменений.
Их число практически по всем видам экономической деятельности будет уменьшаться, за исключением добывающих и обрабатывающих производств, рыболовства и рыбоводства, оптовой и розничной торговли, строительства, что обусловлено ростом объемов в добывающей промышленности за счет освоения новых месторождений, реализацией инвестиционных проектов в рыбохозяйственном комплексе, проектов по строительству и реконструкции объектов социальной инфраструктуры, в том числе в рамках мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 100-летия г. Мурманска, повышением инвестиционной активности крупных компаний индустриального сектора, а также реализацией долгосрочных и ведомственных целевых программ. Ежегодный прирост численности занятых в этих сферах деятельности составит 0,4% - 0,9%.
В рамках реализации проекта "Комплексное развитие Мурманского транспортного узла" при вводе в эксплуатацию в конце 2013 года второй очереди терминала ОАО "ГМК "Норильский никель" будет создано 560 рабочих мест, при строительстве и планируемом вводе в эксплуатацию в 2015 году первой очереди угольного терминала ООО "Морской торговый порт "Лавна" - 600 новых рабочих мест, что обусловит замедление темпов сокращения численности занятых по виду экономической деятельности "Транспорт" с 7% в 2011 году до 1,6% в прогнозируемом периоде и их стабилизацию к 2015 году.
В 2015 году по сравнению с 2011 годом численность занятых в образовании и здравоохранении снизится на 8,2% и 5,4% соответственно, в организациях по предоставлению прочих коммунальных, социальных и персональных услуг уменьшится на 6,4%, в государственном управлении и обеспечении военной безопасности, социальном страховании - на 1,7%.
На предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды, а также в организациях, связанных с финансовой деятельностью и операциями с недвижимым имуществом, снижение численности не прогнозируется.
Проведенные расчеты формирования и распределения трудовых ресурсов Мурманской области, а также полученные от исполнительных органов государственной власти сведения о численности занятых в экономике в 2012 году и в прогнозируемом периоде свидетельствуют о том, что, несмотря на снижение общей численности населения, имеющихся трудовых ресурсов достаточно для удовлетворения в прогнозируемом периоде кадровой потребности экономики региона.
В 2015 году доля занятых в экономике области составит 81% против 79,4% в 2011 году (в 2010 году - 75%).
Образовательный уровень занятых в экономике достаточно высок: по статистическим данным, за 2010 год начальное профессиональное образование имели 25,4% общей численности занятых, среднее профессиональное - 24,3%, высшее профессиональное - 27,2%.
В то же время многие предприятия и организации Мурманской области испытывают дефицит квалифицированных кадров. Экономика региона нуждается в специалистах инженерно-технического профиля и рабочих строительных профессий, а также в области ЖКХ и рыбообработки. Среди бюджетных организаций наиболее острую нехватку кадров испытывают учреждения здравоохранения.
В дальнейшем обострится кадровая проблема в таких отраслях, как транспорт, топливно-энергетический комплекс, строительство портовых терминалов, что может стать препятствием в реализации крупных инвестиционных проектов и потребует возмещения недостающих кадров. Решению данных вопросов частично будет способствовать реализация на территории Мурманской области Программы.
По итогам 2012 года в сфере малого и среднего предпринимательства в сравнении с 2011 годом отмечается увеличение на 29,3% количества малых предприятий и уменьшение средних (на 26,6%). Снизился оборот малых предприятий на 9,9%, средних - на 18,1%. Инвестиции субъектов малого предпринимательства в основной капитал в 2012 году составили 131% к 2011 году.
Наибольшее число предприятий малого и среднего бизнеса создано в сфере торговли, ремонта автотранспорта и бытовых изделий (39%), операций с недвижимостью и услуг (22%), строительства (11%). Наименьшее количество (1%) - в сельском и лесном хозяйстве.
В качестве механизма поддержки предпринимательства в регионе функционируют микрофинансовая организация, бизнес-инкубатор, ЕвроИнфоКорреспондентский Центр, Центр поддержки предпринимательства.
Субъектам малого и среднего предпринимательства Мурманской области предоставляется государственная финансовая поддержка в виде стартовых грантов начинающим предпринимателям, субсидирования затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, льготных микрозаймов и поручительства Гарантийного фонда.
В таблице ниже приведены сведения о готовности Мурманской области к приему переселенцев.
N п/п | Наименование показателя | Год | Единица измерения | Значение показателя по области |
1 | Общая численность населения на 01.01 текущего года | 2011 2012 2013 | тыс. чел. | 794,1 787,9 780,5 |
2 | Естественный прирост, убыль (-) населения | 2010 2011 2012 | чел. | -193 -57 387 |
3 | Миграционный (ая) прирост (убыль) населения | 2010 2011 2012 | чел. | -5495 -6072 -7925 |
4 | Удельный вес численности трудоспособного населения в общей численности населения | 2010 2011 2012 | % | 65,3 64,5 |
5 | Удельный вес занятых в экономике в общей численности трудоспособного населения | 2010 2011 2012 | % | 83,1 83,3 |
6 | Общая численность безработных (по методологии МОТ) | 2010 2011 2012 | тыс. чел. | 45,9 44,1 36,3 |
7 | Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) | 2010 2011 2012 | % | 8,9 8,8 7,7 |
8 | Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных | 2010 2011 2012 | тыс. чел. | 14,7 10,2 8,3 |
9 | Уровень регистрируемой безработицы от экономически активного населения | 2010 2011 2012 | % | 2,8 2,0 1,8 |
10 | Напряженность на рынке труда (число безработных на 1 вакансию) | 2010 2011 2012 | чел. | 2,6 1,6 1,2 |
11 | Численность привлеченных иностранных работников | 2010 2011 2012 | чел. | 14700 10200 8300 |
12 | Прожиточный минимум (в среднем за год) | 2010 2011 2012 | руб. | 8215 8878 9044 |
13 | Количество жилья в среднем на 1 жителя | 2010 2011 2012 | м2 | 24,3 24,5 24,6 |
14 | Количество постоянного жилья для приема переселенцев | 2010 2011 2012 | м2 | 376 246 153 |
15 | Количество временного жилья для приема переселенцев | 2010 2011 2012 | м2 | 1230,7 1176,7 1124,7 |
16 | Количество мест в учреждениях дошкольного образования на 1 тыс. детей дошкольного возраста | 2010 2011 2012 | мест | 796 801 771 |
17 | Бюджетные доходы в консолидированном бюджете | 2010 2011 2012 | тыс. руб. | 52048058 56599874 53068326 |
18 | Бюджетные расходы в консолидированном бюджете | 2010 2011 2012 | тыс. руб. | 49608535 55817808 58975388 |