ПРИКАЗ
от 19 ноября 2019 года № 315-647/19П/од
Об организации с 2020 года системы раннего выявления
расстройств аутистического спектра у детей
в Нижегородской области
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 6 февраля 2020 года № 315-64/20П/од
_______________________________________________________________________________
С целью раннего выявления расстройств аутистического спектра поведения (далее - РАС) у детей раннего возраста (18 - 30 мес.), во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2019 N 396н "О внесении изменений в порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 N 514н", а также в рамках распоряжения Правительства Нижегородской области от 11.09.2019 N 928-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области" приказываю:
1. Организовать реализацию проекта по выявлению РАС у детей раннего возраста в Нижегородской области;
2. Утвердить:
2.1. форму анкеты (Приложение 1)
2.2. бланк заключения (Приложение 2);
3. Главным врачам медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области:
3.1. Организовать с 01.01.2020 анкетирование всех детей в возрасте от 18 до 30 месяцев на предмет раннего выявления нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения РАС с использованием анкеты и с учетом добровольного информированного согласия законных представителей интересов ребенка.
3.2. Обеспечить передачу заполненных бланков анкет (бумажный вариант) Кондюриной А.С. (главный врач ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков", г. Н.Новгород, Чернопрудский пер., д. 4, тел. 430-80-01) для обработки и анализа;
3.3. Назначить в подведомственном учреждении ответственного за проведение скрининга и направить в срок до 23.12.2019 информацию с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалиста главному специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru;
3.4. Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять отчет о количестве детей, прошедших анкетирование по форме согласно Приложению 3 главному специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru и главному врачу ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков", главному внештатному специалисту детскому психиатру министерства здравоохранения Нижегородской области Кондюриной А.С. на адрес электронной почты: kdcdpglav@mail.ru.
3.5. Организовать с 16.12.2019 информационную кампанию для повышения уровня информированности населения по проблемам детей с РАС посредством размещения в учреждении информационных материалов;
4. Главному врачу ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков" (далее - Центр) (Кондюрина А.С.):
4.1. Принять и обработать полученные от медицинских организаций, участвующих в проекте, заполненные анкеты;
4.2. Выявить группы риска детей с РАС;
4.3. Организовать консультативную помощь детям группы риска по развитию РАС специалистами Центра;
4.4. Сформировать и обеспечить постоянное ведение регистра детей с РАС, выявленным в ходе реализации проекта;
4.5. Ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить сбор информации о количестве детей, прошедших обследование у психиатра после проведения скрининга в вышеуказанных учреждениях;
4.6. Ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить предоставление главному специалисту отдела детства и родовспоможения Министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru сводного отчета о ходе проведения скрининга детей в возрасте от 18 до 30 месяцев для выявления группы риска РАС по форме согласно Приложению 4.
5. Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области и ФГБОУ ВО "ПИМУ" от 30.11.2018 № 386/Сл-315-39293/18 "О внедрении пилотного проекта по организации системы раннего выявления расстройств аутистического спектра у детей в Нижегородской области" считать утратившим силу.
6. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Боровкову Т.А.
Министр А.В.Смирнов
Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей,
пересмотренный (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, & Barton, 2009)
M-CHAT-R - скрининговый инструмент для оценки риска расстройства аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.
M-CHAT-R является авторской методикой, доступен для бесплатной загрузки в клинических, исследовательских и образовательных целях.
Инструкция по использованию:
M-CHAT-R может проводиться, как часть обычного медицинского обследования ребенка. Основная идея M-CHAT-R - максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребенка, у которого выявлен риск, будет диагностировано РАС. Тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребенка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.
Обработка данных M-CHAT-R занимает менее двух минут.
Алгоритм для подсчета результатов:
ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;
ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.
Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:
Низкий риск: количество баллов 0 - 2; если ребенок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижении им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.
Средний риск: количество баллов 3 - 7. Необходимо обсудить результаты теста с врачом педиатром, возможно использование дополнительного пошагового интервью (второй этап MCHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. В любом случае, рекомендовано дальнейшее, более детальное, обследование.
Высокий риск: количество баллов 8 - 20. Рекомендовано немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.
Постановка диагноза "детский аутизм" и иных расстройств аутистического спектра - ответственность и компетенция детского психиатра-специалиста, прошедшего специальную профессиональную подготовку.
Помните! Раннее выявление и своевременная квалифицированная помощь, программы раннего вмешательства могут значительно улучшить состояние ребенка и функционирование семьи.
M-CHAT-R
ФИО ребенка _______________________________________________________________
Дата заполнения ___________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
Степень родства ___________________________________________________________
ФИО и контактный телефон законного представителя __________________________
___________________________________________________________________________
Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребенке. При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если Вы замечали у ребенка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо.
1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребенок смотрит на это? | Да |
2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребенок может быть глухим? | Да |
3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? | Да |
4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы? | Да |
5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/ее глазами? | Да |
6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? | Да |
7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? | Да |
8. Ваш ребенок интересуется другими детьми? | Да |
9. Ваш ребенок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? | Да |
10. Ваш ребенок отзывается, когда Вы зовете его/ее по имени? | Да |
11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребенку, он/она улыбается Вам в ответ? | Да |
12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков? | Да |
13. Ваш ребенок умеет ходить? | Да |
14. Ваш ребенок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее? | Да |
15. Ваш ребенок пытается копировать то, что Вы делаете? | Да |
16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите? | Да |
17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? | Да |
18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать? | Да |
19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? | Да |
20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? | Да |
Общее количество баллов -----
Заключение
по результатам осмотра
ФИО ребенка _______________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
1. Акушерский анамнез неотягощенный/отягощенный (указать, как именно)
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
2. Беременность естественная/после ЭКО
3. Наследственность по психическим заболеваниям неотягощенная/отягощенная
(указать, как именно) _____________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
4. Вакцинация по плану/отвод от прививок/другое (указать, что именно и
причину) __________________________________________________________________
___________________________________________________________________________