Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

от 19 ноября 2019 года № 315-647/19П/од

Об организации с 2020 года системы раннего выявления
расстройств аутистического спектра у детей
в Нижегородской области

_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 6 февраля 2020 года № 315-64/20П/од

_______________________________________________________________________________


С целью раннего выявления расстройств аутистического спектра поведения (далее - РАС) у детей раннего возраста (18 - 30 мес.), во исполнение приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.06.2019 N 396н "О внесении изменений в порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 N 514н", а также в рамках распоряжения Правительства Нижегородской области от 11.09.2019 N 928-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области" приказываю:

1. Организовать реализацию проекта по выявлению РАС у детей раннего возраста в Нижегородской области;

2. Утвердить:

2.1. форму анкеты (Приложение 1)

2.2. бланк заключения (Приложение 2);

3. Главным врачам медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области:

3.1. Организовать с 01.01.2020 анкетирование всех детей в возрасте от 18 до 30 месяцев на предмет раннего выявления нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения РАС с использованием анкеты и с учетом добровольного информированного согласия законных представителей интересов ребенка.

3.2. Обеспечить передачу заполненных бланков анкет (бумажный вариант) Кондюриной А.С. (главный врач ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков", г. Н.Новгород, Чернопрудский пер., д. 4, тел. 430-80-01) для обработки и анализа;

3.3. Назначить в подведомственном учреждении ответственного за проведение скрининга и направить в срок до 23.12.2019 информацию с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалиста главному специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru;

3.4. Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять отчет о количестве детей, прошедших анкетирование по форме согласно Приложению 3 главному специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru и главному врачу ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков", главному внештатному специалисту детскому психиатру министерства здравоохранения Нижегородской области Кондюриной А.С. на адрес электронной почты: kdcdpglav@mail.ru.

3.5. Организовать с 16.12.2019 информационную кампанию для повышения уровня информированности населения по проблемам детей с РАС посредством размещения в учреждении информационных материалов;

4. Главному врачу ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков" (далее - Центр) (Кондюрина А.С.):

4.1. Принять и обработать полученные от медицинских организаций, участвующих в проекте, заполненные анкеты;

4.2. Выявить группы риска детей с РАС;

4.3. Организовать консультативную помощь детям группы риска по развитию РАС специалистами Центра;

4.4. Сформировать и обеспечить постоянное ведение регистра детей с РАС, выявленным в ходе реализации проекта;

4.5. Ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить сбор информации о количестве детей, прошедших обследование у психиатра после проведения скрининга в вышеуказанных учреждениях;

4.6. Ежеквартально до 15 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить предоставление главному специалисту отдела детства и родовспоможения Министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru сводного отчета о ходе проведения скрининга детей в возрасте от 18 до 30 месяцев для выявления группы риска РАС по форме согласно Приложению 4.

5. Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области и ФГБОУ ВО "ПИМУ" от 30.11.2018 № 386/Сл-315-39293/18 "О внедрении пилотного проекта по организации системы раннего выявления расстройств аутистического спектра у детей в Нижегородской области" считать утратившим силу.

6. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Боровкову Т.А.

     Министр                                        А.В.Смирнов

     




Приложение 1
к приказу министерства здравоохранения
Нижегородской области
от 19.11.2019 N 315-647/19П/од

     

Модифицированный Скрининговый Тест на Аутизм для Детей,
пересмотренный (M-CHAT-R/F; Robins, Fein, & Barton, 2009)


M-CHAT-R - скрининговый инструмент для оценки риска расстройства аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.

M-CHAT-R является авторской методикой, доступен для бесплатной загрузки в клинических, исследовательских и образовательных целях.

Инструкция по использованию:

M-CHAT-R может проводиться, как часть обычного медицинского обследования ребенка. Основная идея M-CHAT-R - максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребенка, у которого выявлен риск, будет диагностировано РАС. Тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребенка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.

Обработка данных M-CHAT-R занимает менее двух минут.

Алгоритм для подсчета результатов:

ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;

ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.

Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:

Низкий риск: количество баллов 0 - 2; если ребенок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижении им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.

Средний риск: количество баллов 3 - 7. Необходимо обсудить результаты теста с врачом педиатром, возможно использование дополнительного пошагового интервью (второй этап MCHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. В любом случае, рекомендовано дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: количество баллов 8 - 20. Рекомендовано немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.

Постановка диагноза "детский аутизм" и иных расстройств аутистического спектра - ответственность и компетенция детского психиатра-специалиста, прошедшего специальную профессиональную подготовку.

Помните! Раннее выявление и своевременная квалифицированная помощь, программы раннего вмешательства могут значительно улучшить состояние ребенка и функционирование семьи.



M-CHAT-R


ФИО ребенка _______________________________________________________________

Дата заполнения ___________________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________________

Степень родства ___________________________________________________________

ФИО и контактный телефон законного представителя __________________________

___________________________________________________________________________

Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребенке. При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если Вы замечали у ребенка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо.

1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребенок смотрит на это?
(Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребенок смотрит на игрушку или животное?)

Да
Нет

2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребенок может быть глухим?

Да
Нет

3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры?
(Пример: притворяется, что пьет из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?)

Да
Нет

4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы?
(Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы)

Да
Нет

5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/ее глазами?
(Пример: Ваш ребенок шевелит его/ее пальцами около его/ее глаз?)

Да
Нет

6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь?
(Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)

Да
Нет

7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание?
(Пример: указывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)

Да
Нет

8. Ваш ребенок интересуется другими детьми?
(Пример: Ваш ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним?)

Да
Нет

9. Ваш ребенок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь?
(Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик)

Да
Нет

10. Ваш ребенок отзывается, когда Вы зовете его/ее по имени?
(Пример: ребенок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовете его/ее по имени?)

Да
Нет

11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребенку, он/она улыбается Вам в ответ?

Да
Нет

12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков?
(Пример: Ваш ребенок кричит или плачет от таких звуков как шум пылесоса или громкая музыка?)

Да
Нет

13. Ваш ребенок умеет ходить?

Да
Нет

14. Ваш ребенок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее?

Да
Нет

15. Ваш ребенок пытается копировать то, что Вы делаете?
(Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издает смешные звуки Вам в ответ)

Да
Нет

16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите?

Да
Нет

17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд?
(Пример: Ваш ребенок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит "смотри", или "посмотри на меня")

Да
Нет

18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать?
(Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять "положи книгу на стул" или "принеси мне одеяло"?)

Да
Нет

19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь?
(Пример: если он/она услышит странный или забавный звук или увидит новую игрушку, то он/она посмотрит на Ваше лицо?)

Да
Нет

20. Вашему ребенку нравится двигательная активность?
(Пример: когда кружат или подбрасывают на коленях)

Да
Нет


Общее количество баллов -----





Приложение 2
к приказу министерства здравоохранения
Нижегородской области
от 19.11.2019 N 315-647/19П/од



Заключение
по результатам осмотра

ФИО ребенка _______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________________

1.  Акушерский  анамнез  неотягощенный/отягощенный  (указать,  как  именно)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Беременность естественная/после ЭКО

3.  Наследственность  по психическим заболеваниям неотягощенная/отягощенная

(указать, как именно) _____________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

4.  Вакцинация  по  плану/отвод  от  прививок/другое (указать, что именно и

причину) __________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»