Недействующий


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ФГБОУ ВО "ПРИВОЛЖСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" МИНЗДРАВА РФ

ПРИКАЗ

от 30 ноября 2018 года № Сл-315-39293/18

О внедрении пилотного проекта по организации системы
раннего выявления расстройств аутистического спектра
у детей в Нижегородской области

_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 19 ноября 2019 года № 315-647/19П/од

_______________________________________________________________________________


С целью раннего выявления расстройств аутистического спектра поведения (далее - РАС) у детей раннего возраста (18 - 30 мес.) приказываем:

1. Организовать реализацию пилотного проекта по выявлению РАС у детей раннего возраста в Нижегородской области.

2. Утвердить:

2.1. перечень детских поликлиник г. Н.Новгорода, участвующих в проекте;

2.2. форму анкеты (Приложение 1);

2.3. бланк заключения (Приложение 2).

3. Главным врачам ГБУЗ НО "Городская детская поликлиника N 22 Нижегородского района г. Н.Новгорода" (Антонова М.А.), ГБУЗ НО "Городская детская поликлиника N 48 Советского района г. Н.Новгорода" (Чучина О.А.), ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Н.Новгорода" (Кошелев А.Д.), ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Н.Новгорода" (Зиновьев А.В.):

3.1. Организовать анкетирование всех детей в возрасте от 18 до 30 месяцев на предмет раннего выявления нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения РАС с использованием анкеты на базе подведомственных государственных детских поликлиник г. Н.Новгорода с учетом добровольного информированного согласия законных представителей интересов ребенка;

3.2. Обеспечить передачу заполненных бланков анкет (бумажный вариант) Кондюриной А.С. (главный врач ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков", г. Н.Новгород, Чернопрудский пер., д. 4, тел. 430-80-01) для обработки и анализа;

3.3. Назначить в подведомственном учреждении ответственного за проведение скрининга и направить ведущему специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru, информацию с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалиста;

3.4. Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять отчет о количестве детей, прошедших анкетирование, по форме согласно Приложению 3 ведущему специалисту отдела детства и родовспоможения Министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru, и ответственному специалисту рабочей группы проекта Божковой Е.Д. на адрес электронной почты: readytotalk@mail.ru;

3.5. Организовать информационную кампанию для повышения уровня информированности населения по проблемам детей с РАС посредством размещения в учреждении предоставленных Университетским центром психологии и развития детей материалов - плакат и буклет.

4. Главному врачу ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков" (далее - Центр) (Кондюрина А.С.):

4.1. Принять и обработать полученные от медицинских организаций, участвующих в проекте, заполненные анкеты;

4.2. Выявить группы риска детей с РАС;

4.3. Организовать консультативную помощь детям группы риска по развитию РАС специалистами Центра;

4.4. Сформировать и обеспечить постоянное ведение регистра детей с РАС, выявленным в ходе реализации проекта;

4.5. Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить сбор информации о количестве детей, прошедших обследование у психиатра после проведения скрининга в вышеуказанных учреждениях;

4.6. Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить предоставление ведущему специалисту отдела детства и родовспоможения Министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru, сводного отчета о ходе проведения скрининга детей в возрасте от 18 до 30 месяцев для выявления группы риска РАС по форме согласно Приложению 4.

5. Ректору ФБОУ ВО "ПИМУ" (Карякин Н.Н.):

5.1. Обеспечить методическую помощь по организации и развитию проекта;

5.2. Предоставить главным врачам медицинских организаций, участвующих в проекте, электронный вариант анкет M-CHAT;

5.3. Обеспечить медицинские учреждения тематическими плакатами и буклетами;

5.4. Организовать проведение школы педиатров по вопросам внедрения скрининга и раннего выявления РАС при участии специалистов Университетского центра психологии и развития детей ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России (Баландина О.В.) до 10.12.2018.

6. Министерству здравоохранения Нижегородской области (Шаклунов А.А.):

6.1. Обеспечить реализацию пилотного проекта со дня выхода настоящего приказа до 31.12.2019;

6.2. Проводить раз в полугодие анализ полученной информации с предоставлением отчетов на заседание рабочей группы;     

6.3. Раз в полугодие проводить встречи-совещания с членами рабочей группы и ответственными за проведение скрининга в медицинских организациях, участвующих в проекте, по вопросам реализации проекта.

7. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Боровкову Т.А. и первого проректора - проректора по научной работе ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России Клеменову И.А.

     Министр здравоохранения
     Нижегородской области                           А.А.Шаклунов


     Ректор ФГБОУ ВО "Приволжский
     исследовательский медицинский
     университет" Минздрава России           Н.Н.Карякин

     




Приложение 1
к приказу
министерства здравоохранения
Нижегородской области

     

Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей
пересмотренный (M-CHAT-R/F; ROBINS, FEIN, & BARTON, 2009)



M-CHAT-R - скрининговый инструмент для оценки риска Расстройства Аутистического Спектра (РАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев.

M-CHAT-R является авторской методикой, доступен для бесплатной загрузки в клинических, исследовательских и образовательных целях.

Инструкция по использованию:

M-CHAT-R может проводиться как часть обычного медицинского обследования ребенка. Также может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями немедицинских специальностей. Основная идея M-CHAT-R - максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребенка, у которого выявлен риск, будет диагностировано Расстройство Аутистического Спектра (РАС). Тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребенка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.

Обработка данных M-CHAT-R занимает менее двух минут.

Алгоритм для подсчета результатов:

ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;

ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.

Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:

Низкий риск: количество баллов 0 - 2; если ребенок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижению им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.

Средний риск: количество баллов 3 - 7. Необходимо обсудить результаты теста с врачом-педиатром, возможно использование дополнительного пошагового интервью (второй этап M-CHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. В любом случае, рекомендовано дальнейшее, более детальное, обследование.

Высокий риск: количество баллов 8 - 20. Рекомендовано немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.

Постановка диагноза "детский аутизм" и иных расстройств аутистического спектра - ответственность и компетенция детского психиатра - специалиста, прошедшего специальную профессиональную подготовку.

Помните! Раннее выявление и своевременная квалифицированная помощь, программы раннего вмешательства могут значительно улучшить состояние ребенка и функционирование семьи.

M-CHAT-R(тм)


ФИО ребенка ________________ Дата заполнения _______________

Дата рождения ___________________

Степень родства ____________________________________________

Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребенке. При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если Вы замечали у ребенка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо.

1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребенок смотрит на это? (Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребенок смотрит на игрушку или животное?)

Да
Нет

2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребенок может быть глухим?

Да
Нет

3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьет из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?)

Да
Нет

4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы)

Да
Нет

5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/ее глазами? (Пример: Ваш ребенок шевелит его/ее пальцами около его/ее глаз?)

Да
Нет

6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться)

Да
Нет

7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге)

Да
Нет

8. Ваш ребенок интересуется другими детьми? (Пример: Ваш ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним?)

Да
Нет

9. Ваш ребенок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик)

Да
Нет

10. Ваш ребенок отзывается, когда Вы зовете его/ее по имени? (Пример: ребенок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовете его/ее по имени?)

Да
Нет

11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребенку, он/она улыбается Вам в ответ?

Да
Нет

12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: Ваш ребенок кричит или плачет от таких звуков как шум пылесоса или громкая музыка?)

Да
Нет

13. Ваш ребенок умеет ходить?

Да
Нет

14. Ваш ребенок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее?

Да
Нет

15. Ваш ребенок пытается копировать то, что Вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издает смешные звуки Вам в ответ)

Да
Нет

16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите?

Да
Нет

17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? (Пример: Ваш ребенок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит "смотри", или "посмотри на меня")

Да
Нет

18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать? (Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять "положи книгу на стул" или "принеси мне одеяло"?)

Да
Нет

19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? (Пример: если он/она услышит странный или забавный звук или увидит новую игрушку, то он/она посмотрит на Ваше лицо?)

Да
Нет

20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или подбрасывают на коленях)

Да
Нет


Общее количество баллов -





Приложение 2
к приказу
министерства здравоохранения
Нижегородской области



Заключение
по результатам осмотра



ФИО ребенка _______________________________________________________________

Дата рождения _____________________________________________________________

1. Акушерский анамнез неотягощенный/отягощенный (указать, как именно)

___________________________________________________________________________

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»