ФГБОУ ВО "ПРИВОЛЖСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ" МИНЗДРАВА РФ
ПРИКАЗ
от 30 ноября 2018 года № Сл-315-39293/18
О внедрении пилотного проекта по организации системы
раннего выявления расстройств аутистического спектра
у детей в Нижегородской области
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 19 ноября 2019 года № 315-647/19П/од
_______________________________________________________________________________
С целью раннего выявления расстройств аутистического спектра поведения (далее - РАС) у детей раннего возраста (18 - 30 мес.) приказываем:
1. Организовать реализацию пилотного проекта по выявлению РАС у детей раннего возраста в Нижегородской области.
2. Утвердить:
2.1. перечень детских поликлиник г. Н.Новгорода, участвующих в проекте;
2.2. форму анкеты (Приложение 1);
2.3. бланк заключения (Приложение 2).
3. Главным врачам ГБУЗ НО "Городская детская поликлиника N 22 Нижегородского района г. Н.Новгорода" (Антонова М.А.), ГБУЗ НО "Городская детская поликлиника N 48 Советского района г. Н.Новгорода" (Чучина О.А.), ГБУЗ НО "Детская городская клиническая больница N 27 "Айболит" Московского района г. Н.Новгорода" (Кошелев А.Д.), ГБУЗ НО "Детская городская больница N 25 Автозаводского района г. Н.Новгорода" (Зиновьев А.В.):
3.1. Организовать анкетирование всех детей в возрасте от 18 до 30 месяцев на предмет раннего выявления нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения РАС с использованием анкеты на базе подведомственных государственных детских поликлиник г. Н.Новгорода с учетом добровольного информированного согласия законных представителей интересов ребенка;
3.2. Обеспечить передачу заполненных бланков анкет (бумажный вариант) Кондюриной А.С. (главный врач ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков", г. Н.Новгород, Чернопрудский пер., д. 4, тел. 430-80-01) для обработки и анализа;
3.3. Назначить в подведомственном учреждении ответственного за проведение скрининга и направить ведущему специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru, информацию с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалиста;
3.4. Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, предоставлять отчет о количестве детей, прошедших анкетирование, по форме согласно Приложению 3 ведущему специалисту отдела детства и родовспоможения Министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru, и ответственному специалисту рабочей группы проекта Божковой Е.Д. на адрес электронной почты: readytotalk@mail.ru;
3.5. Организовать информационную кампанию для повышения уровня информированности населения по проблемам детей с РАС посредством размещения в учреждении предоставленных Университетским центром психологии и развития детей материалов - плакат и буклет.
4. Главному врачу ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков" (далее - Центр) (Кондюрина А.С.):
4.1. Принять и обработать полученные от медицинских организаций, участвующих в проекте, заполненные анкеты;
4.2. Выявить группы риска детей с РАС;
4.3. Организовать консультативную помощь детям группы риска по развитию РАС специалистами Центра;
4.4. Сформировать и обеспечить постоянное ведение регистра детей с РАС, выявленным в ходе реализации проекта;
4.5. Ежемесячно до 5 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить сбор информации о количестве детей, прошедших обследование у психиатра после проведения скрининга в вышеуказанных учреждениях;
4.6. Ежеквартально до 10 числа месяца, следующего за отчетным, обеспечить предоставление ведущему специалисту отдела детства и родовспоможения Министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. на адрес электронной почты: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru, сводного отчета о ходе проведения скрининга детей в возрасте от 18 до 30 месяцев для выявления группы риска РАС по форме согласно Приложению 4.
5. Ректору ФБОУ ВО "ПИМУ" (Карякин Н.Н.):
5.1. Обеспечить методическую помощь по организации и развитию проекта;
5.2. Предоставить главным врачам медицинских организаций, участвующих в проекте, электронный вариант анкет M-CHAT;
5.3. Обеспечить медицинские учреждения тематическими плакатами и буклетами;
5.4. Организовать проведение школы педиатров по вопросам внедрения скрининга и раннего выявления РАС при участии специалистов Университетского центра психологии и развития детей ФГБОУ ВО "ПИМУ" Минздрава России (Баландина О.В.) до 10.12.2018.
6. Министерству здравоохранения Нижегородской области (Шаклунов А.А.):
6.1. Обеспечить реализацию пилотного проекта со дня выхода настоящего приказа до 31.12.2019;
6.2. Проводить раз в полугодие анализ полученной информации с предоставлением отчетов на заседание рабочей группы;
6.3. Раз в полугодие проводить встречи-совещания с членами рабочей группы и ответственными за проведение скрининга в медицинских организациях, участвующих в проекте, по вопросам реализации проекта.
7. Контроль над исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Боровкову Т.А. и первого проректора - проректора по научной работе ФГБОУ ВО "Приволжский исследовательский медицинский университет" Минздрава России Клеменову И.А.
Министр здравоохранения
Нижегородской области А.А.Шаклунов
Ректор ФГБОУ ВО "Приволжский
исследовательский медицинский
университет" Минздрава России Н.Н.Карякин
Модифицированный скрининговый тест на аутизм для детей
пересмотренный (M-CHAT-R/F; ROBINS, FEIN, & BARTON, 2009)
M-CHAT-R - скрининговый инструмент для оценки риска Расстройства Аутистического Спектра (РАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев.
M-CHAT-R является авторской методикой, доступен для бесплатной загрузки в клинических, исследовательских и образовательных целях.
Инструкция по использованию:
M-CHAT-R может проводиться как часть обычного медицинского обследования ребенка. Также может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями немедицинских специальностей. Основная идея M-CHAT-R - максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребенка, у которого выявлен риск, будет диагностировано Расстройство Аутистического Спектра (РАС). Тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребенка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.
Обработка данных M-CHAT-R занимает менее двух минут.
Алгоритм для подсчета результатов:
ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;
ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.
Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:
Низкий риск: количество баллов 0 - 2; если ребенок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижению им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.
Средний риск: количество баллов 3 - 7. Необходимо обсудить результаты теста с врачом-педиатром, возможно использование дополнительного пошагового интервью (второй этап M-CHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. В любом случае, рекомендовано дальнейшее, более детальное, обследование.
Высокий риск: количество баллов 8 - 20. Рекомендовано немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.
Постановка диагноза "детский аутизм" и иных расстройств аутистического спектра - ответственность и компетенция детского психиатра - специалиста, прошедшего специальную профессиональную подготовку.
Помните! Раннее выявление и своевременная квалифицированная помощь, программы раннего вмешательства могут значительно улучшить состояние ребенка и функционирование семьи.
M-CHAT-R(тм)
ФИО ребенка ________________ Дата заполнения _______________
Дата рождения ___________________
Степень родства ____________________________________________
Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребенке. При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если Вы замечали у ребенка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо.
1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребенок смотрит на это? (Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребенок смотрит на игрушку или животное?) | Да |
2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребенок может быть глухим? | Да |
3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьет из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?) | Да |
4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы) | Да |
5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/ее глазами? (Пример: Ваш ребенок шевелит его/ее пальцами около его/ее глаз?) | Да |
6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться) | Да |
7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге) | Да |
8. Ваш ребенок интересуется другими детьми? (Пример: Ваш ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним?) | Да |
9. Ваш ребенок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик) | Да |
10. Ваш ребенок отзывается, когда Вы зовете его/ее по имени? (Пример: ребенок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовете его/ее по имени?) | Да |
11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребенку, он/она улыбается Вам в ответ? | Да |
12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: Ваш ребенок кричит или плачет от таких звуков как шум пылесоса или громкая музыка?) | Да |
13. Ваш ребенок умеет ходить? | Да |
14. Ваш ребенок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее? | Да |
15. Ваш ребенок пытается копировать то, что Вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издает смешные звуки Вам в ответ) | Да |
16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите? | Да |
17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? (Пример: Ваш ребенок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит "смотри", или "посмотри на меня") | Да |
18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать? (Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять "положи книгу на стул" или "принеси мне одеяло"?) | Да |
19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? (Пример: если он/она услышит странный или забавный звук или увидит новую игрушку, то он/она посмотрит на Ваше лицо?) | Да |
20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или подбрасывают на коленях) | Да |
Общее количество баллов -
Заключение
по результатам осмотра
ФИО ребенка _______________________________________________________________
Дата рождения _____________________________________________________________
1. Акушерский анамнез неотягощенный/отягощенный (указать, как именно)
___________________________________________________________________________