МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 6 февраля 2020 года № 315-64/20П/од
Об организации системы раннего выявления расстройств
аутистического спектра у детей в Нижегородской области
(с изменениями на 11 сентября 2020 года)
_______________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа министерства здравоохранения Нижегородской области от 15 апреля 2022 года № 315-390/22П/од
_______________________________________________________________________________
-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
приказом министерства здравоохранения Нижегородской области от 11.09.2020 № 315-819/20П/од
------------------------------------------------------------------------
В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 июня 2019 г. N 396н "О внесении изменений в порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 N 514н", в рамках распоряжения Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2019 г. N 928-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области" с целью раннего выявления расстройств аутистического спектра поведения (далее - РАС) у детей раннего возраста (18 - 30 мес.) приказываю:
1. Организовать реализацию проекта по выявлению РАС у детей раннего возраста в Нижегородской области;
2. Утвердить:
2.1. форму анкеты (Приложение 1);
2.2. бланк заключения (Приложение 2);
2.3. бланк еженедельной отчетности (Приложение 3);
2.4. бланк ежеквартальной отчетности (Приложение 4).
3. Главным врачам медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области:
3.1. организовать анкетирование всех детей в возрасте от 18 до 30 месяцев на предмет раннего выявления нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения РАС с использованием анкеты и с учетом добровольного информированного согласия законных представителей интересов ребенка;
3.2. обеспечить еженедельную передачу заполненных бланков анкет (бумажный вариант) главному внештатному специалисту детскому психиатру министерства здравоохранения Нижегородской области Кондюриной А.С. (главный врач ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков", г. Н.Новгород, Чернопрудский пер., д. 4, тел. 430-80-01) для обработки и анализа;
3.3. назначить в подведомственной медицинской организации ответственного за проведение скрининга и направить информацию с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалиста главному специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. (электронная почта: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru) в срок до 10 февраля 2020 г.;
3.4. обеспечить предоставление еженедельной отчетности (пятница до 12 часов) по установленной форме (приложение 3) главному специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. (электронная почта: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru) и главному внештатному специалисту детскому психиатру министерства здравоохранения Нижегородской области Кондюриной А.С. (электронная почта: kdcdpglav@mail.ru);
3.5. организовать информационную кампанию для повышения уровня информированности населения по проблемам детей с РАС посредством размещения в медицинской организации информационных материалов;
3.6 обеспечить внесение результатов анкетирования в амбулаторную медицинскую карту несовершеннолетнего (при оформлении согласия на указанную процедуру родителей (законных представителей) ребенка);
3.7 обеспечить ежеквартальное внесение в паспорт врачебного участка врачом-педиатром участковым данных о количестве проанкетированных на педиатрическом участке детей с подробной информацией о детях из группы среднего и высокого риска;
3.8 организовать информационную работу среди врачей-педиатров участковых и районных педиатров (при наличии) по вопросам обязательного направления на консультацию к врачу-психиатру детей из группы среднего и высокого риска, а также о персональной ответственности за низкий показатель по данному направлению работы.
(Пункты 3.6-3.8 введены приказом министерства здравоохранения Нижегородской области от 11.09.2020 № 315-819/20П/од )
4. Главному врачу ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков" (далее - Центр) Кондюриной А.С.:
4.1. принять и обработать полученные от медицинских организаций, участвующих в проекте, заполненные анкеты;
4.2. выявить группы риска детей с РАС;
4.3. организовать консультативную помощь детям группы риска по развитию РАС специалистами Центра;
4.4. сформировать и обеспечить постоянное ведение регистра детей с РАС, выявленным в ходе реализации проекта;
4.5. обеспечить сбор информации о количестве детей, прошедших обследование у психиатра после проведения скрининга в вышеуказанных медицинских организациях ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за отчетным;
4.6. обеспечить ежеквартальное предоставление информации сводного отчета о ходе проведения скрининга детей в возрасте от 18 до 30 месяцев для выявления группы риска РАС (приложение 4) до 15 числа месяца, следующего за отчетным, главному специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Сениной М.С. (электронная почта: msenina.zdrav-nnov@yandex.ru).
5. Приказ вступает в силу с момента подписания.
6. Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 19 ноября 2019 г. N 315-647/19Р/од "Об организации с 2020 года системы раннего выявления расстройств аутистического спектра у детей в Нижегородской области" считать утратившим силу.
7. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра по лечебным вопросам Белозерову С.Ч.
Министр А.В.Смирнов
Модифицированный Скрининговый Тест
на Аутизм для Детей, пересмотренный
(M-CHAT-R/F; Robins, Fein, & Barton, 2009)
M-CHAT-R - скрининговый инструмент для оценки риска Расстройства Аутистического Спектра (РАС) у детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.
M-CHAT-R является авторской методикой, доступен для бесплатной загрузки в клинических, исследовательских и образовательных целях.
Инструкция по использованию
M-CHAT-R может проводиться, как часть обычного медицинского обследования ребенка. Также может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями не медицинских специальностей. Основная идея M-CHAT-R - максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребенка, у которого выявлен риск, будет диагностировано Расстройство Аутистического Спектра (РАС). Тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребенка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание. Обработка данных M-CHAT-R занимает менее двух минут.
Алгоритм для подсчета результатов
ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;
ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.
Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:
НИЗКИЙ РИСК: Количество баллов 0-2; если ребенок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижении им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.
СРЕДНИЙ РИСК: Количество баллов 3-7. Необходимо обсудить результаты теста с врачом педиатром, возможно использование дополнительного пошагового интервью (второй этап MCHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. В любом случае, рекомендовано дальнейшее, более детальное, обследование.
ВЫСОКИЙ РИСК: Количество баллов 8-20. Рекомендовано немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.
Постановка диагноза "детский аутизм" и иных расстройств аутистического спектра - ответственность и компетенция детского психиатра-специалиста, прошедшего специальную профессиональную подготовку.
Помните! Раннее выявление и своевременная квалифицированная помощь, программы раннего вмешательства могут значительно улучшить состояние ребенка и функционирование семьи.
M-CHAT-R
ФИО ребенка ________________________________________________
Дата заполнения ____________________________________________
Дата рождения ______________________________________________
Степень родства ____________________________________________
ФИО и контактный телефон законного представителя ___________
____________________________________________________________
Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребенке. При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если Вы замечали у ребенка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо.
1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребенок смотрит на это? (Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребенок смотрит на игрушку или животное?) | Да |
2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребенок может быть глухим? | Да |
3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьет из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?) | Да |
4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы) | Да |
5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/ее глазами? (Пример: Ваш ребенок шевелит его/ее пальцами около его/ее глаз?) | Да |
6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться) | Да |
7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге) | Да |
8. Ваш ребенок интересуется другими детьми? (Пример: Ваш ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним?) | Да |
9. Ваш ребенок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик) | Да |
10. Ваш ребенок отзывается, когда Вы зовете его/ее по имени? (Пример: ребенок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовете его/ее по имени?) | Да |
11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребенку, он/она улыбается Вам в ответ? | Да |
12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: Ваш ребенок кричит или плачет от таких звуков как шум пылесоса или громкая музыка?) | Да |
13. Ваш ребенок умеет ходить? | Да |
14. Ваш ребенок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее? | Да |
15. Ваш ребенок пытается копировать то, что Вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издает смешные звуки Вам в ответ) | Да |
16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите? | Да |
17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? (Пример: Ваш ребенок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит "смотри", или "посмотри на меня") | Да |
18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать? (Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять "положи книгу на стул" или "принеси мне одеяло"?) | Да |
19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? (Пример: если он/она услышит странный или забавный звук или увидит новую игрушку, то он/она посмотрит на Ваше лицо?) | Да |
20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или подбрасывают на коленях) | Да |
Общее количество баллов -----
Приложение 2
к приказу министерства здравоохранения
Нижегородской области
от 06.02.2020 N 315-64/20П/од
ЗАКЛЮЧЕНИЕ по результатам осмотра
1. Акушерский анамнез неотягощенный/отягощенный (указать, как именно) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Беременность естественная/после ЭКО 3. Наследственность по психическим заболеваниям неотягощенная/отягощенная (указать, как именно) _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ _________________________________________________________________ 4. Вакцинация по плану/отвод от прививок/другое (указать, что именно и причину) _________________________________________________________ _________________________________________________________________ 5. Наличие врожденных заболеваний нет/есть (указать) _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Наличие хронических заболеваний нет/есть (указать) _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Возраст родителей мать - __________, отец - ___________ 8. Наличие в анамнезе регресса (утрата ранее приобретенных навыков) _________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Возраст наступления регресса __________________________________ С чем родители связывают регресс ___________________________________ _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата осмотра_____________ |
Отчет
о количестве детей, прошедших анкетирование на выявление
риска возникновения РАС в медицинской организации