ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 15 августа 2019 года № 820-р

О реализации мероприятий по созданию центра,
реализующего дополнительные общеобразовательные
 программы, в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным
программам высшего образования
в 2020-2022 годах (II очередь)



В соответствии с документацией на участие в отборе субъектов Российской Федерации на предоставление в 2020-2022 годах субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на создание ключевых центров дополнительного образования детей, в том числе центров, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (II очередь), утвержденной заместителем Министра просвещения Российской Федерации М.Н.Раковой 15 июля 2019 г. МР-90/02вн:

1. Определить министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области региональным координатором, уполномоченным обеспечивать реализацию мероприятий по созданию ключевого центра дополнительного образования детей, в том числе центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (II очередь).

2. Утвердить Комплекс мер (дорожная карта) по созданию и функционированию ключевого центра дополнительного образования детей, в том числе центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (II очередь) в 2020-2022 годах согласно приложению 1 к настоящему распоряжению.

3. Утвердить Концепцию мероприятий по созданию ключевого центра дополнительного образования детей, в том числе центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (II очередь) в 2020-2022 годах согласно приложению 2 к настоящему распоряжению.

4. Министерству финансов Нижегородской области осуществлять финансирование мероприятий по созданию ключевого центра дополнительного образования детей, в том числе центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование" (II очередь) в 2020-2022 годах в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период на основании заявки министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области.

5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области Гнеушева А.Н.



И.о.Губернатора                               Е.Б.Люлин

     


     ПРИЛОЖЕНИЕ 1
     к распоряжению Правительства
     Нижегородской области
     от 15 августа 2019 г. № 820-р

          

Комплекс мер (дорожная карта) по созданию
и функционированию ключевого центра
дополнительного образования детей, в том числе
центра, реализующего дополнительные общеобразовательные
программы в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по образовательным
программам высшего образования
в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование"
(II очередь) в 2020-2022 годах

     

№ п/п

Наименование мероприятия

Ответственный

Результат

Срок

1.

Утверждено должностное лицо в составе регионального ведомственного проектного офиса, ответственное за создание и функционирование ключевого центра дополнительного образования детей, в том числе центра, реализующего дополнительные общеобразовательные программы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования (далее - ДНК)

Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее - МОНиМП НО)

Приказ МОНиМП НО

25 августа X-1 года

2.

Заключено соглашение о создании ДНК между МОНиМП НО и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования

МОНиМП НО, образовательная организация высшего образования

Соглашение

1октября X-1 года

3.

Утвержден медиаплан информационного сопровождения создания и функционирования ДНК

МОНиМП НО

Приказ МОНиМП НО

1 октября X-1 года, далее ежегодно

4.

Утверждено типовое Положение о деятельности ДНК на территории Нижегородской области

МОНиМП НО

Приказ МОНиМП НО

1 октября X-1 года

5.

Сформирован и согласован перечень оборудования для ДНК

МОНиМП НО, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

Приказ МОНиМП НО

1 ноября X-1 года

6.

Согласованы и утверждены дизайн-проект и зонирование ДНК

МОНиМП НО, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

Письмо ведомственного проектного офиса нацпроекта "Образование", приказ МОНиМП НО

30 октября X-1 года

7.

Представлена информация об объемах средств операционных расходов на функционирование ДНК по статьям расходов

МОНиМП НО, федеральный оператор

Письмо МОНиМП НО

30 ноября X-1 года, далее ежегодно

8.

Заключено дополнительное соглашение по реализации регионального проекта "Успех каждого ребенка" на территории Нижегородской области в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

МОНиМП НО

Дополнительное соглашение

5 февраля X года, далее по необходимости

9.

Заключение финансового

соглашения в подсистеме управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"

МОНиМП НО

Финансовое соглашение

15 февраля X года, далее по необходимости

10.

Объявлены закупки товаров, работ, услуг для создания ДНК

МОНиМП НО

Извещение о проведении закупок

25 февраля X года

11.

Повышение квалификации (профмастерства) сотрудников и педагогов ДНК

МОНиМП НО

Свидетельство о повышении квалификации, отчет по программам переподготовки кадров

Согласно отдельному графику ведомственного проектного офиса нацпроекта "Образование"

12.

Закуплено, доставлено и налажено оборудование для ДНК

МОНиМП НО

Акты приёмки работ, товарные накладные и т.д.

25 августа X года

13.

Утверждение Правительством Нижегородской области порядка предоставления бюджетных ассигнований образовательной организации высшего образования на финансовое обеспечение деятельности ДНК

Правительство Нижегородской области

Распоряжение Правительства Нижегородской области

25 августа X года

14.

Получена лицензия на образовательную деятельность ДНК по программам дополнительного образования детей и взрослых (в случае ее отсутствия)

МОНиМП НО

Лицензия на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей и взрослых

25 августа X года

15.

Проведен мониторинг оснащения средствами обучения и приведения площадок ДНК в соответствие фирменному стилю

МОНиМП НО, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

По форме, определяемой ведомственным проектным офисом нацпроекта "Образование"

30 августа X года, далее ежегодно

16.

Завершение комплектования штатных расписаний ДНК

МОНиМП НО, ведомственный проектный офис нацпроекта "Образование"

Приказы об утверждении штатных расписаний

30 августа X года, далее ежегодно

17.

Открытие ДНК в единый день

МОНиМП НО

Информационное освещение в СМИ

1 сентября X года

______________

X - год получения субсидии


ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к распоряжению Правительства
Нижегородской области
от 15 августа 2019 г. № 820-р

Концепция мероприятий по созданию
ключевого центра дополнительного образования детей,
в том числе центра, реализующего дополнительные
общеобразовательные программы в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность
по образовательным программам высшего образования
в рамках федерального проекта "Успех каждого ребенка"
национального проекта "Образование"
(II очередь) в 2020-2022 годах


Раздел 1. Обоснование потребности в реализации мероприятия
по созданию ключевого центра дополнительного
образования детей, в том числе центра, реализующего
дополнительные общеобразовательные программы
в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по образовательным программам
высшего образования (далее - центр ДНК)


Нижегородская область - один из крупнейших промышленных центров России. Правительство Нижегородской области нацелено на построение инновационной экономики, отражающей приоритеты развития региона, характеризующейся переходом на интенсивный путь развития, ускоренные темпы автоматизации основных технологических процессов, активное проникновение информационно-телекоммуникационных технологий во все сферы экономики. Интегральным показателем, характеризующим уровень развития региона, является состояние социальной сферы, включая здравоохранение и образование.

Нижегородская область отличается высоким уровнем научно-технического, экономического развития. Она обладает благоприятным инвестиционным климатом и удачным экономико-географическим положением. Научный и промышленный потенциал является основным ресурсом развития экономики: развитый оборонный комплекс, машиностроение, радиоэлектроника и приборостроение, ядерная физика и энергетика, медицина, материаловедение, 4 института Российской академии наук, 11 образовательных организаций высшего образования, 5 научно-исследовательских институтов при образовательных организациях высшего образования, 66 отраслевых научно-исследовательских институтов и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора, занимает пятое место в России по числу научных школ.

Развитие наукоемких технологий, создание высокотехнологичных производств во многом зависит от притока в эту сферу талантливой молодежи, ориентированной на научную и инженерную деятельность. Человеческий капитал (творческие способности, научные знания и специализированные уникальные навыки) является источником повышения конкурентоспособности, развития инновационной экономики.

Одной из приоритетных задач Правительства Нижегородской области обозначена подготовка высококвалифицированных кадров, востребованных в организациях региона. Эта задача ставится перед всем образовательным комплексом региона. Одной из ключевых проблем системы профессионального образования региона является разрыв между текущей структурой образования и потребностями в навыках и квалификациях кадров.

Следовательно, одним из основных условий вовлечения учащихся общеобразовательных организаций в научно-техническое творчество и обеспечение условий их интеллектуального роста является создание структурированной системы, которая позволяет удовлетворить потребности региона в профессионально-ориентированных кадрах.

Целью деятельности центра ДНК является создание условий для повышения качества образования детей и молодежи путем:

- реализации дополнительных общеобразовательных программ для развития современных компетенций;

- использования сетевой формы взаимодействия с образовательными организациями региона при создании условий непрерывного образования.

Задачи центра ДНК:

- развитие современных компетенций у широких слоев населения, в первую очередь обучающихся и преподавателей общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного образования посредством оказания им образовательных услуг с использованием современных методов и технологий развития современных компетенций;

- разработка и сопровождение перспективных методов, технологий и образовательных программ развития компетенций, в том числе при участии (сотрудничестве) международных и российских компаний.

Создание центра ДНК позволит создать условия для решения таких важных задач региона, как:

- закрепление талантливой молодежи в Нижегородской области с помощью уникального системного подхода к профессиональной ориентации учащихся с учетом индивидуальных особенностей личности, вовлечения в научно-техническое творчество талантливых учащихся общеобразовательных организаций региона, развития системы проектного инженерного образования для учащихся;

- обеспечение кадрового потенциала организаций области посредством формирования контингента мотивированных абитуриентов для подготовки специалистов по приоритетным направлениям развития Нижегородской области.

Для решения поставленных задач предлагается создать центр ДНК на базе Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского" (далее - ННГУ), являющегося ведущей образовательной организацией высшего образования не только региона, но и страны.

     Раздел 2. Данные об организации,
     осуществляющей образовательную деятельность
     по образовательным программам высшего образования,
     на базе которой планируется создание центра ДНК

ННГУ относится к числу лучших ведущих университетов России и входит в ТОП-800 лучших вузов мира по версии рейтинга QS World University Rankings. Сегодня в составе ННГУ 18 факультетов и институтов, 4 крупных научно-исследовательских института. В структуру ННГУ входят суперкомпьютерный центр (суперкомпьютер "Лобачевский" 24-й по мощности вузовский суперкомпьютер в мире), биомедицинский кластер, центр нанотехнологий, инновационно-технологический центр с ядром инкубатора бизнеса, тифлоинформационный центр, обеспечивающий компьютерную подготовку инвалидов по зрению, интернет-центры, фундаментальная библиотека, комплекс музеев, издательство и типография.

В университете обучаются около 30 тысяч студентов из 97 стран мира, в том числе около 900 аспирантов и докторантов. Ежегодно команды ННГУ выигрывают Всероссийские и международные студенческие олимпиады по различным дисциплинам. Научно-педагогическую работу в университете ведут более 330 докторов наук, в том числе 19 действительных членов и членов-корреспондентов РАН, и около 1000 кандидатов наук. В их числе 48 заслуженных деятелей науки России и заслуженных работников высшей школы, 46 лауреатов Государственных премий, премий Правительства и премий Президента Российской Федерации. Нобелевский лауреат в области медицины и физиологии 2008 года Харальд цур Хаузен является почетным доктором ННГУ. ННГУ является базовым университетом нижегородского научного центра РАН.

Центр, реализующий дополнительные общеобразовательные программы, создается в виде структурного подразделения ННГУ в 16 корпусе по адресу: г.Нижний Новгород ул. 3-я Ямская, дом 1.

Описание площадки центра ДНК на базе ННГУ:

a) общая площадь - 702,0 м;

б) лекторий с возможностью проведения интерактивных занятий - 78,3м;

в) специализированные лаборатории - 56,0 м;

г) учебные аудитории - 243,6 м;

д) зона для реализации образовательного проекта "Урок биологии" - 46,9 м;

е) медиа-библиотека с зоной отдыха - 48,9 м;

ж) интерактивный музей науки - 113,8 м.

Раздел 3. Опыт Нижегородской области
в реализации федеральных и международных проектов
(мероприятий) в области образования

Нижегородская область имеет большой опыт в реализации федеральных и международных проектов и мероприятий в области образования.

Обучающиеся нижегородских общеобразовательных организаций принимают участие в международных и федеральных мероприятиях по оценке качества образования.

Ежегодно нижегородские учащиеся принимают участие в международном сопоставительном исследовании PIRLS, выполняют оценочные работы в рамках исследования ICCS, участвуют в международном исследовании PISA.

Регулярно нижегородские общеобразовательные организации включаются в федеральную выборку для проведения национальных исследований качества образования (далее - НИКО) по иностранному (французскому) языку (2016 год), по основам безопасности жизнедеятельности, химии и биологии (2017 год), мировой художественной культуре и географии (2018 год).

Нижегородские общеобразовательные организации активно участвуют в проведении всероссийских проверочных работ (далее - ВПР), в том числе на добровольной основе. В 2017 году более 14 тысяч пятиклассников и 3,5 тысяч одиннадцатиклассников в режиме апробации выполнили ВПР по математике, русскому языку, истории, биологии, географии, физике и химии. В 2018 году в режиме апробации ВПР выполнили более 16 тысяч шестиклассников и 4,4 тысяч одиннадцатиклассников. В 2019 году в режиме апробации ВПР выполнили более 61 тысячи семиклассников и 14 тысяч одиннадцатиклассников.

Также в ВПР на добровольной основе принимали участие профессиональные образовательные организации Нижегородской области: 500 студентов в 2017 году, более 1,5 тысяч студентов в 2018 году, более 3 тысяч студентов в 2019 году.

Нижегородская область в 2017 году принимала участие и стала победителем в отборе на предоставление субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятия 5.1 "Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования в Нижегородской области" Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.

По результатам реализации мероприятия все пункты проведения единого государственного экзамена в Нижегородской области (93 ППЭ) были оснащены оборудованием для внедрения технологий печати контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) в аудиториях проведения экзаменов, сканирования экзаменационных работ в ППЭ и проведения устной части ЕГЭ по иностранным языкам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»