Нормативно-правовой основой разработки Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области до 2035 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" и Закон Нижегородской области от 3 марта 2015 г. № 24-З "О стратегическом планировании в Нижегородской области".
При разработке Стратегии были учтены требования федерального законодательства и приоритеты развития Российской Федерации, определенные в действующих стратегических документах федерального уровня. Документ создавался в соответствии с национальными целями Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". (абзац второй изложен в новой редакции постановлением Правительства Нижегородской области от 11.11.2022 № 918 - см. предыдущую редакцию)
Стратегия разрабатывалась с учетом анализа достигнутого уровня развития региона в результате реализации Стратегии развития Нижегородской области до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 17 апреля 2006 г. № 127 (далее - Стратегия-2020). Это позволило учесть ее недостатки и сохранить преемственность тех направлений развития, в которых удалось достичь существенных положительных результатов.
При формировании проекта Стратегии были приняты во внимание глобальные социально-экономические тренды, планы долгосрочного развития регионов Приволжского федерального округа и регионов - бенчмарков, не входящих в округ. Также учитывались инвестиционные программы крупных предприятий региона.
На первом этапе к разработке проекта Стратегии было привлечено экспертное сообщество, состоящее из ведущих экспертов регионального и федерального уровней: представители организаций производственной и непроизводственной сфер различных форм собственности, научных и общественных организаций. Всего было создано 18 экспертных групп по приоритетным направлениям развития Нижегородской области; проведено более 50 заседаний, в которых участвовало около 400 человек. Таким образом, была обеспечена всесторонняя проработка проблем, перспектив развития Нижегородской области, определены стратегические цели и задачи, а также основные инициативы, реализация которых позволит региону добиться увеличения ВРП на душу населения не менее чем в три раза в сопоставимых ценах к 2035 году.
С июня 2018 года начался второй этап работы над проектом Стратегии. Было проведено 15 отраслевых сессий с расширенным составом экспертного сообщества; во всех муниципальных образованиях Нижегородской области состоялось 39 стратегических территориальных сессий. Всего в обсуждении приняло участие более4500 человек - актив муниципальных образований и эксперты отраслей. Дополнительно обсуждение проекта Стратегии проходило в трудовых коллективах и населенных пунктах с участием более 500 тысяч человек.
Благодаря проведенному обсуждению было внесено более 5 тысяч предложений, что позволило скорректировать стратегические цели, задач и инициативы проекта Стратегии и получить документ в соответствии с видением жителей и расширенного экспертного сообщества региона.
Это подтверждается результатами голосования за проект Стратегии, в котором 9 сентября 2018 г.приняли участие 502 тысячи жителей Нижегородской области: 94% поддержали представленный проект документа.
_______________________
ООО "Лукойл-Нижегороднефтеоргсинтез", ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ", ООО УК "Группа ГАЗ", ПАО "МРСК Центра и Приволжья", филиал "Нижновэнерго", ПАО "Газпром", ПАО "Арзамасский приборостроительный завод имени П.И.Пландина", ПАО "Нижегородский машиностроительный завод"и др.