МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 15 апреля 2022 года № 315-390/22П/од
Об организации системы раннего выявления расстройств
аутистического спектра у детей в Нижегородской области
В связи с кадровыми изменениями в министерстве здравоохранения Нижегородской области, в целях совершенствования внутриведомственного взаимодействия и в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 июня 2019 г. № 396н "О внесении изменений в порядок проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних, утвержденный приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.08.2017 № 514н", в рамках распоряжения Правительства Нижегородской области от 11 сентября 2019 г. № 928-р "Об утверждении Концепции комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Нижегородской области", с целью раннего выявления расстройств аутистического спектра поведения (далее - РАС) у детей раннего возраста (18 - 30 мес.) приказываю:
1. Организовать реализацию проекта по выявлению РАС у детей раннего возраста в Нижегородской области.
2. Утвердить:
2.1. форму анкеты (Приложение 1);
2.2. бланк заключения (Приложение 2);
2.3. бланк еженедельной отчетности (Приложение 3);
2.4. бланк ежеквартальной отчетности (Приложение 4).
3. Главным врачам медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Нижегородской области:
3.1. организовать анкетирование всех детей в возрасте от 18 до 30 месяцев на предмет раннего выявления нарушений психического (психологического) развития, риска возникновения РАС с использованием анкеты и с учетом добровольного информированного согласия законных представителей интересов ребенка;
3.2. обеспечить еженедельную передачу заполненных бланков анкет (бумажный вариант) главному внештатному специалисту - детскому психиатру министерства здравоохранения Нижегородской области Кондюриной А.С. (главный врач ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков", г. Нижний Новгород, ул. Семашко, д. 37, тел. 233-10-55) для обработки и анализа;
3.3. назначить в подведомственной медицинской организации ответственного за проведение скрининга и направить информацию с указанием фамилии, имени, отчества и должности специалиста главному внештатному специалисту - детскому психиатру министерства здравоохранения Нижегородской области, главному врачу ГБУЗ НО "Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков" Кондюриной А.С. (электронная почта: kdcdpglav@mail.ru) в срок до 4 мая 2022 г.;
3.4. обеспечить предоставление еженедельной отчетности (пятница до 12 часов) по установленной форме (приложение 3) главному внештатному специалисту - детскому психиатру министерства здравоохранения Нижегородской области, главному врачу ГБУЗ НО "Консультативно-диагностический центр по охране психического здоровья детей и подростков" Кондюриной А.С. (электронная почта: kdcdpglav@mail.ru);
3.5. организовать информационную кампанию для повышения уровня информированности населения по проблемам детей с РАС посредством размещения в медицинской организации информационных материалов.
4. Главному врачу ГБУЗ НО "Центр охраны психического здоровья детей и подростков" (далее - Центр) Кондюриной А.С.:
4.1. принять и обработать полученные от медицинских организаций, участвующих в проекте, заполненные анкеты;
4.2. выявить группы риска детей с РАС;
4.3. организовать консультативную помощь детям группы риска по развитию РАС специалистами Центра;
4.4. сформировать и обеспечить постоянное ведение регистра детей с РАС, выявленным в ходе реализации проекта;
4.5. обеспечить еженедельное и ежеквартальное (до 15 числа месяца, следующего за отчетным) предоставление информации сводного отчета о ходе проведения скрининга детей в возрасте от 18 до 30 месяцев для выявления группы риска РАС (приложение 4) начальнику отдела детства и родовспоможения Семериковой М.В. (электронная почта: mvsemerikova@yandex.ru) и главному специалисту отдела детства и родовспоможения министерства здравоохранения Нижегородской области Кослопаевой Н.Ю. (электронная почта: koslopaeva.zdrav-nnov@yandex.ru).
5. Приказ министерства здравоохранения Нижегородской области от 06 февраля 2020 г. № 315-64/20П/од "Об организации системы раннего выявления расстройств аутистического спектра у детей в Нижегородской области" считать утратившим силу.
6. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителя министра Карпову Г.Н.
Заместитель Губернатора Нижегородской области,
министр Д.В.Мелик-Гусейнов
Модифицированный Скрининговый Тест
на Аутизм для Детей пересмотренный
(M-CHAT-R/F; Robins, Fein, & Barton, 2009)
M-CHAT-R - скрининговый инструмент для оценки риска Расстройства Аутистического Спектра (РАС) у детей в возрасте от 18 до 30 месяцев.
M-CHAT-R является авторской методикой, доступен для бесплатной загрузки в клинических, исследовательских и образовательных целях.
Инструкция по использованию
Может проводиться как часть обычного медицинского обследования ребенка. Также может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями немедицинских специальностей. Основная идея M-CHAT-R - максимальная чувствительность, что означает выявление настолько большого количества случаев РАС, насколько это возможно. Поэтому существует высокая доля ложноположительных результатов, это означает, что не у каждого ребенка, у которого выявлен риск, будет диагностировано Расстройство Аутистического Спектра (РАС). Тем не менее у этих детей есть высокий риск иных нарушений или задержек развития, следовательно, оценка любого ребенка, у которого выявлен положительный результат, имеет под собой основание.
Обработка данных M-CHAT-R занимает менее двух минут.
Алгоритм для подсчета результатов:
ответ "НЕТ" по всем пунктам, за исключением 2, 5 и 12, указывает на риск РАС;
ответ "ДА" для пунктов 2, 5 и 12 указывает на риск РАС.
Следующий алгоритм максимизирует психометрические свойства M-CHAT-R:
НИЗКИЙ РИСК: Количество баллов 0 - 2; если ребенок младше 24 месяцев, то проведите повторное тестирование по достижении им 2 лет. Никаких дополнительных действий не требуется, если наблюдение не выявляет риск РАС.
СРЕДНИЙ РИСК: Количество баллов 3 - 7. Необходимо обсудить результаты теста с врачом-педиатром, возможно использование дополнительного пошагового интервью (второй этап M-CHAT-R/F) для получения дополнительной информации об ответах, указывающих на риск РАС. В любом случае рекомендовано дальнейшее, более детальное, обследование.
ВЫСОКИЙ РИСК: Количество баллов 8 - 20. Рекомендовано немедленно обратиться за диагностикой и оценкой необходимости раннего вмешательства.
Постановка диагноза "детский аутизм" и иных расстройств аутистического спектра - ответственность и компетенция детского психиатра-специалиста, прошедшего специальную профессиональную подготовку.
Помните! Раннее выявление и своевременная квалифицированная помощь, программы раннего вмешательства могут значительно улучшить состояние ребенка и функционирование семьи.
M-CHAT-R(TM)
ФИО ребенка ______________________________________________________________ |
Дата заполнения ___________________________________________________________ |
Дата рождения _____________________________________________________________ |
Степень родства ___________________________________________________________ |
ФИО и контактный телефон законного представителя ___________________________ __________________________________________________________________________ |
Пожалуйста, ответьте на вопросы о Вашем ребенке. При ответах учитывайте, как обычно ведет себя ребенок. Если Вы замечали у ребенка поведение несколько раз, но обычно он/она так себя не ведет, то, пожалуйста, ответьте "нет". Пожалуйста, обведите в каждом вопросе "да" или "нет". Спасибо. |
1. Если Вы показываете на что-то на другом конце комнаты, Ваш ребенок смотрит на это? (Пример: если Вы показываете на игрушку или животное, ребенок смотрит на игрушку или животное?) | Да Нет |
2. Вы когда-либо предполагали, что Ваш ребенок может быть глухим? | Да Нет |
3. Ваш ребенок играет в воображаемые или сюжетно-ролевые игры? (Пример: притворяется, что пьет из пустой чашки, изображает, что говорит по телефону, понарошку кормит куклу или плюшевую игрушку?) | Да Нет |
4. Вашему ребенку нравится забираться на предметы? (Пример: мебель, строения на игровой площадке, лестницы) | Да Нет |
5. Ваш ребенок делает необычные движения пальцами перед его/ее глазами? (Пример: Ваш ребенок шевелит его/ее пальцами около его/ее глаз?) | Да Нет |
6. Ваш ребенок указывает пальцем, чтобы попросить что-то или получить помощь? (Пример: указывает пальцем на лакомство или игрушку, до которой не может дотянуться) | Да Нет |
7. Ваш ребенок указывает пальцем на что-то интересное, чтобы обратить на это Ваше внимание? (Пример: указывает пальцем на самолет в небе или на большой грузовик на дороге) | Да Нет |
8. Ваш ребенок интересуется другими детьми? (Пример: Ваш ребенок наблюдает за другими детьми, улыбается им, идет к ним?) | Да Нет |
9. Ваш ребенок показывает Вам предметы, принося их Вам или держа их около Вас, просто чтобы поделиться, а не попросить помощь? (Пример: показывает Вам цветок, мягкую игрушку или игрушечный грузовик) | Да Нет |
10. Ваш ребенок отзывается, когда Вы зовете его/ее по имени? (Пример: ребенок оглядывается на Вас, говорит или лепечет, прекращает то, что он/она делает, когда Вы зовете его/ее по имени?) | Да Нет |
11. Когда Вы улыбаетесь Вашему ребенку, он/она улыбается Вам в ответ? | Да Нет |
12. Ваш ребенок расстраивается от бытовых звуков? (Пример: Ваш ребенок кричит или плачет от таких звуков, как шум пылесоса или громкая музыка?) | Да Нет |
13. Ваш ребенок умеет ходить? | Да Нет |
14. Ваш ребенок смотрит Вам в глаза, когда Вы говорите с ним/ней, играете с ним/ней или одеваете его/ее? | Да Нет |
15. Ваш ребенок пытается копировать то, что Вы делаете? (Пример: машет рукой при прощании, хлопает в ладоши, издает смешные звуки Вам в ответ) | Да Нет |
16. Если Вы оборачиваетесь, чтобы на что-то взглянуть, то Ваш ребенок оглядывается вокруг, чтобы увидеть то, на что Вы смотрите? | Да Нет |
17. Ваш ребенок пытается обратить на себя Ваш взгляд? (Пример: Ваш ребенок смотрит на Вас, ожидая похвалу, или говорит "смотри", или "посмотри на меня") | Да Нет |
18. Ваш ребенок понимает, когда Вы говорите ему/ей что-то сделать? (Пример: если Вы не сделаете указательных движений, то ребенок сможет понять "положи книгу на стул" или "принеси мне одеяло"?) | Да Нет |
19. Если происходит что-то необычное, то ребенок смотрит на Ваше лицо, чтобы понять, как Вы к этому относитесь? (Пример: если он/она услышит странный или забавный звук или увидит новую игрушку, то он/она посмотрит на Ваше лицо?) | Да Нет |
20. Вашему ребенку нравится двигательная активность? (Пример: когда кружат или подбрасывают на коленях) | Да Нет |
Общее количество баллов -----
Заключение по результатам осмотра | |
ФИО ребенка _____________________________________________________________ _________________________________________________________________________ Дата рождения ____________________________________________________________ | |
1. | Акушерский анамнез не отягощенный/отягощенный (указать, как именно) ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
2. | Беременность естественная/после ЭКО |
3. | Наследственность по психическим заболеваниям не отягощена/отягощена (указать, как именно) _________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
4. | Вакцинация по плану/отвод от прививок/другое (указать, что именно и причину) ___________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
5. | Наличие врожденных заболеваний нет/есть (указать) ______________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
6. | Наличие хронических заболеваний нет/есть (указать) ______________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
7. | Возраст родителей мать - __________, отец - __________ |
8. | Наличие в анамнезе регресса (утрата ранее приобретенных навыков) ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ ____________________________________________________________________ |
Возраст наступления регресса ___________________________________________________________________ | |
С чем родители связывают регресс _____________________________________ ____________________________________________________________________ | |
Диагноз: _________________________________________________________________ _________________________________________________________________________ | |
Дата осмотра ____________ |