ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 2017 года № 372
О внесении изменений в Концепцию размещения
автозаправочных комплексов на территории
Нижегородской области, утвержденную постановлением
Правительства Нижегородской области
от 12 февраля 2008 года № 33
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести изменения в Концепцию размещения автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области, утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 12 февраля 2008 года № 33, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
Губернатор В.П.Шанцев
Концепция
размещения автозаправочных комплексов
на территории Нижегородской области
Введение
Настоящая Концепция размещения автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области (далее - Концепция) направлена на упорядочение строительства и размещения объектов, предназначенных для заправки транспортных средств моторным топливом, а также систематизацию предоставления земельных участков под строительство данных объектов в полосе отвода автомобильной дороги.
Развитие сети автозаправочных комплексов призвано полностью удовлетворить в Нижегородской области потребительский спрос в моторном топливе, достичь снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения, обеспечить потребителей моторным топливом, отвечающим действующим требованиям, техническим регламентам, стандартам, обязательным нормам и правилам.
Основанием для разработки Концепции являются поручения Губернатора Нижегородской области от 12 марта 2007 года № Пр-13/07-0-0 и от 11 сентября 2007 года № Пр-001/138/07-0-0.
К Концепции прилагается информация о размещении автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области, включающая в себя сведения о существующих и планируемых к размещению на территории Нижегородской области автозаправочных комплексах, их видах, местоположении земельного участка (далее - информация о размещении автозаправочных комплексов).
Сведения о существующих на территории Нижегородской области автозаправочных комплексах включены в информацию о размещении автозаправочных комплексов на основании данных, представленных органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований Нижегородской области.
Сведения о планируемых к размещению на территории Нижегородской области автозаправочных комплексах включены в информацию о размещении автозаправочных комплексов на основании решений инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области и (или) решений рабочей группы инвестиционного совета при Губернаторе Нижегородской области (далее - Решение Инвестсовета) о реализации соответствующих проектов, а по городу Нижнему Новгороду - при условии включения автозаправочного комплекса, о целесообразности строительства которого принято Решение Инвестсовета, в план-схему магистралей города Нижнего Новгорода с размещением автозаправочных комплексов до 2017 года, утвержденный постановлением администрации города Нижнего Новгорода от 3 февраля 2011 года № 353.
Информация о размещении автозаправочных комплексов ежегодно не позднее 1 апреля корректируется путем внесения в нее соответствующих изменений.
Местоположение земельных участков планируемых к размещению автозаправочных комплексов на территории Нижегородской области, указанное в приложении к настоящей Концепции, подлежит уточнению при предоставлении земельных участков.
Основные термины, используемые в настоящей Концепции:
АЗС - автозаправочные станции;
АГЗС - автогазозаправочные станции;
АГНКС - автогазонаполнительные компрессорные станции;
МАЗС - многотопливные автозаправочные станции;
ГСМ - горюче-смазочные материалы;
КПГ - компримированный природный газ;
СУГ - сжиженный углеводородный газ.
1. Цель разработки Концепции
Целью разработки Концепции является проведение единой согласованной политики органами государственной власти Нижегородской области, органами местного самоуправления, организациями, иными лицами в сфере обеспечения потребителей Нижегородской области моторным топливом.
2. Задачи разработки Концепции
1. Повышение конкурентности рынка нефтепродуктов на территории Нижегородской области.
2. Определение мер, направленных на упорядочение размещения автозаправочных комплексов.
3. Обеспечение повышения экологической безопасности объектов топливозаправочного комплекса.
4. Обеспечение устойчивого снижения уровня негативного воздействия автомобильного транспорта на окружающую среду и здоровье населения.
5. Стимулирование инвестиционной деятельности, направленной на развитие рынка моторного топлива.
3. Общая характеристика текущего состояния
По состоянию на 1 января 2016 года в Нижегородской области зарегистрировано 1114,2 тысячи автотранспортных средств, из которых легковых автомобилей - 1009,9 тысяч единиц, грузовых автомобилей - 89,8 тысячи единиц, автобусов - 12,9 тысяч единиц, пикапов -1,5 тысяч единиц.
Наибольший удельный вес в структуре автомобильного транспорта Нижегородской области имеют легковые автомобили - 90,6%, из них основная доля - 98,5% находится в собственности граждан. На долю грузовых автомобилей в 2015 году приходилось 8%. Автобусный парк Нижегородской области в сравнении с 2014 годом увеличился на 1% и составил 12,9 тыс. единиц. В результате доля автобусов в общем объеме транспортных средств составила 1,2%. По Приволжскому федеральному округу Нижегородская область заняла 6 место по обеспечению населения пассажирскими автобусами, осуществляющими регулярные перевозки по маршрутам общего пользования.
В настоящее время на территории Нижегородской области имеется 450 автозаправочных станций для заправки автомобилей традиционными (жидкими) видами топлива, 53 автогазозаправочные станции и 40 многотопливных автозаправочных станций, на которых производится заправка автомобилей пропан-бутаном.
Годовой объем реализации светлых нефтепродуктов на розничном рынке ГСМ в регионе составляет порядка 1,5 млн. тонн, что вполне обеспечивает потребности экономики области и населения.
На региональном розничном рынке нефтепродуктов осуществляют свою деятельность две крупные вертикально интегрированные нефтяные компании: ООО "Лукойл-Волганефтепродукт" (ОАО "ЛУКОЙЛ") - 108 АЗС, Нижегородское отделение "Газпромнефть-Северо-Запад" (ОАО "Газпром нефть") - 43 АЗС. Остальную долю рынка (393 АЗС) занимают независимые операторы. Таким образом, по числу и структуре участников автозаправочного бизнеса розничный рынок нефтепродуктов можно считать конкурентным.
В настоящее время региональный рынок нефтепродуктов сбалансирован, в нем представлены элементы крупного, среднего и малого бизнеса и существуют объективные условия для добросовестной конкуренции и работы естественных рыночных механизмов.
Вместе с тем, общее число АЗС не вполне реально описывает положение, так как не учитывает географического расположения АЗС и тот факт, что последние размещены неравномерно относительно транспортных потоков. Имеются участки, где размещение АЗС экономически нецелесообразно в силу малых объемов реализации (сельские населенные пункты), но необходимо с точки зрения удовлетворения потребностей этих населенных пунктов. При дальнейшем снижении наценки эти АЗС в первую очередь окажутся нерентабельными. В то же время существуют участки с высокой плотностью транспортных потоков (например, на автомобильных трассах), где выгодно размещение новых АЗС.
Для эффективного функционирования действующих и вновь создаваемых малых предприятий в указанной сфере необходимо дальнейшее развитие законодательной и нормативной базы, регулирующей их деятельность и учитывающей специфические условия работы субъектов малого предпринимательства, их взаимоотношения с органами государственной власти и хозяйствующими субъектами.
Розничный рынок нефтепродуктов постепенно насыщается и на первый план выходит не столько предложение бензина, сколько стремление обеспечить покупателя качественным товаром. Сегодня именно это лежит в основе конкуренции.
3.1. Качество реализуемых нефтепродуктов
Серьезной проблемой является продажа низкокачественного топлива на АЗС. Дополнительный спрос на высокооктановые бензины покрывается за счет расширения использования различных присадок, которые позволяют повысить октановое число бензина. Использование несертифицированных присадок, нарушение технологического процесса приводят к появлению на АЗС топлива низкого качества. Как правило, такая ситуация характерна для небольших АЗС, принадлежащих индивидуальным предпринимателям.
Государственный надзор за соблюдением обязательных требований технического регламента "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118, и технического регламента Таможенного союза "О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" (ТР ТС 013/2011), утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 826, в Нижегородской области осуществляет инспекция Приволжского межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее - ПМТУ Росстандарта в Нижегородской области).
В целях выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере нефтепродуктообеспечения в 2015 году должностными лицами ПМТУ Росстандарта в Нижегородской области проведено 128 проверок субъектов хозяйственной деятельности, осуществляющих производство, хранение и реализацию моторного топлива, в том числе 42 проверки совместно с органами прокуратуры во исполнение поручения Президента Российской Федерации. В результате, в 39,8% проведенных проверок в Нижегородской области в 2015 году установлены нарушения требований нормативных документов. В целом по Приволжскому федеральному округу процент выявленных нарушений по результатам проверок нефтепродуктов составил 46,8%.
Проведение проверок совместно с органами прокуратуры во исполнение поручения Президента Российской Федерации позволило значительно снизить процент некачественного топлива на рынке Нижегородской области в 2015 году. Если в первом полугодии процент нарушителей составил 67%, то в третьем квартале он был 33%, а в четвертом квартале - составил 26%.
Обеспечение растущего автомобильного парка высококачественным моторным топливом с улучшенными экологическими характеристиками является одной из главных задач потребительского рынка нефтепродуктов. Качество реализуемого моторного топлива может гарантироваться только строгим соблюдением технологии его производства, квалифицированным контролем качества готовой продукции и обеспечением необходимых условий транспортировки и хранения при его реализации субъектами, занятыми в сфере нефтепродуктообеспечения.
3.2. Экологическая безопасность объектов топливозаправочного комплекса
Объекты топливозаправочного комплекса являются экологически опасными, поэтому при строительстве и эксплуатации этих объектов важнейшим требованием является неукоснительное соблюдение норм экологической безопасности.
Кроме того, на экологическую обстановку влияют низкое качество моторного топлива, техническое состояние, оснащенность автомобильного парка.
В целях создания безопасных условий проживания населения, нормального существования животного и растительного мира важно и далее развивать существующую систему мониторинга состояния окружающей среды для своевременного обнаружения явлений, неблагоприятно влияющих на окружающую среду, и принятия мер по устранению этого воздействия.
Строительство, реконструкция, модернизация и последующая эксплуатация объектов нефтепродуктообеспечения, предназначенных для приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов, должны проводиться в соответствии с нормативными и иными документами, регламентирующими требования к средствам измерения, противопожарным мероприятиям, а также мероприятиям по предупреждению аварийных разливов нефтепродуктов, экологической и санитарной безопасности, принятым в соответствии с действующим законодательством. Обязательным условием является наличие положительного заключения государственной экспертизы проектно-сметной документации.
В рамках реализации экологических программ при строительстве новых АЗС и нефтебаз необходимо предусматривать применение усовершенствованного оборудования, измерительных приборов, емкостей и резервуаров, покрытия которых отвечают современным требованиям экологической и противопожарной безопасности, а также установку оборудования для рекуперации паров легких фракций с возвратом конденсата в емкости АЗС, запреты на эксплуатацию контейнерных и передвижных автозаправочных станций, не соответствующих требованиям экологической и противопожарной безопасности.
3.3. Соблюдение требований действующего законодательства при
размещении автозаправочных станции на автомобильных дорогах,
расположенных на территории Нижегородской области
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определены основные положения размещения объектов дорожного сервиса на автомобильных дорогах. Строительство, реконструкция в границах придорожных полос автомобильных дорог автозаправочных станций, как объектов дорожного сервиса, согласно действующему законодательству допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги. Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию в границах придорожных полос автомобильной дороги таких объектов.
Размещение объектов дорожного сервиса, в том числе автозаправочных станций, в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов.
Вместе с тем, при выборе мест размещения автозаправочных станций, проектировании, строительстве вновь строящихся и реконструкции действующих автозаправочных станций необходимо соблюдать требования действующих норм и правил, стандартов и иных норм, в том числе:
требования к размещению объектов дорожного сервиса, установленные ГОСТ 33062-2014 "Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса" (введены в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 года № 1163-ст) и сводом правил "Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85* СП 34.13330.2012" (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 июня 2012 года № 266);
требования пожарной безопасности для автозаправочных станций, установленные сводом правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности СП 156.13130.2014" (утверждены приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 5 мая 2014 года № 221). Применение данного свода правил обеспечивает соблюдение требований к автомобильным заправочным станциям, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
требования к планировке и застройке автозаправочных станций, установленные сводом правил "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89 СП 42.13330.2011" (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 820).
4. Тенденции развития
Использование альтернативных видов топлива, таких как компримированный природный газ, является одним из перспективных направлений, обозначенных Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2009 года № 1715-р.
Конкретные шаги в данном направлении определены в распоряжении Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 года № 767-р и Перечне поручений Президента Российской Федерации от 11 июня 2013 года № Пр-1298.
Нижегородская область входит в число субъектов Российской Федерации по реализации пилотных проектов по переводу транспортных средств и техники на использование природного газа в качестве моторного топлива.
Разработана и реализуется подпрограмма "Развитие рынка газомоторного топлива" государственной программы "Энергоэффективность и развитие энергетики Нижегородской области", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 28 апреля 2014 года № 287 (далее - государственная программа).
Распоряжением Губернатора Нижегородской области от 6 марта 2009 года № 291-р создана рабочая группа по вопросам расширения использования природного газа в качестве моторного топлива в Нижегородской области.
Между Правительством Нижегородской области и ООО "Газпром газомоторное топливо" заключено соглашение о расширении использования природного газа в качестве моторного топлива от 12 мая 2014 года № 95-П.
Затраты на приобретение моторного топлива могут достигать более 30 процентов в себестоимости продукции (товаров, услуг). В этой связи использование более дешевого альтернативного вида моторного топлива для предприятий и организаций имеет важное социально-экономическое значение.
КПГ является самым доступным и эффективным альтернативным видом моторного топлива.
КПГ как топливо имеет целый ряд преимуществ, в том числе и перед сжиженным углеводородным газом (пропан-бутаном), который в последние годы получил большое распространение.
КПГ дешевле традиционного топлива и дешевле пропан-бутана. При одинаковом расходе на 100 км пути стоимость КПГ в 3 раза ниже стоимости бензина или дизельного топлива. КПГ сгорает практически полностью и не оставляет копоти, ухудшающей экологию и снижающей КПД, не токсичен в малых концентрациях, не вызывает коррозии металлов. Объем выброса окиси углерода в атмосферу у КПГ в 3,2 раза ниже, чем у бензина, и в 2,2 раза ниже, чем у дизельного топлива.
Эксплуатационные затраты на обслуживание оборудования на КПГ ниже, чем на традиционных видах топлива. Главный минус, который можно отнести к КПГ, - неразвитость сети заправок.