ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 апреля 2017 года № 276
Об утверждении схемы и программы
перспективного развития электроэнергетики
Нижегородской области на 2017 - 2021 годы
_______________________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года № 835
_______________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 года № 823 "О схемах и программах перспективного развития электроэнергетики", распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2008 года № 215-р "О Генеральной схеме размещения объектов электроэнергетики до 2020 года" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить схему и программу перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области на 2017 - 2021 годы (далее - Схема и Программа).
2. Рекомендовать субъектам электроэнергетики планировать инвестиционную деятельность на территории Нижегородской области с учетом положений Схемы и Программы.
3. Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области обеспечить размещение Схемы и Программы на официальном сайте Правительства Нижегородской области (http://www.government-nnov.ru).
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области А.А.Байера.
5. Аппарату Правительства Нижегородской области обеспечить опубликование настоящего постановления.
И.о.Губернатора Е.Б.Люлин
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 28 апреля 2017 года № 276
2017
Оглавление
Обозначения и сокращения
Введение
1.Общая характеристика Нижегородской области
2.Анализ существующего состояния электроэнергетики Нижегородской области за прошедший пятилетний период
2.1.Характеристика Нижегородской энергосистемы
2.2.Отчетная динамика потребления электроэнергии в Нижегородской области и структура электропотребления по основным группам потребителей за последние 5 лет
2.3.Основные крупные потребители в энергосистеме Нижегородской области
2.4.Динамика изменения максимума нагрузки и наличие резерва мощности крупных узлов нагрузки за последние 5 лет
2.5.Динамика потребления тепловой энергии в системах централизованного теплоснабжения в регионе
2.6.Перечень основных крупных потребителей тепловой энергии в регионе, источники покрытия тепловой энергии
2.7.Структура установленной электрической мощности на территории Нижегородской области
2.8.Состав существующих электростанций на территории Нижегородской области
2.9.Структура выработки электроэнергии по типам электростанций и видам собственности
2.10.Характеристика балансов электрической энергии и мощности за последние 5 лет
2.11.Динамика основных показателей энерго- и электроэффективности
2.12.Объемы и структура топливного баланса электростанций и котельных на территории Нижегородской области в последнем году
2.13.Единый топливно-энергетический баланс Нижегородской области (ЕТЭБ)
3.Список использованных источников информации
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема территориального планирования Нижегородской области
Обозначения и сокращения
В «Схеме и программе перспективного развития электроэнергетики Нижегородской области на 2017-2021 годы» применяются следующие сокращения:
АТ - автотрансформатор;
АЭС - Арзамасские электрические сети;
ВЛ - воздушная линия электропередачи;
ВРП - валовой региональный продукт;
ГРЭС - Государственная районная электростанция;
ж/б опоры - железобетонные опоры;
ЕЭС - единая энергетическая система;
ИП - инвестиционная программа;
ЛЭП - линия электропередачи;
КЛ - кабельная линия;
МВ - масляный выключатель;
НДС - налог на добавленную стоимость;
НПС - насосно-перекачивающая станция;
ОКВЭД - общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
ОПК - оборонно-промышленный комплекс;
ПС - подстанция;
ПФО - Приволжский федеральный округ Российской Федерации;
РЖД - Российская железная дорога;
РУ - распределительное устройство;
РЭС - районные электрические сети;
Т - трансформатор;
ТЭБ - Топливно-энергетический баланс;
ТЭЦ - теплоэлектроцентраль.
Основанием для проведения работы является совокупность следующих нормативных правовых документов в области развития электроэнергетики субъектов Российской Федерации:
· Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»;
· поручение Президента Российской Федерации о необходимости учета в схемах и программах перспективного развития электроэнергетики максимального использования потенциала когенерации и модернизации систем централизованного теплоснабжения муниципальных образований (перечень поручений от 29.03.2010 № Пр-839, пункт 5).
При выполнении работы также учтены требования Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 № 340 «О порядке установления требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности», Методические рекомендации по проектированию развития энергосистем (утверждены приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 281), Методические указания по устойчивости энергосистем (утверждены приказом Минэнерго России от 30.06.2003 № 277), требования Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», приказ Минэнерго России № 565, приказ Минрегиона России № 667 от 29.12.2012 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке схем теплоснабжения», постановление Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Проведение настоящей работы обосновано необходимостью обеспечения надежного функционирования энергосистемы Нижегородской области в долгосрочной перспективе.
Целью работы является создание программы развития сетевой инфраструктуры и генерирующих мощностей энергосистемы Нижегородской области на 2017-2021 гг. для обеспечения удовлетворения долгосрочного и среднесрочного спроса на электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию, формирования стабильных и благоприятных условий привлечения инвестиций для создания эффективной и сбалансированной энергетической инфраструктуры, обеспечивающей социально-экономическое развитие и экологически ответственное использование энергии и энергетических ресурсов на территории Нижегородской области.
Объектом исследования является Нижегородская область, как социально-экономическая система, включающая в себя различные отрасли народного хозяйства и формирующие эти отрасли организации, в ракурсе обеспечения их необходимой энергетической инфраструктурой. Предметом исследования являлась система планирования развития энергетической инфраструктуры Нижегородской области.
Отдельные элементы настоящей работы также разрабатывались в рамках других проектов. К примеру, разработка топливно-энергетического баланса Нижегородской области на период до 2020 года в соответствии с методологией Международного Энергетического Агентства (МЭА) и практики формирования ТЭБ в странах ОЭСР (государственный контракт от 24.12.2011 №11).
Анализ перспективной балансовой ситуации и необходимости сетевого строительства 220 кВ и выше отражен в рамках Схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2017-2023 годы.
Вместе с тем, в настоящей работе для подобного рода научных разработок, выполненных в отношении Нижегородской энергосистемы, проводится комплексный анализ перспектив развития электроэнергетической отрасли народного хозяйства на основе построения единого ТЭБ по территории Нижегородской области, сценарного прогнозирования потребления электрической и тепловой энергии в сочетании с электрическими расчетами режимов работы электрических сетей, необходимых для обоснования принятых направлений развития электросетевых объектов.
Исходными данными для проведения исследования являются: совокупность отчетных данных государственной и отраслевой статистики о функционировании социально-экономической системы Нижегородской области и основных параметров процессов ее энергообеспечения, данные Схемы и программы развития Единой энергетической системы России на 2017-2023 годы, данные генерирующих и электросетевых компаний о планируемом развитии отдельных объектов электроэнергетики, данные о планируемых к реализации на территории Нижегородской области инвестиционных проектах в области жилищного строительства и промышленности, схемы территориального планирования и генеральные планы городов Нижегородской области, а также данные о планируемых мероприятиях региональной программы энергосбережения Нижегородской области и данные статистического обследования энергокомпаний (Филиал АО «СО ЕЭС» Нижегородское РДУ, филиал ПАО «ФСК ЕЭС» - Нижегородское ПМЭС, филиал «Нижновэнерго» ПАО «МРСК Центра и Приволжья», филиал «Нижегородский» ПАО «Т Плюс» и др.).
Нижегородская область - субъект Российской Федерации расположенный в центре Европейской части России. Область входит в состав Приволжского федерального округа. Административный центр - г. Нижний Новгород. Площадь территории области составляет 76,6 тыс. кмІ, протяжённость с юго-запада на северо-восток - более 400 км.
Нижегородская область граничит на северо-западе с Костромской областью, на северо-востоке - с Кировской, на востоке - с Республикой Марий Эл и Чувашской Республикой - Чувашией, на юге - с Республикой Мордовией, на юго-западе - с Рязанской областью, на западе - с Владимирской и Ивановской областями.
Область является одним из крупнейших субъектов Российской Федерации. В состав Нижегородской области на 1 января 2017 года входило 39 муниципальных районов (административных районов), 13 городских округов, 54 городских поселения и 283 сельских поселения). Карта-схема административно-территориального деления Нижегородской области на 1 января 2017 года представлена на Рисунке 1-1.
В области сконцентрирована значительная часть демографического и экономического потенциала Российской Федерации: 2,2% всего населения страны, 1,6% ВРП, 1,8% основных фондов промышленности, 2,4% отгруженной промышленной продукции, 3,3% объема отгруженной продукции обрабатывающих отраслей, 2,3% розничного товарооборота, 1,9% платных услуг населению.
На 1 января 2017 года в пределах области по данным Росстата проживало 3247,7 тыс. чел. Это десятое место среди субъектов Российской Федерации. Численность населения городов и поселков городского типа области составляет 2581,6 тыс. чел. (79,5% населения), сельских поселений - 666,1 тыс. чел. (20,5%).
В г. Нижний Новгород, который является административным центром области и Приволжского федерального округа, проживает 1276,6 тыс. чел., или почти 39% населения области. Город занимает пятое место в списке городов-миллионников России. Численность населения области к 2017 году по сравнению с данными переписи 2010 г. сократилось на 2,4%.
Рисунок 1-1. Карта-схема административно-территориального деления
Таблица 1-1. Численность населения городов Нижегородской области
(по состоянию на 01.01.2015 и 01.01.2016 гг.)
Наименование города | Тыс. человек | |
на 01.01.2015 | на 01.01.2016 | |
Городской округ город Нижний Новгород | 1276,6 | 1275,5 |
г. Дзержинск | 234,3 | 233,1 |
г. Арзамас | 104,8 | 104,8 |
г. Саров | 94,4 | 94,4 |
г. Бор | 78,1 | 78,4 |
г. Кстово | 67,4 | 67,3 |
г. Павлово | 58,6 | 58,4 |
г. Выкса | 53,6 | 53,5 |
г. Балахна | 49,9 | 49,6 |
г. Заволжье | 39,2 | 38,9 |
г. Богородск | 34,7 | 34,6 |
г. Кулебаки | 33,7 | 33,3 |
г. Городец | 30,6 | 30,5 |
г. Семенов | 24,5 | 24,6 |
г. Лысково | 21,4 | 21,3 |
г. Сергач | 20,5 | 20,4 |
г. Шахунья | 20,4 | 20,2 |
г. Навашино | 15,4 | 15,3 |
г. Лукоянов | 14,2 | 14,2 |
г. Первомайск | 13,8 | 13,7 |
г. Урень | 12,1 | 12,3 |
г. Чкаловск | 11,7 | 11,6 |
г. Ворсма | 10,8 | 10,6 |
г. Володарск | 10,1 | 10,1 |
г. Перевоз | 8,9 | 9,0 |
г. Ветлуга | 8,5 | 8,5 |
г. Княгинино | 7,1 | 7,1 |
г. Горбатов | 2,0 | 2,0 |