ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 февраля 2017 года № 83
Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Внести в государственную программу "Развитие транспортной системы Нижегородской области", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской области от 30 апреля 2014 года № 303, изменения, изложив аналитическое приложение (справочно) к государственной программе в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.
Губернатор В.П.Шанцев
«Аналитическое приложение (справочно)
к государственной программе
«Развитие транспортной системы
Нижегородской области»
Программа комплексного развития
транспортной инфраструктуры
Нижегородской агломерации
1. Текстовая часть
Нижегородская агломерация - одна из крупнейших городских агломераций Поволжья с населением 2,09 млн. чел., что составляет 63,1 % населения Нижегородской области, 6,97 % населения Приволжского федерального округа, 1,48 % населения Российской Федерации, сформировалась вокруг столицы Нижегородской области и Приволжского федерального округа - Нижнего Новгорода. Городская агломерация с центром в Нижнем Новгороде в радиусе 100 км включает в себя несколько крупнейших населенных пунктов Нижегородской области, таких как Дзержинск, Бор, Кстово, Заволжье, Городец, Семенов, Павлово, Чкаловск. На северо-западе Нижегородская область граничит с Костромской областью, на северо-востоке - с Кировской, на востоке - с республиками Марий-Эл и Чувашией, на юге - с Мордовией, на юго-западе - с Рязанской областью, на западе - с Владимирской и Ивановской областями.
В Нижегородской агломерации более 40 % предприятий и организаций являются головными в своих отраслях в области разработки, поставки и производства вооружения и военной техники для Вооруженных сил РФ. В частности, авиастроение представлено ОАО «НАЗ Сокол», судостроение - заводом «Красное Сормово», приборостроение и наука - федеральными научно- производственными центрами (АО «ФНПЦ «ННИИРТ», АО «ОКБМ Африкантов», ФГУП ННИПИ «Кварц», ФГУП «НИИИС им. Ю.Е.Седакова»). Автомобилестроение представлено такими крупными предприятиями, как:
· «Группа «ГАЗ»;
· АО «Северсталь-Авто» (создание дизельных двигателей);
· ООО «Павловский автобус»;
· ОАО «Заволжский моторный завод»;
· ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей».
Кроме этого, на территории Нижегородской агломерации размещены производственные мощности таких предприятий как:
· ОАО «Нижфарм»;
· «Сибур-Нефтехим»;
· «Лукойл»;
· «Теплово синтез»;
· «Синтез»;
· «Дзержинское Оргстекло»;
· ФКП «Завод им. Свердлова»;
· ОАО «Дзержинскхиммаш»;
· «Акрилат».
Город Нижний Новгород - административный центр Нижегородской области, пятый по численности населения город России с населением 1 275,5 тыс. чел., что составляет 39,1% населения Нижегородской области. Город Нижний Новгород расположен в 439 км от столицы Российской Федерации г. Москвы в месте слияния рек Ока и Волга. Река Ока делит город на две части. В границах существующей городской черты город занимает территорию 46 тыс. га и граничит с городским округом Бор на севере, Кстовским муниципальным районом на юго-востоке, Богородским муниципальным районом на юге, городским округом Дзержинск на западе и Балахнинским муниципальным районом на северо-западе.
Город Нижний Новгород - один из крупнейших центров промышленности в России, известен как центр судо-, авиа-, автомобилестроения и информационных технологий. Основными обрабатывающими отраслями являются: производство транспортных средств (42,2%), производство пищевых продуктов (14,8%), производство электрооборудования (11,8%) и металлургическое производство (8,3%). Ключевыми предприятиями города являются: ПАО «ГАЗ», ПАО «Завод «Красное Сормово», АО «ОКБМ Африкантов», ПАО «Нижегородский машиностроительный завод», АО «Нижегородский масложировой комбинат», НАЗ «Сокол», АО «ЦНИИ «Буревестник», АО «Нижфарм», НОАО «Гидромаш».
В настоящее время Нижний Новгород - крупный транспортный узел. В городе расположены: железнодорожный вокзал, аэропорт, речной вокзал, грузовой порт, несколько причалов для перевалки грузов.
Через город проходят автодороги федерального и регионального значения: соответственно М-7, Р-158 и Р-125, Р-152, Р-159. Трасса М-7 является частью второго панъевропейского коридора.
На сегодняшний день Нижегородская область имеет одну из наиболее протяженных, по сравнению с другими регионами России, сеть автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального, межмуниципального и местного значения, которая на 1 января 2016 года составляет 31855 км. Из них 12996 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, 473 км автомобильных дорог федерального значения, 18386 км автомобильных дорог местного значения. Общая площадь улично-дорожной сети ядра агломерации - города Нижнего Новгорода - составляет 14,0 млн.кв.м.
В состав «дорожной сети» Нижегородской агломерации включены участки дорог общего пользования в пределах 100-километровой зоны от ядра агломерации общей протяженностью 1143,898 км. Дороги федерального значения (М-7 "Волга", обход г. Нижний Новгород, Р-158 Нижний Новгород - Арзамас - Саранск - Исса - Пенза - Саратов) протяженностью 287,88 км, участки автомобильных дорог регионального значения, так называемые «вылетные магистрали», обеспечивающие транспортное сообщение между ядром агломерации и муниципальными образованиями - «спутниками», общей протяженностью 476,768 км.
Площадь дорог г.Нижнего Новгорода, расположенных на магистральных улицах регулируемого движения, улицах районного значения и наиболее загруженных улицах местного значения, составляет 9,1 млн. кв.м. Площадь дорог, включенных в программу комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижегородской агломерации, составляет 6,4 млн. кв.м, что составляет 70,3% от общей площади дорог Нижнего Новгорода.
В 2018 году в Нижнем Новгороде будут проходить матчи чемпионата мира по футболу ФИФА. По дорогам, включенным в состав сети Нижегородской агломерации, проходят маршруты следования клиентских групп по городу, поэтому их ремонт предусмотрен в первую очередь в 2017 году, что и обуславливает высокие темпы роста приведения в нормативное состояние дорог в первом этапе программы.
2. Состояние улично-дорожной сети. Характеристика проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
В программу включены автомобильные дороги общей протяженностью 1143,888 км, в том числе:
- 287,88 км автомобильных дорог федерального значения,
- 476,768 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения,
- 379,240 км автомобильных дорог местного значения в г.Н.Новгороде.
По результатам выполненного ФАУ «РосдорНИИ» обследования транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улично-дорожной сети Нижегородской агломерации определена протяженность участков автомобильных дорог с поврежденным дорожным покрытием и требующих проведения ремонтных работ (таблица 1). Обобщенные данные сведены в следующую таблицу:
Автомобильные дороги | Протяженность автомобильных дорог и улиц агломерации, км | Протяженность дорог |
Федеральные дороги | 287,88 | 72,34 |
Региональные дороги | 476,768 | 287,911 |
Улично-дорожная сеть Нижнего Новгорода | 379,240 | 268,14 |
На протяжении периода с 2013 по 2015 годы на территории Нижегородской области отмечается снижение основных показателей аварийности. За период с 2013 по 2015 год на территории Нижегородской области количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 12,4% (с 6075 до 5320, 755 ДТП ), число погибших - на 28,8% (с 726 до 517, - 209), раненых - на 9,1% (с 7447 до 6772,- 675).
Сведения об основных показателях аварийности
за период с 2013 по 2015 годы
|
|
|
| %, по отношению к 2013 году |
ДТП | 6075 | 6053 | 5320 | -12,4 % |
погибло, чел. | 726 | 666 | 517 | -28,8 % |
ранено, чел. | 7447 | 7532 | 6772 | -9,1 % |
Всего в Нижегородской области за 9 месяцев 2016 года произошло 3757 ДТП, в которых погибло 337 человек, ранено 4838 человек. По сравнению с аналогичным периодом 2015 года количество ДТП снизилось на 5,2%, число погибших в ДТП уменьшилось на 12,5%, число пострадавших, получивших ранения в ДТП сократилось на 6,2%.
За 9 месяцев 2016 года на улично-дорожной сети Нижегородской агломерации было выявлено 58 аварийно-опасных участков (мест концентрации дорожно-транспортных происшествий), на которых было зафиксировано 224 ДТП, в которых погибло 22 человека и ранено 310 человек. Из них в городе Нижний Новгород выявлено 23 аварийно-опасных участка, на которых совершено 99 ДТП, в которых погибли 3 человека, ранено 114 человек.
Анализ очагов ДТП показывает, что основная часть наиболее аварийных участков, фиксируемых на протяжении нескольких лет, сконцентрирована на основных магистральных улицах Нижнего Новгорода: Московское ш., пр. Гагарина, пр. Ленина и т.д. Данные городские магистрали, как правило, входят в маршруты движения транзитного транспорта.
Наиболее аварийно-опасными улицами, в Нижнем Новгороде являются:
- пр. Ленина (25 ДТП, 1 человек погиб, 26 человек получили ранения);
- ул. Родионова (8 ДТП, 10 человек получили ранения).
На федеральной автомобильной дороге М-7 «Волга», в т.ч. обход г. Нижний Новгород, в пределах агломерации за 9 месяцев 2016 года выявлено 8 аварийно-опасных участков, на которых совершено 32 ДТП, в которых погибло 9 человек и ранено 47 человек. На федеральной автомобильной дороге Р-158 Н.Новгород - Саратов за 9 месяцев 2016 года выявлено 4 аварийно-опасных участка, на которых совершено 14 ДТП, в которых погибло 9 человек и ранено 11 человек.
В таблице приведены показатели аварийности на аварийно-опасных участках Нижегородской области за 9 месяцев 2016 года.
Показатели аварийности на аварийно-опасных участках Нижегородской области за 9 месяцев 2016 года.
Автомобильные дороги | Число аварийно-опасных участков, ед. | Доля аварийно-опасных участков от общего их числа в Нижегородской области, % | Число ДТП, ед. | Погибло, чел. | Ранено, чел. |
Федеральные автодороги | 12 | 20,7 | 46 | 9 | 68 |
Региональные автодороги | 20 | 34,5 | 69 | 10 | 117 |
Улично-дорожная сеть | 23 | 39,7 | 99 | 3 | 114 |
Для планирования мероприятий программы за базисное значение количества мест концентрации ДТП приняты данные по состоянию на 31 декабря 2015 года. Сведения по местам концентрации ДТП на автомобильных дорогах Нижегородской агломерации и необходимые мероприятия по их устранению сведены в таблице 2.
3. Цели, задачи и целевые показатели программы
Цель программы: приведение в нормативное состояние дорожной сети Нижегородской агломерации (в 2018 году - 50 % протяженности дорожной сети, в 2025 году - 85%) и снижение в Нижегородской агломерации количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий в 2018 году (относительно уровня 2016 года) в 2 раза, в 2025 году - на 85%.
Задачи программы:
1) Приведение в нормативное транспортно-эксплуатационное состояние автомобильных дорог и улично-дорожной сети в Нижегородской агломерации.
2) Повышение безопасности дорожного движения Нижегородской агломерации.
3) Развитие сети автомобильных дорог общего пользования в Нижегородской агломерации.
В программе приняты целевые и аналитические показатели (таблица 3).
Методика расчета показателей:
1) Доля протяженности дорог Нижегородской агломерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям,
N - значение показателя;
Sсоот - общая протяженность дорог городской агломерации, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям;
Sобщ - общая протяженность дорог городской агломерации.
2) Снижение числа мест концентрации ДТП на дорогах Нижегородской агломерации
N - значение показателя.
Кмдтп - количество мест концентрации ДТП на дорогах городской агломерации на 31 декабря года расчета показателя;
Кмдтпбаз - количество мест концентрации ДТП на дорогах городской агломерации на 31 декабря 2015 г. (базисное значение показателя).